Проект «Сказочная нейрогимнастика с элементами йоги»
проект по психологии (средняя группа)
В последнее время особое внимание в психолого-педагогической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_neyrogmnastika_s_elementami_yogi.docx | 207.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №69
комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга
Проект «Сказочная нейрогимнастика с элементами йоги»
Тип проекта: исследовательско-творческий
Средняя группа №9
Продолжительность проекта: краткосрочный (продолжительность проекта -2 месяца)
Автор-составитель:
Педагог-психолог Юрицина Н.В
Воспитатель гр.№9 Иванова Н.В.
Воспитатель гр.№9 Талатина Е.Е.
Санкт-Петербург 2024 г.
Основная часть проекта
Постановка проблемы.
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах психолого-педагогической работы. Эффективной работа педагога-психолога будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционно-развивающей работы с детьми также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции.
В последнее время особое внимание в психолого-педагогической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста.
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винарской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции).
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастика) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей), вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Цель проекта: Через использование комплексов кинезиологических упражнений и нейрогимнстаики с элементами йоги создать условия для формирования правильного речевого и психомоторного развития у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
Развивающие:
- Развитие высших психических функций;
- Обеспечение и регуляция энергетического базиса, на котором строится психическое развитие;
- Развитие и стабилизация межполушарного взаимодействия;
- Обеспечение регуляции, программирования и контроля над протеканием психической деятельности;
- Проанализировать передовой педагогический опыт по использованию кинезиологических и нейропсихологических упражнений в практике работы с детьми;
- Определить эффективность использования кинезиологических упражнений и нейрогимнастики при работе с детьми среднего дошкольного возраста;
- Сформировать комплексы кинезиологических упражнений и нейрогимнастики с элементами йоги для коррекционной работы с детьми среднего дошкольного возраста;
- Внедрить комплексы нейрогимнастики и кинезиоупражнений в коррекционно-развивающую работу с детьми.
Воспитательные:
- воспитывать уважительное отношение к другим людям.
Работа с родителями:
- познакомить родителей с предстоящим проектом, в форме индивидуальных бесед и консультационного материала по проблеме;
- предложить родителям принять участие в реализации данного проекта (подбор наглядного материала, просмотр мультфильмов, беседы с детьми), мастер-класс.
Принципы в использовании здоровьесберегающих технологий:
- Принцип сознательности и активности - нацеливает на формирование у детей глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
- Принцип активности - предполагает у учащихся высокую степень самостоятельности, инициативы и творчества.
- Принцип наглядности - обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
- Принцип доступности и индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.
- Принцип непрерывности выражает закономерности построения оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Методы и формы работы: телесно-ориентированные психотехники, нейрогимнастика, беседа, игротерапия, релаксация.
Ожидаемые результаты:
- Развитие координации движений и чувства равновесия;
- Развитие способности концентрировать внимание;
- Уменьшение частоты проявлений гиперактивности и гипоактивности;
- Повышение иммунитета;
- снижение психоэмоционального напряжения;
- дети чаще выражают положительные эмоции;
- дети легче адаптируются в коллективе, обществе.
Продукт проекта: детско-родительский мастер-класс «Нейрогимнастика с элементами йоги»
Этапы работы над проектом
План-график мероприятий
Мероприятие | Цель | Сроки проведения | Ответственный | Выход документа |
I этап Предварительный | ||||
1.Постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта, разработка плана мероприятий по реализации проекта | Подготовка к реализации проекта |
2-я неделя февраля | Педагог-психолог, воспитатели | |
2. Подбор и изучение методической и художественной литературы, подбор мультфильмов и иллюстраций, картинок по тематике проекта. | Методическое и теоретическое обоснование проекта | 2-я неделя февраля | Педагог-психолог, воспитатели | |
3. Разработка бесед и подвижных игр по тематике проекта. | Психолого-педагогическое оснащение проекта | 2-я неделя февраля | Педагог-психолог, воспитатели | |
4.Разработка рекомендаций для родителей по тематике проекта: - индивидуальных; - в группе ВКонтакте педагога-психолога ГБДОУ №69 | Психолого-педагогическое, информационное сопровождение участников образовательного процесса | 3-я неделя февраля | Педагог-психолог, воспитатели | |
5.Составление каталога игр и сказок по тематике проекта для использования в дальнейшем в группе | Пополнение банка данных, развивающих игр группы ДОУ | 3-я неделя февраля | Педагог-психолог, воспитатели | |
II этап Основной | ||||
Беседа о страхе. Рисуночная терапия | Диагностика и коррекция страхов: отражение наиболее ярких страхов в рисунке | 4-я неделя ноября | Педагог-психолог | |
| Беседа-обсуждение сказки, идентификация ребенка с главным героем | 4-я неделя ноября | Воспитатель Завьялова Н.А. | |
Рисуночная терапия (позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь») | Показать собственные возможности в преодолении страхов | 5-я неделя ноября | Педагог-психолог | |
| Беседа-обсуждение сказки, формулирование детьми упражнений для борьбы со страхом | 5-я неделя ноября | Воспитатель Андрианова М.А. | |
III этап | ||||
| Снятие оставшихся страхов | 1-я неделя декабря | Педагог-психолог, воспитатели |
Приложения
- Занятие №1
Беседа о страхе. Рисуночная терапия (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.57-63)
- Чтение, обсуждение «Сказки о страхе» Е.Серовой (Е.Серова Сказка о страхе, СПб, 2016. – 16с.)
