«Нейробика–как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
проект по психологии
Проект содержит теоретический и практический материал опыта использования нейрогимнастических упражнений, и их влияние на развитие детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neyrobika_-_pedagogicheskiy_proekt.docx | 41.93 КБ |
Предварительный просмотр:
частное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №163 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема:
«Нейробика–как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Авторы: педагог-психолог высшей квалификационной категории
Гамилова М.Г.
учитель-логопед высшей квалификационной категории
Бажина Е.В.
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Шаромова В.С.
Новосибирск 2024
Содержание
- Краткая аннотация проекта……………….…………………….3
- Обоснование необходимости проекта……..….……………….3
- Цели и задачи проекта…………………………………………..5
- Основное содержание проекта…………………………………7
- Ресурсы…………………………………………………………..9
- Партнеры………………………………………………………..10
- Целевая аудитория……………………………………………..10
- План реализации проекта………………………………………10
- Ожидаемые результаты и социальный эффект………………15
- Перспективы дальнейшего развития проекта………………15
- Литература…………………………………………………….16
- Краткая аннотация проектa.
Проект содержит теоретический и практический материал опыта использования нейрогимнастических упражнений, и их влияние на развитие детей дошкольного возраста.
Ведущая педагогическая идея проекта заключается в использовании интеграции различных техник физической и умственной активности.
Нейробика - это ряд упражнений, направленных на нестандартную деятельность мозга. При этом задействуются все 5 органов чувств, а получаемая от них информация комбинируется в максимально нетрадиционном варианте. В этом случае мозгу приходится создавать новые нейронные связи, формировать ассоциативные ряды. А так как активизируется работа мозга, активизируется весь организм, следовательно, улучшается и здоровье ребенка.
Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, и может быть использован в образовательной, и самостоятельной деятельности.
Проект предусматривает тесный контакт между воспитанниками, воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников, что облегчает восприятие детьми нового материала.
В реализации проекта приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели и родители(законные представители) воспитанников.
- Обоснование необходимости проекта.
Проблема.
Как телу нужна постоянная физическая нагрузка, так и мозг требует регулярных тренировок, чтобы мышление оставалось гибким и пластичным.
Основная проблема в том, что однотипные задачи и их рутинные решения в буквальном смысле слова стопорят мозг. Зачем думать и строить новые цепочки, если можно воспользоваться уже готовым решением?
Актуальность.
Проблемой у большинства детей являются образовательные трудности, второе место- нарушение интеллекта, третье- нарушение речи. Развитие и формирование ребенка происходит от движения к мышлению. Трудности у детей возникают не от лени, а из-за особенностей развития головного мозга. Образовательные программы в дошкольных образовательных учреждениях направлены на нормативных детей, которые составляют, около 10% от всей группы и воспитатели сталкиваются с не понимаем, что делать с остальными детьми с особенностями психосоциального развития. Вот здесь и должны подключаться нейропсихологические методы, которые способствуют гармоничному развитию ребенка. В настоящее время особо важным является вырастить не только здорового и крепкого человека, но и обязательно инициативного, думающего ребенка, способного логически мыслить, умеющего находить подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.
Родители первоклассников часто попадают в ситуацию, когда ребенку сложно запомнить материал, соблюдать дисциплину на уроках и в повседневной жизни, а также заниматься дома. Помимо личного примера, важным подспорьем могут стать регулярные нейробические упражнения. Активное развитие межполушарного взаимодействия, которое начинается еще в детском саду, поможет будущим ученикам справляться со школьными нагрузками.
Стала задача поиска метода интенсивного обучения при организации совместной деятельности, способствующего развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Изучив литературу по теме развития логического мышления дошкольников, мною был сделан вывод, что тема развития логического мышления при совместной организованной деятельности в детском саду с использованием нейробики разработана недостаточно широко.
Исходя из вышесказанного, определена тема педагогического проекта «Нейробика–как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей дошкольного возраста».
