статья "Как эмоциональное выгорание влияет на работу педагогов ДОУ"
статья по теме

 

Психологическое самочувствие педагогов оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, напряжение, высокий уровень тревожности,чувство неудовлетворенности. По мнению Е.С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon medvedeva_o.m._-_statya.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Медведева О.М.

КАК ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ ВЛИЯЕТ НА  РАБОТУ ПЕДАГОГОВ ДОУ

БОУ РА «Центр психолого-медико-социального сопровождения»

Республика Алтай, г.Горно-Алтайск

Психологическое самочувствие педагогов оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу дошкольного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, напряжение, высокий уровень тревожности, чувство неудовлетворенности. По мнению Е.С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствует возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность.

Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности педагога (Э.Ф. Зеер, А.В. Карпов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, А.А. Реан).

Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «эффект эмоционального сгорания». Впервые данный феномен был описан американским психиатром X. Дж. Фрейденбергером в 1974 году.

Среди индивидуальных факторов, влияющих на педагога, выделяют социально-демографические характеристики (возраст, пол, уровень образования, стаж работы и др.) и личностные особенности (выносливость, стиль преодоления фрустрирующей ситуации, самооценка и др.).

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что личностные особенности вносят гораздо больший вклад в развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и с факторами рабочей среды (Huebner E.S. & Mills L.B., 1994).

Организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования,  а проблема эмоциональной регуляции – одна из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога. В последнее время проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательных учреждениях стала особенно острой. Синдром «выгорания» - весьма серьезное препятствие для развития в дошкольном учреждении инновационных процессов.

Этапы деятельности педагога-психолога по сохранению психического здоровья педагогов детского сада: 1. Диагностический; 2. Коррекционно-профилактический; 3. Консультационный.

В ходе исследования было выявлено, что факторами, влияющими на эмоциональное выгорание педагогов, являются:

  1. Стаж педагогической деятельности. Чаще всего проявляется у педагогов со стажем от 5 до 7 и от 7 до 10 лет.
  2. Частота проявления эмоционального выгорания в течение года: 56%  педагогов испытывают данное состояние 1-2 раза в год; 34% - 4 и более раз в год; 10% - не испытывают вообще.

Наиболее остро состояние эмоционального выгорания педагоги начинают чувствовать в начале своей деятельности после отпуска, курсов, то есть после того, как они были временно выключены из собственно педагогической деятельности. Это подтверждается выводом о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания – адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям.

  1. На состояние педагогов влияют ситуации эмоционально неадекватного общения с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги детского сада в последние годы) – 37%.
  2. Наибольший процент педагогов (68%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых занятий; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии; окончание учебного года.

Причинами возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности являются: 1. Высокая эмоциональная включенность в работу; 2. Временные рамки деятельности (занятие, окончание года); 3. Ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда; 4. Организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, моральное и материальное стимулирование; 5. Неумение регулировать собственные эмоциональные состояния; 6. Отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией.

Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный.

Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование.

Нет сомнения, что профессиональное здоровье педагогов дошкольных учреждений нуждается в сохранении и укреплении.

        Литература:

  1. Башлакова Л.Н., Харин С.С. Коррекция эмоционального отношения педагогов к детям. Методические рекомендации. Минск, 1995.
  2. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2005.
  3. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

Связь с автором: mompsy@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов на тему:"Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости педагогов"

Семинар-практикум  на тему: "Профилактика эмоционального выгорания и формирование срессоустойчивости  педагогов" был разработан с целью  расширения у педагогов круга методов и приемов в...

Презентация "Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявление и профилактика"

Профессия педагога относится к числу так называемых «помогающих профессий», в которых деятельность специалиста реализуется через построение особых отношений с другими людьми, названных помогающими.В р...

Тренинг по профилактике синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога Тема: «Развитие навыков профилактики стресса»

Стресс (от англ. stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое),...

Эмоциональное выгорание и деформация личности педагога ДОУ

Как установлено многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых, работа педагогов связана с большими нервно-психическими нагрузками. Здесь имеются в виду не только физиологические фак...

Тренинг для педагогов "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога"

Тренинг  "Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности педагога" Задачи:- создание условий способствующих профилактике СЭВ;- передача психологических знаний...

Консультация для педагогов "Синдром эмоционального выгорания - реалии жизни современного педагога"

В настоящее время выгорание входит в топ – 3 корпоративных заболеваний – 76% опрошенных испытывали его хотя бы однажды. Данный материал  даст представление о факторах, влияющих на раз...

Консультация и рекомендации для педагогов «Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога ДОУ»

На протяжении последних лет в дошкольном образовании проблема сохранения психического здоровья приобрела особую актуальность. Повышенные требования к личностным и профессиональным качествам педагога п...