Методы коррекции страхов и тревоги дошкольников
консультация по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Сегодня все чаще можно встретить детей с повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью. Особенно уязвимым является старший дошкольный возраст. По многочисленным наблюдениям психологов, именно на старший дошкольный возраст приходится наибольшее количество страхов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_korrektsii_strahov_i_trevogi_doshkolnikov.docx | 32.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы коррекции страхов и тревоги дошкольников
Сегодня все чаще можно встретить детей с повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью. Особенно уязвимым является старший дошкольный возраст. По многочисленным наблюдениям психологов, именно на старший дошкольный возраст приходится наибольшее количество страхов. Широко известный исследователь в области страхов А.И. Захаров отмечает, что ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти, как аффективно-заострённое выражение инстинкта самосохранения. Наиболее остро страх смерти проявляется в период возрастных кризисов и критических жизненных ситуациях. Особенности развития данного страха обусловлены опытом рождения, жизни, социальной средой и культурными традициями.
Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями. Однако при неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов и может приводить к отклонениям в развитии (невротизации личности, фобическим расстройствам). Беспокойство детей, связанное со страхом смерти, может носить всепроникающий характер и оказывать далеко идущее воздействие на их переживания. К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника, а страх смерти трансформируется в страх смерти родителей (как боязнь невозможности существовать без такой поддержки, как родительская забота, защита и любовь).
Изучением страха смерти у детей и подростков занимались многие известные ученые: Гарбузов В.И., Захаров А.И., Чередникова М.П. Адлер А., Салливен Г.С., Фрейд А., Фрейд З., Хорни К., Юнг К.Г. Для снятия страха существует множество методик, целые комплексы приемов и упражнений. Особое место в работе с дошкольниками отводится ведущему виду деятельности - игре. Игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование — катарсис. Так и ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы.
Для предупреждения закрепления страхов и негативного воздействия на формирующуюся личность ребенка, большое значение имеют профилактические меры в отношении страхов и тревоги.
В психолого-педагогической литературе описаны различные способы коррекции страхов разной этиологии. Коррекция страхов осуществляется посредством игротерапии, сказкотерапии, арттерапии, куклотерапии, психогимнастики, индивидуально-групповых занятий, улучшения детско-родительских отношений. Неоценимую помощь в преодолении страхов может оказать сказкотерапия, к которой тяготеет все больше специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей, дефектологов. Сказкотерапия сегодня довольно распространена как метод эффективного преодоления страхов у детей (Ткач Р.М., Чех Е., Кулинцова Е.И.).
Еще одним из распространенных методов коррекции невротических страхов и тревоги принято считать куклотерапию. Широкий спектр воздействия кукол на детей отмечают сказкотерапевты Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева и А.М. Михайлов. Работа с куклой в психологии творчества позволяет отделить страх от конкретного ребенка. По словам Осиповой, у ребенка появляется реальная возможность попробовать себя в роли храброго защитника своей любимой игрушки. Кроме этого, игрушка может использоваться в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующим для ребенка[1;204].
Для преодоления страхов и тревожности используют разные куклы, но преимущественное значение имеют теневые куклы. Веревочные куклы эффективны для проработки у детей проблем идентификации, общения, повышенной тревожности[1;206].Популярность куклотерапии в работе с детскими страхами отмечают А.И. Татищева, С.В. Гриднева[2]; А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук[3]; И. Медведева, Т.Л. Шишова[4].
Сегодня востребованным методом коррекции страхов и тревоги является арт-терапия. Психологами-практиками (Осипова А.А., Захаров А.И., Венгер А.Л.) отмечается особая эффективность проективного рисунка как коррекционного метода в работе с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе со страхами. Они рассматривают детский рисунок, прежде всего, как проекцию личностных особенностей ребенка, его символического отношения к миру. Через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов[5;153]. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами[6;129].
Востребованность рисуночной терапии отмечают Захаров А.И., Лебедева Л.Д., Венгер A.JI. Захаровым А.И.[6] при решении задач преодоления страхов в детском возрасте в своих работах предлагают придерживаться определенной последовательности в работе, методики по уничтожению страхов.
Не менее эффективным и распространенным методом коррекции страхов и тревоги является психогимнастика, которая в дошкольном возрасте включает в себя некоторые варианты игротерапии, суггестивные (основанные на внушении) тренировочные, разъясняющие, активизирующие психомоторику этюды, игры, упражнения, направленные на развитие отдельных сторон психики ребенка[7;68]. В связи с тем, что состояние тревоги, как правило, сопровождается сильным зажимом различных групп мышц, широко востребованы релаксационные и дыхательные упражнения. Также в работе с тревожными детьми считаются необходимыми игры, в основе которых лежит телесный контакт с ребенком (М.И. Чистякова, Алябьева Е.А., К. Фопель, Кряжева Н. Л. и др.).
Еще один известный способ коррекции страхов – это музыкотерапия. Преимущество в музыке в том, что она оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Так, чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха. Возможность импровизировать с музыкальными инструментами, особенно ударными, способствует не только эмоциональному переключению ребенка, но и вымещению его тревог более сильной эмоцией[8;14].
