«Нейробика–как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
проект по психологии

Проект содержит теоретический и практический материал опыта использования нейрогимнастических упражнений, и их влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrobika_-_pedagogicheskiy_proekt.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

частное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №163 открытого акционерного общества

«Российские железные дороги»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Тема:

«Нейробика–как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Авторы: педагог-психолог высшей квалификационной категории

Гамилова М.Г.

учитель-логопед высшей квалификационной категории

Бажина Е.В.

Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Шаромова В.С.

Новосибирск 2024

Содержание

  1. Краткая аннотация проекта……………….…………………….3
  2. Обоснование необходимости проекта……..….……………….3
  3. Цели и задачи проекта…………………………………………..5
  4. Основное содержание проекта…………………………………7
  5. Ресурсы…………………………………………………………..9
  6. Партнеры………………………………………………………..10
  7. Целевая аудитория……………………………………………..10
  8. План реализации проекта………………………………………10
  9. Ожидаемые результаты и социальный эффект………………15
  10. Перспективы дальнейшего развития проекта………………15
  11. Литература…………………………………………………….16

  1. Краткая аннотация проектa.

Проект содержит теоретический и практический материал опыта использования нейрогимнастических упражнений, и их влияние на развитие детей дошкольного возраста.

Ведущая педагогическая идея проекта заключается в использовании интеграции различных техник физической и умственной активности.

Нейробика - это ряд упражнений, направленных на нестандартную деятельность мозга. При этом задействуются все 5 органов чувств, а получаемая от них информация комбинируется в максимально нетрадиционном варианте. В этом случае мозгу приходится создавать новые нейронные связи, формировать ассоциативные ряды. А так как активизируется работа мозга, активизируется весь организм, следовательно, улучшается и здоровье ребенка.

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста, и может быть использован в образовательной, и самостоятельной деятельности.

Проект предусматривает тесный контакт между воспитанниками, воспитателями и родителями (законными представителями) воспитанников, что облегчает восприятие детьми нового материала.

В реализации проекта приняли участие воспитанники подготовительной к школе группы, воспитатели и родители(законные представители) воспитанников.

  1. Обоснование необходимости проекта.

Проблема.

Как телу нужна постоянная физическая нагрузка, так и мозг требует регулярных тренировок, чтобы мышление оставалось гибким и пластичным.

Основная проблема в том, что однотипные задачи и их рутинные решения в буквальном смысле слова стопорят мозг. Зачем думать и строить новые цепочки, если можно воспользоваться уже готовым решением?

Актуальность.

Проблемой у большинства детей являются образовательные трудности, второе место- нарушение интеллекта, третье- нарушение речи. Развитие и формирование ребенка происходит от движения к мышлению. Трудности у детей возникают не от лени, а из-за особенностей развития головного мозга. Образовательные программы в дошкольных образовательных учреждениях направлены на нормативных детей, которые составляют, около 10% от всей группы и воспитатели сталкиваются с не понимаем, что делать с остальными детьми с особенностями психосоциального развития. Вот здесь и должны подключаться нейропсихологические методы, которые способствуют гармоничному развитию ребенка. В настоящее время особо важным является вырастить не только здорового и крепкого человека, но и обязательно инициативного, думающего ребенка, способного логически мыслить, умеющего находить  подход к любому делу, за которое он бы ни взялся.

Родители первоклассников часто попадают в ситуацию, когда ребенку сложно запомнить материал, соблюдать дисциплину на уроках и в повседневной жизни, а также заниматься дома. Помимо личного примера, важным подспорьем могут стать регулярные нейробические упражнения. Активное развитие межполушарного взаимодействия, которое начинается еще в детском саду, поможет будущим ученикам справляться со школьными нагрузками.

Стала задача поиска метода интенсивного обучения при организации совместной деятельности, способствующего развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Изучив литературу по теме развития логического мышления дошкольников, мною был сделан вывод, что тема развития логического мышления при совместной организованной деятельности в детском саду с использованием нейробики разработана недостаточно широко.

Исходя из вышесказанного, определена тема педагогического проекта «Нейробика–как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей дошкольного возраста».

Как появилась нейробика? Понятие «нейробика» впервые употребил американский нейробиолог Лоренс Катц. Действия в привычном порядке не заставляет мозг работать, поэтому ухудшается внимание и восприятие новой информации, снижается память. В результате открытий специалистами начала разрабатываться новая система укрепления мозговой деятельности -нейробика.

