Артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики - как элемент правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ.
презентация по логопедии
Мне хотелось бы поделиться с вами различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики - как элемент правильного звукопроизношения у детей с ОВЗ.
В свете реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п.2.11.2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья.
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, лечение и оздоровление, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Большинство дошкольников с ОВЗ, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного развития и сенсорных функций, отмечается недостаточный уровень познавательной активности; выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы; сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, наблюдается повышенная утомляемость. Чтобы заинтересовать воспитанников, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы, инновационные технологии. На современном этапе модернизации образования наиболее целесообразными и эффективными являются традиционные и нетрадиционные методы и приемы воздействия.
Мне хотелось бы поделиться с вами различными современными методами и приёмами, которые повышают эффективность коррекционно-развивающего процесса.
И сегодня мы поговорим об артикуляционной гимнастике, как об одном из эффективных средств развития звукопроизношения.
Как правило, дети со статусом ОВЗ редко имеют однородную структуру дефекта, в основном это совокупность нарушений. Например, могут быть дети с простой структурой дефекта - это тяжелые нарушения речи. Сложный дефект-это, например, ЗПР-первичный дефект, вторичный- тяжелые нарушения речи. Или наоборот.
И как показывает практика последних лет, речевые нарушения имеются у большинства детей со статусом ОВЗ, вне зависимости носят они первичный характер или же занимают второстепенную роль.
Именно поэтому речевому развитию в коррекционном процессе с детьми с ОВЗ уделяется особое внимание.
Как известно, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте-игра. И поэтому все задачи по коррекционному развитию детей мы с вами решаем через игру. Только играя, ребенок увлечется процессом, и результат не заставит себя ждать.
И сегодня я познакомлю вас с таким игровым методом как выполнение артикуляционной упражнений с использованием элементов нейрогимнастики (сочетание тонких двигательных упражнений), которая позволяет активизировать межполушарное взаимодействие, укрепить нервные волокна, а интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое, что позволяет ускорить коррекционный процесс.
Каждая клеточка нашего тела представлена в коре головного мозга и поэтому, когда мы двигаемся, то активизируются все отделы головного мозга. И развитие ребенка продвигается вперед. Чем сложнее движение, тем лучше развивается мозг ребенка. А это- память, внимание, мышление, речь и что не маловажно в дальнейшей работе по постановке звука выработку самоконтроля.
Применение данного метода способствует:
-Формированию правильного звукопроизношения;
-Улучшению мелкой и крупной моторики;
-Развитию памяти, внимания, речи, пространственных представлений;
-Снижению утомляемости;
-Повышению способности к произвольному контролю;
-Профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы);
-Адаптации леворукого ребенка в праворуком мире;
-Развитию межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.
Используя элементы умной гимнастики, артикуляционные упражнения выполняются детьми бодрее, веселее и эффективнее. Мы подключаем ее, чтобы разнообразить и заинтересовать ребенка к выполнению гимнастики.
Существуют различные комплексы артикуляционной гимнастики. И один из них — это общий комплекс артикуляционной гимнастики. Направлена на тренировку, выработку подвижности, укрепление мышц всего речевого аппарата. Его я провожу на первоначальном этапе. Далее подключаем упражнения, необходимые для постановки нарушенных звуков (свистящие, соноры, шипящие).
Данный комплекс представлен на слайде. И более конкретно мы остановимся на выполнении некоторых движений.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. И только максимально эффективная коррекция нарушений речи возможна лишь в условиях многоаспектного, комплексного подхода к их преодолению.
Список литературы.
- Голикова Т.Н. Артикуляционная гимнастика.
- Земляченко, М. В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ / М. В. Земляченко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13028/
- Коноваленко В. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном, 2013.
- Коноваленко С.В. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. - М, 2002.
- Лынская М. И. Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика: Комплексы упражнений для преодоления артикуляционной апраксии у детей дошкольного возраста. – М.: ПАРАДИГМА, 2016.