К перечисленных методам можно добавить смехотерапию, которая является одним из самых эффективных орудий в борьбе против детских страхов. Смехотерапия может выступать как профилактика страхов и как продолжение и дополнение к игротерапии, сказкотерапии, куклотерапии и др.
В последнее время вызывает интерес и привлекает к себе внимание специалистов, работающих с детьми такой метод психотерапевтического воздействия как игровая терапия. Для ребенка игра является естественным способом рассказа о себе, своих чувствах, мыслях, о своем опыте. Игра кроме диагностической и обучающей функции обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональная отработка[12;175].
В психокоррекционных целях игру использовали Л. Абрамян, А. Захаров, И.А. Спиваковская, Г.Л. Лэндрет., Л.М. Костина, М.А. Панфилова, Н.Л. Кряжева, Т.Л. Шишова, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, О.А. Карабанова.
В психологической практике игротерапия часто используется для снижения напряженности, мышечных зажимов, тревожности, повышения уверенности в себе, снижения количества страхов. Ребенок, включаясь в игру, переступает порог застенчивости и страха, одерживает победу и терпит поражение, постоянно соразмеряя свое поведение с требованиями группы. Подражание в игре любимым героям, бесстрашным летчикам, морякам помогает побороть страх и испуг, неизбежные в любой игре[6;151].
Практически любые игры, распространенные в детской среде, способны помочь ребенку преодолеть свои страхи и комплексы. Совместные игры ребенка и родителей помогают наладить контакт в семье, улучшить психологический климат, сделать семейную атмосферу более благоприятной и радостной, что, конечно же, невероятно важно для ребенка, борющегося со своими страхами[9;46]. Для помощи страдающему от страхов ребенку можно использовать и специально созданные игровые ситуации. В этом случае игра будет выполнять терапевтическую функцию, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит, ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование, эмоциональная разрядка [9;47].
В борьбе со страхами используются различные приемы: а) подвижные игры, где проявляется активность, самостоятельность, инициатива ребенка. б) игры-подражания, когда ребенок выбирает роль, компенсирующую его возможности; позволяют отработать навыки управления эмоциями и принятия решений. в) игры-драматизации, помогают преодолеть страх, возникший в результате испуга и т.д. Пантонима, ролевые игры, игры-драматизации, сценки, этюды, спектакли – все эти формы работы с тревожными детьми можно использовать как в групповых, так и в индивидуальных занятиях[8;14].
При решении задач, направленных на оптимизацию эмоционального состояния ребенка, невозможно обойти подвижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициативу, самостоятельность, развивают умение управлять своими чувствами, эмоциями, принимать решения. Включаясь в игру, ребенок переступает порог застенчивости, подражая героям игры, учится преодолевать страх и испуг, неизбежный в любой игре. [10;13].
Особое место в игровой деятельности детей, испытывающих различные страхи, занимает сюжетно-ролевая игра. Эффективность сюжетно-ролевых игр, разыгрывание спектаклей с предметами их страхов в качестве коррекции страха медицинских процедур отмечают Татищева А.И. и Гриднева С.В[2].
Преодолеть оставшиеся, длительно существующие страхи позволяют ролевые игры-драматизации. В них ребенок играет роли сложного психологического содержания, причем, как положительные, так и отрицательные. Играя сказочных персонажей, ребенок становится то Иванушкой, то Бабой Ягой. После этого у него начинает ослабевать страх той самой Бабы Яги, поскольку не она, а он управлял ею. Также это относится к пугающим образам Кощея, Водяного, волка. Проигрывание контрастной в отношении страха роли дает возможность отреагировать возникшее из-за него беспокойство, действуя уверенно, решительно или агрессивно и коварно. Так, психологический механизм устранения страха заключается в перемене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый или ребенок, испытывающий страхи, ведут себя противоположным образом. [6;174.]
Игры-драматизации направлены на то, чтобы изжить страх перед сказочными или реальными образами посредством овладения, манипулирования им в игре; помочь освободить ранее подавленные в связи со страхом эмоций. Знакомство со сказками, их героями и создание условий для их проигрывания дома облегчают устранение страхов посредством игры.
Лютова К.К., Монина Г.Б. [11] необходимой частью работы с тревожными детьми считают отработку навыков поведения в конкретных ситуациях. По их мнению, эта работа заключается обыгрывании как уже происходивших ситуациях, так и возможных в будущем. Играя роль слабых, трусливых персонажей ребенок лучше осознает и конкретизирует свой страх. А используя прием доведения данной роли до абсурда, взрослый помогает ребенку увидеть свой страх с другой стороны (иногда комической), относиться к нему как к менее значимому. Исполняя роли сильных героев, ребенок приобретает чувство уверенности в том, что он (как и его герой) способен справляться трудностями. Авторы подчеркивают важность не только развития игровой ситуации, но и обсуждения с ребенком как он может использовать полученный в опыт разрешения жизненных ситуаций[11;48].
