Акватерапия как метод профилактики и коррекции агрессивного поведения
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чувилова Екатерина Георгиевна

В работе раскрыты основные особенности акватерапии как метода коррекции и профилактики агрессивного поведения дошкольников. Материал дополнен подборкой аква-игр различной направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл akvaterapiya_.docx46.61 КБ

Предварительный просмотр:

Акватерапия как метод профилактики и коррекции агрессивного поведения дошкольников

Очевидно, что для профилактики агрессивного поведения детей в первую очередь важно поддерживать в коллективе сверстников атмосферу заботы, участия, теплоты. Также такая атмосфера должна присутствовать и в семье, так как чувство защищенности и уверенность в любви родителей способствует формированию базового чувства доверия к миру.

Профилактика агрессивности должна начинаться как можно раньше, в раннем возрасте и даже еще на стадии планирования ребенка.  Уже в раннем возрасте мы сталкиваемся с проявлением агрессивности по отношению к взрослым, сверстникам, объектам окружающей действительности, с аутоагрессией. Несостоявшаяся вовремя коррекция в следствии того, что «он/она еще маленький», «пройдет само», «мультиков насмотрелся», «просто за старшим  повторяет» и т.п. приводит к серьезным проблемам с поведением, а порой и с законом в более старшем возрасте (деструктивное, девиантное, саморазрушающее поведение подростков, буллинг, троллинг и т.д).

НО, исправить закрепившуюся черту характера, особенность личности в 14-15 лет достаточно сложно.

В настоящий момент в образовательных учреждениях внедряются как отдельные элементы профилактики (индивидуальная работа с неблагополучными школьниками), так и система профилактики, предназначенная для всех участников образовательного процесса (уроки социального воспитания, тренинги по конфликтологии, круглые столы, деловые и интерактивные игры, игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия). Порой привлекаются узкие специалисты для работы с кризисными ситуациями, способными изменить отношение к насилию, сформировать психолого-педагогическую компетентность у детей, учителей и родителей.

Особенно актуален разговор о профилактике и коррекции агрессивности уже в дошкольном возрасте.

Конечно, прежде всего, это работа с семьей и ближайшим окружением ребенка,

т.к. «Агрессивность — это отчаяние ребёнка, который ищет признания и любви» Г. Эберлейн.

Но это материал для другого выступления.

А я вашему вниманию представляю  Акватерапию,  как  метод коррекции и профилактики агрессивнного поведения, который займет достойное место в вашей копилке, наряду с песочной терапией, сказкотерапией, игровой, арттерапией и т.д.

На мой взгляд, возраст применения акватерапии не ограничен. Особенно естественно акваигры вписываются в занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Практическая ценность данного метода состоит  и в том, что акватерапию можно применять на занятиях в образовательном учреждении, в условиях кабинета психолога, как часть плановых занятий по заранее разработанной программе, так и в случаях экстренной помощи после внезапных эмоциональных вспышек - драк, истерик и т.п.

Вода – удивительное природное образование, исцеляющее и дающее жизнь. Об этом известно с древних времен. Соответственно, и акватерапия используется человечеством в течение столетий и даже тысячелетий. Игры в воде и с водой - самые любимые детьми.

С помощью аква-игр значительно быстрее стабилизируется эмоциональное состояние, например, в период адаптации к детскому саду, легче снимается психоэмоциональное напряжение в моменты летней жары, осенне-весенней перестройки организма.

Посредством водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы.

Акватерапия — это метод коррекции различного рода нарушений в развитии детей, при котором применяется вода.

Акватерапию применяют в коррекционной и профилактической работе  как с нормотипичными детьми, так и с детьми, имеющими различные неврологические отклонения, интеллектуальную недостаточность, поражения общей двигательной активности, речевые нарушения, нарушения органов слуха и зрения. Хорошо знакомы с акватерапией специальные педагоги, логопеды и дефектологи.

Для психологов акватерапия представляет интерес в целях:

  1. Стабилизация эмоционального фона.
  2. Снятие психоэмоционального и физического напряжения.
  3. Развитие и усовершенствование навыков позитивной коммуникации.