- Нищева Н.В. Сборник упражнений «Веселая артикуляционная гимнастика»: наглядно-дидактическое пособие. М.: «Детство-Пресс», 2009.
- Рыбина А.Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал/– изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Трясорукова, Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика. / Т.П. Трясорукова. - М.: Феникс, 2019.
- Шанина, Г.Е. Межполушарные взаимодействия и способы их двигательной латеральной коррекции в детско-юношеском возрасте / Г.Е. Шанина. - М.: Полиграфист, 2001. - 122 c
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ограниченными возможностями здоровья. (ФГОС п.2.11.2) Образование детей с ОВЗ предусматривает: -создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, - лечение и оздоровление, - воспитание , коррекцию нарушений развития, - социальную адаптацию.
Особенности дошкольников с ОВЗ: проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, отмечается различную степень моторного развития и сенсорных функций, отмечается недостаточный уровень познавательной активности ; наблюдаются выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы; сниженный уровень работоспособности и самостоятельности, наблюдается повышенная утомляемость
Речевые нарушение Самостоятельное нарушение Первичное нарушение в структуре дефекта Вторичное нарушение в структуре дефекта
Звукопроизношение: I этап: подготовительный ( подготовка речедвигательного аппарата , его моторики, речевого слуха, речевого дыхания); II этап: постановка звука III этап: автоматизация правильного звукопроизношения IV этап: формирование у детей навыков дифференциации звуков.
Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru / Игра- ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
Артикуляционные упражнения с использованием элементов умной гимнастики
А ртикуляционной упражнений с использованием элементов нейрогимнастики позволяет: активизировать межполушарное взаимодействие; укрепить нервные волокна . интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое позволяет ускорить коррекционный процесс
Применение данного метода способствует: -Формированию правильного звукопроизношения; -Улучшению мелкой и крупной моторики; -Развитию памяти, внимания, речи, пространственных представлений; -Снижению утомляемости; -Повышению способности к произвольному контролю; -Профилактике соматических заболеваний (нарушения зрения, заболевания дыхательной системы); -Адаптации леворукого ребенка в праворуком мире; -Развитию межполушарной специализации, межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики. « Улыбочка» « Трубочка» « Трубочка-улыбочка» « Кулак-ладонь». « Лопаточка» « Окошко» « Посчитай» « Удержи бусину» « Поймай бусину» «Пятачок» « Толстячки-худышки»
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков ( с,с,з,з ) и звука ц. « Улыбочка» « Ежик на горке» « Чистим зубы» « Приклеим язычок»
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения сонорных звуков ( л,л,р,р ). «Качели» «Лифт» Игры с тарелками – ловушками « Маляр» Нейроскакалка (Лошадка) « Веселая и грустная лошадка» « Барабан» « Грибочек» « Гармошка »
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков ( ш,ж ). « Дудочка» «Ладушки» « Смотри не урони» « Чистим зубы»
Упражнения с ложкой «Сильный язычок» « Подвижные губки» «Мишка» « Похлопаем по щёчкам « Лягушка » «Голодная лягушка»
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика с элементами нейрогимнастики.
Общий комплекс артикуляционной гимнастики.
Цель: укрепление мышц всего речевого аппарата, выработку подвижности, активизация межполушарного взаимодействия.
«Улыбочка»
Левой рукой катай зелёный мяч по столу в направлении вперед-назад, а правой рукой катай гладкий мяч по животу по круговому движению.
Продолжай катать, в это время губы должны улыбаться.
«Трубочка»
Правой рукой катай фиолетовый мяч по столу в направлении вперед-назад, а левой рукой катай колючий мяч по правой коленке по круговому движению.
«Трубочка-улыбочка»
На раз- мы кладём указательный и средний пальцы двух рук на мячики и выполняем «трубочку», на два- кладём руки ладошками вверх на мячи и выполняем «улыбочку».
«Кулак-ладонь».
Ребенок одну руку кладет на стол, второй показывает «Класс» и выполняет упражнение «Улыбочка». Осуществив хлопок меняет положение рук и губ на «Трубочку».
