Программа работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания
методическая разработка на тему
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности.
Последствия психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной цивилизации, обусловливают высокую актуальность вопросов, связанных с предупреждением и устранением состояния эмоциональной напряженности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
,
0
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №13
комбинированного вида
городского округа Отрадный Самарской области
ПРОГРАММА
«Тренинг эмоциональной устойчивости
педагогов»
Составитель (разработчик)
программы Петрова И.Н.
2006 год
Аннотация
Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности.
Последствия психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной цивилизации, обусловливают высокую актуальность вопросов, связанных с предупреждением и устранением состояния эмоциональной напряженности.
Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера – нервные истощения, неврозы. Ухудшение профессионального здоровья педагога – «…национальное бедствие …показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией…». А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем.
Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уровня его эмоциональной устойчивости.
Для развития эмоциональной устойчивости педагога современная психологическая наука предлагает множество способов, анализ которых позволяет классифицировать их в две группы: специфические и неспецифические способы обучения.
Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения – деловых игр, диспутов, дискуссий, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устойчивости (педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности). Неспецифические способы состоят в применении средств саморегуляции эмоционального состояния: специальных физических упражнений, дыхательной гимнастики, релаксации, самовнушения, психофизической тренировки и др.
Цель данной программы – повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов, тем самым предотвратить раннее развитие синдрома эмоционального «выгорания», сохранить здоровье, оптимистический настрой и профессиональную активность.
Данная программа состоит из 10 тренинговых занятий и предназначена для педагогов образовательных учреждений.
В результате педагоги учатся регулировать свое эмоциональное состояние, принимать взвешенные решения и воспринимать мир с радостью и оптимизмом.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы
«Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов »
Цель: повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов педагогической деятельности,
Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений;
Срок обучения: 10 часов;
Режим занятий: 1 час в месяц
№ п/п | Название разделов и дисциплин | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |
лекц. | практ. | ||||
1. | Занятие №1 «Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов» | 1 | 1 | Домашнее задание | |
2. | Занятие №2 ««Осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими» | 1 | 1 | Рефлексия | |
3. | Занятие №3 «Развитие позитивного самовосприятия» | 1 | 1 | Рефлексия | |
4. | Занятие №4 «Эмоциональная культура педагога» | 1 | 1 | Рефлексия | |
5. | Занятие №5 «Культура педагогического общения» | 1 | 1 | Рефлексия | |
6. | Занятие №6 «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1 | 1 | Рефлексия | |
7. | Занятие №7 «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1 | 1 | Рефлексия | |
8. | Занятие №8 «Визуальный контакт в педагогическом общении» | 1 | 1 | Рефлексия | |
9. | Занятие №9 «Способы саморегуляции эмоционального состояния» | 1 | 1 | Рефлексия | |
10. | Занятие №10 «Способы саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации» | 1 | 1 | Рефлексия | |
Итого | 10 | 10 |
Литература.
- Рыданова И.И. Основы педагогики общения. – Минск, 1998.
- Митина Л.М. Взаимосвязь личностных качеств учителя и способов преодоления им трудностей в педагогическом общении// Вопросы психологии. – 1987. №6.
- Лук А.Н. Эмоции и личность. - М.1982.
- Шелихова Н.И. Техника педагогического общения - М. 1998.
- Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М., 1999.
- Богданова Д.Я., Волкова И.П. Практические занятия по психологии: Учебное пособие. – М.,1989.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. – М., 1991.
- Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессовых ситуаций. – СПб., 2002.
- Стресс жизни: Сборник. – СПб., 1994.
Предварительный просмотр:
Тематический план занятий
программы
«Тренинг эмоциональной устойчивости педагогов»
Цель: повысить уровень эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов педагогической деятельности;
Категория слушателей: педагоги образовательных учреждений;
Срок обучения: 10 часов;
Режим занятий: 1 час в месяц.
№ | Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений (без подробных описаний) |
1. | «Тренинг эмоциональной устойчивости» |
| 1. Выступление психолога на тему: «Необходимость повышения эмоциональной устойчивости педагогов к воздействию различного рода напряженных факторов» 2. «Знакомство»; 3. «Правила группы»; 4. «Домашнее задание» |
2. | «Осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими» |
| 1. Приветствие «На балу»; 2. «Мой портрет глазами группы»; 3. Упражнение «Самокритика»; 4.Упражнение «Рекламный ролик»; 5. Упражнение «Проективный рисунок»; |
3. | «Развитие позитивного самовосприятия» | 1. Настроить группу на совместную работу; 2. Продолжать закреплять тренинговый стиль общения; 3. Продолжать самораскрытие и открытие в себе сильных сторон, т.е. таких качеств, навыков и умений, которые человек принимает и ценит, которые дают чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе. | 1. Приветствие жестами; 2. Упражнение «Представьте себя ребенком»; 3. Упражнение «Сильные стороны»; 4. Упражнение «Достоинства»; 5. Рисунок «Я – идеальный» |
4. | «Эмоциональная культура педагога» |
| 1. Приветствие «Комплименты»; 2. «Пойми другого»; 3. «Ситуации»; 4. «Кто Вы?»; 5. «Отражение эмоционального состояния» |
5. | «Культура педагогического общения» | 1. Способствовать дальнейшему сплочению группы; 2. Продолжить развитие умений самоанализа и самораскрытия; 3. Преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. | 1. Приветствие «Паровозик»; 2. Тест «Умеете ли Вы слушать?» 3. «Испорченный телефон»; 4. «Барьеры педагогического общения»; 5. «Стиль общения» |
6. | «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1. Настроить группу на совместную работу, применяя невербальные средства общения; 2. Развитие чувствительности к невербальным средствам общения; 3. Учить понимать друг друга с помощью мимики, жестов. | 1. Невербальное приветствие; 2. «Прикосновение»; 3. «Зеркало»; 4. «Сообщение»; 5. «Рассказ сказки»» |
7. | «Невербальное взаимодействие в педагогическом процессе» | 1. Настроить группу на совместную работу, применяя невербальные средства общения; 2. Развитие чувствительности к невербальным средствам общения; | 1. Приветствие жестами; 2. «Рабочая поза педагога»; 3. «Чувство и интонация»; 4. «Различие интонации»; 5. «Разговор и пространство общения» |
8. | «Визуальный контакт в педагогическом общении» |
| 1. Визуальное приветствие; 2. «Общение в парах»; 3. «Говорящий взгляд»; 4. «Контакт глазами»; 5. «Тюремщики-заключенные» |
9. | «Способы саморегуляции эмоционального состояния» |
| 1. Приветствие с музыкой; 2. Методика выполнения дыхательных упражнений; 3. «Успокаивающее дыхание»; 4. «Мобилизующее дыхание»; 5. «Вызов эмоции» |
10. | «Способы саморегуляции во время пребывания в напряженной ситуации» | 1. Научить педагогов навыкам расслабления; 2. Снятие напряжения и тревожности; 3. Учить применять методы саморегуляции в стрессовых ситуациях. |
2. «Падение»; 3. «Способы профилактики неблагоприятных эмоциональных состояний»; 4. «Это я» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-тренинг для педагогов по профилактике эмоционального выгорания «Формирование эмоциональной устойчивости педагога»
Цель: Формирование эмоциональной устойчивости педагогаЗадачи:· Познакомить педагогов с понятием эмоционального выгорания, его характеристиками·...
Тренинг для педагогов ДОУ «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
Цель тренинга:- Знакомство с понятием профессиональное "выгорание", егохарактеристиками особенности проявления признаков выгорания, выделениеисточников неудовлетворения профессиональной деят...
Программа занятий с элементами тренинга для педагогов по профилактике эмоционального выгорания
В программе представлен цикл занятий для педагогов по профилактике эмоционального выгорания...
Методическая разработка "Тренинг для педагогов ДОУ "Профилактика эмоционального выгорания педагогов"
В тренинге предоставлена самодиагностика подверженности профессиональному выгоранию; упражнения для осознания педагогами своих эмоций и чувств, принятие их; упражнения по освоению эффективных способов...
Тренинг с педагогами МАДОУ « Профилактика эмоционального выгорания педагогов».
Цель: в ходе тренинга ознакомить педагогов с понятием “синдром эмоционального выгорания”, его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоров...
ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПЕДАГОГАМ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО, ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Программа помощи педагогам по профилактике эмоционального выгорания....
Комментарии
Спасибо!
Спасибо!