Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.
статья (младшая группа)
Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo-pedagogicheskie_usloviya_od_doo.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.
Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагогическому контексту реализации программы тщательно продуманы и системны. Эти требования адекватная, позитивная перспектива развития дошкольного образования. Собственная активность ребёнка и становление тех форм детской деятельности, в которых происходит детское развитие, во многом зависит от психологического климата, существующего в дошкольном учреждении, а также от стиля взаимоотношений педагога с воспитанниками.
Для успешной реализации программы, должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия (п.3.2.1 ФГОС ДО), которые
гарантируют охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивают их эмоциональное благополучие:
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности;
- построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребенка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
В рамках психолого-педагогической диагностики проводится оценка развития детей, их динамики, в том числе измерение личностных образовательных результатов.
Участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
Необходимым условием реализации ФГОС ДОУ является психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса. В настоящее время выделяют следующие виды (направления) деятельности по осуществлению психолого-педагогического сопровождения:
1) Психодиагностика.
Диагностическая деятельность — выявление особенностей психического развития ребенка, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам.
В рамках психодиагностического направления осуществляется:
- Ведение адаптационных листов детей ясельных групп
- Диагностика воспитанников старшей группе с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;
- Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми (по запросу).
2) Коррекционная и развивающая деятельность
Коррекционная деятельность - организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
Развивающая деятельность - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
3) Консультативная и просветительская деятельность
Консультативная деятельность - оказание помощи воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогам в вопросах развития, воспитания и образования.
Консультации с родителями может быть как групповой, так и индивидуальной.
Основным методом психологического консультирования является беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Просветительская деятельность - формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности детей, педагогов, родителей.
Психологическое просвещение участников образовательного процесса может проходить по примерным темам:
- Возрастные особенности детей каждой возрастной группы
- Ознакомление с новыми формами работы
- Адаптация детей к ДОУ
- Готовность детей к школьному обучению
4) Профилактическая деятельность
Профилактическая деятельность - предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, разработка конкретных рекомендаций для педагогов и родителей, по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Таким образом, вышеперечисленные виды деятельности психолого-педагогического сопровождения помогают оказывать своевременную квалифицированную консультативно-методическую, диагностическую, коррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения в рамках психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольном возрасте
В своей работе опираюсь именно на принципы психолого-педагогического сопровождения образовательно-воспитательного процесса.ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном ...
"Психолого – педагогические условия развития деятельности детей старшего дошкольного возраста".
Психолого-педагогические условия реализации основной образовательной программы МКДОУ детский сад №15 являются одними из важнейших условий. Требования к психолого-педагогическ...
«Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ»
quot;Психолого – педагогическое сопровождение образовательной деятельности в ДОУ"...
Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в условиях МБДОУ
Программа сопровождения...
«Взаимодействие всех участников образовательного процесса в рамках психолого – педагогического сопровождения дошкольников»
Внутренняя коррекционная служба ДОО (взаимодействие участников коррекционно-педагогического и воспитательно-образовательного процесса) – интегрированная и координированная организаци...
Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ
Использование образовательно-творческого маршрута в психолого–педагогическом сопровождении одаренных детей в ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов "Формирование совладающего поведения у педагогов, способствующее успешной реализации своей профессиональной деятельности, в контексте психолого-педагогического сопровождения.
Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов в вопросах совладающего поведения, профилактика синдрома эмоционального выгорания.Задачи:познакомить с понятием, компонентами, стратегиями...