Творческий проект «Литературный калейдоскоп» с элементами нетрадиционной техники рисования (рисование сказочного героя ватными палочками)
проект
Актуальность
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста читательской грамотности (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._literaturnyy_kaleydoskop.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Катковская средняя общеобразовательная школа
Творческий проект
«Литературный калейдоскоп»
с элементами нетрадиционной техники рисования
(рисование сказочного героя ватными палочками)
Выполнила: воспитатель дошкольной группы Ворошилова М.В.
Согласовано со старшим воспитателем Игнатьевой М.Ф.
2022 г.
Тема: Литературный калейдоскоп.
Вид проекта: творческий
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2023г – май 2024г).
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
База реализации проекта: МКОУ Катковская СОШ (дошкольная группа)
Актуальность
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста читательской грамотности (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой).
Задачи:
Воспитательные:
- Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- Воспитывать любовь детей к русским народным сказкам, а так же сказкам русских писателей;
- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;
- Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- Накопление положительного эмоционального опыта.
Образовательные:
- Учить осмысливать характеры персонажей, оценивать нравственное содержание поступков героев;
- Обучение детей сценическому искусству по сценариям известных сказок;
- Закреплять навыки составления сказок на предложенную тему.
Ожидаемый результат:
- Повышение интереса к книге.
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
Продукт проекта
- Выставка книжек-малышек (изготовленных своими руками совместно с родителями);
- Настольный театр: «Я играю!»;
- Дидактические игры своими руками «Собери правильно»;
- Оформление выставки рисунков по сказкам, выполненных в нетрадиционной технике рисования (ватными палочками);
- Участие детей и педагогов в творческом конкурсе чтецов, рисунков и поделок по сказкам;
- Консультации для родителей;
- Итоговое мероприятие: «Что за прелесть эти сказки!»;
- Литературная викторина по сказкам.
I этап – подготовительный.
- Разработка плана работы по проекту на год.
- Подбор литературы для чтения с детьми.
- Подготовка наглядного материала, образцов для творческих работ детей.
- Подготовка интернет ресурсов, книжных носителей.
- Подбор портретов русских писателей.
- Разработка сценария образовательного события «Как помочь Красной Шапочке вернуться в сказку», обработка его в соответствии с возрастными особенностями детей группы.
- Оформление книжного центра в группе.
II этап – основной.
- Знакомство детей с историей возникновения книг.
- Беседа «Мои любимые сказки».
- Проведение практического занятия «Книжкина больница» (отбор материала для лечения «больных» книг, ремонт книг).
- Самостоятельная деятельность в уголке драматизации, игры с настольным театром.
- Просмотр презентации с выполнением заданий «Сказочная путаница».
- Математические игры «Убери лишнее», «Исправь ошибки».
- Создание «Нескучного букваря».
- Настольные игры «Собери сказку»; кубики «Маша и медведь», пазлы «Три поросёнка» и др.
- Д/И «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».
- Ежедневное чтение с детьми художественной литературы.
- Проведение конкурса чтецов.
- Артикуляционную гимнастику в стихах.
- Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
- Аппликацию «Красная Шапочка».
Дополнением нашего проекта стало образовательное событие «Как помочь Красной Шапочке вернуться в сказку». Оно включало в себя разные образовательные ситуации.
Образовательная ситуация «Плачущая девочка под ёлкой в красной шапочке».
На прогулке ребята услышали плач, Увидев под ёлкой плачущую девочку, они сказали, что это Красная Шапочка. Выяснили, почему Красная Шапочка плачет и предложили ей помощь.
Образовательная ситуация «Забота о девочке»
Дети пригласили Красную Шапочку в детский сад. Показали ей, куда можно поставить обувь, где повесить куртку. Девочки проводили её в туалетную комнату, где она помыла руки и погрела их тёплой водой. Дальше проводили Красную Шапочку в игровую комнату, где напоили её горячим чаем.
Образовательная ситуация «Герои сказок перемешались»
Беседуя о том, откуда мы узнали, что это Красная Шапочка, дети сказали: «Из сказки».
Решили прочитать сказку, чтобы вернуть туда Красную Шапочку. Но когда открыли книгу, все герои из сказок (герои из трёх сказок) рассыпались и перемешались.
Задание для детей: «Ребята, теперь сказки остались без героев. Давайте расселим сказочных героев по домикам.
Д/И «Исправь ошибку»
После того, как всех героев расселили по домикам, дети обнаружили ошибки. В сказке «Три медведя» оказалось 2 медвежонка, один лишний. В сказке «Волк и семеро козлят» оказалось 8 козлят, дети решили убрать одного. А вот в сказке «Красная Шапочка» нет волка.
Задали вопрос детям: «Где мы можем взять волка? Дети ответили: «Нарисовать».
Образовательная ситуация «Рисуем волка»
Дети ответили на следующие вопросы:
- Что нам необходимо для рисования?
