Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду
презентация к уроку по теме
В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специалистами, показана эффективность деятельности старшего воспитателя через сравнителную диагностику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работы старшего воспитателя по профилактике эмоционального выгорания педагогов | 647.5 КБ |
opyt_metodicheskoy_raboty.ppt | 681 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Качество дошкольного образования в ДОУ зависит от: Качества работы воспитателя Сложившихся в педагогическом коллективе отношений Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника К. Ю. Белая.
Подходы в управлении качеством образования. Через процессуальные компоненты педагогической системы, т.е. уровень организации всех составляющих педагогического процесса Через личностные, субъективные аспекты в системе управления, т.е. взаимоотношения между участниками педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в учреждении К.Ю. Белая
Цель методической работы с кадрами: Создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства каждого педагога Создание условий для развития творческого потенциала каждого педагога и всего коллектива в целом Повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса П.Н. Лосев, К.Ю. Белая.
Социальная ситуация педагогической деятельности: При работе с маленькими детьми педагог испытывает высокую эмоциональную загруженность и стрессонасыщенность Наличие отрицательных факторов: большой загруженности, неудовлетворенности заработной платой, низкий статус педагогов дошкольных учреждений в обществе В связи с переходом ОУ на личностно-ориентированную модель образования повысились требования к личности педагога, его роли в учебно-воспитательном процессе
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога: Снижают эффективность воспитания и обучения детей («бегство» от воспитанников) Повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами Способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт (пассивность в педаг. деятельности, снижение творческой активности, отрицательное отношение к пед. труду) Разрушают психическое здоровье педагогов
Синдром эмоционального выгорания (или психофизиологическое истощение) выступает как механизм психологической защиты в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Основные составляющие синдрома эмоционального выгорания. Эмоциональное истощение (эмоциональная опустошенность и усталость, вызванное собственной работой) Деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам своего труда – бесчувственное, негуманное отношение к детям) Редукция профессиональных достижений (осознание неуспеха в деятельности) В.Е. Орел, А.А. Рукавишникова, В.В. Бойко, К. Маслач.
Факторы, играющие роль в эмоциональном выгорании: Организационные и ролевые (внешние): Условия труда, объем работы, содержание труда, особенности Взаимодействия с воспитанниками (позиция) Индивидуальные (внутренние): Социально - демографические – возраст, стаж Личностные особенности – предъявление непомерно высоких требований к себе В.Е. Орел, В.В. Бойко.
Этапы развития эмоционального выгорания: Нервное (тревожное) напряжение – предвестник и «запускающий механизм» выгорания. Симптомы недолгие, умеренные Резистенция, т.е. сопротивление. Симптомы регулярные, затяжные, с трудом поддаются коррекции. Истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса. Наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Симптомы хронические. Развиваются физические и психические проблемы типа язв и депрессии.
Приоритетная проблема: Предупреждение эмоционального выгорание педагогов ДОУ. Структура деятельности по проблеме: Циклический процесс методической работы. Условия деятельности по проблеме: Учет условий, сопровождающих педагогическую деятельность Учет возможностей и состояния педагогического коллектива Учет содержательного аспекта методической работы с кадрами
Согласно циклическому процессу методической работы проводилась следующая пошаговая деятельность: Педагогический анализ условий для реализации системы работы. Планирование деятельности старшего воспитателя по предупреждению эмоционального выгорания педагогов Определение организации и структуры системы мероприятий по проблеме. Сбор информации о состоянии работы. Сравнительная диагностика. Подведение итогов и сравнительный анализ деятельности. Регулирование и коррекция содержания деятельности по проблеме.
