Творческий проект «Литературный калейдоскоп» с элементами нетрадиционной техники рисования (рисование сказочного героя ватными палочками)
проект
Актуальность
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста читательской грамотности (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Катковская средняя общеобразовательная школа
Творческий проект
«Литературный калейдоскоп»
с элементами нетрадиционной техники рисования
(рисование сказочного героя ватными палочками)
Выполнила: воспитатель дошкольной группы Ворошилова М.В.
Согласовано со старшим воспитателем Игнатьевой М.Ф.
2022 г.
Тема: Литературный калейдоскоп.
Вид проекта: творческий
Срок реализации: долгосрочный (сентябрь 2023г – май 2024г).
Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.
База реализации проекта: МКОУ Катковская СОШ (дошкольная группа)
Актуальность
В последнее время, в результате огромного количества перемен в жизни общества, проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения стала наиболее острой. Мы живем в эпоху компьютерных технологий, обилия информации, которую очень сложно дифференцировать.
Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста читательской грамотности (развитие художественного вкуса и потребности общения с книгой).
Задачи:
Воспитательные:
- Приобщать детей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;
- Воспитывать любовь детей к русским народным сказкам, а так же сказкам русских писателей;
- Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок;
- Воспитывать бережное отношение к книге как результату труда многих людей.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию;
- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи;
- Накопление положительного эмоционального опыта.
Образовательные:
- Учить осмысливать характеры персонажей, оценивать нравственное содержание поступков героев;
- Обучение детей сценическому искусству по сценариям известных сказок;
- Закреплять навыки составления сказок на предложенную тему.
Ожидаемый результат:
- Повышение интереса к книге.
- Участие родителей в совместной продуктивной деятельности, в посещении с детьми детской библиотеки и организации семейного чтения.
Продукт проекта
- Выставка книжек-малышек (изготовленных своими руками совместно с родителями);
- Настольный театр: «Я играю!»;
- Дидактические игры своими руками «Собери правильно»;
- Оформление выставки рисунков по сказкам, выполненных в нетрадиционной технике рисования (ватными палочками);
- Участие детей и педагогов в творческом конкурсе чтецов, рисунков и поделок по сказкам;
- Консультации для родителей;
- Итоговое мероприятие: «Что за прелесть эти сказки!»;
- Литературная викторина по сказкам.
I этап – подготовительный.
- Разработка плана работы по проекту на год.
- Подбор литературы для чтения с детьми.
- Подготовка наглядного материала, образцов для творческих работ детей.
- Подготовка интернет ресурсов, книжных носителей.
- Подбор портретов русских писателей.
- Разработка сценария образовательного события «Как помочь Красной Шапочке вернуться в сказку», обработка его в соответствии с возрастными особенностями детей группы.
- Оформление книжного центра в группе.
II этап – основной.
- Знакомство детей с историей возникновения книг.
- Беседа «Мои любимые сказки».
- Проведение практического занятия «Книжкина больница» (отбор материала для лечения «больных» книг, ремонт книг).
- Самостоятельная деятельность в уголке драматизации, игры с настольным театром.
- Просмотр презентации с выполнением заданий «Сказочная путаница».
- Математические игры «Убери лишнее», «Исправь ошибки».
- Создание «Нескучного букваря».
- Настольные игры «Собери сказку»; кубики «Маша и медведь», пазлы «Три поросёнка» и др.
- Д/И «Раз, два, три, картинку поверни и сказку расскажи».
- Ежедневное чтение с детьми художественной литературы.
- Проведение конкурса чтецов.
- Артикуляционную гимнастику в стихах.
- Использование сказок в режимных моментах, на занятиях.
- Аппликацию «Красная Шапочка».
Дополнением нашего проекта стало образовательное событие «Как помочь Красной Шапочке вернуться в сказку». Оно включало в себя разные образовательные ситуации.
Образовательная ситуация «Плачущая девочка под ёлкой в красной шапочке».
На прогулке ребята услышали плач, Увидев под ёлкой плачущую девочку, они сказали, что это Красная Шапочка. Выяснили, почему Красная Шапочка плачет и предложили ей помощь.
Образовательная ситуация «Забота о девочке»
Дети пригласили Красную Шапочку в детский сад. Показали ей, куда можно поставить обувь, где повесить куртку. Девочки проводили её в туалетную комнату, где она помыла руки и погрела их тёплой водой. Дальше проводили Красную Шапочку в игровую комнату, где напоили её горячим чаем.
Образовательная ситуация «Герои сказок перемешались»
Беседуя о том, откуда мы узнали, что это Красная Шапочка, дети сказали: «Из сказки».
Решили прочитать сказку, чтобы вернуть туда Красную Шапочку. Но когда открыли книгу, все герои из сказок (герои из трёх сказок) рассыпались и перемешались.
Задание для детей: «Ребята, теперь сказки остались без героев. Давайте расселим сказочных героев по домикам.
Д/И «Исправь ошибку»
После того, как всех героев расселили по домикам, дети обнаружили ошибки. В сказке «Три медведя» оказалось 2 медвежонка, один лишний. В сказке «Волк и семеро козлят» оказалось 8 козлят, дети решили убрать одного. А вот в сказке «Красная Шапочка» нет волка.
Задали вопрос детям: «Где мы можем взять волка? Дети ответили: «Нарисовать».
Образовательная ситуация «Рисуем волка»
Дети ответили на следующие вопросы:
- Что нам необходимо для рисования?
- Каким цветом нужно раскрасить волка?
