Публикация Тема: «Экспериментирование, как один из эффективных способов формирования функциональной грамотности дошкольника»
презентация к уроку (старшая группа)
Из опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.47 МБ |
![]() | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений . Функционально-грамотная личность - это человек, ориентирующийся в мире , человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями.
Центр экспериментирования в группе ( 5-6 лет)
Экспериментируем на прогулке
В проектной деятельности
Экспериментируем играя
Создание проблемной ситуации
Экспериментируем дома
Отучаем детей есть снег…
Мастер-класс от ребенка(показывает уровень развития функциональной г рамотности)
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е. Тимирязев
Предварительный просмотр:
1 слайд
"Экспериментирование, как один из способов формирования функциональной грамотности дошкольника"
2 слайд
Функциональная грамотность — это способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально-грамотная личность — это человек, ориентирующийся в мире, человек самостоятельный, познающий, умеющий жить среди людей, обладающий определенными качествами, ключевыми компетенциями. Компетентность – сплав знаний, умений, опыта, отношений. Компетентность всегда проявляется в деятельности, ее можно определить как «успешное действие в конкретной ситуации» или как «способность эффективно решать проблемы в условиях неопределенности» (социальная, деятельностная, коммуникативная и т.д.)
Таким образом, функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень овладения детьми ключевыми компетенциями.
На мой взгляд, путей развития ребенка много, но исследовательская деятельность самая эффективная.
3 слайд
Для того, чтобы ребенок всесторонне развивался мы должны подготовить предметно-пространственную среду, которая будет способствовать творческой самореализации детей.
Она должна быть
содержательно-насыщенной трансформируемой вариативной
полифункциональной доступной безопасной
Поскольку мы говорим об экспериментальной деятельности, то я хочу представить наш центр экспериментирования. На данный момент я работаю на старшей группе. Соответственно возрасту детей и наполняемость центра экспериментирования. (расширение представлений о свойствах предметов и связях между ними, самостоятельное планирование эксперимента, проведение опытов с использованием приборов (весы, микроскоп, лупы, песочные часы и т д.), работа в группах, подгруппах (формирование навыков коллективной деятельности)
Прежде всего я знакомлю детей с новыми предметами, которые находятся в центре экспериментирования. Объясняю, рассказываю для чего эти предметы, как ими пользоваться. Есть набор алгоритмов, которые в дальнейшем помогут ребенку разобраться самостоятельно, правила использования материала, некоторые алгоритмы проведения опытов, экспериментов.
4 слайд
В своей работе я всегда стремлюсь, чтобы дети самостоятельно находили ответы на вопросы с помощью проб и ошибок. С помощью опытов и экспериментов. В разных видах деятельности.
На прогулке (использование подручного материала, уличных игрушек для реализации своих целей. Крышка от контейнера, как сито. Доска для рисования песком
5 слайд
Проблемная ситуация: застряла в трубе деталь от машины… Яркий пример использование знаний и опыта для достижения цели. Палочка-метла-достали игрушку.
6 слайд , 7 слайд
Формирование функциональной грамотности четко прослеживается через проектную деятельность. «Лук», «Деревья» Каждый проект мы проживаем вместе с детьми. Хорошо запоминается то, что дети узнают в процессе исследовательской деятельности.
8, 9 слайд
Центр экспериментирования всегда открыт для детей, поэтому все, что в нем находится можно использовать и в свободной игровой деятельности.
10 слайд
Часто я использую такой прием, как проблемная ситуация. Например: нарисовать зимний пейзаж, используя белую и синюю краски.
11 слайд
Или, к примеру, нарисовать лисичку, используя алгоритмы (смешивание красок для получения оранжевого цвета.
12 слайд
Взаимодействие с родителями. На собраниях, в родительских уголках, через мессенджеры, мы рассказываем родителям о важности исследовательской деятельности для развития функциональной грамотности ребенка. Простым языком - если ребенок проживает, пробует, ошибается, анализирует, самостоятельно делает выводы, то он развивается, учится, проще запоминает.
13 слайд
Решение наших наболевших проблем с помощью опытов и экспериментов ( как отучить ребенка есть снег)
14 слайд
Отступление от темы: мастер-класс от ребенка (посещает худ. школу) Сама предложила провести мастер-класс – рисование снегиря.
Роль мастер-классов имеет огромное значение в развитии функциональной грамотности детей. В данном случае показывает его уровень.
15 слайд
«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы
и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном
и нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл».
К.Е. Тимирязев
16 слайд
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/04/picture-1265878-1599197670.jpg)
«Повышение компетентности педагогов ДОУ в области формирования функциональной грамотности дошкольников средствами музыки».
Музыкальная грамотность дошкольника формируется в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкальн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/16/picture-1043893-1642342934.jpg)
РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В данной статье рассматривается влияние дидактических игр на формирование функциональной грамотности у дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/20/picture-655817-1440064625.jpg)
Проект "Формирование функциональной грамотности дошкольников по средствам методики Lesson study."
Исследование занятия – уникальная техника, с помощью которой воспитатели могут учиться и развивать свои практические знания вместе, что влияет на качество обучения и помогает коллективу всего де...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/12/picture-931583-1710266306.jpg)
Консультация для родителей «Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника»
Консультация для родителей«Шестиугольное обучение как один из методов формирования функциональной грамотности дошкольника» Использование шестиугольного (гексагонального) обучения явля...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/16/picture-1449032-1673860856.jpg)
Адвент-календарь как способ формирования функциональной грамотности. Презентация
Технология адвент-календарь как основа развития одного из направлений функциональной грамотности-читательской....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/16/picture-1449032-1673860856.jpg)
Адвент-календарь как способ формирования функциональной грамотности.
Технология адвент-календарь как основа развития одного из направлений функциональной грамотности-читательской....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/24/picture-1516865-1729760121.jpg)
Консультация для родителей и педагогов: "Су-Джок как метод терапии один из эффективнейших способов преодоления речевых трудностей дошкольников".
Вместе с пальчиковыми играми, стишками, потешками, штриховками, лепкой, мозаикой, рисованием в логопедических целях Су - Джок терапия активизирует развитие речи ребенка....