Консультация для воспитателей "Использование логических болков Дьенеша для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста"
консультация по теме
Актиуальность,значение,описание игр с блоками Дьенеша
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 39.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведено 29 января 2013г.
заведующий МБДОУ
«Детский сад №15 «Светлячок»
ст. Александрийской»
_____________ Е.Н.Полина
Подготовила воспитатель
Аракелян Татьяна Викторовна
ст. Александрийская 2013 год.
Логические блоки, разработаны венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логики у детей с раннего возраста, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.
Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам.
При использовании блоков(разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у малышей развиваются элементарные навыки логического мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме; форме и размеру; размеру и толщине и т.д.), несколько позже — по трем (цвету, форме, и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей.
Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки (5x5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).
— синий, — красный, — желтый, — круглый,
— квадратный, — треугольный, — прямоугольный,
— большой, — маленький, — толстый, — тонкий.
Понадобятся и карточки с отрицанием свойств:
— не синий, — не квадратный, — не треугольный,
— не прямоугольный, — не большой, — не маленький,
— не толстый, — не тонкий.
Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.
Таким образом, карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.
В пособии представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:
- для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
- для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
- для развития действий классификации и обобщения;
- для развития способности к логическим действиям и операциям.
Игры и упражнения даны в трех вариантах (I, II, III).
Игры и упражнения первого варианта выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе.
С помощью игр и упражнений второго варианта развиваются умения оперировать сразу двумя свойствами :выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам.
Игры и упражнения третьего варианта формируют умения оперировать сразу тремя свойствами.
Все игры и упражнения, за исключением четвертой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Поэтому, прежде чем начать работу с детьми, следует установить, на какой ступеньке интеллектуальной лестницы находится каждый ребенок.
Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданиями определенной ступени — это сигнал к тому, что ему следует предложить игры и упражнения следующей группы сложности. Однако переводить ребенка к последующим игровым упражнениям можно только в случае, если он «вырос» из предыдущих, т.е. когда они для него не составляют труда. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.
Важно помнить, развивая мыслительные умения, что они, как и всякие другие умения, вырабатываются в процессе многократных упражнений. При этом количество этих упражнений для разных детей различно. Для того чтобы ребенок не потерял интерес к мыслительным заданиям, каждая игра и упражнение содержит несколько игровых и практических задач, которые можно предложить ребенку.
С этой же целью в каждом упражнении и игре даны несколько вариантов одной и той же по степени сложности мыслительной задачи.
Игры и упражнения с логическими блоками вы можете предлагать детям на занятиях и в свободные часы, как в детском саду, так и дома. Если вы дополните их другими развивающими играми и игровыми заданиями, «насытите» новыми игровыми задачами, действиями, сюжетами, ролями и пр., то этим только поможете детям преодолевать интеллектуальные трудности.
Игры и упражнения с блоками
- Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
- Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).
- Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.
- Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).
- Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).
- Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.
- Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).
- Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.
- Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
- Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.
- Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.
- По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.
- С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.
- Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).
- Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.
- В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).
- Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.
- Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.
- Убираем в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем мама убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.
- Нужно распределить фигуры между мамой и ребенком таким образом, чтобы маме достались все круглые, а малышу все желтые фигуры. Блоки складываются в два обруча или очерченные веревкой круги. Но как поделить круг желтого цвета? Он должен находиться на пересечении двух кругов.
- Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
цвет обозначается пятном
- величина - силуэт домика (большой, маленький).
- форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).
- толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Источники:
- http://www.corvet-igra.ru/biblio-14.htm
- http://zvezdochet.dp.ua/volshebniy-sunduchok/metodiki/7-zoltan-denesh.html
- http://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста
В данном материале представлен комплекс игр, направленный на развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста....
Консультация "Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста."
Дошкольный возраст наиболее продуктивен для развития всех психических процессов. К началу этого периода у него уже сформировались такие познавательные процессы, как ощущение, непро...
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...
Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности
Материал содержит план работы и теоретическое обоснование темы по самообразованию "Развитие инженерного мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструктивной деятельности...
Опыт работы "Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности"
представлен опыт работы + три приложения...
«Развитие нестандартного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами технологии конструирование из бумаги (техника «мокрое» складывание)»
Нестандартное мышление связано с преобразованием окружающего мира. Даже на стадии создания моделей оригами (чертежей, схем, алгоритмов и т.п.) невозможно обойтись без мыслительного соотнесения этих мо...