«Формирование функциональной грамотности дошкольников как путь к успешному школьному обучению»
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

В мастер-классе был показан алгоритм развития функциональной грамотности в ходе работы над сказкой.  Были показаны способы развития читательской, математической, финансовой, естественно-научной  грамотности, которые станут в дальнейшем залогом успешного обучения в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx109.05 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс: «Формирование функциональной грамотности дошкольников, как путь к успешному школьному обучению».

Не секрет, что в семье формируются основные умения, навыки, черты характера ребенка, его мировоззрение, кругозор. Задача педагогов состоит в том, чтобы преумножить знания, помочь ребенку установить контакт с окружающими, учить быть самостоятельными и успешными. У большинства воспитанников детского сада все эти личностные качества успешно формируются к периоду обучения в школе.

В предшкольный период перед родителями возникает целый ряд вопросов: готов ли мой ребенок к школе? Как он будет учиться? Как сделать так, чтобы он стал успешным?

Я, как психолог, стараюсь прийти на помощь взрослым до того, когда у них появятся эти вопросы.

-Уважаемые коллеги, в последние годы много говорят о развитие функциональной грамотности. Что вы можете сказать об этом?

-Какие виды функциональной грамотности вам известны?

-Как может педагог – психолог помочь создать базовую основу чтения, письма, счёта, ведь именно эти навыки необходимы детям 7-летнего возраста.

Хотите узнать, как? Всех, кто ответил на мои вопросы, я приглашаю стать моей фокус группой.

Работа с фокус - группой.

Слайд

-Обратите внимание на слайд, уважаемые коллеги. Сколько всего важного скрыто в понятии «функциональная грамотность»

ФГ - финансовая г., естественно - научная г., читательская г, математическая г., креативное мышление, глобальные компетенции.

Для себя я нашла путь, который помогает мне развивать многие из этих способностей и одновременно делать всё, чтобы дети комфортно чувствовали себя в новых условиях.

Все дети любят сказки, мультфильмы, игровые сюжеты. На их примере можно только воспитывать, но и прекрасно развивать наших детей.

Итак. Давайте посмотрим терапевтическую сказку «Обидевшийся зайчик».

Сказка «Обидевшийся зайчик».

-Коллеги вам понравился сюжет сказки?

-Вспомним за что Зайчик обиделся на маму?

-А почему Зайчик вернулся к маме?

Задание 1

Зайчику в семье всегда чего-то не хватало, как вы думаете, чего? (любви, заботы, поддержки, внимания) Спасибо за ваши ответы.

Перед вами ватные комочки, давайте представим, что это потребности зайчика и положим их с чувством ответственности за живое существо, в эту емкость. Возьмите каждый по комочку, называя потребность, положите в емкость, а я разбавлю эти потребности. Посмотрим, что будет дальше.

Задание 2

Коллеги, у вас на столе есть «Лабиринт»

-Мы знаем, что Зайчик хочет попасть к маме. Помогите ему выбрать правильную тропинку, чтоб пройти через лабиринт. Я вам предложу задачи и находя правильные ответы, вы поможете малышу.

Первая задача

Через лес идет Зайчиха,

И несёт в корзине шишки.

Восемь шишек взял сынишка

И одна осталась шишка.

Ну-ка посчитай, братишка,

Сколько раньше было шишек? Ответ: 9

Вторая задача

На столе стояли пять стаканов с ягодами. Зайчик съел один стакан ягод, поставил стакан на стол. Сколько стаканов на столе? Ответ:5

Третья задача

В лесу к кукушке на урок

Прилетели семь сорок.

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей – сорок

Прилетело на урок? Ответ: 4

Четвёртая задача

День рождения Зайчика в четверг

А сегодня понедельник.

Сколько дней осталось до дня

рождения Зайчика? Ответ: 3

-Коллеги, у всех получилось выполнить задание?

-Молодцы. Вот так мы поработали над развитием математической грамотности, хотя основная цель была – посмотреть сказку.

Видите, как просто и эффективно.

Задание 3

-Продолжим нашу работу, коллеги.

У вас на столе листочки со слогами. Вам нужно выслушать мой вопрос и соединить подходящие слоги в слова.

#1050;то отругал зайчика? Ма-ма

#1050;акое жильё Зайчик нашёл в лесу и остался там жить? Но-ра

#1050;то обиделся на маму? Зай-чик

-Спасибо. Так мы закрепили умение составлять слова из слогов и читать их грамотно.

Задание 4

-А теперь, давайте, попробуем составить описательный рассказ о зайчике по мнемотаблице.

-Вот так легко мы с вами, уважаемые коллеги, коснулись вопросов естественно – научной грамотности. Данную работу можно продолжить, но, к сожалению, время нашего мастер – класса ограничено.

А теперь обратите внимание на то, что у нас получилось. Посмотрим на нашу ёмкость. Наши комочки впитали любовь, поддержку, внимание и увеличились, стали намного больше. Именно так растут и развиваются дети, впитывая самое лучшее.

А я, как психолог, через развитие «функциональной грамотности» помогаю детям успешно готовиться к школьному обучению и комфортно чувствовать себя в новых условиях, не испытывая особых трудностей при освоении школьной программы.

Наш мастер класс подошел к концу, благодарю вас за участие и буду рада, если вы возьмете мои приёмы работы в свою методическую копилку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».

Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....

Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."

Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...

Использование сюжетно – ролевой игры в формировании функциональной грамотности дошкольника

Способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отно...

статья "Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности."

Применение читательской и социокультурной грамотности в различных видах деятельности;восприятии,пении,театрализации и игре....

Консультация для родителей «Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»

Консультация для родителей«Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника» Использование шестиугольного (гексагонального) обучения явля...