Столкнулись с проблемой – в красках нет серого цвета, где мы можем его взять? Пришли к выводу, что можно смешать чёрный и белый цвета. Когда смешали цвета, столкнулись с новой проблемой – отсутствием кисточек. Решили раскрашивать волка ватными палочками.
Образовательная ситуация «Театр представления Красной Шапочки»
Мы нарисовали волка, но Красная Шапочка не вернулась в сказку. Дети предложили оживить героев и разыграть самим сказку. На вопрос, что нам для этого понадобится, дети ответили: «Костюмы, кровать для бабушки, топоры для дровосеков». Вместе с детьми мы приготовили атрибуты. Далее дети показали нам сценку.
Образовательная ситуация «Почему волк добрался быстрее до домика бабушки?»
На вопрос: «Почему волк добрался до бабушки быстрее?», дети затруднились ответить. Решили провести практическую работу, сделали 2 дорожки (одну прямую, вторую извилистую), и Красная Шапочка одновременно с волком начали двигаться по этим дорожкам ходьбой «Пяточка – носочек». Волк по прямой дорожке, а Красная Шапочка по извилистой. Волк добрался первым, дети пришли к выводу, что прямая дорожка оказалась короче.
Образовательная ситуация «Волшебная песенка»
Воспитатель говорит детям: «Мы разыграли сценку, но и это не помогло вернуть Красную Шапочку в сказку. Давайте вспомним, что делала Красная Шапочка в лесу по дороге к бабушке?»
Дети сказали: «Собирала цветочки, пела песенку».
Решили потанцевать вместе с Красной Шапочкой под её песенку. Когда песенка закончилась, дети обнаружили, что девочки нет. Пришли к выводу, что она вернулась в свою сказку. Ребятам удалось ей помочь.
Достижение предметных результатов
Образовательная область | Предметные задачи | Способ решения предметной задачи |
Познавательное развитие | Счёт, сравнение чисел, уравнивание чисел | Пересчёт героев сказки. Сравнение количества персонажей в сказке и количества выпавших сказочных героев из книжки. Уравнивание количества персонажей. |
Сравнение дорожек | Практическая работа: измерить дорожки шагами, сравнить время прохождения. | |
Социально-коммуникативное развитие | Развивать эмоциональную отзывчивость и понимать эмоциональные проявления | Встреча героя сказки, обсуждение эмоционального состояния Красной Шапочки. |
Обогащать представления детей о действиях, в которых проявляются доброе отношение и забота. | Проявление доброго отношения и заботы к несчастной девочке. |
Речевое развитие | Умение отвечать на вопросы педагога | Дети дают развёрнутые ответы на вопросы воспитателя |
Побуждать участвовать в драматизации отрывков из знакомых сказок | Дети участвуют в драматизации, чтобы помочь Красной Шапочке вернуться в сказку | |
Художественно-эстетическое развитие | Побуждение к самостоятельному экспериментированию. | Смешивание красок – получение серого цвета. |
Обучение детей способам нетрадиционного рисования. | Рисование образа волка нетрадиционной техникой рисования (ватными палочками). | |
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности. | Исполнение танцевальных движений по тексту песенки гостьи. | |
Физическое развитие | Развитие мелкой моторики рук | Рисование точек ватными палочками. |
Выполнение движений и прыжков. | Выполнение танцевальных движений под музыкальное сопровождение. |
Работа с родителями.
- Анкетирование родителей «Приобщение детей к чтению»;
- Раздача памяток о правилах приобщения детей к художественной литературе;
- Подготовка рекомендаций и консультаций для родителей на темы: «Читательская грамотность у детей дошкольного возраста», «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Как научить ребёнка запоминать стихи».
3 этап. Заключительный.
Проект продолжается.
Ожидаемые результаты.
Заинтересованность детей темой, активное участие в исследовательской деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/08/picture-786370-1620470307.jpg)
Нетрадиционная техника рисования - рисование ватной палочкой. "Дождик"
Создать условия для развития творческих способностей детей .Развивать интерес к рисованию ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/14/picture-726109-1455468723.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в младшей группе «Веселый дождик» (Нетрадиционная техника рисования - рисование ватной палочкой).
Создать условия для развития творческих способностей. Формировать познавательную активность детей....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/19/picture-771360-1574171372.jpg)
Презентация "Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками"
Презентация "Нетрадиционные техники рисования. Рисование ватными палочками."...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/15/picture-548559-1571113520.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (нетрадиционная техника рисования) Рисование ватными палочками Тема: «Георгиевская ленточка, украшение ромашками»
Цель: Познакомить детей с одним из символов Победы в ВОВ войне.Задачи:Образовательные: Познакомить детей с героическими фактами русской истории;Воспитательные: Продолжить формировать бережное отношени...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/25/picture-1292914-1606296875.jpg)
Конспект занятия во 2 младшей группе по нетрадиционной технике рисования «Рисование ладошками «Сказочные бабочки» Коллективная работа.
конспект занятия...
Мастер класс во 2 младшей группе по нетрадиционной технике рисования «Рисование ладошками «Сказочные бабочки»
Мастер класс во 2 младшей группе по нетрадиционной технике рисования «Рисование ладошками «Сказочные бабочки»Цель: познакомить детей с нетрадиционными техниками рисова...
![](/sites/default/files/pictures/2025/01/10/picture-1550073-1736516716.jpg)
Конспект организованной образовательной деятельности по рисованию в младшей группе «Веселый дождик» (Нетрадиционная техника рисования - рисование ватной палочкой).
Создать условия для развития творческих способностей. Формировать познавательную активность детей....