Методы профилактики и коррекции в работе с отклоняющимся поведением подростков.
статья по психологии

Рогулина Наталья Николаевна

Дети с отклоняющим поведением – явление распространенное,

но почему, отчего ребенок становится таким,

учась в обычной общеобразовательной школе? 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 5

Методы профилактики и коррекции

в работе с отклоняющимся поведением подростков.

                                                                                       Выполнила воспитатель

                                                                                       Рогулина Н.Н.

                                                                                       

Солнечногорск

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1.Основные проявления и причины нарушений поведения в подростковом возрасте…………………………………………………………………………… 5

2. Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков……………………………………………………………………………….13

3. Рекомендации по коррекции и профилактике отклоняющегося поведения подростков из неблагополучной семьи……………………………………….17

Заключение…………………………………………………………………….....19

Список литературы ……………………….……………………………………..21

3

Введение

            Дети с отклоняющим поведением – явление распространенное, но почему, отчего ребенок становится таким, учась в обычной общеобразовательной школе? Почему его поведение перестает соответствовать существующим правилам и нормам? В чем причина отклонений в поведении подростка?

            Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения агрессивной или корыстной ориентации, так и социально-пассивного типа.

             В нашей стране озабоченность вызывает увеличение числа несовершеннолетних с отклоняющимся поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер[2].

            Особенности характера, поведения, способности каждого человека индивидуальны. Вряд ли можно найти двух совершенно одинаковых людей. Эти отличия играют важную роль в повседневной жизни и зависят от многих причин. Среди них – условия воспитания в семье, модели общения и поведения родителей, обучение в школе и внеклассная обстановка, неформальное окружение и т.п. В зависимости от степени и различия влияния этих причин, один человек будет тихим, где-то даже «забитым», а другой, наоборот, вспыльчивым резким грубым, агрессивным, раздражительным и т.д.

4

             Природа отклоняющегося поведения неоднородна, различают поведение делинквентное и девиантное. По мнению А.Е. Личко, делинквентное поведение – это широкий круг антиобщественных и противоправных действий, но существует более узкое понятие, называемое девиантное поведение, которое характеризуется как нежелательное или опасное для общества отклонение от принятых социальных норм. Следовательно, исходным для понимания отклоняющегося поведения служит понятие социальной нормы. Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

               Одним из важных этапов становления личности, нравственно-этического воспитания и профилактики отклоняющегося поведения учащихся является период дошкольной и  школьной жизни. Именно в это время закладываются основы нравственности, формируются и закрепляются практически все свойства характера, отношение к обществу и самому себе.

               Эффективность профилактической и коррекционной деятельности зависит также от умения воспитателя, учителя, психолога, социального работника координировать свои действия, строить работу с родителями ребенка, оказывать психологическую помощь не только подростку, но и семье. Важно помнить при этом, что родители ребенка с отклоняющимся поведением не имеют психологических и педагогических знаний, а это может существенно осложнить работу с ними.

               Процесс коррекции отклоняющегося поведения осложнен и тем, что требует индивидуального подхода к каждому родителю.

5

1.Основные проявления и причины нарушений поведения в подростковом возрасте.

               Детский и подростковый возраст, которым свойственна незрелость, несформированность личности, отличается особой склонностью к разнообразным нарушениям поведения. Они значительно учащаются у подростков в связи с пубертатной дестабилизацией нервно – психического состояния. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды.

Нарушения поведения в этот период называются делинквентными. Понятие делинквентное поведение, в соответствии с этимологией данного термина (делинквентность буквально означает правонарушение) должно применяться только в случаях противоправных, противозаконных и преступных поступков несовершеннолетних (кражи, угон транспортных средств, нанесение телесных повреждений и пр.).

               Анализ мотивов поведения подростков правонарушителей позволили выделить четыре основных типа делинквентности:

              I. конформный. В подростковом возрасте закономерный процесс отдаления от родителей связан с группированием со сверстниками. Стихийно-групповое общение рассматривается социальными психологами как один из необходимых этапов в процессе социализации. Групповое общение необходимо для правильного психосоциального развития, для приобретения навыков социального взаимодействия, развития чувства групповой солидарности. Отсутствие в семье отца, перегруженная работой мать, алкоголизм одного из родителей, низкий моральный уровень семьи.

