Дополнительная общеобразовательная программа «Арт-терапия»
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Михайлина Елена Александровна

Главное преимущество занятий по арт-терапии в том, что каждый ребёнок в группе сможет свободно выразить свою позицию, мнение в творческой форме. В процессе работы ребёнок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, раскрывает свои внутренние ресурсы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова"

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

ГБОУ «Школа №777»

В.С.Харламов.

Приказ №______

от «____»___________20__ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Арт - терапия»

Направленность: художественная

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 5–7 лет

Срок реализации: 9 месяцев ( 38  часов )

 

Автор-составитель:

Михайлина Елена Александровна,

педагог - психолог

 

Москва, 2021

Раздел 1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Логоритмика»

1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - художественная. Раскрывает творческий потенциал, ооригинальность мышления, снимает напряжение.

(Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

1.2. Уровень освоения Программы - ориентированная на решение проблем связанных с поведением, самовырожением и утверждением детей, соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году» (в ред. от 07.08.2015г., № 1308, в ред. от 08.09.2015г., № 2074, в ред. от 30.08.2015г., № 1035, в ред. от 31.01.2017г., № 30 (далее – Приказ № 922 в ред.))

1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы

Главное преимущество занятий по арт-терапии в том, что каждый ребёнок в группе сможет свободно выразить свою позицию, мнение в творческой форме. В процессе работы ребёнок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, раскрывает свои внутренние ресурсы.

Арт-терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.

1.4. Отличительные особенности Программы

При составлении Программы был обобщен и использован опыт авторов: Л.Мардер Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. Чудеса на песке : практикум по песочной терапии

Отличительные особенности программы

- Занятия по арт-терапии создают положительный эмоциональный настрой у детей;

- Позволяют обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

- Способствуют творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

- Повышают адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением;

-  Эффективны в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления;

 - Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

Занимаясь творчеством, ребёнок не только помогает взрослому понять свои проблемы, но и таким образом решает их сам. Детям бывает трудно поделиться своими переживаниями. А посредствам творчества ребёнок может показать свои чувства непринуждённо. Анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Даже подавляемые эмоции легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.

Раздел 2. Цель и задачи

2.1. Цель Программы – самовыражение детей в процессе творческой деятельности для регуляции их эмоционального состояния. Настоящая рабочая образовательная программа дополнительной образовательной деятельности «Арт-терапия» опирается на нормативные документы:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1,2,3,14; ст.75);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008);
  • Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14» (далее – СанПиН 2.4.4.3172-14.).

2.2. Задачи занятий по арт-терапии:

  • развивать  и  совершенствовать  внимание,  память,  мышление, восприятие, воображение;
  • развивать важные социальные навыки, научиться конструктивному  общению,  используя  изобразительные,  двигательные,  звуковые средства;
  • освоить  новые  роли  и  проявлять  разные  качества  личности, а также  наблюдать  за  тем, как  изменения собственного  поведения влияют на окружающих;
  • повышать самооценку;
  • развивать навыки принятия новых и полезных решений;
  • снимать  напряжение,  развивать умение расслабиться,  выплеснуть  негативные мысли и чувства;
  • реализовать свои способности к творчеству.  

Раздел 3. Категория учащихся

3.1. Возраст обучающихся по Программе «Арт-терапия» 5-7 лет.

 Раздел 4. Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий

4.1. Срок реализации Программы – 9 месяцев  (39 часов)

4.2. Формы организации образовательной деятельности : подгрупповые занятия (Приказ № 1008). численный состав каждой подгруппы – 10 человек.

4.3. Режим занятий. 2 часа в неделю, по 1 часу в каждой подгруппе, по 25 минут в каждой подгруппе. (СанПиН 2.4.4.3172-14). 

Раздел 5. Планируемые результаты освоения Программы

  • Сформировать умения выражать через творчество свои внутренние конфликты и переживания, страхи, опасения и ожидания.
  • Сформировать способность к творческому воображению.
  • Сформировать умение понимать свой внутренний мир.
  • Сформировать условия для развития общих познавательных способностей: восприятие, сенсомоторика, память, внимание, мышление, речь, воображение.
  • Сформировать условия для формирования детского коллектива, как средства развития личности.

Раздел 6. Содержание Программы

Содержание Программы соотносится с целью и планируемыми результатами ее освоения. Нормативные ориентиры к отбору содержания Программы определены в документах: Приказ №1008, Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). 

6.1. Программа по арт-терапии включает следующие виды упражнений:

Если  говорить  о  классической  арт-терапии,  то  она  включает  в  себя только визуальные виды творчества: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но к современной арт-терапии можно отнести также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию,  драматерапию,  музыкотерапию,  цветотерапию,  песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.  

Программа  предложенных занятий  включает элементы  изотерапии, сказкотерапии и музыкотерапии.

Рисование  позволяет снять напряжение, расслабиться и получить удовольствие от работы.  Важен сам процесс творчества и эмоциональное ощущение необходимости работы. Творческая работа позволяет снизить уровень тревожности, освободиться от страхов, выпустить на волю «монстров» подсознания и оставить их на бумаге.

Терапевтические сказки дают возможность ребенку увидеть проблему со стороны, заметить способы ее решения, осознать, что проблемы, в которые он попадает, не уникальны, многим приходится искать выход из таких же ситуаций. Сказки помогают воспитывать нравственные качества, эмоциональное сопереживание, помогают в речевом развитии детей. Терапевтическая сказка позволяет отделить от ребенка его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, дети негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается ребенком, как им самим найденное решение.

Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне.

Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать с ребенком, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д.

Правильно подобранная музыка позволяет окунуться в творчество, ярче представить образы. Чаще всего для занятий подходит классическая спокойная музыка или лирические песни.

Включение в занятие психологических игры помогают  успокоить детей, дать  возможность выплеснуть негативные эмоции, обиды, почувствовать уверенность в своих силах.

Двигательные игры  (пальчиковые, логоритмические и др.) способствуют развитию речи, активизации межполушарных связей.

6.2. Структура арт-терапевтического занятия

I вводная часть: 3-5 минут.

Включает в себя:

- знакомство и приветствие участников;

- введение в тему, стимулирование, мотивация;

- правила работы в группе.

 II основная часть: от 10 до 15 минут.

Включает в себя:

- непосредственно создание арт-терапевтического продукта (визуального образа);

- презентация своего творчества;

- обратная связь, коммуникация между участниками.

III заключительная часть от 2 до 7 минут.

Включает в себя:

- слушание музыки для снятия напряжения;

- рефлексия.

6.3. Методы и приемы обучения на занятиях по арт-терапии.

- Марания

- Штриховка,  каракули

-Монотипия

- Рисунок на стекле

- Пальчиковое рисование

- Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

- Рисование предметами окружающего пространства

- Трехмерные изображения из бумаги (салфеток, фольги, слюды)

- Рисование пластилином

- Рисование на мокрой бумаге

- Восковые  мелки  (свеча)  и  акварель

- Набрызг

- Техника  медитативного  рисунка  –  мандала

        

6.5. Календарный (тематический) план 

Календарный (тематический) план. 

№ п/п

Месяц

Название занятия

Количество занятий

1

Сентябрь

«Осеннее дерево»

1

2

«Большой НЕодуванчик»

1

3

«Осенний дождик»

1

4

«Каракули» как техника арт-терапии

1

5

Октябрь

«Кошка»

1

6

«Рыбки в аквариуме»

1

7

«Какой я цветочек»

1

8

«Нарисуй свое настроение»

1

9

Ноябрь

«Белый медведь»

1

10

Работа с детскими страхами «Амулет»

1

11

«Рисование на молоке»

1

12

«Рисование на камушках»

1

13

Декабрь

«Снежинки»

1

14

Кляксография «Сказочный зимний лес»

1

15

«Чудеса на песке»

1

16

Игра с водой и красками «Наша нарядная ёлка»

1

17

Январь

«Весёлый снеговик»

1

18

«В гостях у песочной феи»

1

19

«Пазл из морской гальки»

1

20

Февраль

«Автопортрет волшебными акварельными карандашами»

1

21

«Сказкотерапия: рисуем свой страх»

1

22

«Радуга настроения»

1

23

«Масленица»

1

24

Март

«Рисование мыльными пузырями»

1

25

«Чудеса из манной крупы»

1

26

«Волшебный мир красок»

1

27

«Полёт бабочек»

1

28

«Правополушарное рисование: кот на крыше»

1

29

Апрель

«Поиграем с красками. Ясный солнечный день»

1

30

«Поиграем с красками. Закат»

1

31

«Поиграем с красками. Вечер»

1

32

«Поиграем с красками. Радуга (самостоятельное рисование)»

1

33

Май

«Кораблик в синем море»

1

34

«Жираф»

1

35

«Дождик, дождик, капелька»

1

36

«Заключительное занятие. Нарисуй своё настроение»

1

Раздел 7. Условия реализации программы

7.1.Требования к среде

- Занятия по арт - терапии рекомендуется проводить в кабинете психолога.

- Наличие материально - технической базы (расходные материалы).

- Обязательно наличие рабочего места для каждого воспитанника, музыкального центра.

- Важно,  чтобы место проведения занятия и атмосфера в нем смогли обеспечить участникам ощущение  надежности и защищенности, расположили к внутреннему комфорту и свободе.

7.2. Форма контроля

Данной программой предусмотрено 2 вида контроля: промежуточный и итоговый.

Промежуточный контроль, представляет собой выставку творческих продуктов.

Итоговый контроль, представляет собой самостоятельное рисование своего настроения на заключительном занятии.

Раздел 8. Организационно-педагогические условия реализации Программы

8.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы

  1. Вронова А.А. Арт-терапия для детей и родителей. Ростов-на-Дону, 2013
  2. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника.  М. – 2008.
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т. Путь к волшебству. М. – 1999.
  4. Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие / Сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. – Пенза, 2014.
  5. Кравцова Е. Е Разбуди в ребёнке волшебника. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
  6. Мардер Л. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. −  М.: Генезис, 2007
  7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. –СПб.: Речь, 2000.
  8. Интернет-ресурсы.

8.2. Материально-технические условия реализации Программы.

- Занятия по арт - терапии рекомендуется проводить в кабинете психолога.

- Наличие материально - технической базы (расходные материалы).

- Обязательно наличие рабочего места для каждого воспитанника, музыкального центра.

- Важно,  чтобы место проведения занятия и атмосфера в нем смогли обеспечить участникам ощущение  надежности и защищенности, расположили к внутреннему комфорту и свободе.

8.3. Кадровое обеспечение Программы. Программу реализует педагог-психолог.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...