Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр, упражнений, логических задач и головоломок.
статья (старшая группа) на тему
Конкурсный материал заочного конкурса "Лесенка успеха -2018"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста по средствам дидактических игр, упражнений, логических задач и головоломок.
Актуальность развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. В этих условиях особую ценность приобретает развитие способности самостоятельно и творчески мыслить.
В соответствии с современными тенденциями развития дошкольного образования, дети должны быть любознательны, активны, обладающими способностью решать интеллектуальные задачи.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Понимая важность и значимость проблемы, мною определена цель работы: создание условий для формирования логического мышления у детей при помощи развивающих игр и упражнений, задач и головоломок.
Для реализации цели необходимо решение следующих задач:
- подготовить развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей этого возраста.
- обучить детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям;
- учить детей ориентироваться в пространстве;
- развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать;
- воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по май 2017 года.
1 этап – начальный: заключался в изучении литературы по проблеме опыта, в подборе диагностического материала и выявления уровня развития логического мышления у детей.
2 этап - основной этап был разделен на четыре блока: дидактические игры, практические задания, логические задачи и головоломки.
3 этап – заключительный: итоговая диагностика уровня логического мышления.
Работу с детьми в данном направлении начала с диагностики. Мною были использованы методики А. И. Савенкова: «Что к чему подходит?», «Кто больше?», «Перепутанные варежки». Исследования проводились с каждым ребенком индивидуально в игровой форме. Данные диагностики показали, что у 62% детей средний и высокий уровень. Проанализировав полученные в ходе исследования результаты создала в группе развивающую среду с учетом возрастных особенностей детей, которая является одним из факторов формирования логического мышления у детей.
Для успешного развития логического мышления у детей мною были подобраны задания, которые я разделила на 4 блока:
1 блок - Дидактические игры были разделены на две подгруппы:
- Развитие конвергентного мышления (логического или последовательного). Выполнение задания в таких играх предполагает нахождение одного ответа. Например: «Противоположности», «Скажи наоборот», «Бывает – не бывает», «Логические концовки», «Как назвать одним словом», «Четвертый лишний», «Подбери подходящее слово» и др.
- Развитие дивергентного мышления (альтернативного, творческого). В этих играх предполагается, что на один поставленный вопрос может быть дано несколько или даже множество ответов. Например: «Назови все, что может быть…», «Кто кем будет?», «Продолжите», «Хорошо или плохо», «Аналоги» и др.
2 блок – Практические задания. Подобрать соответствующие задания было сложно, так как в одном пособии они не систематизированы. Здесь я опиралась на практические пособия И.Василакий, С.В. Гаврина, Н.Л. Кутявина, М.Султанова, С.В. Бурдина, Е. Бортникова. Я отобрала необходимые задания и оформила их в рабочей тетради «Поразмышляй со Знайкой».
3 блок – Логические задачи. Умению рассуждать наилучшим образом помогают логические задачи. Чтобы завоевать и удержать внимание детей, наряду с традиционными логическими задачами использовала «задачки-шутки».
4 блок – Головоломки. В играх – головоломках развивается умение сосредоточенно думать, способствовать длительному умственному напряжению и интересу к интеллектуальной деятельности. Игры – головоломки начала внедрять в образовательную деятельность по принципу «от простого к сложному».
Работу по формированию логического мышления осуществляла в тесном сотрудничестве с семьей. Родители принимали непосредственное и активное участие в создании предметно – пространственной развивающей среды группы. Проводила: родительское собрание «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»; мастер-класс «Изготовление головоломки «Складушки»; консультацию «Увлекательные задачи - шутки» и др.
Для определения результативности работы была проведена повторная диагностика по методикам А. И. Савенкова, где процент результативности составил 77 %. В ходе диагностики выявилась положительная динамика развития логического мышления детей по средствам игр, упражнений, задач и головоломок.
Таким образом, логическое мышление можно сравнить с длинной интеллектуальной лестницей, а игры – это своеобразные ее ступеньки. На каждую из этих ступенек ребенок обязательно должен подняться. Если какую-то из них пропустить, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит эти ступеньки он уже “перерос” - и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая, перед которой он приостановится и возможно здесь ему надо помочь.
Считаю необходимым в дальнейшем в своей работе использовать дидактические игры, упражнения, логические задачи и головоломки для развития логического развития детей. Формированию логического мышления у дошкольников должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком ; повышенным вниманием компьютеризации. Для достижения результата необходимо объединить усилия педагогов и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
3. Статья на тему:"Развитие интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры."
Раскрыто значение дидактических игр,задачи и основные направления организации дидактических игр....
Консультация. Тема: "Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста"
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей....
Конспект «Дидактическая игра как средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».
Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста»....
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений
Задача развития логического мышления детей дошкольного возраста становится все более актуальной. Элементы логики уже традиционно входят в программу дошкольного образования детей. Работа по разви...
Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.» в подготовительной группе на 2020-2021 год
Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.» в подготовительной...
Перспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.» в старшей группе на 2019-2020 год
ерспективный план работы с детьми по теме: «Формирование логического мышления детей дошкольного возраста по средствам дидактических игр и упражнений.» в старшей группе н...
"Развитие логического мышления детей дошкольного возраста в процессе дидактических игр с математическим содержанием" Презентация опыта работы
Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста продиктована современной действительностью. Информационные технологии дают нам новые возможности. Для того, чтобы дошкольники был...