Воздействие воды деликатное и мягкое, ее свойства - тягучесть и бесформенность - дают возможность широкого проявления личности. Не требуется особого оборудования, можно обойтись подручными средствами. Самое главное - желание и творческое начало педагога-психолога.

На мой взгляд, довольно важно иметь источник воды в шаговой доступности. Производители предлагают и специальные столы-ванны, по типу песочных столов, но вполне можно обойтись и обычными пластиковыми контейнерами, тазами.

Итак, что понадобится?

Оборудование и материалы:

емкости для воды различного объема, емкости для переливания (бутылочки, баночки, кувшины, воронки)

игрушки для драматизации (сказочные герои положительные и отрицательные, водные животные, кораблики, игрушечная посуда, растения для аквариумов, камушки марблс, природные камни, раковины и др.);

игрушки и предметы из материалов с разной плотностью -плавучестью, фигурки персонажей можно вылепить из легкого и из обычного пластилина ;

сачки, лопаточки, ложки для «спасения» и ловли;

рыбки и удочки для рыбалки,

разбрызгиватели, пульверизаторы, лейки, мельницы,

непромокаемые фартуки, полотенца и салфетки для сбора воды.

Дополнительно - игры на тему воды и водных животных: пазлы, лото, лабиринты и т.п. (расширяют кругозор, словарный запас, а главное - повышают мотивацию к занятию).

Музыкальное сопровождение.

Правила

Прежде чем приступать к играм, нужно запомнить несколько простых правил работы с водой:

– нельзя намеренно выливать воду на пол;

нельзя брызгаться водой;

– после игры вытереть руки насухо.

Самый важный и ожидаемый эффект от использования элементов  акватерапии  - это профилактика негативных эмоций.

Для детей, имевших устойчивые эмоционально-негативные проявления, рекомендуются  игры  с  водой для трансформации  некоторых состояний.

Например, для отреагирования злости используется  драматизация - придумывание  историй  и  приключений для героя с упражнениями  с взбиванием  воды  венчиком, погружением и отжатием  плотных губок над  емкостями с водой, прорисовыванием этого состояния  на   губке или на листе бумаги и смыванием его затем в  воде.

Хорошо работает система релаксационных минуток и водных пауз с детьми раннего возраста детьми с ослабленным здоровьем  в  специально организованной водной зоне. Это  особое  пространство с емкостями для  воды и песка, где расположены столик  с наборами мелких игрушек и формочек  для  игр с водой,  распылители, бутылочки из-под воды разной  величины, формы и цвета, пластмассовые и резиновые игрушки, разнообразный природный  материал.

Регулярно посещая эти встречи, дети меньше проявляют агрессивность друг к другу, эмоциональное состояние в период адаптации быстрее стабилизируется.  Малыши с большим  удовольствием  уединяются  в аквауголке, возвращаясь в группу более спокойными и уверенными. 

На разных этапах развития ребенка и в зависимости от поставленных задач, используют следующие варианты игр:

  • игры в объемном пространстве (ванночка, таз, игрушечный бассейн);
  • игры в двух емкостях одинакового или разного размера (большой и маленький, глубокий и мелкий тазы и т. п.);
  • игры с водой и различными пластиковыми фигурами, которые прикрепляются к кафельной или зеркальной стене для создания плоскостных композиций: цифр, букв, предметных картинок и т. п.;
  • игры с разными сосудами, которые наполняются водой (пластмассовые бутылки, миски, стаканы, кувшины).

Примеры игр:

«Выложи букву своего имени»  

Оборудование: ёмкость с водой, металлические палочки, камушки марблс, непромокаемые фартуки. Ход игры: выложи на дне емкости буквы своего имени

Угадай букву, плавающую "на животе"

Цель: сформировать или закрепить (если ребенок уже знает) знание оптического образа букв, развивать внимание, память.

Материал. Пластиковые буквы, ёмкость с водой.

