Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Применение метода в решении задач коррекционной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс | 23.37 КБ |
Презентация к мастер-классу | 1.4 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Цветик-семицветик»
Мастер-класс
для педагогов-психологов
«Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Ярмусевич И.Г
педагог-психолог
МАДОУ «Цветик-семицветик»
г. Когалым 2023г.
Группа компенсирующей направленности функционирует в нашем корпусе с февраля 2021 года. За это время в процессе работы нами были сделаны некоторые наработки и наблюдения, которыми нам хотелось бы поделиться.
Группа была сформирована из воспитанников нашего ДОУ, затем поступали дети из других детских садов. В самом начале мы столкнулись с тем, что почти у всех воспитанников был негативный опыт адаптации к ДОУ, дети не доверяли взрослым, не желали вступать в контакт, демонстрировали протестное поведение. Что в свою очередь затрудняло нормальную адаптацию к детскому саду. Кроме того, мы обращали внимание на тип привязанности, который сформировался у ребенка по отношению к близким взрослым. У четырех детей мы наблюдали ненадежный тип привязанности, дети никак не реагировали на отсутствие матери, но и в контакт с другими взрослыми не вступали, отказывались от еды, сна, ходить в туалет. У двух детей мы наблюдали амбивалентный тип привязанности. Ребенок остро реагировал на отсутствие родителей, но после их прихода не желал покидать группу и проявлял негативное поведение. 2 ребенка проявляли дезорганизованный тип привязанности. Их расставание с мамой выглядело совсем безболезненно, они как бы не нуждались в теплых отношениях с мамой. Не обращались за помощью к взрослым, потребности выражая аффективным поведением. У одного ребенка наблюдали надежный тип привязанности. Он прошел благополучную адаптацию в ДОУ.
Мы понимали, что формирование надежной привязанности к взрослым группы снизит у детей общую тревожность, повысит адаптированность, активизируется познавательный интерес, если привязанность отсутствует, мы имеем поведенческие сложности и отказ от деятельности.
В адаптационный период мы в первую очередь работали над формированием привязанности у детей к взрослым группы.
Так как дети ЗПР находятся на более ранних ступенях развития, относительно нормативных детей, а маленькие дети ощущают привязанность в основном через органы чувств, мы старались придерживаться нескольких правил.
- Как можно больше быть рядом с ребенком физически, стараться прикасаться к нему, в том числе и в бытовых моментах, помогать мыть руки, пользоваться полотенцем, находиться рядом при засыпании, делать легкие игровые массажи, пальчиковые гимнастики, брали руку ребенка при выполнении заданий в свою и помогали и т.д. Также осуществляли голосовое сопровождение детей, воспитатель говорит практически постоянно, объясняет, озвучивает действия, хвалит, комментирует и т.д. При первичных контактах взрослые применяли прием который в теории привязанности называется «танец завладевания». Взрослый перемещается в личное пространство ребенка, встречается взглядом, улыбается, прикасается к телу, берет за руку. В нашем случает это выглядело так: воспитатель присаживался – опускался на уровень глаз ребенка, заглядывал в глаза, брал ребенка за руку, обнимал его, проговаривал что он рад видеть ребенка, отмечал внешность ребенка, хвалил его, старался привлечь к совместной деятельности.
- Быть эмоционально близким и отзывчивым. Как я уже отметила ранее, некоторые дети не обращались за помощью к взрослым при затруднениях. И это было большой проблемой, так как ребенок старался сделать сам, у него не получалось, что вызывало плач, истерику и даже если взрослый прибегал к помощи, ребенок долго не мог успокоиться. Воспитателям и другим взрослым приходилось постоянно быть эмоционально настроенными на потребности ребенка, внимательно отслеживать поведение детей, стараясь предугадать потребность ребенка и либо удовлетворить ее, либо помочь ребенку пережить отказ. На этом же этапе воспитатели работали над установлением и соблюдением правил поведения в группе. Переломным моментом стало в поведении детей то, что дети стали предпочитать занятия с воспитателем самостоятельному хождению по группе.