«Лопаточка»
Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем («Кольцо») Вначале упражнение выполняется каждой рукой поочередно, затем одновременно
«Окошко»
Ребенок перекладывает мяч из руки в руку, открывая и закрывая рот.
«Посчитай» — активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. Описание: педагог держит шнурок в горизонтальном положении, ребенок передвигает кончиком языка бусины справа налево и слева направо.
«Удержи бусину» — активизация мышц кончика языка, выработка движений языка вверх. Описание: педагог держит шнурок в вертикальном положении, ребёнку предлагается удержать кончиком языка бусину.
«Поймай бусину» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: при горизонтально натянутом шнурке ребенку предлагается захватить губами бусину и удерживать её.
«Пятачок» — выработка подвижности губ и коррекция мимики лица. Описание: сжатыми губами удерживать бусину, нанизанную на шнурок, и выполнять круговые движения губами.
«Толстячки-худышки»
У ребенка в руках мягкий мячик. Рот закрыт, губы сомкнуты. Ребенок поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении по 3-5 сек. При втягивании щек- мяч сжимает в руке, при надувании- разжимает.
Следующие комплекс упражнений направлены на освоения нарушенных или несформированных звуков, которые не могли быть произнесены из-за несформированности необходимых артикуляционных укладов.
Слайд 9
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения свистящих звуков (с,с,з,з) и звука ц.
Цель: формирование артикуляционных укладов при постановке свистящих звуков и звука ц.
«Улыбочка»
Левой рукой катай зелёный мяч по столу в направлении вперед-назад, а правой рукой катай гладкий мяч по животу по круговому движению.
Продолжай катать, в это время губы должны улыбаться.
«Ежик на горка»
Руки ребенка соединены в замок. По сигналу нужно поменять пальцы рук. Затем вернуть в исходное положение. Весте с тем, ребенок удерживает положение языка «горкой» (рот приоткрыт, кончик языка прижат к нижним зубам с внутренней стороны, спинка языка поднята кверху).
«Чистим зубы»
Левой рукой возьми не оранжевый и не колючий мяч и катай по правой щеке по круговому движению.
Продолжай катать, в это время рот нужно открыть, зубы должны быть видны, кончик языка чистит нижние зубы слева-направо с внутренней стороны.
«Приклеим язычок»
Правой рукой ребенок дотрагивается до носа, левой до правого уха. По сигналу делает хлопок и меняет положение рук. Параллельно улыбнуться, прижать кончик языка к нижним зубам с внутренней стороны.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения сонорных звуков (л,л,р,р).
Цель: формирование артикуляционных укладов при постановке сонорных звуков.
«Качели»
Правой рукой возьми мяч, который лежит за оранжевым мячом и катай по тыльной стороне левой руки в направлении вперед-назад.
Продолжай катать, в это время рот нужно открыть, кончик языка скользит вверх вниз от верхней до нижней губы. Когда мячик катим вперед, язык направляется вверх, когда мяч катим назад, язык направляется вниз».
«Лифт»
активизация мышц кончика языка и выработка подвижности языка. Описание: двигать кончиком языка бусину снизу вверх при вертикально натянутом шнурке.
Игры с тарелками – ловушками
Двое участников. Игроки бросают друг другу мяч, выполняя определенную словесную инструкцию. (например упражнение «Грибок», «Лошадка» и т.д.)
«Маляр»
Левой рукой возьми мяч, который лежит перед фиолетовым мячом и катай по тыльной стороне правой руки в направлении вперед-назад.
Продолжай катать, в это время рот нужно открыть, зубы должны быть видны, кончик языка скользит вперед назад по твёрдому нёбу (потолочку).
Нейроскакалка (Лошадка)
Одна нога совершает прыжки, а другая – вращательные движения. При этом мозг насыщается кислородом, поднимается энергетический тонус, улучшается концентрация внимания и скорость переключения мыслительных процессов.
«Веселая и грустная лошадка»
Возьми мяч, который расположен слева от мягкого мячика. На раз мяч берём в правую руку, улыбаемся и цокаем, на два-мяч передаём в левую руку, при этом губы тянем вперед и цокаем.