Ход игры. "Посмотри на буквы, которые плавают в нашем озере. Одни буквы плавают правильно, на спине, а другие неправильно, потому что перевернулись на живот. Назови только те буквы, которые плавают в воде перевернутыми, а теперь те, которые плавают правильно". Затем вы просите ребенка выловить и приклеить к стене те буквы, которые располагаются воде правильно, а после этого расположить на стене перевернутые буквы, придав им правильное положение.

«Губка» (снимаем напряжение) Оборудование: ёмкость с водой, губка, непромокаемые фартуки Ход игры: достань и выжми губку

«Кораблик» (регулируем дыхание - короткий вдох - длинный выдох) Оборудование: ёмкость с водой, кораблик (пенопластовый шарик, щепки, трубочки, крышечки) непромокаемые фартуки. Ход игры: давай сейчас подуем плавно на кораблики. Чей кораблик дальше уплывет, тот и победил.

Фонтан

Материал. Ложка, пузырек с узким горлышком

Ход игры: Если подставить под струю воды ложку либо пузырек с узким горлышком, получится "фонтан". Обычно этот эффект приводит детей в восторг: "Пш-ш-ш! Какой фонтан получился - ура!" Подставьте пальчик под струю "фонтана", побудите ребенка повторить действие за вами.

«Фонтанчики» - наливают воду в стакан, в котором сделано много дырочек;

«Теплая – холодная» - в одном тазу теплая вода, а в другом холодная, поочередно опуская ручки в тазы, дети определяют, где теплая, где холодная.

Прыгающий шарик

Цель: развитие речи, укрепление доверительных отношений.

Материал. Пластмассовый шарик для настольного тенниса.

Ход игры: Откройте воду в кране и бросьте шарик в струю воды. Ребенку будет интересно наблюдать за тем, как шарик прыгает в струе, не выскакивая из нее.

Опустите шарик на дно, преодолевая сопротивление воды. Шарик отлично выпрыгивает из воды!

«Чаепитие для русалочек»  Переливание воды имеет медитативный, релаксирующий эффект. Оборудование: вода, пластиковые стаканчики, кувшин пластмассовый, непромокаемые фартуки. Ход игры: ребенок расставит стаканчики и будет наливать в них воду из кувшина.

 «Моем посуду» Оборудование: ёмкость с водой, игрушечная посуда, губка, непромокаемые фартуки. Ход игры: наши куклы уже поели, а сейчас мы помоем за ними посуду.

«Дед Мазай и зайцы», «Спасатели», «Рыбалка»  Оборудование: ёмкость с водой, картина «Дед Мазай и зайцы», пенопластовые островки, мелкие игрушки зверей из киндер-сюрпризов, непромокаемые фартуки. Ход игры: помните историю об охотнике дедушке Мазае, который спас зайцев во время весеннего половодья? Зайчишки оказались отрезанными от берега на крошечных островках посередине разлившейся реки. Дед Мазай собрал зайцев в лодку и выпустил на спасительную сушу. Сейчас ты будешь в роли Деда Мазая. Ребенку нужно с помощью игрушечного кораблика пройти все островки и «спасти» тех, кто терпит бедствие.

«Достань со дна камешки» - достают из воды цветные камешки;

Бассейн

Материал. Таз, игрушки

Ход игры: Наполнив таз водой, организуйте игру в "бассейн", где учатся плавать игрушки. Проведение такой игры рекомендуется, если ребенок уже посещал бассейн и у него есть реальное представление о нем. Сопровождайте ход игры словесным комментарием: "Вот наши куколки пришли в бассейн. Какой большой бассейн! В бассейне учатся плавать - вот так. Поплыли!"

Озеро

Материал. Таз, уточки, рыбки

Ход игры: Наполните большой таз водой: теперь это "озеро", в котором плавают рыбки или уточки: "Вот какое глубокое озеро - много воды! В озере плавают уточки. Вот мама утка. А вот ее детки -маленькие утята. "Кря-кря-кря! - говорит утка. - Дети, плывите за мной!" Вот уточки вышли на бережок и греются на солнышке" и т.д.