6

             Другой разновидностью неправильного семейного воспитания является гиперопека, мелочный контроль над поведением подростка, лишение его элементарной свободы – все это толкает подростка в общество сверстников, где все позволено. Существенно то, что поведение подростка меняется в зависимость от того, с какой группой сверстников он себя отождествляет на данном этапе. При отрыве от асоциальной компании и приобщении к группе с социально – положительной направленностью у подростков меняется модус поведения. Таким образом, социальная дезадаптация сочетается с хорошей адаптацией в рамках подростковой делинквентности, что указывает на потенциально сохранные возможности личности.

             II. неустойчивый. Основной мотив поведения этих подростков – эмоция удовольствия, стремление к постоянным развлечениям, беспечной жизни. Чувство групповой солидарности выражено слабо: уличенные в групповых правонарушениях,  всеми силами стремятся выпутаться из неприятной ситуации, лгут, перекладывают вину на другого, сетуют на то, что «затянули дружки», «попал в плохую компанию» и т.д. При оценке семейного фона не удается выявить какого-либо доминирующего типа воспитания. Встречаются семьи с диаметрально противоположным типом воспитания – гиперопекой и безнадзорностью, баловством и жестоким обращением с ребенком. Достаточно часто встречаются и благополучные семьи.

             III. агрессивно – защитный. Наиболее пагубное влияние на психику ребенка оказывает воспитание типа эмоционального отвержения. Обычно это семьи, где появление ребенка было нежелательно. Появление на свет «непрошенного» ребенка осложняет и без того натянутые, несчастливые отношения супругов. Ребенок превращается в «козла отпущения», на котором родители срывают свою неудовлетворенность семейной жизнью. В другом случае отвержение обуславливается распадом прежней и попыткой создания новой, появление в семье отчима или мачехи. Реже отвержение выражается в крайней форме жестокого обращения с ребенком.

7

              Для подростков с агрессивно защитным типом делинквентности характерны враждебность, жестокость, мнительность, лживость, вспышки агрессии, третирование других подростков, сексуальная распущенность, преждевременное курение и употребление спиртного.

                IV. оппозиционный. Делинквентное поведение данной группы подростков является реакцией на фрустрацию (лат. frustratio — обман, неудача, тщетное ожидание, расстройство, разрушение (планов, замыслов) — психическое состояние, возникающее в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности. Наблюдается, как правило, у подростков, воспитывающихся по типу «кумира семьи». Неуемная слепая родительская любовь, постоянное восхищение своим ребенком, удовлетворение его малейших капризов и притязаний, снисходительное отношение к его проступкам, а часто и их прикрывание, формирует у ребенка превратное представление о своих правах и обязанностях. Искаженное представление о социальных отношениях, полученных в семье, приходит в столкновение с реальными отношениями в обществе, когда подросток выходит за рамки «тепличной атмосферы» семьи. Притязания подростков оказываются выше действительных возможностей и, как следствие, возникает внутренний конфликт, который приводит к эмоциональным расстройствам и нарушениям поведения. Фрустрация проявляется в оппозиционном поведении, негативизме, упрямстве, повышенной обидчивости, конфликтных отношениях с окружающими людьми. Учителя обвиняются в предвзятом отношении, занижении оценок, недооценке способностей. Не добившись успеха в учебе, стремятся «реабилитировать» себя «оригинальностью» и «смелостью» суждений, демонстративным отверганием общепринятых «банальных» оценок. Вскоре начинают дерзить учителям, срывать уроки, прогуливать школу, втягиваются в компанию трудновоспитуемых подростков[3].

                 Стремление к независимости от родителей сочетается с притязанием на их безраздельную любовь, внимание и заботу. Сочетание двух взаимо-

8

исключающих тенденций ведет за собой психологический конфликт, который разрешается инфантильно окрашенным оппозиционным поведением. Суицидальный шантаж, делинквентные поступки, прием наркотиков – эти и другие формы нарушения поведения являются в подобной ситуации протестными реакциями подростка в ответ на жесткий диктат родителей и преследует цель, чаще подсознательную – обратить внимание родителей на свое поведение и тем самым изменить их тактику по отношению к себе.

                 Итак, мы рассмотрели проявления делинквентного поведения подростков, проявляющиеся преимущественно  в случаях противоправных, противозаконных и преступных. В жизни, же мы чаще встречаемся с проявлениями девиантными. Очень важно не путать эти похожие между собой понятия, чтобы не допустить стирания граней между криминальными и некриминальными поступками человека.

                К девиантному поведению  могут быть отнесены нарушения режима и дисциплины в учебно-воспитательном учреждении. Например, систематический срыв уроков, отказ от выполнения учебных заданий и т.д. 
 нарушения поведения проявляются в основных формах динамики личности –  характерологических реакциях[2].