Этап №1: педагогический анализ условий Общие сведения о МДОУ (стратегические цели и содержание образования) Контингент родителей воспитанников (социальный статус, образовательный ценз). Особенности контингента воспитанников (виды патологий, группы здоровья). Анализ кадрового обеспечения (образованность, квалификация, аттестация, профессиональная компетентность, педагогический стаж, участие в методической работе, возрастной ценз) Самообразование и передовой опыт педагогов ДОУ. Координация взаимосвязи узких специалистов. Функционирование методического кабинета
Этап №2: планирование деятельности по предупреждению эмоционального выгорания. Задачи: улучшить и сохранить положительный психологический климат в коллективе с учетом эмоционального состояния каждого педагога; повысить профессиональное мастерство педагогов по следующим показателям: отношение к педагогическому труду, творческие умения, умение педагогической техники, коммуникативные умения, организаторские умения и профессионально-личностные качества. с формировать у педагогов навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний; навыки эффективного взаимодействия с субъектами образовательного пространства;
Этапы №3, №4. Структура системы мероприятий и этапы деятельности. Просветительский (формирование мотивации) Формы: тематические семинары, круглые столы с включением практического самопознания педагогов; стендовая информация. Аналитико-диагностический (определение круга проблем) Формы: проведение диагностического изучения психологического климата, самооценки эмоционального состояния, уровня эмоционального состояния и профессионального мастерства. Коррекционно-профилактический (формирование навыков) Формы: практические занятия с педагогами
Этап №5. Сравнительная диагностика психологического климата. Сравнительная диагностика самооценки эмоционального состояния (Я. Уэссман, Д. Рикс). Сравнительная диагностика уровней эмоционального выгорания (В.В. Бойко) Сравнительная диагностика профессионального мастерства педагогов (И.Ю. Соколова).
Этап №6. Регулирование содержания деятельности. Проведение индивидуальных консультаций с включением узких специалистов Включение в технологическую карту методической работы на год «в раздел организационно-педагогические мероприятия» проведение мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания педагогов. Координирование участие узких специалистов в деятельности по предупреждению эмоционального выгорания педагогов. Пополнение содержания методического кабинета научно-методической литературой, практическими разработками, обобщенным опытом работы по предупреждению эмоционального выгорания педагогов.
Спасибо за внимание
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Качество дошкольного образования в ДОУ зависит от: Качества работы воспитателя Сложившихся в педагогическом коллективе отношений Условий, созданных руководителем для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми Объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника К. Ю. Белая.
Подходы в управлении качеством образования. Через процессуальные компоненты педагогической системы, т.е. уровень организации всех составляющих педагогического процесса Через личностные, субъективные аспекты в системе управления, т.е. взаимоотношения между участниками педагогического процесса, состояние морально-психологического климата в учреждении К.Ю. Белая
Цель методической работы с кадрами: Создание условий для непрерывного повышения профессионального мастерства каждого педагога Создание условий для развития творческого потенциала каждого педагога и всего коллектива в целом Повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса П.Н. Лосев, К.Ю. Белая.
Социальная ситуация педагогической деятельности: При работе с маленькими детьми педагог испытывает высокую эмоциональную загруженность и стрессонасыщенность Наличие отрицательных факторов: большой загруженности, неудовлетворенности заработной платой, низкий статус педагогов дошкольных учреждений в обществе В связи с переходом ОУ на личностно-ориентированную модель образования повысились требования к личности педагога, его роли в учебно-воспитательном процессе
Отрицательно окрашенные психологические состояния педагога: Снижают эффективность воспитания и обучения детей («бегство» от воспитанников) Повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами Способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт (пассивность в педаг. деятельности, снижение творческой активности, отрицательное отношение к пед. труду) Разрушают психическое здоровье педагогов
Синдром эмоционального выгорания (или психофизиологическое истощение) выступает как механизм психологической защиты в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Основные составляющие синдрома эмоционального выгорания. Эмоциональное истощение (эмоциональная опустошенность и усталость, вызванное собственной работой) Деперсонализация (циничное отношение к труду и объектам своего труда – бесчувственное, негуманное отношение к детям) Редукция профессиональных достижений (осознание неуспеха в деятельности) В.Е. Орел, А.А. Рукавишникова, В.В. Бойко, К. Маслач.
Факторы, играющие роль в эмоциональном выгорании: Организационные и ролевые (внешние): Условия труда, объем работы, содержание труда, особенности Взаимодействия с воспитанниками (позиция) Индивидуальные (внутренние): Социально - демографические – возраст, стаж Личностные особенности – предъявление непомерно высоких требований к себе В.Е. Орел, В.В. Бойко.
Этапы развития эмоционального выгорания: Нервное (тревожное) напряжение – предвестник и «запускающий механизм» выгорания. Симптомы недолгие, умеренные Резистенция, т.е. сопротивление. Симптомы регулярные, затяжные, с трудом поддаются коррекции. Истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса. Наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Симптомы хронические. Развиваются физические и психические проблемы типа язв и депрессии.