Нейробика – гимнастика для мозга, которая держит в тонусе умственную деятельность подобно тому, как влияет на мышцы физическая нагрузка.

Гимнастика для мозга необходима в любом возрасте. Нейробика        позволяет тренировать память и внимание, что особенно важно для школьников и людей, занимающихся умственным трудом. В противном случае с возрастом активность клеток головного мозга снижается и человеку сложнее выполнять свою работу, запоминать информацию и решать повседневные задачи.

Новизна проекта.

В процессе деятельности подключается тело, что влияет продуктивному функционированию интеллекта ребенка.

Объект проекта –развитие межполушарного взаимодействия и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проекта–влияние технологии нейробики на развитие межполушарного взаимодействия и логического мышления детей дошкольного возраста.

Статус– проектадолгосрочный; практико-ориентированный; инновационный.

Гипотеза –занятия нейробикой усилят активность межполушарного взаимодействия и логического мышления у детей дошкольного возраста.

Цели и задачи проекта:

Развитие межполушарного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии Нейробика.

Образовательные задачи:

  • активизировать познавательный интерес;
  • формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);
  • формировать умения и навыки (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т. д.).

 Развивающие задачи: 

  • развитие логического мышления ребёнка;
  • развитие межполушарных связей с помощью нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических упражнений;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие памяти, внимания, зрительно-двигательной координации;
  • формировать индивидуальные, творческие способности личности.

 Воспитательные задачи: 

  • формировать умение работы в коллективе; 
  • воспитывать настойчивость, терпение, способность к саморегуляции своих действий и самоконтроля.
  • воспитывать волю ребенка.

Интеграция образовательных областей

  • Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.).
  • Образовательная область «Речевое развитие» предполагает развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи во время коллективного исследования, обсуждения его хода, выдвижения предположений и доказательств; используя физкультминутки и приветствия в стихотворной форме, проговаривание решение задачи.
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»  интегрирует с межполушарным развитием с  и помогает решать её задачи. Рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. 
  • Образовательная область «Физическое развитие» предусматривает такие задачи как: приобретение опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, решаются посредством игровых упражнений.
  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» предполагает создание педагогических ситуаций морального выбора, развитие нравственных качеств, взаимовыручки, побуждая детей к самооценке и оценке действий и поведения сверстников; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. 

Таким образом, выстраивая образовательный процесс по принципу интеграции образовательных областей, у детей формируются более глубокие, разносторонние знания, целостное представление о мире, обобщенные представления, знания и умения, повышает эффективность воспитания и развития детей, побуждает их к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

4. Основное содержание проекта.

Методы достижения.

  • изучение методической и нормативной литературы по теме;
  •  участие в вебинарах;
  • беседы и наблюдения с воспитанниками;
  • наблюдение за совместной и самостоятельной деятельностью детей;
  • работа с родителями (беседы, консультации, опрос).

Тренировка для ума подразумевает различные приемы для усовершенствования мозговых процессов. Среди них:

  • решение головоломок;
  • карточные игры для развития памяти;
  • тесты на определение интеллекта;
  • шашки, шахматы;
  • ребусы;
  • лабиринты;
  • мнемотаблицы.

Принципы нейробики:

  •  сочетать работу двух и более органов чувств;
  •  акцентировать внимание на том, чтобы в привычной ситуации органы чувств действовали по-новому, в непривычном для себя амплуа;
  •  использовать различные виды внимания (произвольное/непроизвольное) и разную степень концентрации (чередовать полную сосредоточенность и относительное расслабление);
  •  изменять привычное, отдавать предпочтение новому;
  •  обоняние - единственное ощущение, которое имеет непосредственную связь с мозгом. Поэтому воспоминания, связанные с запахами, являются наиболее устойчивыми.

Механизмы реализации проекта:

Критерии

Показатель эффективности проекта

Разработка и реализация проекта для воспитанников ДОУ.

Разработан инновационный проект Положительная динамика комплексного развития детей. Повышение интереса детей к различным видам деятельности.

Организация мониторинга достижений воспитанников.

Результаты диагностики достижений ребенка и планирование по итогам диагностики.

Степень вовлеченности в проект родителей.

Анализ через анкетирование, опросы, организацию обратной связи, участие в совместных мероприятиях.