Как появилась нейробика? Понятие «нейробика» впервые употребил американский нейробиолог Лоренс Катц. Действия в привычном порядке не заставляет мозг работать, поэтому ухудшается внимание и восприятие новой информации, снижается память. В результате открытий специалистами начала разрабатываться новая система укрепления мозговой деятельности -нейробика.
Нейробика – гимнастика для мозга, которая держит в тонусе умственную деятельность подобно тому, как влияет на мышцы физическая нагрузка.
Гимнастика для мозга необходима в любом возрасте. Нейробика позволяет тренировать память и внимание, что особенно важно для школьников и людей, занимающихся умственным трудом. В противном случае с возрастом активность клеток головного мозга снижается и человеку сложнее выполнять свою работу, запоминать информацию и решать повседневные задачи.
Новизна проекта.
В процессе деятельности подключается тело, что влияет продуктивному функционированию интеллекта ребенка.
Объект проекта –развитие межполушарного взаимодействия и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет проекта–влияние технологии нейробики на развитие межполушарного взаимодействия и логического мышления детей дошкольного возраста.
Статус– проекта–долгосрочный; практико-ориентированный; инновационный.
Гипотеза –занятия нейробикой усилят активность межполушарного взаимодействия и логического мышления у детей дошкольного возраста.
Цели и задачи проекта:
Развитие межполушарного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии Нейробика.
Образовательные задачи:
- активизировать познавательный интерес;
- формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
- формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).
Развивающие задачи:
- развитие логического мышления ребёнка;
- развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации;
- формировать индивидуальные, творческие способности личности.
Воспитательные задачи:
- формировать умение работы в коллективе;
- воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
- воспитывать волю ребенка.
Интеграция образовательных областей
- Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.).
- Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи во время коллективного исследования, обсуждения его хода, выдвижения предположений и доказательств; используя физкультминутки и приветствия в стихотворной форме, проговаривание решение задачи.
- Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» интегрирует с межполушарным развитием с и помогает решать её задачи. Рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации.
- Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает такие задачи как: приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, решаются посредством игровых упражнений.
- Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает создание педагогических ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, взаимовыручки, побуждая детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Таким образом, выстраивая образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, у детей формируются более глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире, обобщенные представления, знания и умения, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
4. Основное содержание проекта.
Методы достижения.
- изучение методической и нормативной литературы по теме;
- участие в вебинарах;
- беседы и наблюдения с воспитанниками;
- наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью детей;
- работа с родителями (беседы, консультации, опрос).
Тренировка для ума подразумевает различные приемы для усовершенствования мозговых процессов. Среди них:
- решение головоломок;
- карточные игры для развития памяти;
- тесты на определение интеллекта;
- шашки, шахматы;
- ребусы;
- лабиринты;
- мнемотаблицы.
Принципы нейробики:
- сочетать работу двух и более органов чувств;
- акцентировать внимание на том, чтобы в привычной ситуации органы чувств действовали по-новому, в непривычном для себя амплуа;
- использовать различные виды внимания (произвольное/непроизвольное) и разную степень концентрации (чередовать полную сосредоточенность и относительное расслабление);
- изменять привычное, отдавать предпочтение новому;
- обоняние - единственное ощущение, которое имеет непосредственную связь с мозгом. Поэтому воспоминания, связанные с запахами, являются наиболее устойчивыми.
Механизмы реализации проекта:
Критерии | Показатель эффективности проекта |
Разработка и реализация проекта для воспитанников ДОУ. | Разработан инновационный проект Положительная динамика комплексного развития детей. Повышение интереса детей к различным видам деятельности. |
Организация мониторинга достижений воспитанников. | Результаты диагностики достижений ребенка и планирование по итогам диагностики. |
Степень вовлеченности в проект родителей. | Анализ через анкетирование, опросы, организацию обратной связи, участие в совместных мероприятиях. |
Распространение опыта работы среди педагогов. | Выступление на педагогических советах, проведение мастер-классов, ГМО. |
Увеличение числа детей, демонстрирующих успешное всестороннее развитие. | Повышение компетенций детей. Мониторинг. |
Организация оздоровительной работы. | Применение здоровьесберегающих технологий. |
Участие и результаты воспитанников в конкурсах. | Участие в творческих, интеллектуальных и речевых конкурсах различного уровня. |
Продукты проекта.
