Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
В данном материале содержится информация о порядке создания ПМПк, его целях и задачах, составе специалистов, о роли взаимодействия психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательной организации и психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) в определении индивидуального образовательного маршрута (ИОМ)
Порядок создания и организация ПМПк образовательного учреждения
- ПМПк осуществляет свою деятельность на базе Учреждения на основании приказа руководителя при наличии соответствующих специалистов.
- Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения
- ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями обучающегося, (воспитанника), договором между ПМПк и ПМПК
- ПМПк является одной из форм взаимодействия специалистов Учреждения, объединяющихся для организации диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и воспитанниками с особыми образовательными потребностями.
- ПМПк может быть создана на базе ОУ любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя ОУ при наличии соответствующих специалистов.
- Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательной организации.
- ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется уставом образовательного учреждения, договором между образовательным Учреждением и родителями (законными представителями) обучающегося или воспитанника, договором между ПМПк и ПМПК.
Примерный состав ПМПк
- Председатель консилиума - заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе (в ДОУ – старший воспитатель)
- Педагог - психолог
- Учитель - дефектолог и/или учитель - логопед, социальный педагог
- Учитель или воспитатель ДОУ, представляющий ребенка на ПМПк
- Врач - педиатр или медицинская сестра.
Цель ПМПк
Обеспечение диагностико - коррекционного, психолого-медико - педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии и с особыми образовательными потребностями, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья детей.
Задачи ПМПк
- Выявление и ранняя (с первых дней пребывания ребенка в Учреждении) диагностика отклонений в развитии
- Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов воспитанников
- Выявление резервных возможностей развития
- Определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в Учреждении возможностей
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов психолого-педагогического сопровождения воспитанников, имеющих проблемы в развитии, особые образовательные потребности.
- Разработка индивидуальных рекомендаций педагогам для обеспечения обоснованного дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей
- Подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребенка, динамику его состояния
- Консультирование родителей (законных представителей).
Организация работы ПМПк
- Обследование ребенка специалистами ПМПк осуществляется по согласию родителей (законных представителей) или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между ОУ и родителями (законными представителями) обучающихся.
- Обследование ребенка проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка.
- По данным обследования каждым специалистом составляется заключение и разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут.
- Коллегиальное заключение ПМПк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка, которое подписывается председателем и всеми членами ПМПк.
- На каждого ребенка заполняется индивидуальная карта развития, в которую вписываются все данные индивидуального обследования, заключения и рекомендации.
- Индивидуальная карта развития ребенка, индивидуальный образовательный маршрут и рекомендации специалистов доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме. Предложенные рекомендации реализуются только после ознакомления с ними родителей (законных представителей).
Направление на ПМПк
- При отсутствии в Учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики и/или разрешения конфликтных и спорных вопросов, специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) обратиться в областную психолого-медико-педагогическую комиссию.
- При направлении ребёнка на ПМПК копия коллегиального заключения консилиума ОУ выдаётся родителям (законным представителям) на руки. В другие учреждения и организации, заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
ПМПк | ПМПК |
Направляет детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении на ПМПК, готовит заключение ПМПк и представления педагога и специалистов | Проводит своевременное бесплатное обследование детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении детей по направлению ПМПк |
Информирует о характере нарушений в развитии детей, получающих психолого-педагогическую и медико- социальную помощь в рамках образовательного учреждения | Оказывает информационно- просветительскую помощь детям, родителям (законным представителям), специалистам образовательного учреждения |
Предоставляет информацию об эффективности реализации заключения и рекомендаций ПМПк создает запрос на оказание методической помощи специалистам ПМПК | Осуществляет диагностический контроль за эффективностью реализации заключения и рекомендаций ПМПК Оказывает методическую помощь ПМПк |
ПМПК по результатам обследования ребенка определяет:
- Статус ребенка
- Образовательную программу для ребенка с ОВЗ
- Условия пребывания ребенка с ОВЗ в группе ДОУ (полное или кратковременное пребывание с дальнейшей интеграцией на полный день)
- Потребность в психолого-педагогическом сопровождении, которое реализуют следующие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, тьютор, социальный педагог)
- Необходимые для ребенка технические средства обучения, архитектурная доступность
- Срок повторного обращения в ПМПК
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, де...
План коллегиальных заседаний дошкольного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк)
Заседания ПМПк подразделяются на плановые и внеплановые и проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения ПМПк определяется реальным запросом образовательного учреждения на комплекс...
План работы Психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) на 2019-2020 учебный год
План работы ПМПк в ДОО...
Диагностическая и консультативная работа специалистов ПМПК в создании индивидуального образовательного маршрута для детей с РАС
Диагностические критерии РАСЗаключение ПМПККонсультация родителейСтадии принятия диагнозаОбзор современных методов при работе с детьми с РАСАльтернативная коммуникацияРекомендованная литература...
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), уровень образовательной организации 2017г.
laquo;О создании ПМПк в АОУ д/с№10 «Лучик», Приказ №105 б от 07.11.2017г., АОУ д/с №10 «Лучик»...
Карты для определения индивидуального образовательного маршрута воспитанников
Данный материал содержит карты индивидуального образовательного маршрута по каждой дошкольной подгуруппе детей в разновозрастной группе...
Взаимодействие территориальной психолого-медико-педагогической комисси и психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения
Соровождение детей, нуждающихся в специализированной психолого-медико-педагогической помощи...