Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.
статья (младшая группа)

Зимова Мария Николаевна

    Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologo-pedagogicheskie_usloviya_od_doo.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.

    Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.

Для успешной реализации программы, должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые

гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие:

  • построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
  • использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
  • уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
  • построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

В рамках психолого-педагогической диагностики проводится оценка развития детей, их динамики, в том числе измерение личностных образовательных результатов.

Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Необходимым условием реализации ФГОС ДОУ является психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. В настоящее время выделяют следующие виды (направления) деятельности по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:

1) Психодиагностика.

Диагностическая деятельность — выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:

  • Ведение адаптационных листов детей ясельных групп
  • Диагностика воспитанников старшей группе с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).

2)  Коррекционная и развивающая деятельность

Коррекционная деятельность - организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.

Развивающая деятельность - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.

3) Консультативная и просветительская деятельность

Консультативная деятельность - оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования. 

Консультации с родителями может быть как групповой, так и индивидуальной.

Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Просветительская деятельность - формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, педагогов, родителей.

Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:

  • Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
  • Ознакомление с новыми формами работы
  • Адаптация детей к ДОУ
  • Готовность детей к школьному обучению

 

4) Профилактическая деятельность

 Профилактическая деятельность -  предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителей, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Таким образом, вышеперечисленные виды деятельности психолого-педагогического сопровождения помогают оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, диагностическую, коррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте

В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...

"Психолого – педагогические условия развития деятельности детей старшего дошкольного возраста".

  Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы  МКДОУ детский сад №15  являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическ...

«Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ»

quot;Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ"...

«Взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках психолого – педагогического сопровождения дошкольников»

Внутренняя коррекционная служба  ДОО (взаимодействие участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса) – интегрированная и координированная  организаци...

Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ

Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов "Формирование совладающего поведения у педагогов, способствующее успешной реализации своей профессиональной деятельности, в контексте психолого-педагогического сопровождения.

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах совладающего поведения, профилактика синдрома эмоционального выгорания.Задачи:познакомить с понятием, компонентами, стратегиями...