В результате проекта разработаны продукты:
- кейс методических материалов (нейрокарточки на развитие межполушарного развития, сборники занимательных игр);
- планшеты для тренировки межполушарных взаимодействий;
- схемы;
- консультации для родителей: «Нейробика–гимнастика для мозга», «Нейробика для детей и взрослых»;
- презентация проекта.
- Ресурсы проекта.
Кадровые условия | Учебно-методические ресурсы | Интеллектуальные ресурсы | Организационные ресурсы | Материально-технические ресурсы |
старший воспитатель, воспитатели группы | методическая и художественная литература, дидактический материал, интернет -ресурсы | педагогическая технология, педсоветы, консультации, семинары, конкурсы, вебинары, мастер-классы | налаживание тесных связей с партнерами - родители (законные представители) воспитанников | планшеты, нейрокарточки, схемы-картинки |
6.Партнеры проекта: родители (законные представители)воспитанников.
7.Целевая аудитория: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители(законные представители)воспитанников.
- План реализации проекта.
Система реализации проекта |
↕ ↕ ↕
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа по самообразованию |
1. Растяжки. 2.Дыхательные упражнения. 3. Глазодвигательные упражнения. 4. Телесные упражнения. 5. Упражнения на развитие мелкой моторики. 6. Самомассаж. 7. Упражнения на релаксацию. | 1. Наглядная информация в родительском уголке. 2. Тематические родительские собрания 3. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям. 4. Индивидуальные консультации | 1. Изучение литературы по теме. 2. Изучение и апробирование видов кинезиологических упражнений. |
I этап – организационно-подготовительный
(сентябрь, октябрь 2024год).
- изучение нормативно-правовых документов;
- изучение научно-методической литературы по теме;
- поиск и приобретение материала для игр по нейробике, методического материала;
- информирование и опрос родителей;
- посещение мастер- классов по нейробике;
- разработка конспектов занятий по нейробике.
Для реализации проекта было разработано перспективное планирование.
Дата | Название мероприятия |
Ноябрь, 2024 Декабрь, 2024 Январь, 2025 Февраль, 2025 Март, 2025 | II этап – реализационно-практический 1.Упражнение «Ладошки» -развитие устойчивости внимания. 2. «Оладушки» - кинезиологическое упражнение. 3. «Пройди по дорожке» - развитие зрительно-моторной координации. 4.Мнемотаблица. Стихотворение «Подарки осени». 5.«Глаз-путешественник» - глазодвигательное упражнение. 1. «Обведи узор» -развитие межполушарного взаимодействия. 2. «Кулак-ребро-ладонь» - кинезиологическое упражнение. 3. «Скопируй по точкам» -развитие мелкой моторики рук, пространственное мышление. 4.Мнемотаблица- «100 ребят». 5.Игра в шашки. 6. «Слепые шаги» - телесное упражнение 1.«Найди цифру» -улучшение памяти, концентрация. 2. «Лезгинка» - кинезиологическое упражнение. 3.«Собери слово» -развитие логического мышления и памяти. 4. «Раскрась узоры» - развитие памяти, мелкой моторикирук. 5.«Задуть свечу» - дыхательное упражнение. 6. «Потанцуй-ка» - танец-игра с ускорением 1. «Проведи двумя руками» -развитие межполушарного взаимодействия. 2.Пальчиковая гимнастика «Прогулка» -развитие речи, мелкой моторики рук. 3.Игры и упражнения «Су-Джок» мячиком - развитие познавательной активности, речи, повышает физическую активность. 4. «Ухо-нос», «Капитан» - кинезиологическое упражнение. 5. «Развивающая головоломка» - изучение формы и цвета, геометрические фигуры. 6.Мнемотаблица «Снеговик». 7. «Снеговик» - телесное упражнение 1.Игра «Повтори фигуру» - развитие памяти и усидчивости. 2. «Окей-мир» - кинезиологическое упражнение 3. Игра «Умные карточки» -развитие интеллекта, воображения, творческих способностей, речи. 4. Мнемотаблица «Весна», «Подарок маме». 5. «Нейроскакалки» - развитие выносливости, скорости мыслительных навыков, координацию. 6. «Взгляд влево-вверх» - глазодвигательные упражнения. |
Большое значение придаётся созданию непринуждённой обстановки.