                Так, характерологическая  реакция протеста - одна из наиболее частых реакций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленностью. 
           Чаще всего эта реакция возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких.

               Причиной реакции протеста могут быть конфликты между родителями или их равнодушное отношение к подростку, несправедливое или болезненное для его самолюбия наказание, запрещение чего-либо, что значимо

9

для подростка. Протестные реакции могут быть у подростков из-за чрезмерных претензий, предъявляемых родителями, когда они ставят перед ним непосильную задачу -  в совершенстве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, музыкой и прочим, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, чего ожидают от него родители.  

               Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя журят их за плохую успеваемость или какие-то проступки. 
            Реакции протеста бывают пассивными и активными.  Пассивные реакции протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию подростка, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения с ним.     

             Реакции активного протеста могут проявляться в виде нарушения школьной дисциплины, неповиновения и грубости по отношению к старшим, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления. 
            
Реакция отказа  нередко проявляется отказом от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков.

В нерезкой форме она возможна у подростков, внезапно оторванных от привычного места жительства или общения, например, когда подростка переводят в другую школу или семья переезжает на новое место жительства. В таких случаях подросток винит в этом родителей и именно с ними отказывается общаться, а со сверстниками из нового класса или двора общается. 
              Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все сильно отличается от его домашних условий и где с ним слишком строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом ребенок испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие. Он не хочет ни с кем разговаривать, ничем не хочет за-

10

ниматься, даже своими любимыми увлечениями, не проявляет интереса к окружающему. Из-за отказа от занятий у подростка возникает серьезное отставание в учебе от одноклассников.

              Реакция имитации. Имитация – это стремление подражать во всем кому-либо. 
              В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым.  В подростковом возрасте происходит то же самое. Ребенок чаще всего имитирует поведение значимого для него человека или людей. Это может быть кумир, которому поклоняется подросток. В этом случае ребенок копирует стиль одежды, интонации и поступки.  В зависимости от  положительной или отрицательной направленности подражания, и имитация будет соответствующей. Часто реакции имитации выражаются в грубости и вызывающем тоне по отношению  к старшим, нецензурных выражениях и хулиганских поступках, курении, употреблении алкогольных напитков и т.д.

               Реакции компенсации и гиперкомпенсации у подростков, переживающих чувство неполноценности вследствие физического недостатка (аномалия развития, дефект речи и др.), невысокого уровня психических способностей, моторной недостаточности, ограничения возможностей в связи с инвалидизирующим заболеванием, могут принимать форму антидисциплинарного и антисоциального поведения (срывы уроков и другие нарушения школьной дисциплины, неповиновение старшим и др.). 
           При реакциях гиперкомпенсации поведение может иметь карикатурный характер, вследствие чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть дезадаптация. Примером реакции гиперкомпенсации может служить показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения и употребления спиртного у неуверенных в себе, робких подростков. 
    

11

             Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях.

             Реакция эмансипации. Это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение.  Желание освободиться от контроля и опеки взрослых любыми способами. Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем сильнее растет желание избавиться от влияния взрослых. Реакция эмансипации может сопровождаться непосещением школы,  уходами из дома, бродяжничеством (дромоманией), вызывающими формами поведения.

            Реакция группирования со сверстниками.     Стремление к группированию со сверстниками присуще подростковому возрасту. Реакция группирования объединяет подростков по интересам. В зависимости от социальной направленности группы и проявления могут быть разными. Это может быть занятие спортом, какое-нибудь хобби, а могут быть хулиганские действия, а иногда и групповые преступления. Подросткам свойственна подверженность чужому влиянию, к сожалению, наиболее легко они поддаются отрицательному влиянию, а не положительному. 

            Реакция увлечения Большинству подростков свойственны различные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, например коллекционирование, занятие спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим.   У некоторых подростков увлечения связаны со стремлением быть в центре внимания. Они участвуют в художественной самодеятельности, в школьных спектаклях и драмкружках, публикуют свои стихи и другие литературные произведения в школьной стенгазете. Некоторые избирают изысканные, необычные хобби, чтобы выделиться среди сверстников. 
          Проявлением отклоняющегося поведения являются чрезмерно выраженные увлечения, когда из-за них подросток забрасывает школьные занятия

12

и все свое свободное время отдает хобби. Бывает, что ради пополнения своей коллекции или добычи денег для реализации хобби, подросток совершает противоправные действия, например мелкое воровство, спекуляция или попрошайничество, может сойтись с асоциальными личностями. 

            Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влечением, могут быть источником онанизма (маструбации), включая групповую и совместную, раннего начала половой жизни, беспорядочных сексуальных связей и др.

           На каждом этапе взаимодействие личности с внешней средой различно. Среда и методы воспитания оказывают мощное воздействие на установки и ценностные ориентации формирующейся личности. В большинстве случаев ребенок воспитывается в духе соблюдения норм и правил поведения. Однако, когда имеет место отклоняющееся поведение, ребенок, как показывает практика, находится в неблагоприятной жизненной ситуации, и формирование его личности складывается противоречиво[3].

13

2. Методы профилактики и коррекции отклоняющегося поведения подростков.

               Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.

            Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением. Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.)

           Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник  Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений[1].

           Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть

14

оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно - коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов. Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении "идеального и реального"; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.

             Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней.

             Если представители клинического подхода к девиантному поведению подростков специализируются на аспектах его медикаментозного лечения и психотерапии, то более молодой по временным рамкам, психолого-педагогический подход ставит во главу угла создание специальных образовательных, воспитательных и коррекционных условий в ГОУ, как магистрал-

15

ного направления профилактики и коррекции девиантного поведения детей и подростков.

               Представителями психолого-педагогического направления являются И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.Г.Визель. Проблемами психолого-педагогической коррекции девиантного поведения занимались такие ученые, как Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Г.И.Россолимо, Г.Я.Трошин, А.Ф.Лазурский, А.В.Владимирский, Н.В.Чехов и др[1].

             Основной задачей ранней профилактики девиантного поведения несовершеннолетних являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации детей и подростков, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогенеза, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями[3].

Общая профилактика:
1. Создание благоприятных социально-экономических условий.
2. Создание благоприятных социокультурных условий.
3. Создание благоприятных социально-педагогических условий.
4. Содействие семье.
5. Реализация воспитательных функций общеобразовательными  учреждениями всех типов.
6. Обеспечение полноценного развития интересов и способностей у подростков.
7. Занятость общественно-полезной деятельностью во внеурочное время.

Специальная профилактика:
1. Коррекционно-реабилитационные меры, направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних правонарушителей.
2. Использование разнообразных мероприятий психолого-педагогической поддержки.
3. Социально-правовая помощь подросткам.

16

4. Защита подростков от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния асоциальной среды.

             Коррекционно-профилактическая работа осуществляется в тесном взаимодействии учебного заведения, семьи, досуговой среды, неформальных групп, разнообразных социальных институтов и общественных организаций.

Коррекционно-педагогическая деятельность:
1. Выявление девиантных подростков.
2. Диагностика причин и условий их отклонений в развитии и поведении.
3. Определение своеобразия формирования личности.
4. Определение особенностей взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
5. Разработка общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций в развитии и формировании личности подростка.

Чтобы преодолеть или предупредить отклоняющееся поведение необходимо:
1. Нейтрализовать негативное влияние социальной среды.

2. Ограничить отрицательное воздействие социальных факторов (неблагополучной семьи, асоциальной группы, противоправного межличностного общения).

17

3. Рекомендации по коррекции и профилактике отклоняющегося поведения подростков из неблагополучной семьи.

             Поведенческая коррекция признается одной из наиболее адекватных и эффективных форм психологического воздействия на личность с отклоняющимся поведением.

             Отклоняющееся поведение имеет место постольку, поскольку работают механизмы его сознательной и бессознательной мотивации. Человек с девиантным поведением имеет устойчивую мотивацию в сохранении девиации.

             При работе с подростками широко распространен прием оценки негативных последствий девиантного поведения. Подростку необходимо конкретно объяснить, какой вред он наносит себе и окружающим его людям своим поведением, а затем показать подростку его будущее, с сохранением девиантного поведения и без него. Например, представить, какая жизнь ждет подростка, если он будет употреблять спиртное и наркотики. Т.е. нужно создать мотивацию к хорошему и положительному в жизни. Можно совместно с подростком наметить план его жизни, который поможет добиться поставленной цели в жизни.

              Коррекционная работа в отношении отклонений в поведении подростков имеет положительные результаты, когда обращается внимание на отношение педагога и учеников в процессе обучения. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания легче решать учебно-воспитательные задачи.  Подростку важно постоянно ощущать, что с его мнением считаются, доверяют [6].