- Каким цветом нужно раскрасить волка?
Столкнулись с проблемой – в красках нет серого цвета, где мы можем его взять? Пришли к выводу, что можно смешать чёрный и белый цвета. Когда смешали цвета, столкнулись с новой проблемой – отсутствием кисточек. Решили раскрашивать волка ватными палочками.
Образовательная ситуация «Театр представления Красной Шапочки»
Мы нарисовали волка, но Красная Шапочка не вернулась в сказку. Дети предложили оживить героев и разыграть самим сказку. На вопрос, что нам для этого понадобится, дети ответили: «Костюмы, кровать для бабушки, топоры для дровосеков». Вместе с детьми мы приготовили атрибуты. Далее дети показали нам сценку.
Образовательная ситуация «Почему волк добрался быстрее до домика бабушки?»
На вопрос: «Почему волк добрался до бабушки быстрее?», дети затруднились ответить. Решили провести практическую работу, сделали 2 дорожки (одну прямую, вторую извилистую), и Красная Шапочка одновременно с волком начали двигаться по этим дорожкам ходьбой «Пяточка – носочек». Волк по прямой дорожке, а Красная Шапочка по извилистой. Волк добрался первым, дети пришли к выводу, что прямая дорожка оказалась короче.
Образовательная ситуация «Волшебная песенка»
Воспитатель говорит детям: «Мы разыграли сценку, но и это не помогло вернуть Красную Шапочку в сказку. Давайте вспомним, что делала Красная Шапочка в лесу по дороге к бабушке?»
Дети сказали: «Собирала цветочки, пела песенку».
Решили потанцевать вместе с Красной Шапочкой под её песенку. Когда песенка закончилась, дети обнаружили, что девочки нет. Пришли к выводу, что она вернулась в свою сказку. Ребятам удалось ей помочь.
Достижение предметных результатов
Образовательная область | Предметные задачи | Способ решения предметной задачи |
Познавательное развитие | Счёт, сравнение чисел, уравнивание чисел | Пересчёт героев сказки. Сравнение количества персонажей в сказке и количества выпавших сказочных героев из книжки. Уравнивание количества персонажей. |
Сравнение дорожек | Практическая работа: измерить дорожки шагами, сравнить время прохождения. | |
Социально-коммуникативное развитие | Развивать эмоциональную отзывчивость и понимать эмоциональные проявления | Встреча героя сказки, обсуждение эмоционального состояния Красной Шапочки. |
Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота. | Проявление доброго отношения и заботы к несчастной девочке. |
Речевое развитие | Умение отвечать на вопросы педагога | Дети дают развёрнутые ответы на вопросы воспитателя |
Побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок | Дети участвуют в драматизации, чтобы помочь Красной Шапочке вернуться в сказку | |
Художественно-эстетическое развитие | Побуждение к самостоятельному экспериментированию. | Смешивание красок – получение серого цвета. |
Обучение детей способам нетрадиционного рисования. | Рисование образа волка нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками). | |
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности. | Исполнение танцевальных движений по тексту песенки гостьи. | |
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики рук | Рисование точек ватными палочками. |
Выполнение движений и прыжков. | Выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение. |
Работа с родителями.
- Анкетирование родителей «Приобщение детей к чтению»;
- Раздача памяток о правилах приобщения детей к художественной литературе;
- Подготовка рекомендаций и консультаций для родителей на темы: «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Как научить ребёнка запоминать стихи».
3 этап. Заключительный.
Проект продолжается.
Ожидаемые результаты.
Заинтересованность детей темой, активное участие в исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная техника рисования - рисование ватной палочкой. "Дождик"
Создать условия для развития творческих способностей детей .Развивать интерес к рисованию ....
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в младшей группе «Веселый дождик» (Нетрадиционная техника рисования - рисование ватной палочкой).
Создать условия для развития творческих способностей. Формировать познавательную активность детей....
Презентация "Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками"
Презентация "Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками."...
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (нетрадиционная техника рисования) Рисование ватными палочками Тема: «Георгиевская ленточка, украшение ромашками»
Цель: Познакомить детей с одним из символов Победы в ВОВ войне.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с героическими фактами русской истории;Воспитательные: Продолжить формировать бережное отношени...
Нетрадиционные техники рисования « Рисование ватными палочками – Корзина с яблоками»
Цель: продолжать учить детей создавать композиции используя нетрадиционную технику рисования - рисование ватными палочками методом тычка....
Конспект занятия во 2 младшей группе по нетрадиционной технике рисования «Рисование ладошками «Сказочные бабочки» Коллективная работа.
конспект занятия...
Мастер класс во 2 младшей группе по нетрадиционной технике рисования «Рисование ладошками «Сказочные бабочки»
Мастер класс во 2 младшей группе по нетрадиционной технике рисования «Рисование ладошками «Сказочные бабочки»Цель: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисова...