Организация работы с детьми с высоким уровнем агрессии и агрессивности
консультация по психологии

Антошина Лариса Сергеевна

Организация работы с детьми с высоким уровнем агрессии и агрессивности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация работы с детьми с высоким уровнем агрессии и агрессивности

Понятия «агрессия», «агрессивность»

“Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)”.

Агрессивность — свойство личности, заключающееся в готовности и предпочтении использования насильственных средств, для реализации своих целей.  

Детерминанты агрессии (социальные, внешние, индивидуальные)

Социальные детерминанты агрессии

Выделяют такие социальные детерминанты, как фрустрации; физические и вербальные провокации окружающих; моменты подстрекательства со стороны окружающих

Фрустрация

Уровень и непредвиденность фрустрации порождают негативные эмоции, наличие которых Л. Берковитц считает необходимым для возникновения агрессивных намерений. Посылы к агрессии могут усилить (или подавить) побуждение к агрессии. Повлечет ли фрустрация за собой агрессию или нет, зависит от интерпретации индивидуумом множества ситуационных факторов (таких как интенсивность фрустрации и связанные с агрессией стимуляторы) и от его эмоциональной реакции на них.

Физические и вербальные провокации окружающих

Провокационные нападения: прямая провокация, вербальная или физическая, часто вызывает агрессивную реакцию. По данным исследования О'Лири и Денджеринка, люди отвечают тем же на провокацию со стороны, практически все испытуемые придерживались принципа «око за око, зуб за зуб», даже на малость, не уступая своему оппоненту.

На проявление агрессии так же влияет и пол агрессора. По данным экспериментов, было выявлено, что женщины подвергаются физическому нападению реже, чем мужчины. Ричардсон, Ванденберги Хамфриз, провели эксперимент, по результатам которого было выявлено, что женщины вызывают меньшую агрессивность, так как воспринимаются менее угрожающими, чем мужчины. В эксперименте, поставленном для выявления факторов, увеличивающих вероятность агрессии мужчин против женщин, Ричардсон, Леонард, Тэйлор и Хэммок, доказали, что нет оснований считать, что женщины подвергаются агрессии реже мужчин. Страх является одним из множества факторов, подавляющих предполагаемое сдерживающее начало не причинять вреда женщине.

Так же рядом исследований было выдвинуто два основных предположения. Первое: люди склонны быть более агрессивными по отношению к лицам, чья раса отличается от их собственной, чем к лицам одной с ними расы. Более комплексное предположение: люди с расовыми предрассудками будут вести себя более агрессивно по отношению к расе, против которой имеют какое-либо предубеждение, чем по отношению к собственной расе.

Подстрекательства со стороны окружающих

Третья сторона - люди присутствующие, но не являющиеся ни агрессором, ни жертвой - может повлиять на агрессивные взаимодействия множеством способов. Например, третья сторона может обладать властью и приказать одному человеку причинить вред другому. Менее авторитетная третья сторона может влиять на агрессию простым подстрекательством или «подначиванием» агрессора или его жертвы. Толпа зевак часто, подначивает разозленных противников, способствуя разжиганию опасных ссор.

Даже простое присутствие другого человека, который не распоряжается и не подстрекает, может повлиять на взаимодействие конфликтующих, например, присутствие милиционера. По данным некоторых исследований известно, что третья сторона более склонна подстрекать к агрессии или сама принимать участие в агрессивных действиях, чем быть посредником в примирении.

Внешние детерминанты агрессии

Боль

Исследователи обнаружили, что особи самых разных животных, подвергавшиеся болевому воздействию, проявляют друг к другу большую жестокость, чем вызванные у них болевые ощущения. Также и у людей боль усиливает агрессивность. Берковиц сделал вывод, что скорее аверсивная стимуляция, чем фрустрация, является основным спусковым механизмом враждебной агрессии. Любое аверсивное событие, будь то несбывшиеся ожидание, личное оскорбление или физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву.

Жара

Изменение климата могут влиять на поведение. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха - все это может быть увязано с агрессивным поведением. Но наиболее изученным является жара.

Массовые беспорядки имели место в жаркие, чем в холодные дни. Наибольшее количество преступлений, связанных с насилием, совершается не только в жаркие дни, но и в жаркое время года, особенно в те года, когда лето бывает особенно жарким. Водители автомобилей, не оснащенных кондиционером, чаще сигналят сбавляющим скорость машинам.

Атакующее поведение

Атакующее поведение другого человека, например сознательное причинение боли или оскорбительное действие, является особо сильным возбудителем агрессии. Чаще всего действует принцип «око за око, зуб за зуб».

Теснота

Теснота - субъективное ощущение нехватки пространства - также является фактором стресса.

Состояние стресса, испытываемое животными в перенаселенном замкнутом пространстве, повышает уровень агрессивности. Так же и у людей в сильно заселенных больших городах происходит большее количество преступлений и люди там испытывают больший эмоциональный дистресс.

Возбуждение

Проведенные исследования убедительно показывают, что возбуждение действительно усиливает эмоции.