             Известно, что подросток ожесточается, замыкается из-за отсутствия чуткости, заинтересованного внимания к себе, сопереживания со стороны родителей и учителей. Как писал А.С. Макаренко, «такому подростку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по привычке считает необ

18

ходимым применять защитно-угрожающую позу, в любом слове ему видятся чуждые и враждебные силы» [5].

              Педагогу нужна вера в возможности каждого ребенка, и отклонения в его развитии следует рассматривать как результат недифференцированного подхода к нему.

               Наиболее распространенным методом желательного поведения является подкрепление. Многие подкрепляющие стимулы, такие как похвала или проявление интереса, люди непроизвольно используют в ходе повседневной жизни. Метод подкрепления предполагает целенаправленное его применение с целью усиления адаптивных видов поведения и ослаблению и устранению его неадекватных форм. Но здесь же хочется заметить, что подкрепление может вознаграждать неправильное поведение. Например, подросток в ответ на суицидальную попытку, может получить награду - повышенное внимание и заботу семьи, вместо того, чтобы подкреплялось его независимое поведение.

19

Заключение

              Семья - сложная система взаимосвязанных процессов. Внутрисемейные взаимоотношения - один из компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.

             Взаимоотношения детей и родителей складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих детей.

            Семью можно отнести к естественной малой группе, так как она возникает и существует исходя из потребностей её членов. Также семью можно охарактеризовать как высокоразвитую малую группу по тому, что в ней присутствуют - достаточная психологическая общность, налаженные личные взаимоотношения - сложившаяся структура взаимодействия, четкое распределение обязанностей, и т.д.

             Итак, внутрисемейные процессы могут выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания, которые влияют на формирование личности ребенка.

             Жизнь детей в неблагополучной семье тяжело сказывается на психическом развитии подростка. При отсутствии нормальных взаимоотношений в семье нарушается практика общения. Общение таких подростков носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Подростки испытывают трудности в раскрытии себя перед другими. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье - таковы главные причины нарушения эмоционального развития подростков.

            Отклоняющееся поведение подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития (тенденция) соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать

20

в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование (т.е. воспитательного средства). Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

          Итак, мы приходим к выводу, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям - от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного поведения. Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в подростковом и юношеском возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами и в этом возрасте.

           Следствием неблагополучия семейного воспитания подростков довольно часто становится ярко выраженный эгоизм, заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми.

21

Список использованной литературы и Интернет-ресурсов

1. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 c.

2. Рожков, М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением / М.И. Рожков. - М.: Книга по Требованию, 2014. - 240 c.

3. Рудакова, И. А. Девиантное поведение / И.А. Рудакова, О.С. Ситникова, Н.Ю. Фальчевкая. - М.: Феникс, 2016. - 160 c.

4. Юричка, Ю.И. Комплексный подход к профилактике отклонений в поведении школьников (социально-педагогический аспект): Автореф. дис. докт. пед. наук / Ю.И. Юричка. - М., 1991. - 44 с.

  5. http://nashaucheba.ru  Макаренко А.С. Методика организации воспитатель-

   ного процесса

6. https://search.rsl.ru РОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ БИБЛИОТЕКА


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности"

Как отличить каприз от срыва? Надо ли хвалить детей, и если да, то как? Какие наказания приемлемы? Как воспитать в детях ответственность? Как совместить традицию и современность? Как не отступить от п...

Из опыта работы МКДОУ «Д/С №37». Тема: «Использование методов профилактики и коррекции у детей дошкольного возраста, по укреплению эмоционально-личностной сферы».

Использование методов профилактики и коррекции эмоционально-личностных расстройств дошкольников ( изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, пластилинография, арттерапия) в разных возрастных группа...

Презентация «Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности»

Данная презентация отображает материал раннее опубликованного доклада "Приемы эффективной работы с отклоняющимся поведением отдельных детей в ходе образовательной деятельности". Может служит...

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Данная статья является теоретическим обоснованием использования психофизиологических методов профилактики и коррекции эмоцилнально-личностных нарушений у дошкольников....

Акватерапия как метод профилактики и коррекции агрессивного поведения

В работе раскрыты основные особенности акватерапии как метода коррекции и профилактики агрессивного поведения дошкольников. Материал дополнен подборкой аква-игр различной направленности....

Акватерапия как метод профилактики и коррекции агрессивного поведения детей с ОВЗ

Акватерапия,  как  метод коррекции и профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ....

Нейропсихологические игры и упражнения в работе с детьми как эффективный метод профилактики и коррекции нарушений развития

Нейроигры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов.Использование нейропсихологических игр и упражнений позволяют решать следующие задачи:...