- Кроме того, мы учитывали, что при возникновении привязанности учитывается принцип иерархичности. Взрослый всегда занимает лидирующую позицию, в силу большего опыта, ресурсов, возможности удовлетворения потребностей ребенка, он является ведущим в паре ребенок-взрослый. Воспитатели также столкнулись в работе с тем, что дети с амбивалентным типом привязанности пытались «подчинить» взрослого своим интересам. Взрослые последовательно приучали детей к правилам поведения и взаимоотношений.
Сейчас, по прошествии времени, мы понимаем, что такая тактика была верной, все дети имеют надежную привязанность к взрослым сотрудникам группы, с доверием и охотой вовлекаются в совместную деятельность, голос взрослого помогает им организоваться, также дети стараются быть рядом с воспитателем, или другими взрослыми группы, ищут у него утешение и помощь.
Следующий этап, над которым мы работали – это организация коррекционно развивающей работы.
Наблюдая за детьми, мы старались подбирать методы таким образом, чтобы найти подход ко всем детям, с учетом особенностей их развития. Почти у всех детей мы столкнулись с низкой способностью длительное время удерживать внимание на необходимом дидактическом материале, который предлагает взрослый. Это вызвало сложности в освоении образовательной программы, рекомендуемой данному ребенку. У детей наблюдалось полевое поведение, ребенок, захваченные новой игрушкой, ярким образом «перетекает» вниманием с одного объекта на другой без сколько-нибудь долговременного сосредоточения на объекте. Внимание детей можно было охарактеризовать как малоустойчивое, имеющее сложности с переключением, с высокой истощаемостью, низкой произвольностью внимания.
Наблюдая и анализируя поведение детей, мы заметили, что тактильные игры приковывают внимание детей на более длительное время и начали искать средство, материал, объект для удержания внимания.
Так как с детьми младшей группы применяется в работе кинетический песок. Мы решили его также использовать в занятиях с дошкольниками ЗПР и пришли к выводу, что это материал позволяет организовать продуктивное внимание, так необходимое на занятиях, на более длительное время. Ребенок через взаимодействие с песком успешно привлекается к совместной со взрослым деятельности. Поначалу ребенка привлекает сама возможность взаимодействия с песком. Малышу нравиться его брать в руки, мять, чувствовать, как песок вытекает из рук сквозь пальцы, похлопывать, растирать, собирать в кучи и прихлопывать, ставить на нем отпечатки ладошки, пальчиков, рыхлить и поглаживать. Для обогащения тактильных ощущений мы применяем все возможные природные материалы – камушки, ракушки, семена, орешки. Ребенок старается через руку насытиться тактильными ощущениями. В процессе деятельности создаются условия для повышения мотивации ребенка к совместной со взрослым деятельности, пробуждения и закрепления интереса к игре с песком. Задача взрослого мягко подключаться к игре ребенка и побуждать подражательные действия. Взрослый вводит простые игры на звукоподражание (кап-кап, топ-топ, хлоп-хлоп), которые озвучивают действия ребенка и побуждают его повторять. Ребенок наблюдает за действиями взрослого и пытается ему подражать. Игра в песок с одной стороны свободная деятельность, но ее организует взрослый. Цель этого этапа побудить ребенка к подражательным действиям и совместной со взрослым игре. Привлекать внимание ребенка к тому, что делает взрослый.
Постепенно в игровую деятельность включаются простые игры, развивающие сенсорную сферу: укрась полянку цветами, затем собери их в корзинки по цвету, выложи лучики солнышку из камушков, найди все камушки, наложи в формочку песок до полна, построй заборчик, спрячь в песок игрушки и найди их. Действия с самим песком становятся более сложными: ребенок учиться между ладоней катать колбаску, песочный шар, отщипывать и ровнять песок. Взрослый также продолжает закреплять подражательное поведение, показывает образец действий, поправляет и стимулирует ребенка.
