Самообразование на 2024-2025 год
консультация по психологии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Дошкольные группы муниципального бюджетного
образовательного учреждения «Средняя школа №13» п. Новый
Согласованно: Утверждено:
Зам. Директора по ДО Директор МБОУ
МБОУ «СШ 13» п. Новый «СШ №13» п. Новый
Е. А. Абу Аль-Нади Л. Б. Хот
________________ _______________
Самообразование
Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей
методом сказкотерапии»
на 2024 -2025 учебный год
Педагог - психолог Шаповалова Л.А.
Этапы работы по самообразованию:
1 этап - Подготовительный
Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме; изучение соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, постановка цели и задач по теме, составление плана
2 этап - Основной
- Нравственно-патриотическое воспитание методом сказкотерапии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
Предполагает внедрение подготовительного этапа в работу; подготовка практического материала.
3 этап - Заключительный
Предполагает самоанализ педагогической деятельности (по завершению работы над темой самообразования в виде отчета).
Проблема:
Исторически так сложилось, что любовь к Родине и патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен в стране все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с обучающимися дошкольного возраста.
Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и далее школьного образования. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.
Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Знание истории своего народа, родной культуры и традиций поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов, населяющих большую Россию. Ведь нравственно-патриотическое воспитание – не только любовь к своей Родине, но и формирование толерантности, чувства уважения, симпатии к другим людям, народам, их традициям и помощи нуждающимся. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, а в целом силе и мощи государства.
Актуальность:
Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа таких детей. Одной из форм нарушений в развитии детей является задержка их психического развития (ЗПР).
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития определяется недостаточностью исследования данной темы, поскольку нет специальных программ в данном направлении, рассчитанных именно на детей с ограниченными возможностями здоровья.
Воспитание таких «особенных» детей требует применения конечно же и особых технологий, и методов в работе педагога. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска таких методов.
Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ОВЗ считается метод сказкотерапии.
Сказкотерапия – это лечение сказками. Суть метода состоит в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к семье, к своему дому, к Родине, ко всему окружающему. Сказки - это духовные богатства культуры, познавая которые, у ребёнка формируются нравственные-патриотические представления и качества.
Цель:
-Формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у обучающихся посредством сказкотерапии.
-Изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
- Разработать перспективный план работы с детьми;
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;
- Создать предметно-развивающую среду, способствующую нравственному воспитанию;
- Повысить уровень самообразования;
- Подготовить консультацию для педагогов по теме самообразования;
- Способствовать активному вовлечению родителей, в совместную деятельность с ребёнком, в условиях семьи и детского сада.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
ЦЕЛЬ нашей работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:
Обучающие задачи:
- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие задачи:
- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;
- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;
- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
Воспитательные задачи:
- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Дата начала работы над темой – 1 октября 2024
Предполагаемая дата окончания работы – 30 мая 2035
Этапы реализации самообразования
Сроки | Раздел Содержание работы | Практические выходы | |
Изучение методической литературы | |||
Октябрь - май | Определение цели, задач подбор литературы Ознакомление с передовым педагогическим опытом Насыщение ППРС по теме исследования | Методическая копилка | |
Работа с детьми | |||
Октябрь | Тематические беседы «Мои добрые дела». Составление списка добрых дел. Задача: воспитание в детях нравственных чувств. | Выставка рисунков «Моя любимая сказка» | |
Октябрь | Чтение русских народных сказок. Задача: Поддерживать интерес к народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию. | Изготовление масок для героев сказок Пополнение книжного уголка | |
Ноябрь | Игра – драматизация. Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас. | Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки» | |
Декабрь | Слушание аудио сказок. Просмотр мультфильмов. Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить понимать чувства предвкушения новогоднего праздника. Сопричастность к Родине, всеобщему веселью и радости. | Изготовление открыток к празднику для военнослужащих СВО "Что я бы подарил Деду Морозу" | |
Январь | Рассказывание зимних сказок. Задача: продолжать знакомить с чувством патриотизма через сказки, учить понимать героические поступки героев сказок. Обогащать и активизировать разнообразный эмоциональный опыт. | Рисунки "Каким героем я хотел бы стать". | |
Февраль | Пальчиковый театр. Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Воспитывать патриотические чувства детей. | Создание альбома «Самый смелый и отважный герой сказок» | |
Март | Рассматривание книг и иллюстраций по русскому народному творчеству. Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к русской народной культуре через сказки. Учить понимать мотивацию героев для совершения героических поступков. | Конкурс «Сочини сказку о смелых героях» | |
Апрель | Подвижные русские игры. Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры. Векторина: Сказки с героями богатырями, да добрыми молодцами. | Вечер сказок | |
Май | Игра – драматизация. Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас. | Драматизация сказки | |
Предполагаемый результат: Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс. | |||
Работа с родителями | |||
Сентябрь | Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка» | ||
Октябрь | Консультация «Мама, почитай мне сказку» | ||
Ноябрь | Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности. | ||
Декабрь | Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок | ||
Январь | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» | ||
Февраль | Консультация «Сказка в жизни ребенка» | ||
Март | Мастер-класс по изготовлению настольного театра | ||
Апрель | Конкурс «Сочини сказку» | ||
Май | Вечер сказок | ||
Действия и мероприятия планируемые в процессе работы над темой: Сентябрь-апрель | - изучение литературы по теме; - посещение ОД у воспитателей своего ДОУ; - посещение педсоветов, семинаров, конференций; - самоанализ и самооценка ОД в своей группе; - разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС; - апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив; - проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег; - обобщение результатов на заседании методического объединения. | ||
Май | Отчёт по теме самообразования. | Выступление на педсовете. |
Литература
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000
- Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
- Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.
- Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры- М., Изд.центр Академия, 2002
- Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005
- Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993.
- «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко
- Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.:Линка-Пресс.2003
- http://www.portal-slovo.ru/
- http://www.nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2024-2025 учебный год.
Подвижная игра...
Самообразование на 2024-2025 учебный год
Самообразование на 2024-2025 учебный год...
План самообразования воспитателя 2024-2025 уч.г.
Повышение профессионального уровня, повышение эффективности реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС посредством подвижных игр....
Индивидуальный план профессионального самообразования на 2024-2025 учебный год
План по самообразованию...
План по самообразованию на 2024-2025 учебный год
План по самообразования тьютора на 2024-2025 учебный год....
План по самообразованию на 2024- 2025 уч.год
План по самообразованию на 2024- 2025 уч.год....
План самообразования на 2024-2025 учебный год "Коррекция связной речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обуче...