Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логических математических игр
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-математических игр».
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребенка.
Дошкольное детство – это период интенсивного развития всех психических процессов. Одним из наиболее важных процессов является мышление. Мышление – это процесс, при помощи которого человек решает поставленную задачу. У детей дошкольного возраста основными видами мышления являются наглядно-действенное мышление и наглядно-образное мышление. На основе образного мышления формируется логическое мышление.
Что же такое логическое мышление?
Логическое мышление – это мышление путем рассуждений или построение причинно-следственных связей. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном детстве.
Ничто так, как математика, не способствует развитию мышления, особенно логического. Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Основная роль математики - это умственное воспитание, развитие интеллекта.
Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры.
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того - решают разного рода логические задачи. А это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей.
Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.
Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Известный психолог Л.С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».
Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития, обучение дошкольников, основанное на использовании обучающих игр.
Игры математического содержания помогают:
- воспитывать у детей познавательный интерес;
-способность к творческому поиску;
-желание и умение учиться;
- желание достичь цели - например, составить фигуру, дать ответ, получить результат, стимулируют активность;
-настойчивость;
- самостоятельность;
- проявление нравственно-волевых умений (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).
Работу по использованию дидактических, игр, как образовательного средства, необходимо вести в несколько этапов. На первом этапе необходимо сформировать у детей игровые умения, учить правилам игры, способам взаимодействия (логические упражнения, шуточные задачи математического содержания, словесные игры математического характера). На втором этапе работы необходимо добиваться, чтобы полученные знания и умения дети могли самостоятельно использовать для решения проблемно-игровых задач.
На первом этапе детям предлагаются логические задачи и упражнения математического содержания, с помощью которых уточняется и закрепляется представление детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, о временных и пространственных отношениях. Эти упражнения способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Это такие игры, как «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Назови числа больше (меньше) этого», «Кто знает, пусть дальше считает», «Что далеко, что близко», «Найди ошибки» и др.
Наряду с этими играми, детям даются логические упражнения, основанные на знаково-символических средствах, понятных и доступных пониманию дошкольников. Дети с удовольствием принимают участие в таких играх.
Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления ,например:
Игры со счетными палочками
Так, широко известные всем счетные палочки оказываются не только счетным материалом. С их помощью можно в доступной пониманию ребенка форме познакомить его с началами геометрии. Игры с палочками называют задачами на смекалку. Они объединены в три группы:
Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек:
- по стороне (например, построить треугольник со стороной в 2 палочки);
- по общему количеству палочек (например, построить треугольник из 6 палочек).
Задачи на построение сложных фигур (составленных из нескольких простых, имеющих или общую вершину, или общую сторону, вложенных или вписанных друг в друга).
Например:
- составьте два равных треугольника из 5 палочек,
- составьте два квадрата из 10 палочек.
Задачи на преобразование фигур, для решения которых надо убрать, добавить, переложить указанное количество палочек.
Например:
- в фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы остались 4 равных квадрата;
- составьте домик из 6 палочек, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Но начинать игры с палочками необходимо с более простых игр:
составление предметных изображений: дом, кораблик, елочка и т.д. (по образцу, по замыслу).
составление геометрических фигур: квадратов, треугольников, прямоугольников, четырехугольников.
как можно по-разному расположить, например, 4 палочки.
Можно использовать логические задачи и упражнения (по З.А. Михайловой):
на нахождение пропущенной (лишней) фигуры;
на продолжение ряда фигур, знаков;
на поиск недостающих фигур (поиск девятого);
на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой.
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений
Эти игры интересны детям, их увлекает результат - составить увиденное на образцу, или задуманное. Дети включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта.
Игра «Танграм» (это древняя китайская игра) одна из несложных игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 10*10 см из картона (пластика), одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. Используются все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить огромное количество (несколько сотен) различных изображений по образцу и по собственному замыслу.
Данная игра вызывает у детей огромный интерес, способствует развитию аналитико-синтетической и планирующей деятельности, открывает новые возможности для совершенствования сенсорики, развития творческого, продуктивного мышления, а так же нравственно-волевых качеств личности.