Распространение опыта работы среди педагогов.

Выступление на педагогических советах, проведение мастер-классов, ГМО.

Увеличение числа детей, демонстрирующих успешное всестороннее развитие.

Повышение компетенций детей. Мониторинг.

Организация оздоровительной работы.

Применение здоровьесберегающих технологий.

Участие и результаты воспитанников в конкурсах.

Участие в творческих, интеллектуальных и речевых конкурсах различного уровня.

Продукты проекта.

В результате проекта разработаны продукты:

  • кейс методических материалов (нейрокарточки на развитие межполушарного развития, сборники занимательных игр);
  • планшеты для тренировки межполушарных взаимодействий;
  • схемы;
  • консультации для родителей: «Нейробика–гимнастика для мозга», «Нейробика для детей и взрослых»;
  • презентация проекта.
  1. Ресурсы проекта.

Кадровые

 условия

Учебно-методические ресурсы

Интеллектуальные

ресурсы

Организационные

ресурсы

Материально-технические ресурсы

старший воспитатель,

воспитатели

группы

методическая и художественная литература,

дидактический материал,

интернет -ресурсы

педагогическая технология, педсоветы, консультации, семинары,

конкурсы,

вебинары,

мастер-классы

налаживание тесных связей с партнерами -

родители (законные представители) воспитанников

планшеты, нейрокарточки, схемы-картинки

6.Партнеры проекта: родители (законные представители)воспитанников.

7.Целевая аудитория: воспитанники старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители(законные представители)воспитанников.

  1. План реализации проекта.

Система реализации проекта

                     ↕                          ↕                                    ↕

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа по самообразованию

1. Растяжки.

2.Дыхательные упражнения.

3. Глазодвигательные упражнения.

4. Телесные упражнения.

5. Упражнения на развитие мелкой моторики.

6. Самомассаж.

7. Упражнения на релаксацию.

1. Наглядная информация в родительском уголке.

2. Тематические родительские собрания

3. Занятия-практикумы по кинезиологическим упражнениям.

4. Индивидуальные консультации

1. Изучение литературы по теме.

2. Изучение и апробирование видов кинезиологических упражнений.

I этап – организационно-подготовительный

(сентябрь, октябрь 2024год).

  • изучение нормативно-правовых документов;
  • изучение научно-методической литературы по теме;
  • поиск и приобретение материала для игр по нейробике, методического материала;
  • информирование и опрос родителей;
  • посещение мастер- классов по нейробике;
  • разработка конспектов занятий по нейробике.

Для реализации проекта было разработано перспективное планирование.

Дата

Название мероприятия

Ноябрь, 2024

Декабрь, 2024

Январь,  2025

Февраль, 2025

Март, 2025

II этап – реализационно-практический

1.Упражнение «Ладошки» -развитие устойчивости внимания.

2. «Оладушки»  - кинезиологическое упражнение.

3. «Пройди по дорожке» - развитие зрительно-моторной координации.

4.Мнемотаблица. Стихотворение «Подарки осени».

5.«Глаз-путешественник» - глазодвигательное упражнение.

1. «Обведи узор» -развитие межполушарного взаимодействия.

2. «Кулак-ребро-ладонь» - кинезиологическое упражнение.

3. «Скопируй по точкам» -развитие мелкой моторики рук, пространственное  мышление.

4.Мнемотаблица- «100 ребят».

5.Игра в шашки.

6. «Слепые шаги» - телесное упражнение

1.«Найди цифру» -улучшение памяти, концентрация.

2. «Лезгинка»  - кинезиологическое упражнение.

3.«Собери слово» -развитие логического мышления и памяти.

4. «Раскрась узоры» - развитие памяти, мелкой моторикирук.

5.«Задуть свечу» - дыхательное упражнение.

6. «Потанцуй-ка» - танец-игра с ускорением

1. «Проведи двумя руками» -развитие межполушарного взаимодействия.

2.Пальчиковая гимнастика «Прогулка» -развитие речи, мелкой моторики рук.

3.Игры и упражнения  «Су-Джок» мячиком - развитие познавательной активности, речи, повышает физическую активность.

4. «Ухо-нос», «Капитан» - кинезиологическое упражнение.

5. «Развивающая головоломка» - изучение формы  и цвета, геометрические фигуры.

6.Мнемотаблица «Снеговик».

