Самообразование на 2024-2025 год
консультация по психологии (средняя группа)

Шаповалова Людмила Александровна

Самообразование на 2024-2025 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_samoobrazovanie_2024.docx15.37 КБ

Предварительный просмотр:

       Дошкольные группы муниципального бюджетного

образовательного учреждения «Средняя школа №13» п. Новый

       Согласованно:                                                          Утверждено:
Зам. Директора по ДО                                                Директор МБОУ

МБОУ «СШ 13» п. Новый                                          «СШ №13» п. Новый
Е. А. Абу Аль-Нади                                                        Л. Б. Хот

________________                                                    _______________

Самообразование

Тема: «Нравственно – патриотическое воспитание детей

методом сказкотерапии»

на 2024 -2025 учебный год

        Педагог - психолог                               Шаповалова Л.А.

        

Этапы работы по самообразованию:

1 этап - Подготовительный

Он включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме; изучение соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, постановка цели и задач по теме, составление плана

2 этап - Основной

Предполагает внедрение подготовительного этапа в работу; подготовка практического материала.

3 этап - Заключительный

Предполагает самоанализ педагогической деятельности (по завершению работы над темой самообразования в виде отчета).

Проблема:

Исторически так сложилось, что любовь к Родине и патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен в стране все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с обучающимися дошкольного возраста.

Ребенок с момента рождения инстинктивно и естественно привыкает к окружающей его среде, природе и культуре. Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников — непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители, продолжающийся в системе дошкольного и далее школьного образования. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою малую и большую Родину, нам надо дать им в доступной и занимательной форме знания о её прошлом и настоящем. И, конечно, показать всё то лучшее, чем по праву может гордиться любой житель России, чтобы найти отклик в отзывчивой детской душе.

Нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Знание истории своего народа, родной культуры и традиций поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов, населяющих большую Россию. Ведь нравственно-патриотическое воспитание – не только любовь к своей Родине, но и формирование толерантности, чувства уважения, симпатии к другим людям, народам, их традициям и помощи нуждающимся. Нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений, а в целом силе и мощи государства.

Актуальность:

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. В настоящее время существенно обозначилась проблема роста числа таких детей. Одной из форм нарушений в развитии детей является задержка их психического развития (ЗПР).

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей с задержкой психического развития определяется недостаточностью исследования данной темы, поскольку нет специальных программ в данном направлении, рассчитанных именно на детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитание таких «особенных» детей требует применения конечно же и особых технологий, и методов в работе педагога. Поэтому особо актуальной становится проблема поиска таких методов.

Одним из наиболее эффективных инновационных методов коррекционной помощи детям с ОВЗ считается метод сказкотерапии.

Сказкотерапия – это лечение сказками. Суть метода состоит в особом воздействии на подсознание ребенка при помощи сказки. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к семье, к своему дому, к Родине, ко всему окружающему. Сказки - это духовные богатства культуры, познавая которые, у ребёнка формируются нравственные-патриотические представления и качества.

Цель:

-Формирование нравственно-патриотических представлений и качеств у обучающихся  посредством сказкотерапии.

    -Изучить пути, средства и методы нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Задачи:

- Разработать перспективный план работы с детьми;

- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;

- Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу;

- Создать предметно-развивающую среду, способствующую нравственному воспитанию;

 - Повысить уровень самообразования;

- Подготовить консультацию для педагогов по теме самообразования;

- Способствовать активному вовлечению родителей, в совместную деятельность с ребёнком, в условиях семьи и детского сада.

        Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания.  В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».

        Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.

        Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.

        Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.

        Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

        Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.

        Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.

        ЦЕЛЬ нашей работы: Создавать условия для духовно-нравственного развития ребенка.

        Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:

Обучающие задачи:    

- сказка позволяет формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;

- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

- с помощью сказки мы расширяем представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;

Развивающие задачи:

- сказка содействует развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;

- содействует развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;

- сказка развивает способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;

- развивает у детей социальные умения и навыки поведения;

- сказка содействует развитию мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;

- содействует развитию творческих способностей в продуктивной деятельности;

- сказка позволяет создавать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;

- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;

Воспитательные задачи:

- сказка воспитывает послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;

- сказка способствует формированию нравственных качеств в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;

- воспитывает трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.

ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

Дата начала работы над темой – 1 октября 2024

Предполагаемая дата окончания работы – 30 мая 2035

Этапы реализации самообразования

 Сроки

Раздел

Содержание работы

Практические выходы

                              Изучение методической литературы

Октябрь - май

Определение цели, задач

 подбор литературы

Ознакомление с передовым педагогическим опытом

Насыщение ППРС по теме исследования

 Методическая копилка

Работа с детьми

Октябрь

Тематические беседы «Мои добрые дела». Составление списка добрых дел.

 Задача: воспитание в детях нравственных чувств.

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

 

Октябрь

Чтение русских народных сказок.

Задача: Поддерживать интерес к народным сказкам. Учить чувствовать образный язык сказок. В беседах поощрять высказывания по содержанию сказок. Отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.

Изготовление масок для героев сказок

Пополнение книжного уголка

 

Ноябрь

Игра – драматизация.

Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.

Выставка поделок из бросового материала «Мой любимый герой сказки»

 

Декабрь

Слушание аудио сказок. Просмотр мультфильмов.

Задача: способствовать эмоциональному восприятию сюжета сказки. Учить понимать чувства предвкушения новогоднего праздника. Сопричастность к Родине, всеобщему веселью и радости.

Изготовление открыток к празднику для военнослужащих СВО

"Что я бы подарил Деду Морозу"

 

Январь

Рассказывание зимних  сказок.

Задача: продолжать знакомить с  чувством патриотизма через сказки, учить понимать героические поступки героев сказок. Обогащать и активизировать  разнообразный эмоциональный опыт.

Рисунки "Каким героем я хотел бы стать".

 

Февраль

Пальчиковый театр.

Задача: помочь эмоционально воспринимать образный язык сказки. Участвовать в действии. Воспитывать патриотические чувства детей.

Создание альбома «Самый смелый и отважный герой сказок»

 

Март

Рассматривание книг и иллюстраций по русскому народному творчеству.

Задача: развивать интерес к книгам. Воспитывать любовь к русской народной культуре через сказки. Учить понимать мотивацию героев для совершения героических поступков.

Конкурс «Сочини сказку о смелых героях»

 

Апрель

Подвижные русские игры.

Задача: способствовать потребности в двигательной активности. Соотносить слова и действия по ходу игры.

Векторина: Сказки с героями богатырями, да добрыми молодцами.

Вечер сказок

Май

Игра – драматизация.

Задача: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки. Называть характерные признаки героев. Обогащать и активизировать словарный запас.

Драматизация сказки

Предполагаемый результат:

Переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.

Работа с родителями

Сентябрь

Анкета для родителей «Русская народная в жизни Вашего ребенка»

 Октябрь

Консультация «Мама, почитай мне сказку»

 

Ноябрь

Изготовление костюмов, атрибутов для театрализованной деятельности.

Декабрь

Приобретение в группу раскрасок с героями русских народных сказок

Январь

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

 

Февраль

Консультация «Сказка в жизни ребенка»

 Март

Мастер-класс по изготовлению настольного театра

 

Апрель

Конкурс «Сочини сказку»

Май

Вечер сказок

Действия и мероприятия планируемые в процессе работы над темой:

Сентябрь-апрель

-  изучение литературы по теме;

-  посещение ОД у воспитателей своего ДОУ;

- посещение педсоветов, семинаров, конференций;

- самоанализ и самооценка ОД в своей группе;

- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГОС;

-  апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;

-  проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;

- обобщение результатов на заседании методического объединения.

 Май

         Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Литература

  1.  Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. - М: Фолио, 2000
  2. Т.А.Шорыгина – «Вежливые сказки» - развивающие сказки для детей
  3. Корзун А.В. «Весёлая дидактика». Использование элементов ТРИЗ и РТВ в работе с   дошкольниками. Пособие для педагогов в дошкольных учреждениях. - М: Линка-Пресс.
  4. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры- М., Изд.центр Академия, 2002
  5. Арзуманян Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории-М., Дошкольное воспитание, 2011
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2005
  7. Расскажи мне сказку…: Лит. сказки для детей/cост.Э.И.Иванова. – М.:Просвещение, 1993.
  8. «Кукольный театр – дошкольникам» Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко
  9.  Н.Ф.Сорокина «Сценарии театральных» кукольных занятий, М.: 2004.
  10. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. –    М.:Линка-Пресс.2003  
  11. http://www.portal-slovo.ru/
  12. http://www.nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование на 2024-2025 учебный год

Самообразование на 2024-2025 учебный год...

План самообразования воспитателя 2024-2025 уч.г.

Повышение профессионального уровня, повышение эффективности реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС посредством подвижных игр....

План по самообразованию на 2024-2025 учебный год

План по самообразования тьютора на 2024-2025 учебный год....

План по самообразованию на 2024- 2025 уч.год

План по самообразованию на 2024- 2025 уч.год....

План самообразования на 2024-2025 учебный год "Коррекция связной речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обуче...