На этом этапе взаимодействие с песком представляет из себя не совсем игру, а скорее манипуляцию с приятной для ребенка субстанцией. Песок дарит богатые тактильные ощущения и опосредовано формируются сенсорные эталоны (форма, цвет, величина). Цель этого этапа – развитие сенсорной и моторной сферы ребенка.
На следующем этапе, мы вводим игрушки,, которые позволяют развивать предметные действия: лопатки, ложки, вилки, ножи, грабли, скалки. С их помощью ребенок по-новому начинает взаимодействовать с песком. Рука должна научиться определенным образом захватывать игрушки для совершения нужных действий. Игры с этими предметами проходят стадию простых манипуляций, постепенно с помощью лопатки ребенок учиться накладывать песок в формочку, с помощью грабель рыхлить полянку, ложкой кормить куклу и т.д. Если какие-либо действия ребенку недоступны, то взрослый мягко, чтобы не исключать собственных усилий ребенка, берет предмет руками малыша и действует вместе с ним. Необходимо сразу отпустить руку, если взрослый понимает, что ребенок стремится самостоятельно выполнить действие.
Введение игрушек-персонажей создает для ребенка дополнительную мотивацию к выполнению действий с песком. Для зайки нужно испечь пирожок, для мышки построить домик, для лисички собрать овощи в корзинку, для рыбки найти все камушки. Постепенно игра усложняется и представляет несколько этапов. Сначала садим огород, затем собираем овощи в корзинку и печем из них пирожки. Все последующие сюжеты строятся на уже хорошо освоенных действиях и умениях. Так, выпекая пирожки ребенок уже обладает умением катать песочный шар между ладоней. Основной целью здесь является не освоение умения лепить пирожки, а сам мотив лепить их для игрушки.
Песок, таким образом, меняет свое назначение в игре из основного объекта взаимодействия, притягивающего все внимание ребенка, он становится вспомогательным средством, полем на котором развиваются основные события, не теряя при этом притягательных для ребенка свойств.
По мере усложнения игры, сам песок отходит на второй план, ребенок использует его для реализации игрового замысла (строительный материал для дороги, острова, домиков города, гаража для автопарка, пещеры для животных и т.д.
Все занятия с ребенком взрослый окрашивает положительным эмоциональным подкреплением в виде похвалы, одобрительных возгласов.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс Коррекция звукопроизношения у дошкольников с ОНР в системе индивидуальной лого-коррекционной работы
Комплекс упражнений артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики для постановки и автоматизации звуков на индивидуальном логопедическом занятии. В основу положены авторские разработки, пособи...
Работа с кинетическим песком (из опыта работы)
Работа с кинетическим песком ( из опыта работы)Для малыша песок – это прежде всего материал, который так же интересен, как все вокруг. Интерес к песку удерживается тем, что не поддается «овладен...
Мастер-класс для родителей (педагогов). «Игры и упражнения с кинетическим песком»
Мастер-класс для родителей (педагогов).«Игры и упражнения с кинетическим песком»Задачи: знакомство с кинетическим песком и его свойствами; организация игр и упражнений с кинетическим песко...
«Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми».
Кинетический песок - это очень современный и уникальный материал, предназначенный для детских игр....
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.
консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....
МАСТЕР-КЛАСС ТЕМА: « Игры и упражнения по методике Марии Монтессори, применяемые в коррекционной работе с дошкольниками, имеющие расстройства аутистического спектра»
Мастер класс знакомит с методикой Марии Монтессори и представляет игровой набор 14 в 1, предназначенный для развивающей и коррекционной работы с детьми дошкольного возраста....
"Организация коррекционной работы специалистами ППк ( учителем - дефектологом, учителем - логопедом, педагогом - психологом, социальным педагогом) со всеми участниками образовательного процесса, включая обучающихся с ОВЗ".
Положение о деятельности специалистов сопровождения: учителей - дефектологов,учителей - логопедов, педагогов- психологов, тьюторов....