Сексуальное возбуждение и другие его виды, такие как гнев, могут усиливать друг друга. На основании лабораторных экспериментов выяснено, что эротические стимулы действуют более возбуждающе на тех людей, которые только что пережили испуг.

Фрустрация, жара, теснота оскорбление усиливают возбуждение. При этом возбуждение в сочетании с враждебными мыслями и чувствами может обеспечить появление агрессивного поведения.

Индивидуальные детерминанты агрессии

Черты характера играют важную роль в определении вероятности того, станут ли определенные лица агрессорами или жертвами.

Результаты, полученные Денгеринком, Дорски, Тэйлором и другими, показывают, что тревога - особенно обеспокоенность социальным неодобрением - имеет прямое отношение к агрессии. Очевидно, тревога о том, что скажут другие, может послужить сильным сдерживающим фактором агрессии, по крайней мере, в обстановке, когда сильные ситуационные факторы не в состоянии помешать подобной сдержанности.

По результатам исследования Доджа выявлено, что склонность приписывать недоброжелательность и дурные намерения другим лицам, даже если этого на самом деле нет, является важной чертой, которая может привести индивидов к более частым, чем обычно, агрессивным столкновениям с другими.

Капрара и его коллеги разработали опросник для оценки двух личностных характеристик: раздражительность (устойчивая тенденция обижаться даже на минимальную провокацию) и эмоциональная чувствительность (устойчивая тенденция, свойственная некоторым индивидам, ощущать себя некомпетентными и испытывать дистресс в ответ на самые умеренные фрустрации. Исследования показали, что люди с высоким уровнем раздражительности и эмоциональной чувствительности чаще склонны к агрессивным действиям, в отличие от людей с низким уровнем данных характеристик.

Данные, полученные Денгеринком и его коллегами, свидетельствуют, что уверенность индивидов в своей способности влиять на собственную судьбу является личностным фактором, имеющим отношение к агрессии во многих ситуациях.

По данным исследования Тангни, Вагнера, Флетчера и Грамзоу, чем чаще люди испытывают чувство стыда в процессе взаимодействия с другими, тем выше их склонность к гневу и агрессивному реагированию.

Виды агрессии (А. Басс, А. Дарки) — физическая агрессия, раздражение, косвенная агрессия, вербальная агрессия, негативизм.

Классификация агрессивных действия Басса

Прямая

Непрямая

Физическая

активная

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием, избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия.

Сговор с наемным убийцей с целью уничтожения врага.

пассивная

Стремление физически не позволить другому человеку достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью.

Отказ от выполнения необходимых задач.

Вербальная

активная

Словесное оскорбление или унижение другого человека.

Распространение злостной клеветы или сплетен о другом человеке.

пассивная

Отказ разговаривать с другим человеком.

Отказ дать определенные словесные пояснения или объяснения

Выделяются следующие виды Агрессии:

- физическая Агрессия (нападение) — использование физической силы против др. лица или объекта;

- вербальная Агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

- прямая Агрессия — непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта;

- косвенная Агрессия — действия, которые окольным путем направлены на др. лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

- инструментальная Агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели;

- враждебная Агрессия — выражается в действиях имеющих целью причинение вреда объекту агрессии;

- аутоагрессия — агрессия, проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства;

- альтруистическая Агрессия, имеющая цель защиты др. от чьих-то агрессивных действий.  

Особенности агрессивного поведения дошкольников

Направления коррекционной работы с агрессивными детьми:

1. Обучение агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме (прямо заявить о своих чувствах; выразить гнев в косвенной форме (на предмете); сдерживать гнев; задерживать негативную эмоцию до момента ее поступления, не давя ей возможности развиться, при этом человек пытается выяснить причину гнева и устранить ее в кратчайший срок)

2. Обучение приемам саморегуляции

3. Отработка навыков общения

4. формирование позитивных качеств (эмпатии, доверия, доброты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент картотеки для индивидуальной работы с детьми ОНР 1 уровня

Вначале каждого занятия необходимо выполнить артикуляционную гимнастику, упражнения для рук, имееются  задания  на выработку длительного выдоха; на развитие фонематического слуха; на ра...

Практикум- семинар «Организация работы с детьми по физическому развитию с учетом разного уровня двигательной активности»

Цель: Повышение профессиональной компетенции педагогов в организации работы по физическому развитию дошкольников с разным уровнем двигательной активности ...

Организация работы с детьми ОВЗ на дошкольном уровне

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Гр...

Особенности самооценки подростков с высоким уровнем агрессии

В статье представлена информация о подростковом возрасте, о самооценке и агрессии, их взаимосвязи, о результатах исследования.Андреева М.Ю. Особенности самооценки подростков с высоким уровнем агрессии...

«Организация работы с детьми с разным уровнем развития»

Организованно образовательная деятельность для ребенка с ОВЗ(отставание в речевом развитии, младшая группа 3 года)....

протокол заседания РМЦ "Повышение уровня практических навыков педагогов при организации работы с детьми с ОВЗ"

Предоставила свой опыт по коммуникативным играм и танцам для детей с ОВЗ...