РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья

Ощепкова Надежда Алексеевна

В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Ощепкова Н.А.,

воспитатель,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад «Жемчужинка» с. Багдарин

Аннотация: в данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников.

Description: this article examines the influence of didactic games on the formation of functional literacy in preschoolers.

На современном этапе одной из главных задач образования  является формирование функционально грамотных людей. Эта задача очень  важна и для дошкольного образования, так как подготовка к школе требует формирования основных компетенций уже в период предшкольного возраста. Актуальность данного вопроса стимулирует постоянный поиск новых мыслей, идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с ребёнком.

Понятие функциональной грамотности рассматривается как способность использовать все знания, навыки и умения, постоянно приобретаемые в жизни, для решения максимально широкого круга жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек, который ориентируется в мире и действует в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

По каким признакам можно распознать функционально грамотного человека? Это самостоятельный человек, который знает и умеет жить среди людей, обладает определенными качествами, ключевыми компетенциями.

В дошкольном образовании процесс формирования функциональной грамотности ребенка будет успешным, если будут соблюдены следующие требования: интеграция субъектов системы дошкольного образования; активное взаимодействие с родителями воспитанников.

В возрасте 6-7 лет формируются базовые основы чтения, письма, математики, этот шаблон помогает будущему ученику приобретать знания и учиться самостоятельно, быть независимым, уметь жить среди людей. Поэтому функциональная грамотность, как средство выявления учебных навыков и способностей, знакома детям уже в этом возрасте.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет в качестве приоритетной стратегии "Содействие формированию и развитию предпосылок грамотности" путем создания условий для всех видов детской деятельности, способствующих развитию познавательных способностей детей, путем поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников, предоставления им возможности выбирать исходя из их интересов и потребностей.

Задача педагога - помочь детям легко воспринимать окружающий мир, научить их адаптироваться в любой ситуации, проявлять инициативу, уметь творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к цели.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо применять в работе специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно-ориентированные, развивающие образовательные технологии: технология формирования типа правильной читательской деятельности, создающая условия для развития важнейших коммуникативных умений, технология проектной деятельности, проблемно-диалогическая технология освоения новых знаний, информационно-коммуникационные технологии.

Для обеспечения продуктивности формирования предпосылок функциональной грамотности дошкольников педагогам необходимо использовать в своей работе специальные активные, деятельностные, «субъект-субъектные», личностно ориентированные, развивающие образовательные технологии: технологию формирования правильной читательской деятельности, которая создает условия для развития важнейших коммуникативных навыков, технологию проектной деятельности, проблемно-диалогическую технологию овладения новыми знаниями, информационно-коммуникационные технологии.

В дошкольном возрасте все технологии реализуются через игровую деятельность, которая является основной в этот период. Через игру дошкольники входят в сложнейший мир познания. Дети играют и не подозревают, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения со сверстниками и взрослыми.

В дошкольном возрасте все технологии реализуются через игровую деятельность, которая является основной в этот период. Через игру дошкольники вступают в самый сложный мир познания. Дети играют и не подозревают, что овладевают какими-то знаниями, осваивают навыки действий с определенными предметами, учатся культуре общения со сверстниками и взрослыми.

Работая по данной теме, я сделала вывод, что эффективной формой работы по формированию функциональной грамотности у дошкольников является дидактическая игра.

Дидактическая игра – это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Дидактическая игра может помочь ребенку расширить, углубить, систематизировать представления детей об окружающем мире, развить познавательный интерес и умственные способности. Это непосредственно игровой метод и форма обучения детей, самостоятельная игровая деятельность, а также средство всестороннего воспитания личности ребенка.

Ребенок в игре не думает о том, как решить поставленную в ней образовательную задачу, прежде всего игра для него – возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.

При проведении дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей возникает живой естественный интерес, что способствует развитию самостоятельного мышления, а главное - освоению способов познавательных действий. Развивая математические способности детей, я провожу следующие дидактические игры: "Убери лишнее", "Продолжи ряд", "Найди пару", "Посчитай, сколько?", "Графический диктант", "Разложи от большего к меньшему" и др.