К серии этих игр, так же относятся игры:
«Волшебный круг» (круг делится на 10 частей),
«Головоломка Пифагора» (квадрат делится на 7 частей, чем-то напоминает «Танграм»),
«Монгольская игра» (квадрат разрезается на 11 частей),
«Колумбово яйцо» (овал делится на 10 частей),
«Сфинкс» (прямоугольник делится на 7 частей),
«Листик» (фигура, напоминающая форму листа растения, делится на 9 частей),
«Вьетнамская игра» (круг делится на 7 частей изогнутыми линиями),
«Пентамино» (прямоугольник делится на 12 разных по форме но равных по размерам элементов, каждый элемент игры состоит из 5 равных квадратов).
Игры расположены по принципу «от простого - к сложному». Овладев одной игрой, ребенок получает ключ к освоению следующей.
Данные игры-головоломки или геометрические конструкторы долгое время служили для развлечения взрослых и подростков. Но современными исследованиями установлено, что они могут быть так же эффективным средством умственного, и в частности математического развития детей дошкольного возраста.
Игры семьи Никитиных
Игры успешно развивают творческие способности детей, являются своеобразной «умственной гимнастикой». Это такие игры как:
«Сложи узор»,
«Рамки и вкладыши Монтессори»,
«Внимание - угадай-ка»,
«Точечки» и др.
Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера
Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Вначале эти палочки дети используют как игровой материал, т.е. играют с ними, как с обыкновенными кубиками, создают различные конфигурации. А затем ребенка учат переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.
Логические блоки Дьенеша позволяют моделировать множества с заданными свойствами. Блоки можно группировать, а далее классифицировать по заданному свойству: разбивать блоки на группы по величине, цвету и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством: объединение, пересечение и др. От игр с абстрактными блоками дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным, «жизненным» материалом.
Фольклор
Всем известно, что фольклор создает эмоциональный настрой, активизирует умственную деятельность ребенка. Кроме того загадки, пословицы, поговорки дают неожиданный эффект в обучении дошкольников различным способам доказательств. Овладение объяснительной и доказательной речью пригодится ребенку и в жизни. Загадки математического содержания оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления, умения доказывать правильность в суждении, владение умственными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В этих загадках предмет или явление анализируется с количественной, пространственной, временной точки зрения.
Разгадывание загадок математического содержания - это увлекательная игра, вызывающая у ребенка радостное, приподнятое эмоциональное состояние. Одновременно это своеобразное умственное упражнение в выделении количества, формы, размера как общих признаков анализируемых предметов, определении простейших математических связей и их зависимостей. Каждая загадка - это логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
Таким образом, занимательный материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и к доказательности рассуждений, желания проявлять умственное напряжение, сосредоточивать внимание на проблеме. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства в какой бы сфере он потом не трудился.
Играя с детьми в математику, мы даем знания, не говоря об этом детям, давая знания, развиваем умственные способности, интеллект, а значит, готовим детей к школе.
В группе созданы определенные условия:
1. Подобран занимательный математический материал, соответствующий возрасту;
-Развивающая настольная игра «Цвета и оттенки»
- Развивающая игра «Веселая логика»
- Развивающая игра «Часть и целое»
- Развивающая игра –лото «Цвет и форма»
-Развивающая игра –пазлы «Цифры»
-Развивающая игра – Домино
- Развивающая игра «Числовые домики»
- Конструктор
-Счетные палочки
-Математические раскраски
-Математические сказки
-Мозаика и др
2.Разработана последовательность включения этого материала в содержание занятий;
3.Созданы условия для развития самостоятельной деятельности.
Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:
«Веселые жирафы»
«Пчелки»
«Геометрическая мозаика»
«Спрячь матрешку»
«Накорми пингвинов»
«Насекомые»
«Наряди божью коровку»
«Пасхальные яйца»
«Спрячь мышку в домик»
«Спрячь птичку в домик»
«Математическое лото»
«Большой, средний, маленький» и др.
Картотеки: «Логические задачи в картинках»
«Схемы танграма»
« Схемы конструирования из счетных палочек»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Систематизация математических игр и упражнений для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста»
Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлени...
"Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста в процессе организации дидактических игр с математическим содержанием"
Презеньация из опытв работы...
Роль дидактических игр с математическим содержанием в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Консультация для родителейРоль дидактических игр с математическим содержанием в развитии логического мышления детей старшего дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей – помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, ...
Выступление на педсовете. Развитие логическогомышления детей старшего дошкольноговозраста посредством логико-математических игр
laquo;Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий....
Мастер-класс для педагогов: «Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр»
Мастер-класс для педагогов ДОУ...
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр
Актуальный раздел математического развития детей...