Разыгрывание страха в игре помогает не только изменить личностные отношения, но и отреагировать остаточное напряжение от стрессового воздействия, которое и порождает явление неадекватного страха в обычных, неэкстремальных ситуациях. В коррекционных занятиях широко используются детские игрушки с различным выражением лица, что позволяет проникнуть в мир ребенка, выявить факторы, участвующие в возникновении тревоги, чувства опасности, и провести первоначальную коррекцию детских страхов[10;22]. Для игры часто подбираются игрушки, которые похожи на тот предмет, которого боится ребенок (собаку, “страшилище” и пр.) и предлагается поиграть в “страх”, разыграть сюжет, в котором ребенок сможет “расправиться” со своим страхом, отыграть свои эмоции в символической форме, и избавиться от напряжения.
Лютова К.К., Монина Г.Б.[11] указывают на целесообразность использования в качестве сюжетов для ролевых игр «трудных» случаев из жизни каждого ребенка. Психологи рекомендуют, проигрывая тревожные для ребенка ситуации, обращать внимание ребенка на то, что происходит с ним в каждый определенный момент, и как можно избежать неприятных переживаний и ощущений (используя дыхательные упражнения, методы самовнушения («Я — лучший в мире математик»), приемы саморегуляции (поочередное сжимание кистей рук в кулаки и расслабление и т. д.).
Для работы с маленькими детьми (младшего и среднего дошкольного возраста) Лютова К.К. и Монина Г.Б. рекомендуют использовать игры с куклами. Выбор кукол осуществляется исходя из индивидуального пристрастия каждого ребенка, где сам ребенок должен выбрать «смелую» и «трусливую» куклы. Предлагается распределение ролей следующим образом: за «трусливую» куклу говорит ребенок, а за «смелую» — взрослый., а также обмен ролями, что позволит ребенку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, а, пережив вновь «неприятный» сюжет, избавиться от преследующих его негативных переживаний. При испытывании ребенком беспокойства в общении с взрослым, авторы предлагают сочинить диалог, в котором кукла взрослого будет исполнять роль ребенка, а кукла ребенка будет отвечать за взрослого[11;49].
Сегодня пользуется спроссом ещё один способ преодоления страхов -психодрама, которая является первым методом групповой психотерапии, разработанным для изучения личностных проблем, мечтаний, страхов и фантазий. Согласно определению Осиповой А.А., психодрама - это метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Психодрама основана на игровом принципе[1;243].
Список литературы:
- Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. / А.А. Осипова - М.: Сфера, 2002. - 510 с.
- Татищева А.И., Гриднева С.В. Психологическая помощь при страхе медицинских процедур у дошкольников и младших школьников / А. И. Татищева, С.В.Гриднева С.В.// Психолог в детском саду. –2008. - №2. – С. 50-59.
- Татаринцева А.Ю., Григорчук М.Ю. Детские страхи: куклотерапия в помощь детям/ А.Ю. Татаринцева, М.Ю. Григорчук. - СПб: Речь, 2007 – 218 с.
- Шишова Т.Л. Как помочь ребенку избавиться от страхов. Страхи – это серьезно / Т.Л. Шишова. – СПб.: Речь, 2007. – 104 с.
- Голутвина В.В. Как победить детские страхи: простые методики, которые помогут вашему ребенку ничего не бояться / В.В. Голутвинова. – М.: Гелеос, 2008. – 256 с.
- Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология ребенка» / А.И. Захаров. — СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000. — 448 с.
- Слюсарева Е.С., Козловская Г.Ю. Методы психологической коррекции: Учебно методическое пособие / Е.С. Слюсарева, Г.Ю. Козловская. – Ставрополь, 2008 – 240 с.
- Бавина Т.В., Агаркова Е.И. Детские страхи: решение проблемы в условиях детского сада: Практическое пособие. – АРКТИ, 2011. – 64 с.
- Микляева А.В., Румянцева П.В. Нам не страшен серый волк. Книга для родителей, которые хотят помочь своим детям избавиться от страхов / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. – М.: Сфера, 2008. – 202 с.
- Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет: диагностика, занятия, рекомендации / авт.-сост. Н. Ф. Иванова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 191 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми/ Е.К. Лютова, Г. Б. Монина. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 190 с.
- Вологодина Н.В. Детские страхи и днем и ночью / Н.В. Вологодина. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 224 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников. «Путешествие в сказочную страну»
Педагогический проект...
Использование логосказок и анимационных технологий, как метода коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР
внедрение в коррекционную деятельность технологии мультерапии....
Деловая игра Сказкотерапия как метод коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников
Цель: Повышение педагогической компетентности педагогов в вопросах использования метода сказкотерапии Задачи: 1. Развитие творческих способностей, навыков моделирования. 2. Формирование умения ра...
Мастер-класс для педагогов "Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников""
Цель: повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе ознакомления с технологией сказкотерапии на примере логопедического занятия.Задачи: раскрыть понятие сказкотерапия, на примере логопе...
Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"
Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....
Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"
Цель: преодоление у детей речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....