статья "Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности."
статья
Применение читательской и социокультурной грамотности в различных видах деятельности;восприятии,пении,театрализации и игре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funktsionalnaya_gramotnost.docx | 23.86 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности дошкольников в музыкальной деятельности.
Музыкальный руководитель Елена Алексеевна Моисеева
Читательская грамотность: (в дошкольном образовании- речевая активность) способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. На своих занятиях я провожу параллель между музыкой и стихами, объясняю, что без сказок, не могли бы появиться ни опера, ни балет, так как, в основе сюжета лежит литературное произведение. Если бы не было стихов, то песни, а также, некоторые формы фольклора; попевки, потешки, к сожалению бы тоже не появились, поэтому целенаправленно, веду работу над развитием читательской грамотности «Читательская грамотность – возможность размышлять о прочитанном (услышанном) и использовать прочитанное инструментально для достижения личных и общественных целей, в первую очередь, для дальнейшего обучения.»
В музыкальной деятельности работу по разучиванию песен я начинаю с прослушивания, а затем работаю над пониманием текста. Работу эту провожу уже с ясельной группы. Например: разучиваем песню.
- поет воробышек чик, чирик.
Обязательно показываю либо картинку, либо птичку с открытым клювиком…
-Кто это? Дети отвечают-птичка. Я добавляю -птичка-воробышек.
-Что птичка делает? Открыла ротик. Птичка поет.
- А как чирикает птичка? Чик-чирик.
Это самый примитивный пример работы с текстом песенки.
Очень часто бывает так, что, когда мы разучиваем песню, встречаются слова (нам взрослым они кажутся понятные, наш словарный запас не сравним с детским) которые детям не понятны, и дети, проговаривая, это непонятное слово, воображают иногда такое… что совершенно далеко от значения этого слова.
Например: при разучивании песни «Зореньки краше и солнца милей» спросив у детей, что такое «зорька», мне дети ответили, знаете что?
– это, когда ссорятся…
Встретилось в тексте песни слово «угрюмый»
-дети ответили, что это как уголь…угольный…
Слово «горница» -дети объяснили, что это- большая гора.
В разучивании песен, попевок мы музыкальные руководители, порой забываем, что словарный запас ребенка еще очень мал, и иногда самое простое для нас слово, для дошкольников непонятно.
В разъяснении слов песен, в наглядном показе (иллюстрации, ИКТ,) мы с вами расширяем знания детей, даем возможность использовать эти знания в социальной жизни и в дальнейшем обучении дошкольников, в будущем -школьников.
Одной из составляющих социально-коммуникативной грамотности в музыкальной деятельности является театрализация – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало и, получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями, своими сверстниками способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка: стимулирует речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Начинает использовать выразительные средства и интонации, которые соответствуют характеру героев и совершаемых ими поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинно-следственные связи. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, интонация, модуляция голоса)
На примере театральной импровизации можно выделить следующие компетенции, определяющие функциональную грамотность: система 4К (базовые навыки и умения; коммуникативность, креативность, критическое мышление, координация (кооперация). Коммуникативность: навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству, осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей.
Креативность: способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. Социально-коммуникативная грамотность, это совокупность духовно-нравственных ценностей и установок личности, а также коммуникативных знаний, умений и навыков, позволяющих человеку правильно общаться, делать свой социальный выбор с учетом духовно-нравственных и социокультурных ценностей, норм и правил поведения.
Критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации, способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
Координация (кооперация): лидерство, работа в команде, сотрудничество; Актуальность данной проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать образовательную деятельность с современным ребёнком.
ПРИМЕР
Творческая импровизация театрализованной деятельности.
Роли: снежинки 4-6, весна, ветер,4-6 цветочков, воробей, ворона, кот.
На столе разложены различные атрибуты, дети выбирают соответственно своей роли предметы и двигаются, выполняя движения под слова автора. Автор читает медленно, давая, возможность детям придумать и выполнить движения.
Весенняя история
Жила –была необычная семья снежинок, они жили очень дружно, всегда собирались вместе в кружочек и рассказывали друг другу на ушко сказки, но вот однажды налетел сильный ветер, и снежинки стали кружиться и танцевать. (дети выполняют самостоятельно придумывают движения под музыку).Ветер стих. Снежинки опустились на землю. В это время на полянке появилась долгожданная красавица Весна, она обняла каждую снежинку, и снежинки стали превращаться в капельки воды, и вот все капельки собрались в один веселый ручеек, который, как хоровод побежал по земле, где пробегал ручеек, появлялись первые весенние цветы. Ручеек заботливо гладил каждый цветочек, каждый цветочек кивал ручейку в ответ. Через время ручеек превратился в большое озеро (ручеек становится в круг). А весна пошла дольше по лугам и по полям. С криком к озеру прилетели птицы, они размахивали крыльями; (воробей запрыгал от радости на одной ножке, ворона громко каркала и хлопала крыльями, но откуда не возьмись появился кот. Он, очень медленно крался к своей добыче.
Кот стал догонять птиц, которые старались спрятаться в озере, ведь они знали, что кот очень боится воды. Кот так никого и не догнал…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию по теме: «Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством квест-технологии»
изучение и применение квест - технологию в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО....
Функциональная грамотность дошкольников
laquo;Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельн...
«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».
Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....
«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»
Представлен опыт применения метода интеллект-карт в образовательном процессе с детьми в детском саду....
Публикация Тема: «Экспериментирование, как один из эффективных способов формирования функциональной грамотности дошкольника»
Из опыта работы....
Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."
Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...