Дети выполняют задания:
- на ковре;
- у мольберта;
- у стены;
- за столом.
Использование мнемотаблиц помог обогатить словарный запас детей при обучении пересказу, составлении рассказов, разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок.
III этап – рефлексивный (апрель, май 2025)
- мастер-класс для родителей;
- обобщение и внедрение опыта работы по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления дошкольников при использовании инновационной технологии нейробика;
- размещение материалов на персональном сайте и на сайтах педагогических сообществ;
- выступление на городском методическом объединении;
- семинар-практикум для педагогов ДОУ.
В завершении проекта будет проведена заключительная диагностика, по которой мы оценим динамику овладения детьми данной технологией. Ожидаемые результаты.
Для воспитанников:
- развитое креативное мышление ребенка;
- развита мелкая моторика рук;
- сформировано логическое мышление и межполушарные связи;
- развит познавательный интерес;
- развита память, внимание, зрительная и двигательная координация;
- сформированы предпосылки к воле ребёнка, самоконтролю;
- стабилизирован эмоциональный фон ребенка, и его раскрепощение;
- формирована произвольная деятельность.
Для педагога:
- повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
- перспективное планирование.
Для родителей:
- активный и заинтересованный участник образовательного процесса.
10.Перспективы дальнейшего развития проекта.
Продолжать использовать данную технологию и дополнять методическими материалами.
Публикация представленного опыта.
Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.
Недостаточная заинтересованность детей в мероприятиях по проекту.
- трудность восприятия детьми технологии;
- отсутствие у детей навыков и желания.
Незаинтересованность родителей (законных представителей) воспитанников к реализации проекта.
- информирование и опрос родительской общественности;
- привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к реализации проекта.
Вывод.
Проект подтвердил актуальность. Гипотеза подтвердилась.
Целенаправленная работа по развитию межполушарного взаимодействия с детьми с помощью технологии нейробика благотворно повлияли не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Регулярные занятия нейробикой улучшили показатели памяти и внимания детей, речи и мелкой моторики.
По мере овладения упражнениями, дети стали более уверенными в себе, улучшилось эмоциональное состояние воспитанников. Радость, горе, удивление – все это влияет на иммунную систему.
Нейробика способствовала улучшению и психического и физического развития детей.
11.Литература
1. Дениннсон П. «Гимнастика мозга», 2015г.
2.Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей-нейродинамическая гимнастика», Ростов-на-Дону, 2019 г.
3. Артюх А., Рюмина М. «Логика. Найди отличия». Рабочая тетрадь дошкольника.
4. «Логика. Лабиринты и схемы». Рабочая тетрадь дошкольника.
5.Руецкая О.А. «Логические задачки для непоседливых детей», 2012г.
6. Интернет-ресурсы:
https://vk.com/razvitie_s_mamoi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Использование логических болков Дьенеша для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
Актиуальность,значение,описание игр с блоками Дьенеша...
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр, упражнений, логических задач и головоломок.
Конкурсный материал заочного конкурса "Лесенка успеха -2018"...
Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».
Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логических математических игр
Консультация родителям...
Проект "Нейробика -как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Педагогический проект на тему "Нейробика - как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста....
Распространение опыта среди педагогов «Технология кроссенс – как метод развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста».
Распространение опыта...
Статья «Влияние пособия «Шнурок-затейник» на развитие мелкой моторики и логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой мо...