- Занятие №2
Рисуночная терапия (позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь») , (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.112-114)
- Чтение, обсуждение сказки Е.Ульевой «Что ты чувствуешь? Страх» (стр.16-17)
- Детско-родительский мастер-класс по лепке из глины «Преодолеваем страхи» (Иванова Н.Ф. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет, стр.119-124).
Список используемой литературы
- Болсунова Е.Б. Сказочная гимнастика с элементами йоги. – М.: ВАКО, 2016.-32с.
- Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т. Г. Визель. — М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2017. — 264 с.
- Голдберг Э. Управляющий мозг. Москва, 2003.
- Деннисон П., Деннисон Г. Образовательная кинестетика для детей. Москва, 1998.
- Захарова Р.А., Чупаха И.В. Методика «Гимнастика мозга». В сб.: Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе. М., Ставрополь, «ИЛЕКСА», «СЕРВИС ШКОЛА», 2001.
- Колганова В.С., Пивоварова Е.В. Нейропсихологические занятия с детьми. - М.: Айрис-пресс, 2015.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
- Пьянова Л.А. Нейрогимнастика в коррекции нарушений речевого развития и оздоровления детей дошкольного возраста // Сборник «Образование и психологическое здоровье» в сетевом издании «Региональный социопсихологический центр». – М., 2018.
- Пьянова Л.А., Чаплыгина А.А. Использование балансировочной подушки и нейрогимнастики в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи // Сборник материалов Регионального Фестиваля педагогических идей «Дошкольное образование: опыт и перспективы», ч. 1. 2019.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологические и психофизиологические сопровождения обучения. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
- Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика». – Ростов н/Д.: Феникс, 2019.
- Шанина Т.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учеб. пособие. М., 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия с элементами йоги для детей подготовительной группы с участием родителей «Волшебные превращения»
«Волшебные превращения» (занятие проводится под тихую музыку «звуки природы») Цель: Способствовать созданию в семье условий для реализации потребности детей в физической активности; ф...
Артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики - как элемент правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ.
Мне хотелось бы поделиться с вами различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса....
Программа «Сказочная гимнастика с элементами йоги» во второй младшей группе по методической разработке Е.Б. Болсуновой «Методические рекомендации для педагогов и родителей, Сказки о кролике Пики и его друзьях, 3-4 года»
Детская йога – это различные упражнения (асаны), дыхательные гимнастики, игры, которые позволяют укрепить здоровье детей....
Конспект оздоровительного занятия с элементами йоги «Путешествие в Його - ландию»
Йога – прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в данных направлениях. Она актуальна при работе с детьми с гиперактивностью, беспокойством, стресс...
Творческий проект «Литературный калейдоскоп» с элементами нетрадиционной техники рисования (рисование сказочного героя ватными палочками)
АктуальностьВ последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эп...
Перспективный план работы на темы «Сказочная нейрогимнастика» детей старшего дошкольного возраста.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Заблаговременные и систематические занятия нейрогимнастикой позволяют оптимизировать мозговую деятельность ...
Программа дополнительного образования «Использование элементов с элементами йоги на занятиях по физической культуре»
Программа дополнительного образования «Использование элементов с элементами йоги на занятиях по физической культуре»...