Море

Материал. Таз, кораблики, фигурки животных

Ход игры: На следующем занятии этот же таз с водой может превратиться в "море", по которому плывут кораблики: "Поплыл по морю кораблик и гудит: у-у-у! А кто хочет поплавать на корабле? Зайка хочет! (можно использовать фигурки, вылепленные из пластилина, которые прочно устанавливаются на палубе) Вот поднялся ветер! Какие сильные волны! Перевернулся наш кораблик - давай скорее спасать пассажиров! А теперь починим кораблик и можно плыть дальше" и т.д.

Экспериментирование

Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем!

Воду можно наливать в различные емкости. Естественно, только пластмассовые (можно использовать баночки и бутылочки разного размера, фасона, вида, фактуры, объема). Сравнивайте количество воды в сосудах похожей формы, но разного размера. И, наоборот, близких по размеру, но разной формы. Разные по прозрачности-непрозрачности. Используйте в качестве мерки третий сосуд (прозрачный), сделав на нем отметки маркером и выливая туда воду из первых двух по очереди.

Попробуйте сосчитать, сколько маленьких стаканчиков "поместится" в большую бутылку (для заполнения бутылки используйте воронку). А если вылить потом обратно в стаканчики? Будут ли они все заполнены? Или вода в бутылке останется?

Спросите у ребенка, что будет, если опускать пустую незакрытую бутылку целиком под воду. Она заполниться или останется пустой? Бутылку можно погружать под воду, держа разными способами: горизонтально, под наклоном или вертикально (вверх горлышком или вниз).

А если ее закрыть и опускать в воду? Возьмите пустую пластмассовую бутылку, завинтите крышку и бросьте в воду. Она будет плавать горизонтально на поверхности воды. Пусть ребенок попробует опустить ее ко дну и удержать там.

Потом откройте крышку, наполните бутылку водой до половины, закройте и пустите в воду. Она будет плавать под наклоном. Та часть, которая заполнена, будет под водой.

Потом налейте бутылку до верха, закройте крышкой. Она будет тонуть в воде. Если вы заполните не до самого верха, то над водой останется самый кончик бутылки, где нет воды. Тот же самый опыт проделайте с коробочками от киндер-сюрпризов.

Переверните две заполненных под водой бутылки и постепенно вытаскивайте из воды. Одну оставьте погруженную горлышком, а другую постепенно вытаскивайте дальше. Понаблюдайте, что будет происходить.

В крышке одной из бутылок, желательно сделанной из мягкого пластика, проделайте небольшую дырку. У вас получится обыкновенная брызгалка, может быть, помните, раньше дети брызгались друг в друга из таких на улице. Научите малыша наливать в нее воду, сжав бутылку и погрузив кончик в воду. И разрешите ему вдоволь побрызгаться в ванной, занавесив шторки.

В стенках любой пластмассовой бутылки (лучше брать бутылки из плотного пластика) можно сделать дырки. Их делают ножницами: протыкают дырку и проворачивают ножницы вокруг себя. Это может быть одна дырка (любого размера, а лучше, если будут разные на разных бутылках): наверху, внизу или посередине.

Или несколько (все одинакового или каждая своего размера): в ряд горизонтально, то есть по кругу, на любой высоте, на любом расстоянии друг от друга,

  • в ряд вертикально,
  • в ряд по спирали,
  • снизу доверху вокруг всей бутылки (только такие дырки надо делать маленькими, проколов гвоздем),
  • расположенные хаотично по всей поверхности бутылки.

Можно делать отверстия в дне бутылок или банок (одну или несколько - одинакового или разного размера).

Поэкспериментируйте с такими бутылками: наливайте в них воду из-под крана (попробуйте делать это под разным напором), погружайте их под воду (можно попробовать заткнуть рукой горлышко), а потом доставайте и смотрите, как вода выливается через дырки, и в какой момент она перестает выливаться. По-разному смотрятся прозрачные и непрозрачные бутылки.

Кидаем в воду всё подряд!