При использовании игр на занятиях по основам грамоты у детей тренируется внимательность, усидчивость, сообразительность, развиваются навыки звукового анализа, им легче запоминать отличительные особенности звуков.

В своей работе я использую такие игры, как «Воротца»,  "Узнай звук", «Назови слово», «Красный – белый», «Поймай звук», «Лови слово», «Автобус» и др., направленные на развитие фонематического слуха и восприятия у детей дошкольного возраста.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы учим детей распознавать все, что происходит вокруг нас. И чтобы детям было интереснее и легче воспринимать полученные знания, я использую следующие дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Что из чего сделано?», «Чей домик», «Морские обитатели», «Речные обитатели», «Город и село», «Назови правильно» и многие другие.

Дидактическая игра предполагает не только знакомство детей с окружающей жизнью, но и формирование нравственных основ общения: я стараюсь ставить детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливыми и честными, уступчивыми и требовательными. В таких случаях я провожу дидактические «Игры-поручения», «Мы знаем добрые слова», «Игры-беседы», «Если бы я был волшебником...», «Игры-путешествия», «Сделай доброе дело».

Чтобы достичь наилучших результатов в своей педагогической деятельности, педагог должен уметь реализовывать этот творческий потенциал и в то же время быть профессионально подкованным. Необходимо помнить, что формирование личности воспитанника и его продвижение в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие новых знаний». Дети могут научиться действовать только в процессе самого действия, а повседневная работа воспитателя, образовательные технологии, которые он выбирает, развивают функциональную грамотность воспитанников, соответствующую их возрасту.

Анализируя результаты своей работы, я заметила, что систематическое применение в воспитательно-образовательном процессе дидактических игр дает значительные результаты по формированию навыков функциональной грамотности детей дошкольного возраста. Я считаю, что моя задача, которая заключалась в том, чтобы помочь детям воспринимать все происходящее вокруг с легкостью, научить их адаптироваться в любых ситуациях, быть инициативными, способными творчески мыслить, находить нестандартные решения и идти к поставленной цели с желанием победить, была выполнена.

Оценивая роль дидактической игры, А.В.Запорожец писал: "Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей".

Таким образом, использование дидактической игры в воспитательно-образовательном процессе прямо или косвенно приводит к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника. В целом, ребенок наделен высоким умственным потенциалом, но будут ли эти способности реализованы в дальнейшей жизни, будет зависеть от условий воспитания и обучения.

В современном быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из основных факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности.

Литература:

  1. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. — М.: Просвещение, 1992. — 96 с.: ил.
  2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1991. — 207 с.: ил.  
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., дораб. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.: ил.
  4. Горлова, Н. А. Современные дошкольники: какие они? / Н.А. Горлова Обруч. - 2009. № 1. 3-6 с.
  5. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2010, С.44. 
  6. Смирнова Е. О., Лаврентьева Т. В. Дошкольник в современном мире. М.: Дрофа. 2008. 270 с.
  7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е.С.Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. 
  8. Поколение в памперсах или коллективный портрет современного дошкольника. Круглый стол // Дошкольное образование. 2001. № 9. URL: http://dob.1september.ru/2001/09/1.htm.
  9. Степанова С. И.  «Функциональная грамотность в ДОУ» https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/formirovanie-predposylok-funktsionalnoj-gramotnosti-u-doshkolnikov.html
  10. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1982. — 96 с.
  11. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. Мн., 1976 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"

консультация для педагогов "Роль дидактической игры в формировании математических представлений дошкольников"...

«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».

Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста...

Использование сюжетно – ролевой игры в формировании функциональной грамотности дошкольника

Способность использовать приобретаемые в жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отно...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

На современном этапе одной из главных задач образования является формированиефункционально грамотных людей. Эта задача очень важна и для дошкольного образова-ния, так как подготовка к школе требует фо...

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста

laquo;Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знания и умений, но и способствуют общему развитию ребенка, служит формированию его способностей.»А. В....