Дополнительная общеобразовательная программа «Арт-терапия»
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Главное преимущество занятий по арт-терапии в том, что каждый ребёнок в группе сможет свободно выразить свою позицию, мнение в творческой форме. В процессе работы ребёнок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, раскрывает свои внутренние ресурсы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-терапия» | 209.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Логоритмика»
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы - художественная. Раскрывает творческий потенциал, ооригинальность мышления, снимает напряжение.
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
1.2. Уровень освоения Программы - ориентированная на решение проблем связанных с поведением, самовырожением и утверждением детей, соответствует региональным нормативным документам: Приказ ДОгМ № 922 от 17.12.2014 года «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014/2015 учебном году» (в ред. от 07.08.2015г., № 1308, в ред. от 08.09.2015г., № 2074, в ред. от 30.08.2015г., № 1035, в ред. от 31.01.2017г., № 30 (далее – Приказ № 922 в ред.))
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы
Главное преимущество занятий по арт-терапии в том, что каждый ребёнок в группе сможет свободно выразить свою позицию, мнение в творческой форме. В процессе работы ребёнок творчески самовыражается, развивает свои художественные способности в целом, раскрывает свои внутренние ресурсы.
Арт-терапию часто называют исцеляющим творчеством, потому что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний.
1.4. Отличительные особенности Программы
При составлении Программы был обобщен и использован опыт авторов: Л.Мардер Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева. Практикум по сказкотерапии. Чудеса на песке : практикум по песочной терапии
Отличительные особенности программы
- Занятия по арт-терапии создают положительный эмоциональный настрой у детей;
- Позволяют обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким-либо причинам затруднительно обсуждать вербально;
- Способствуют творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;
- Повышают адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением;
- Эффективны в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития. Опирается на здоровый потенциал личности, внутренние механизмы саморегуляции и исцеления;
- Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
Занимаясь творчеством, ребёнок не только помогает взрослому понять свои проблемы, но и таким образом решает их сам. Детям бывает трудно поделиться своими переживаниями. А посредствам творчества ребёнок может показать свои чувства непринуждённо. Анализ рисунков и поделок помогает получить ответы на многие вопросы. Даже подавляемые эмоции легко и безболезненно выходят наружу в процессе творчества.
Раздел 2. Цель и задачи
2.1. Цель Программы – самовыражение детей в процессе творческой деятельности для регуляции их эмоционального состояния. Настоящая рабочая образовательная программа дополнительной образовательной деятельности «Арт-терапия» опирается на нормативные документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1,2,3,14; ст.75);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008);
- Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14» (далее – СанПиН 2.4.4.3172-14.).
2.2. Задачи занятий по арт-терапии:
- развивать и совершенствовать внимание, память, мышление, восприятие, воображение;
- развивать важные социальные навыки, научиться конструктивному общению, используя изобразительные, двигательные, звуковые средства;
- освоить новые роли и проявлять разные качества личности, а также наблюдать за тем, как изменения собственного поведения влияют на окружающих;
- повышать самооценку;
- развивать навыки принятия новых и полезных решений;
- снимать напряжение, развивать умение расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства;
- реализовать свои способности к творчеству.
Раздел 3. Категория учащихся
3.1. Возраст обучающихся по Программе «Арт-терапия» 5-7 лет.
Раздел 4. Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
4.1. Срок реализации Программы – 9 месяцев (39 часов)
4.2. Формы организации образовательной деятельности : подгрупповые занятия (Приказ № 1008). численный состав каждой подгруппы – 10 человек.
4.3. Режим занятий. 2 часа в неделю, по 1 часу в каждой подгруппе, по 25 минут в каждой подгруппе. (СанПиН 2.4.4.3172-14).
Раздел 5. Планируемые результаты освоения Программы
- Сформировать умения выражать через творчество свои внутренние конфликты и переживания, страхи, опасения и ожидания.
- Сформировать способность к творческому воображению.
- Сформировать умение понимать свой внутренний мир.
- Сформировать условия для развития общих познавательных способностей: восприятие, сенсомоторика, память, внимание, мышление, речь, воображение.
- Сформировать условия для формирования детского коллектива, как средства развития личности.
Раздел 6. Содержание Программы
Содержание Программы соотносится с целью и планируемыми результатами ее освоения. Нормативные ориентиры к отбору содержания Программы определены в документах: Приказ №1008, Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
6.1. Программа по арт-терапии включает следующие виды упражнений:
Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но к современной арт-терапии можно отнести также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.
Программа предложенных занятий включает элементы изотерапии, сказкотерапии и музыкотерапии.
Рисование позволяет снять напряжение, расслабиться и получить удовольствие от работы. Важен сам процесс творчества и эмоциональное ощущение необходимости работы. Творческая работа позволяет снизить уровень тревожности, освободиться от страхов, выпустить на волю «монстров» подсознания и оставить их на бумаге.
Терапевтические сказки дают возможность ребенку увидеть проблему со стороны, заметить способы ее решения, осознать, что проблемы, в которые он попадает, не уникальны, многим приходится искать выход из таких же ситуаций. Сказки помогают воспитывать нравственные качества, эмоциональное сопереживание, помогают в речевом развитии детей. Терапевтическая сказка позволяет отделить от ребенка его проблему, посмотреть на ситуацию в целом. Обычно, дети негативно относятся к советам, которые им дают напрямую, а опосредованный совет воспринимается ребенком, как им самим найденное решение.
Именно сказки и психологические игры могут помочь ребенку переключить внимание с себя и увидеть ситуацию извне.
Терапевтические сказки нужно не только читать, эти сказки после прочтения необходимо обсуждать с ребенком, задавать вопросы: «Как герой мог поступить еще в этой ситуации?», «Что можно исправить?», «Что сделал герой не так?» и т.д.
Правильно подобранная музыка позволяет окунуться в творчество, ярче представить образы. Чаще всего для занятий подходит классическая спокойная музыка или лирические песни.
Включение в занятие психологических игры помогают успокоить детей, дать возможность выплеснуть негативные эмоции, обиды, почувствовать уверенность в своих силах.
Двигательные игры (пальчиковые, логоритмические и др.) способствуют развитию речи, активизации межполушарных связей.
6.2. Структура арт-терапевтического занятия
I вводная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- знакомство и приветствие участников;
- введение в тему, стимулирование, мотивация;
- правила работы в группе.
II основная часть: от 10 до 15 минут.
Включает в себя:
- непосредственно создание арт-терапевтического продукта (визуального образа);
- презентация своего творчества;
- обратная связь, коммуникация между участниками.
III заключительная часть от 2 до 7 минут.
Включает в себя:
- слушание музыки для снятия напряжения;
- рефлексия.
6.3. Методы и приемы обучения на занятиях по арт-терапии.
- Марания
- Штриховка, каракули
-Монотипия
- Рисунок на стекле
- Пальчиковое рисование
- Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
- Рисование предметами окружающего пространства
- Трехмерные изображения из бумаги (салфеток, фольги, слюды)
- Рисование пластилином
- Рисование на мокрой бумаге
- Восковые мелки (свеча) и акварель
- Набрызг
- Техника медитативного рисунка – мандала
6.5. Календарный (тематический) план
Календарный (тематический) план.
№ п/п | Месяц | Название занятия | Количество занятий |
1 | Сентябрь | «Осеннее дерево» | 1 |
2 | «Большой НЕодуванчик» | 1 | |
3 | «Осенний дождик» | 1 | |
4 | «Каракули» как техника арт-терапии | 1 | |
5 | Октябрь | «Кошка» | 1 |
6 | «Рыбки в аквариуме» | 1 | |
7 | «Какой я цветочек» | 1 | |
8 | «Нарисуй свое настроение» | 1 | |
9 | Ноябрь | «Белый медведь» | 1 |
10 | Работа с детскими страхами «Амулет» | 1 | |
11 | «Рисование на молоке» | 1 | |
12 | «Рисование на камушках» | 1 | |
13 | Декабрь | «Снежинки» | 1 |
14 | Кляксография «Сказочный зимний лес» | 1 | |
15 | «Чудеса на песке» | 1 | |
16 | Игра с водой и красками «Наша нарядная ёлка» | 1 | |
17 | Январь | «Весёлый снеговик» | 1 |
18 | «В гостях у песочной феи» | 1 | |
19 | «Пазл из морской гальки» | 1 | |
20 | Февраль | «Автопортрет волшебными акварельными карандашами» | 1 |
21 | «Сказкотерапия: рисуем свой страх» | 1 | |
22 | «Радуга настроения» | 1 | |
23 | «Масленица» | 1 | |
24 | Март | «Рисование мыльными пузырями» | 1 |
25 | «Чудеса из манной крупы» | 1 | |
26 | «Волшебный мир красок» | 1 | |
27 | «Полёт бабочек» | 1 | |
28 | «Правополушарное рисование: кот на крыше» | 1 | |
29 | Апрель | «Поиграем с красками. Ясный солнечный день» | 1 |
30 | «Поиграем с красками. Закат» | 1 | |
31 | «Поиграем с красками. Вечер» | 1 | |
32 | «Поиграем с красками. Радуга (самостоятельное рисование)» | 1 | |
33 | Май | «Кораблик в синем море» | 1 |
34 | «Жираф» | 1 | |
35 | «Дождик, дождик, капелька» | 1 | |
36 | «Заключительное занятие. Нарисуй своё настроение» | 1 |
Раздел 7. Условия реализации программы
7.1.Требования к среде
- Занятия по арт - терапии рекомендуется проводить в кабинете психолога.
- Наличие материально - технической базы (расходные материалы).
- Обязательно наличие рабочего места для каждого воспитанника, музыкального центра.
- Важно, чтобы место проведения занятия и атмосфера в нем смогли обеспечить участникам ощущение надежности и защищенности, расположили к внутреннему комфорту и свободе.
7.2. Форма контроля
Данной программой предусмотрено 2 вида контроля: промежуточный и итоговый.
Промежуточный контроль, представляет собой выставку творческих продуктов.
Итоговый контроль, представляет собой самостоятельное рисование своего настроения на заключительном занятии.
Раздел 8. Организационно-педагогические условия реализации Программы
8.1. Учебно-методическое и организационное обеспечение Программы
- Вронова А.А. Арт-терапия для детей и родителей. Ростов-на-Дону, 2013
- Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника. М. – 2008.
- Зинкевич – Евстигнеева Т. Путь к волшебству. М. – 1999.
- Использование арт-терапевтических средств в работе с дошкольниками: Методическое пособие / Сост.: Паршина Т.Б., Корнеева Т.П., Лупанова Е.В. и др. – Пенза, 2014.
- Кравцова Е. Е Разбуди в ребёнке волшебника. М.: Просвещение; Учебная литература, 1996.
- Мардер Л. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. − М.: Генезис, 2007
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. –СПб.: Речь, 2000.
- Интернет-ресурсы.
8.2. Материально-технические условия реализации Программы.
- Занятия по арт - терапии рекомендуется проводить в кабинете психолога.
- Наличие материально - технической базы (расходные материалы).
- Обязательно наличие рабочего места для каждого воспитанника, музыкального центра.
- Важно, чтобы место проведения занятия и атмосфера в нем смогли обеспечить участникам ощущение надежности и защищенности, расположили к внутреннему комфорту и свободе.
8.3. Кадровое обеспечение Программы. Программу реализует педагог-психолог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...