Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
презентация к уроку по художественной литературе (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Использование художественной литературы в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста (сообщение из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_hudozh.literatury.pptx | 1.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Художественная литература является мощным средством формирования личности. Наличие удивительных резервов психологического воздействия феноменов искусства и литературы на личность человека отмечал еще А. В. Луначарский, называя его "непонятным" и "завораживающим".
Педагог-психолог использует в консультативной, диагностической и просветительской работе потенциал художественных произведений (истории, притчи, афоризмы, метафоры, анекдоты).
При правильном подборе истории и притчи позволяют иначе взглянуть на собственные проблемы и найти способ их разрешения. В зависимости от выявленных актуальных проблем выбирается в качестве темы для обсуждения определенная ситуация, история, миф, притча, которые бы их отражали.
При наличии трудностей в обучении: «Главные реки» В. Драгунского, «Про одного ученика и 6 единиц» С.Маршака. «Сережа учит уроки» А.Барто , «Сказка о потерянном времени» Е.Шварц, «В стране вечных каникул» А.Алексина, « Баранкин , будь человеком» В.Медведева
Следующие книги помогут воспитанникам изменить свое мнение о педагогах и улучшить взаимоотношения с ними: «Недопесок» Ю.Коваля, «Тринадцатый подвиг Геракла» Ф.А.Искандера, « Бамбус » Ю.Яковлева, «Школа клоунов», «Грамота» Э.Успенского, «В шкафу» В.Голявкина , «Витя Маляев в школе и дома» Н.Носова, «При свече» Н.Федоровой.
Помочь ребенку разобраться ,кто он и зачем пришел в этот мир, могут такие книги как: «Невозможный Кукушкин» Г.Галаховой, «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Носова, «Электроник – мальчик из чемодана» Е.Велистова , «На старом чердаке» С.Прокофьевой, «Что в углу» А.Кушнера, «Один дома» И.Токмаковой , «Дрожащие стихи» О.Григорьевой, «Тук – тук – тук » Н.Носовой, «После зимы будет лето» В.Голявкина .
Трудности общения со сверстниками: «Чучело» В.Железникова , «100 имен Тани Филимоновой» Т.Кудрявцевой, «Селиверстов не парень, а золото» И.Пивоваровой, «Где ты, где ты, где ты?» Р.Погодина. «Ольга Яковлевна» С.Иванова, «Та сторона, где ветер» В.Крапивина, «Полоса отчуждения» Е.Мурашовой, «Кто прав?» О.Григорьева
Сказкотерапия оказывает комплексное воздействие на личность ребенка: «Проработка" психологических проблем Развитие творческих способностей, Конструктивный способ взаимодействия с окружающими, Ощущение авторства своих эмоциональных состояний, действий и поступков.
Благодаря психотерапевтической сказке сильнейший импульс к развитию получает не только познавательная сфера личности , в мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферах также происходят позитивные изменения, выходящие на уровень поведения: снижается эмоциональная напряжённость, возбуждённость, тревожность, агрессивность, недоверие к себе и другим, обретается уверенность в себе.
В детском возрасте закладываются предпосылки для формирования характера человека и его основного стержня - воли. С целью развития волевых качеств у детей можно использовать стихотворение К.Чуковского “Доктор Айболит”, герои которого, являясь образцами гуманистического отношения к окружающим, рискуя жизнью, приходят на помощь нуждающимся, бесстрашно справляясь с коварными кознями врагов и различными препятствиями на своем пути.
Обсуждение произведений может стать основой для организации беседы о сильных сторонах характера. Важной частью подобной беседы является проекция положительных качеств личности героев на самих себя, что способствует зарождению процесса самовоспитания.
Рассказ
Создание сказки Помимо полученного заряда доброты и хорошего настроения, у ребят так же формируется познавательный интерес к русскому народному творчеству, к авторским сказкам, расширяется кругозор, развивается речь и воображение, формируются положительные личностные качества, формируются коммуникативные навыки, ценности совместного творчества.
Применение произведений художественной литературы является неотъемлемой частью консультативной, диагностической и просветительской деятельности педагога-психолога. Различные формы работы с использованием потенциала сказок, легенд, притч, рассказов, стихотворений создают уникальные условия для стимуляции различных аспектов личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА Куликовская Т.А. «Тренинги по сказкам для детей дошкольного возраста» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. Рыжова Л.В. «Методика работы со сказкой» - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. Сертакова Н.М. «Методика сказкотерапии в социально-педагогической работе с детьми дошкольного возраста: Метод. пособие для педагогов и психологов ДОУ. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996. 36 с.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"
Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....
Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста»
Опыт работы педагога-психолога по теме:"Комплексный подход в психокоррекционной работе педагога-психолога с воспитанниками старшего дошкольного возраста"...
«Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»
Презентация опыта работы «Работа педагога-психолога по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»...
Квест - технологии в работе педагога-психолога ДОУ с детьми дошкольного возраста.
Квест - увлекательный и интересный способ проведения детского приключенческого и интеллектуального досуга, рассчитанный не только на участие детей, но и взрослых (родителей и педагогов)....
Особенности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком дошкольного возраста
В статье рассказывается об опыте работы педагога-психолога со слабослышащим ребенком...
Проект Работа педагога-психолога с родителями детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению «Мамина школа»
В возрасте 1 - 3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному у...