Приоритетная проблема: Предупреждение эмоционального выгорание педагогов ДОУ. Структура деятельности по проблеме: Циклический процесс методической работы. Условия деятельности по проблеме: Учет условий, сопровождающих педагогическую деятельность Учет возможностей и состояния педагогического коллектива Учет содержательного аспекта методической работы с кадрами
Согласно циклическому процессу методической работы проводилась следующая пошаговая деятельность: Педагогический анализ условий для реализации системы работы. Планирование деятельности старшего воспитателя по предупреждению эмоционального выгорания педагогов Определение организации и структуры системы мероприятий по проблеме. Сбор информации о состоянии работы. Сравнительная диагностика. Подведение итогов и сравнительный анализ деятельности. Регулирование и коррекция содержания деятельности по проблеме.
Этап №1: педагогический анализ условий Общие сведения о МДОУ (стратегические цели и содержание образования) Контингент родителей воспитанников (социальный статус, образовательный ценз). Особенности контингента воспитанников (виды патологий, группы здоровья). Анализ кадрового обеспечения (образованность, квалификация, аттестация, профессиональная компетентность, педагогический стаж, участие в методической работе, возрастной ценз) Самообразование и передовой опыт педагогов ДОУ. Координация взаимосвязи узких специалистов. Функционирование методического кабинета
Этап №2: планирование деятельности по предупреждению эмоционального выгорания. Задачи: улучшить и сохранить положительный психологический климат в коллективе с учетом эмоционального состояния каждого педагога; повысить профессиональное мастерство педагогов по следующим показателям: отношение к педагогическому труду, творческие умения, умение педагогической техники, коммуникативные умения, организаторские умения и профессионально-личностные качества. с формировать у педагогов навыки регуляции негативных психоэмоциональных состояний; навыки эффективного взаимодействия с субъектами образовательного пространства;
Этапы №3, №4. Структура системы мероприятий и этапы деятельности. Просветительский (формирование мотивации) Формы: тематические семинары, круглые столы с включением практического самопознания педагогов; стендовая информация. Аналитико-диагностический (определение круга проблем) Формы: проведение диагностического изучения психологического климата, самооценки эмоционального состояния, уровня эмоционального состояния и профессионального мастерства. Коррекционно-профилактический (формирование навыков) Формы: практические занятия с педагогами
Этап №5. Сравнительная диагностика психологического климата. Сравнительная диагностика самооценки эмоционального состояния (Я. Уэссман, Д. Рикс). Сравнительная диагностика уровней эмоционального выгорания (В.В. Бойко) Сравнительная диагностика профессионального мастерства педагогов (И.Ю. Соколова).
Этап №6. Регулирование содержания деятельности. Проведение индивидуальных консультаций с включением узких специалистов Включение в технологическую карту методической работы на год «в раздел организационно-педагогические мероприятия» проведение мероприятий по предупреждению эмоционального выгорания педагогов. Координирование участие узких специалистов в деятельности по предупреждению эмоционального выгорания педагогов. Пополнение содержания методического кабинета научно-методической литературой, практическими разработками, обобщенным опытом работы по предупреждению эмоционального выгорания педагогов.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
В статье раскрыты причины и пути решения проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада....
Методические разработки по профилактике эмоционального выгорания у педагогов ДОУ
Прилагается система работы по направлению профилактики эмоционального выгорания у педагогов ДОУ, тематическое планирования тренинга для педагогов "Новый взгляд", конспект одного из занятий...
"Организация методической работы с педагогическим коллективом по взаимодействию детского сада с семьей"
Организация деятельности старшего воспитателя направлена на методическую работу с педагогами. В описании опыта прослеживается система работы по данной теме и ориентирована на конкретный результат и пр...
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательн...
Описание работы по предотвращению эмоционального выгорания педагогов в условиях детского сада.
Одна из актуальных проблем современного педагогического сообщества – частые ситуации выгорания и усталости педагогов, приводящие либо к их отрицательному отношению к выполняемым обязанностям, ли...
Методическая работа по нравственно-патриотическому воспитанию в детском саду
Представленный опыт методической работы может быть использован для совершенствования практической работы с дошкольниками в вопросах нравственно-патриотического воспитания....
Семинар-практикум для педагогов "Организация методической работы по речевому развитию детей в детском саду"
основные направления работы детского сада по развитию речи детей...