7. «Снеговик»  - телесное упражнение

1.Игра «Повтори фигуру» - развитие памяти и усидчивости.

2. «Окей-мир» - кинезиологическое упражнение

3. Игра «Умные карточки» -развитие интеллекта, воображения, творческих способностей, речи.

4. Мнемотаблица «Весна», «Подарок маме».

5. «Нейроскакалки» - развитие выносливости, скорости мыслительных навыков, координацию.

6. «Взгляд влево-вверх» - глазодвигательные упражнения.

Большое значение придаётся созданию непринуждённой обстановки.

Дети выполняют задания:

  • на ковре;
  • у мольберта;
  • у стены;
  • за столом.

Использование мнемотаблиц помог обогатить словарный запас детей при обучении пересказу, составлении рассказов, разучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок.

III этап – рефлексивный (апрель, май 2025)

  • мастер-класс для родителей;
  • обобщение и внедрение опыта работы по развитию межполушарного взаимодействия и логического мышления дошкольников при использовании инновационной технологии нейробика;
  • размещение материалов на персональном сайте и на сайтах педагогических сообществ;
  • выступление на городском методическом объединении;
  • семинар-практикум для педагогов ДОУ.

В завершении проекта будет проведена заключительная диагностика, по которой мы оценим динамику овладения детьми данной технологией. Ожидаемые результаты.

Для воспитанников:

  • развитое креативное мышление ребенка;
  • развита мелкая моторика рук;
  • сформировано логическое мышление и  межполушарные связи;
  • развит познавательный интерес;
  • развита  память, внимание, зрительная и двигательная координация;
  • сформированы предпосылки к воле ребёнка, самоконтролю;
  • стабилизирован эмоциональный фон ребенка, и его раскрепощение;
  • формирована произвольная деятельность.

Для педагога:

  • повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания;
  • перспективное планирование.

Для родителей:

  • активный и заинтересованный участник образовательного процесса.

10.Перспективы дальнейшего развития проекта.

Продолжать использовать данную технологию и дополнять методическими материалами.

Публикация представленного опыта.

Прогноз возможных негативных последствий и способы их коррекции.

Недостаточная заинтересованность детей в мероприятиях по проекту.

  • трудность восприятия детьми технологии;
  • отсутствие у детей навыков и желания.

Незаинтересованность родителей (законных представителей) воспитанников к реализации проекта.

  • информирование и опрос родительской общественности;
  • привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к реализации проекта.

Вывод.

Проект подтвердил актуальность. Гипотеза подтвердилась.

Целенаправленная работа по развитию межполушарного взаимодействия с детьми с помощью технологии нейробика благотворно повлияли не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Регулярные занятия нейробикой улучшили показатели памяти и внимания детей, речи и мелкой моторики.

По мере овладения упражнениями, дети стали более уверенными в себе, улучшилось эмоциональное состояние воспитанников. Радость, горе, удивление – все это влияет на иммунную систему.

Нейробика способствовала улучшению  и психического и физического развития детей.

11.Литература

1. Дениннсон П. «Гимнастика мозга», 2015г.

2.Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей-нейродинамическая гимнастика», Ростов-на-Дону, 2019 г.

3. Артюх А., Рюмина М. «Логика. Найди отличия». Рабочая тетрадь дошкольника.

4. «Логика. Лабиринты и схемы». Рабочая тетрадь дошкольника.

5.Руецкая О.А. «Логические задачки для непоседливых детей», 2012г.

6. Интернет-ресурсы:

https://vk.com/tvoydefectolog

 https://vk.com/razvitie_s_mamoi

 https://vk.com/club_neuropsycholog

 https://vk.com/poznavayca

https://vk.com/skazkimal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности. Использование интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста «Путешествие паровозика по стране Математики ».

Конспект образовательной деятельности с использованием интеллектуальных технологий в развитии основ логического мышления детей старшего дошкольного возраста: интерактивная доска, палочек Кюизенер...

Проект "Нейробика -как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

Педагогический проект на тему "Нейробика - как инновационная технология в развитии межполушарного взаимодействия и логического мышления детей старшего дошкольного возраста....

Статья «Влияние пособия «Шнурок-затейник» на развитие мелкой моторики и логического мышления детей старшего дошкольного возраста»

Один из навыков, который должен быть сформирован к тому времени, когда ребенок пойдет в школу – это развитие общей и мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой мо...