В воду можно кидать игрушки и вылавливать те, которые будут плавать на поверхности одной или двумя ладошками, двумя пальчиками или ситом, дуршлагом, сачком, палкой, половником. Можно зачерпнуть стаканчиком, мячик будет плавать в нем, а если ситом, то вода выльется, а игрушка останется на дне. Не так-то просто выловить игрушку ладошкой.

Попробовали играть с плавающими игрушками, теперь попробуем выяснить, а есть ли предметы и материалы, которые не плавают в воде.

Попробуем класть в воду предметы из разных материалов:

  1. Металлическая ложка обычная, другие предметы (не забудьте сразу вытащить, вытереть и убрать их);
  2. Дерево - деревянная ложка, мисочка и пр. (тоже не забудьте сразу забрать, чтобы предметы не портились от влаги);
  3. Пластмасса - любые предметы и игрушки;
  4. Резина - в одной резиновой игрушке вырежьте дно, а другие бросайте, как есть; сравните;
  5. Ткань - кусочки разных тканей, разных размеров - некоторые из них будут быстро намокать, некоторые нет. Если вы приготовили в стирку не очень грязную вещь, дайте ребенку ее "постирать", такая "стирка" доставляет детям огромное удовольствие, кроме того, так они знакомятся с тем, как ткань впитывает в себя воду, как она тяжелей, изменяется на ощупь, как меняется ее цвет.
  6. Бумага и картон разной плотности - намокают по-разному, сразу целиком или сначала края, быстрее или медленнее, тонут или плавают, берите кусочки разного размера - маленький кусочек намокает быстрее большого.
  7. Губки разных размеров - поролоновые, резиновые. Ими можно набирать воду, выжимать их, собирать разлитую воду. Некоторые из них плавают, некоторые сразу пропитываются и быстро тонут.

Эксперименты с подкрашенной водой

Можно подкрасить воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах во вторую, третью и четвертую бутылки (можно разрезать их поперек, тогда получаться высокие стаканы, в них удобнее будет наливать). Разливать раствор интереснее ложкой или маленькой баночкой, чтобы было видно, сколько именно вы наливаете, и потом удобно было сравнивать результат. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее. Расставьте бутылки в беспорядке. Пусть малыш попробует расставить бутылки от самого светлого оттенка к самому темному. Чем младше ребенок, тем меньше объектов для сравнивания (минимально - три).

Играйте каждый раз с одной краской, в следующий раз возьмите другой цвет. Через некоторое время пробуйте смешивать два цвета.

В каждой из бутылок - раствор разной насыщенности одной краски. Добавляете в них одинаковое количество второй краски. Наблюдайте за получившимся цветом. Все что вы видите, подробно обсуждайте с малышом. Попробуйте порисовать подкрашенной водой на бумаге (наклеив скотчем на кафель кусок старых обоев) или прямо на плитках.

Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей дошкольного  и младшего школьного возраста, а также эффективна в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Методики для определения эффективности акватерапии:

«Тест руки», «Кактус», «Несуществующее животное», тест тревожности Темл Дорки Амен, «Паровозик», тест Люшера и др.

Литература

  1. Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. Игры с водой // Дети с проблемами в развитии. 2004. № 1
  2. Развивающие занятия и игры с водой в детском саду. Е.В. Баранова

Классификация аква-игр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Статья "ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

Картотека игр для профилактики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста

Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в процессе организации совместной деятельности с детьми, во время режимных моментах и на прогулке.Может быть рекомендована родителям с ...

ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для педагогов и родителей на тему "Агрессивное поведение дошкольников: профилактика и коррекция" содержит теоретический материал о природе детской агрессивности, возрастные особ...

Семинар-практикум для педагогов по теме: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста».

Агрессивные проявления в детской (особенно в подростковой, что еще и обусловлено возрастными особенностями) среде вызывают серьезную обеспокоенность не только у родителей, педагогов, психологов, но и ...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

Акватерапия как метод профилактики и коррекции агрессивного поведения детей с ОВЗ

Акватерапия,  как  метод коррекции и профилактики агрессивного поведения детей с ОВЗ....