«Барабан»
Правой рукой возьми мягкий мяч и стучи им по ладошке левой руки.
Продолжай стучать, в это время рот нужно открыть, зубы должны быть видны, произносим звук «Д» широким язычком».
«Грибочек»
Катай оранжевый мяч левой рукой по правому плечу и в это время присасываем язык к твёрдому нёбу (потолочку), открываем рот, зубы при этом видны.
«Гармошка»
Правой рукой возьми мяч, который находится справа от оранжевого мяча, левая рука располагается под правой рукой. Выполняем гармошку, при открывании и закрывании рта правая рука двигается вверх и обратно и далее передаёт мяч в левую руку, левая рука направляется вниз и обратно и снова передаёт мяч в правую руку.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения шипящих звуков (ш,ж).
Цель: формирование артикуляционных укладов при постановке шипящих звуков.
«Дудочка»
Ребенок с напряжением вытягивает вперед губы и одновременно соединяет пальцы обеих рук соответственно.
«Ладушки»
Ребенок со взрослым играет в ладушки и одновременно чередует движения «Дудочка» «Кружочек» (верхнюю и нижнюю губы приподняты, зубы сближены обнажены.
«Смотри не урони»
активизация мышц средней части языка. Описание: язык в форме «ковша», бусина находится внутри «ковша», ребенку предлагается удержать её.
«Чистим зубы»
Левой рукой возьми не оранжевый и не колючий мяч и катай по правой щеке по круговому движению.
Продолжай катать, в это время рот нужно открыть, зубы должны быть видны, кончик языка чистит верхние зубы слева-направо с внутренней стороны.
Упражнения с ложкой используем по назначению логопеда при слабых мышцах артикуляционного аппарата.
Цель: укрепление мышц артикуляционного аппарата.
«Сильный язычок» — укрепление мышц языка и его подвижности. Описание: чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо; вверх и вниз; то же, но подталкивать язычок в выпуклую часть ложки.
«Подвижные губки» — выработка подвижности губ. Описание: Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой стрелке и против.
«Мишка» — отработка тонких дифференцированных движений кончика языка. Описание: рот открыт, губы в улыбке. Предложить ребенку вылизывать вогнутую часть ложки кончиком языка, постепенно уменьшая размер ложки от столовой до десертной, чайной, кофейной.
«Похлопаем по щёчкам» — массаж щёк. Описание: взять по чайной ложке в правую и левую руки и совершать лёгкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз. Упражнения с бинтом Оборудование: бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры 25*5 см.
«Лягушка» — выполняется при слабости губ. Описание: сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10–15 секунд.
«Голодная лягушка» — укрепление мышц языка, выработка подъёма языка вверх «чашечкой» и опускания его вниз «лопаткой». Описание: Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша. При этом рот широко раскрыт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10–15 секунд. Повторяется 10 раз. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким языком в форме «лопатки». Далее упражнение выполняется так же, как упражнение № 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер - класс на тему: "Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики"
Цель мастер-класса: передача опыта путем показа последовательных действий, методов, приёмов и форм коррекционно-развивающей деятельности при проведении артикуляционной гимнастики....
Презентация: «Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»
Презентация:«Формирование правильного звукопроизношения у детейдошкольного возраста посредством артикуляционной гимнастики»...
Мастер – класс для воспитателей ДОУ Тема: «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики».
«Мастер класс» для воспитателей ДОУ Тема: « Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики». Цель «Мастер класса»: пер...
«Формирование правильного звукопроизношения у детей с ТНР посредством разнообразия приемов проведения артикуляционной гимнастики»
Сообщение из опыта работы...
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики»
Цель мастер-класса: передача опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности при проведении артикуляционной гимнас...
Мастер-класс для воспитателей " Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики"
Мастер-класс для воспитателей ДОУ Формирование правильного звукопроизношения у детей средствами артикуляционной гимнастики...
Консультация для педагогов " Артикуляционная гимнастика и её роль в формировании правильного звукопроизношения"
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребёнка...