Психолого - педагогическая копилка
презентация по психологии
«Педагогическая и методическая копилка педагога-психолога детского сада»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhestokoe_obr.docx | 22.56 КБ |
ispr_psih_pomoshch_veb2.pptx | 2.94 МБ |
zhestokoe_obrashchenie.pptx | 1.24 МБ |
Предварительный просмотр:
Ход занятия
Уважаемые коллеги! Добрый день! Рада вас видеть!
Тема нашей сегодняшней встречи «Психологическая помощь, детям находящихся в кризисной ситуации»
Нашу сегодняшнюю встречу хочу начать с притчи о горчичном зерне.
Однажды Богу повстречалась пожилая женщина. Она горько плакала из–за своей нелегкой жизни и просила его ей помочь. Бог пообещал помочь, если она принесет ему горчичное зерно из дома, в котором никогда не знали горя. Ободренная его словами, женщина начала поиски, а Бог отправился своим путем. Много позже он встретил ее опять – женщина полоскала белье на речке и напевала. Бог подошел к ней и спросил, нашла ли она дом, жизнь в котором всегда была счастливой и безмятежной. На что она ответила отрицательно и добавила, что поищет позже, а пока ей необходимо помочь постирать белье людям, у которых горе тяжелее ее собственного.
На сегодняшней нашей встрече мы:
- Рассмотрим ситуации, которые являются особо разрушительными для психики ребенка.
- Разберём приемы психологической помощи
- Постараемся описать признаки посттравматического синдрома.
- А для начала мы посмотрим насколько вы готовы к работе.
Упражнение «Поза Наполеона»
Участникам показываются три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое нравиться). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показало одинаковое движение. Ладони(готовы), кулаки (агрессия), скрещенные руки (не готовы)
«Мозговой штурм: «Кризисные ситуации, что это? «слайд 2, 3
Работа в группах
Одна из групп получает определение кризиса или его разновидность, задача второй определить вид кризисной ситуации или его разновидность. (группы зачитывают названия и дают ответы)
Реакции на кризисные ситуации, бывают разные, как и сами кризисы
Сегодня мы поговорим о возникающих реакциях на кризисную ситуацию у детей
Сдайды с 4-11
Физминутка
«Задача предстоит несложная. Необходимо громко, хором
произнести детский стишок времен первой половины двадцатого века, сопровождая каждую строчку определенными
движениями. Произносить нужно по слогам:
ТЫР-ТЫР, ПУ-ЛЕ-МЕТ (сжатые кулаки выставить вперед, в такт
стихам «строчить» из воображаемого «максима»),
ВЫ-ШЕ КРЫ-ШИ СА-МО-ЛЕТ (руки в верх вращать кулаками ).
БАЦ! АР-ТИЛ-ЛЕ-РИ-Я (удар с размаху кулаком по собственной ладони)!
СКА-ЧЕТ КА-ВА-ЛЕ-РИ-Я (прыгать на месте, при этом повернуться вокруг своей оси)!»
Первый раз тренер инсценирует стишок сам, затем повторяет его с участниками. Можно повторить несколько раз подряд, ускоряя темп.
Сегодня мы поговорим об одном из видов кризисной ситуации.
Жестокое обращение с детьми
Одной из важных проблем является насилие и жестокость по отношению к детям. Для выяснения степени ее актуальности, предлагаю вам ознакомиться со следующими данными: как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают, как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.
Четыре типа жестокого обращения с ребѐнком:
физическое жестокое обращение;
сексуальное насилие;
пренебрежение нуждами ребѐнка;
психологическое насилие.
Задание группам.
Назовите признаки физического насилия.
Назовите признаки психологического насилия.
8.Упражнение «Как проявляются травмы прошлого».
Цели: Показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.
Фокус группа
Три воспитателя три ребенка
Первому ребенку «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».
Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками». Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».
• Пригласите в круг первого «воспитателя» и первого «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе
• Пригласите в круг второго «воспитателя» и второго «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Научите ребенка считать до пяти
• Пригласите в круг третьего «воспитателя» и третьего «ребенка» и дайте «воспитателю» задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф». Рефлексия:
• вопросы воспитателям что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию?
• Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?
• Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.
• вопрос участникам «В наших ситуациях попытка "воспитателей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».
ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам с взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова.
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.
9.Упражнение «Что если….».
Ведущий семинара: Предотвратить травмирующие события и насилие над детьми возможно. Давайте остановимся на разных способах предотвращения различных видов насилия. Для профилактики возникновения опасных ситуаций и сексуального насилия можно использовать игру «Что если» - это игра, в которую можно играть с детьми, чтобы помочь им провести "мозговой штурм" по тому, что им делать в опасной ситуации. Если у ребёнка есть опережающий план, это важно для того, чтобы уменьшить его беззащитность перед насилием. Время за едой, перед сном, или поездка — подходящее время для такой игры. Создайте ситуацию, в которой игру можно начать спонтанно, вроде той, когда ваш ребёнок задает вам вопрос или рассказывает о своем знакомом.
Игра проводится с помощью вопроса "А что, если?..", который вы задаете ребёнку, а потом даете ему ответить. Ключ в том, чтобы дать самому ребёнку высказать идею, а потом похвалить и одобрить ее. Можно задать примерно такие вопросы:
Что, если у тебя сломался велосипед, а незнакомец предлагает отвезти тебя домой?
Что, если нас нет дома, а в дверь звонит монтер и говорит, что пришел наладить телефон?
Что, если приходящая няня делает с тобой какие-то вещи и просит тебя никому об этом не говорить?
Что, если кто-нибудь трогает тебя так, как тебе это не нравится или смущает?
7.Заключение. Рефлексия. Буклет.
- Кто внимательно слушал – притроньтесь к ушам.
- Кто сегодня плодотворно поработал – погладьте себя по голове.
- Кому было интересно – постучите себя по груди.
- Кому была информация полезная – похлопайте в ладоши.
Спасибо за внимание, до следующей встречи.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Понятие «кризис» (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние. Кризис - состояние человека при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности в определённый момент развития личности. Кризисной называют ситуацию , когда человек сталкивается с препятствием в реализации важных жизненных целей и не может справиться с этой ситуацией с помощью привычных средств Понятие кризиса, кризисной ситуации, их классификация
Виды кризисов кризисы развития (возрастные кризисы); кризисы утраты и разлуки; травматические кризисы кризисы отношений и состояния души; кризисы смысла жизни; морально-этические кризисы.
Важно помнить! Медицинская помощь первична! Собственная безопасность Уважение к ребенку, которому оказываете помощь (он имеет право реагировать на ситуацию так, как он реагирует) Реальная оценка собственных сил и состояния (Вы готовы и можете помочь?) Использование только проверенных приемов (оказывают помощь и не навредят) Манипуляции недопустимы (не обманывать и не давать ложных надежд)
Истероидная реакция активная энергозатратная поведенческая реакция всегда происходит в присутствии зрителей обладает свойством заражать окружающих
Агрессивная реакция активная энергозатратная поведенческая реакция двух видов: вербальная (ребенок высказывает угрозы) и невербальная (ребенок совершает агрессивные действия) еще более эмоционально заразительная реакция, чем истероидная (если вовремя ее не остановить, то в какой-то момент она может стать массовой)
Тревога состояние более тяжелое, чем страх (ребенок не знает, чего он боится) источником часто является недостаток информации и состояние неопределенности, возникающее в любой чрезвычайной ситуации может длиться долго, вытягивая из ребенка силы и энергию, лишая его возможности отдыха, парализуя способность действовать
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Жестокое обращение с детьми Физическое Сексуальное Пренебрежение нуждами ребенка (лечение, обучение, физические потребности) П сихологическое
Признаки Физическое Ч астые травмы, необъяснимые порезы, царапины, ушибы, кровоподтеки, повышенная настороженность, ожидание опасности; страх идти домой, в школу, на улицу одному; попытки спрятать тело под одеждой не по размеру (не по сезону); отчаянные просьбы не сообщать родителям о его неудачах (плохих оценках и т.п.); жестокость по отношению к животным. Психологическое Замкнутость, боязливость, чрезмерная уступчивость или, напротив, агрессивность, протест (бросается из крайности в крайность); ребенку трудно проявлять эмоции; беспокойная привязанность к обидчику (родителю, старшему товарищу), чувство вины и стыда; низкая самооценка; вредные привычки (сосание пальца, вырывание волос, обкусывание ногтей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. комис. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — 32 с. (Коррекционная педагогика)
Одним из наиболее действенных средств снятия вызванного непривычной обстановкой напряжения является свободная игра. Во время такой игры с ребенком налаживаются необходимые для дальнейшей работы ...
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательн...
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ Психолого-педагогическая адаптация детей 2-го года жизни к дошкольному образовательному учреждению
Статья: " Определение психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к доу"...
Психолого-педагогическая гостиная - эффективная форма психолого-педагогического сопровождения родителей и детей в ДОУ
Психолого-педагогическая гостиная - это форма встреч специалистов ДОУ с родителями дошкольников, где созданы условия для равноправного участия детей и родителей в игровой и продуктивной деятельности. ...
Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности»
Развивающая психолого-педагогическая программа «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста, имеющих интеллектуальные способности» направлена на выявле...