Литература по теме "МАК-карты" в работе педагога психолога
книга по психологии
это наборы картинок с яркими изображениями людей, животных, пейзажей и ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lazarus_mysli_vzorom.pdf | 464.85 КБ |
mak-gicheskie_instrumenty.pdf | 1.38 МБ |
mak-sbornik_avtorskih_metodik.pdf | 1.6 МБ |
teoreticheskie_osnovy_mak.pdf | 964.73 КБ |
tehnika_voprosov_k_mak.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Техника задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами
При первом же прикосновении к метафорическим ассоциативным картам открытой темой для меня осталась техника задавания вопросов. Понятно, что пресловутое «Карты – это инструмент, все зависти от парадигмы которую вы исповедуете» отсылают нас к азам психотерапии, НО ведь хочется «выжать» из карт максимум! Тем более эклектический подход никто не отменял.
В данной статье я опишу основные способы задавания вопросов при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса. В моем сознании нет общей классификации психотерапевтических вопросов, возможно, мы придем к ней в конце статьи.
Рассматривая карты как стимул, запускающий в нас ассоциации, переживания, воспоминания и т.д. главным вопросом будет так называемая «петля в реальность» или «челнок» - «А что эта карта говорит о вас?».
Но это лишь одна из возможностей, заложенных в инструмент.
Для себя я выделяю костяк «сценария» консультационной встречи с использованием метафорических ассоциативных карт (МАК), который:
- Наладка контакта, прояснение запроса;
- Предложение определенной техники-упражнения с МАКами;
- Диссоциированная работа, погружение в МАКи;
- Челнок в реальность, интеграция полученного опыта;
- Подведение итога встречи.
_______________
Хотя вполне возможны случаи, когда:
- встречу начинают с упражнения с картами (для прояснения запроса, например) и потом идут в классике консультирования – тематической беседе;
- погружение в карточные образы и челнок в реальность проделывается множества раз напротяжении сессии;
- вся встреча строится на метафорическом общении в контексте карточного расклада или молчаливом манипулировании карточными образами.
Принимая во внимание все исключения, у меня в сознании сложилась классификация вопросов, основанная на этапности (и соответственно целях) консультационного процесса.
С самого начала совместной работы перед психологом стоит задача установления контакта с клиентом, создание атмосферы доброжелательности и поддержки, а так же прояснить цель прихода на консультацию, сформулировать запрос.
- Как вы представляете наше сотрудничество?
- Как, на ваш взгляд, я могу вам помочь?
- Чего, в связи с заявленной проблемой, вы хотели б в результате наших встреч?
Конечно, в разных направлениях психологии и психотерапии процесс прояснения запроса происходит по-разному. В нейролингвистическом программировании (НЛП), например, этот этап относительно четко регламентирован, существует ряд вопросов, прописанная схема, по которой психолог помогает клиенту сформулировать результат.
В системной семейной терапии можно найти ряд вопросов, которые рекомендуют озвучить на начальном этапе встречи. (Кто и чего хочет? От кого хотят? С каких пор? Для чего?...)
В экзистенциально-гуманистических подходах психотерапии, как правило, прояснение запроса происходит в диалоге, и сам этот процесс менее технологичен.
Главное, чтобы клиент и психолог поняли друг друга и пришли к соглашению относительно дальнейшей работы.
Ориентируясь на запрос, клиенту предлагают повзаимодействовать в карточном пространстве. Метафорические ассоциативные карты хоть и являются достаточно универсальным инструментом в психотерапии, но все же они не всесильны. Соответственно, выделяя возможные терапевтические задачи, ограничусь самыми часто встречающимися.
- Рефреминг проблемной ситуации, поиск альтернатив;
- Самопознание;
- Работа с семейной системой клиента;
- Проработка травмы, потери, страха.
- Поиск внутренних ресурсов.
Для достижения поставленных задач существует несколько распространенных форм проведения упражнения:
- Работа «вслепую»/«в открытую»
- Комбинация слов и изображений (пасьянсы)/ создание истории/ вырисовывание/
Так же можно выделить уровни погружения в инструмент:
- Диссоциированный (То, что происходит с образами на карте);
- Метафорический (То, что клиент видит в карте и соотносит со своей реальностью);
- Реальный (То, что происходит с клиентом в реальной жизни).
Все эти 3 уровня задействованы в беседе в той или иной пропорции.
Потенциал диссоциированного уровня – безопасное исследование актуальных для клиента событий, переживаний через художественные образы. Главный фокус вопросов, как мне кажется, должен быть направлен на углубление и расширение описания карты – т.е. максимальное насыщение истории проективным материалом.
Вопросы, заданные на диссоциированном уровне, отличаются от вопросов про реальность лишь фокусом (от первого или от третьего лица они задаются).
Например:
- Сколько процентов злости чувствует человек на карте, занесший нож за спиной у другого?
- Сколько процентов злости у вас, когда вы думаете о своем партнере по бизнесу?
Метафорический уровень позволяет соединить карточный образ с реальностью. Вопросы концентрируются на выяснении отношения к карте; прояснении чувств, мыслей, импульсов; на расшифровке основной метафоры.
Реальный уровень в фокусе разговора и вопросов держит актуальные события и переживания клиента. Это по сути то, о чем он мог сказать и без работы с ассоциативно-метафорическими картами.
Учитывая все вышесказанное, далее я приведу примеры вопросов, собранные из разных подходов, которые могут быть полезны при работе с ассоциативно-метафорическими картами. Повторюсь, что информация не претендует на всеобъемлющую. Скорее нацелена на активизацию поискового интереса.
Вопросы на классификацию
Эта форма вопросов наилучшим образом «срабатывает» при выяснении позиций и отношений, требующих ранжирования:
- Какой из этих образов (портретов) вы поставите на первый план?
- Какая карта вызывает более положительные эмоции, а какая - отрицательные?
«Процентные» вопросы
Такая форма вопросов служит для уточнения отличий между предложениями, убеждениями, настроениями, концепциями (болезни), представлениями и т. п.
- Представим, что образ на карте разрывается на части, что б стать одновременно ближе к другим картам (ситуация выбора), в каком процентном соотношении разорвется карта и по какому критерию?
- Если представить себе, что вся ваша ролевая энергия содержится в круглом «энергетическом» пироге, то сколько его процентов (какая долька) содержится в роли «бизнес-леди»? А сколько процентов бы вам хотелось, что б эта роль содержала? За счет какой роли вы готовы увеличить/уменьшить энергию в этой роли?
- Сколько процентов страха содержится в этой карте?
- Сколько килограмм обид в мешке у изображенной на карте фигуры?
Вопросы об исключениях из проблемы
Сравнивая периоды, когда проблема беспокоит и когда ее нет, можно значительно лучше раскрыть их важные отличия.
- (После описания через карты актуальной проблемы) Как часто (как давно, когда, где) проблема не возникала? Чем были заняты в это время вы и другие? Как вам удалось сделать так, чтобы проблема не возникла? Что бы вы еще могли сделать по сравнению с вашими действиями в «непроблемные» времена?
- «Что еще?» заставляет нашего визави задуматься, а часто впервые подталкивает додумать что-либо дальше, чем до сих пор.
Вопросы на изменение контекста
Позволяет посмотреть на проблему с неожиданной стороны.
- Если бы мы заглянули в будущее (на 5 лет) вперед, как звучала б эта история?
- Как бы смогла описать проблему второстепенная фигура, предмет, изображенные на карте?
Фокусировка на непроблемных областях и ресурсах
Позволяет снять напряжение с зацикленного на проблеме разговора
- В чем сила героя, изображенного на карте?
- Описывая проблемную ситуацию, которая изображена на карте, какие из её элементов должны были бы остаться неизменным или повторяться как можно чаще?
Цель и способы решения
- Как должен был бы выглядеть по-настоящему хороший результат (во времени, пространстве, отношениях)?
- Что могло бы быть наименьшим показателем того, что ситуация движется в ожидаемом направлении?
- В каких временных промежутках и в каком темпе можно было бы рассчитывать на изменение?
Предложение альтернативы:
- Как ты думаешь, как изменилась бы история, если главный герой смог обуздать свои агрессивные импульсы?
- Как бы изменился смысл карты, если бы рядом с принцессой появился принц?
Отдельно стоит осветить технику экстернализированной беседы нарративного подхода.
Экстернализированная беседа заключается в преобразовании языка, используемого человеком для описания проблемы так, чтобы проблема заняла по отношению к человеку внешнюю позицию. Экстернализирующие беседы позволяют человеку занять метапозицию и увидеть ряд возможностей. Когда проблема занимает внешнюю позицию, человек, находя собственные предпочтения, может взять на себя ответственность за взаимодействие с ней.
Образцы вопросов экстарнализущих проблему
Сфера влияния: - в какие сферы жизни Проблема уже проникла, где её влияние особенно сильно? Влияет ли она на взаимоотношения с другими людьми, на чувства, вмешивается ли в мои мысли, как она изменила мое представление о самом себе и об истории моей жизни?
Стратегии: - Как именно Проблема манипулирует мной: к каким стратегиям, методам и хитростям она прибегает, пытаясь руководить моей жизнью? Как я ей противодействую? Изобрел ли я какие-то техники, стратегии, хитрости, которые мешают Проблеме руководить Моей жизнью?
Механизм взаимодействия: Какими способами проблема сообщает мне, что она тут, как заявляет о своем влиянии на мою жизнь?Какие у Меня есть качества, умения, способности, которые Проблеме все еще трудно обесценить? Каким образом Я сообщаю проблеме, что не буду "подчиняться?
Данные вопросы были взяты из системной семейной терапии и нарративного подхода. Любопытным остается возможность применения техник арт-терапии, НЛП и других направлений в работе с ассоциативно-метафорическими картами.
Рекомендуемая литература:
Арист фон Шлиппе, Йохан Швайтцер. Учебник по системной терапии и консультированию.
Майкл Уайт. Карты нарративной практики. Введение в нарративную терапию.
Пушков А.О.
http://pushkov.com.ua/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?
Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...
Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...
ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...
Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...