Мастер-класс для педагогов "Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников""
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Цель: повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе ознакомления с технологией сказкотерапии на примере логопедического занятия.
Задачи: раскрыть понятие сказкотерапия, на примере логопедического занятия обучить методам и приемам применения сказкотерапии в работе с дошкольниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoskazka.docx | 261.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений
у дошкольников»
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия.
Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам.
Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, отзывчивости, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма и т.д.
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
Приглашаю всех на занятие в старшую группу №6, где на примере логопедического занятия, познакомлю с некоторыми играми и упражнениями, которые используются в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения речи.
Конспект
Тема: Логосказка «Золушка».
Цель: профилактика и коррекция речевых нарушений.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; закрепить знания цветов; закрепить знания по теме «одежда».
Коррекционно-развивающие: развитие артикуляционной моторики; развитие познавательных процессов, мышления; развитие общей и мелкой моторики, развитие фонематического восприятия, развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательные: воспитание отзывчивости, воспитание чувства доброты, желания помочь.
Методы и приемы:
Метод стимулирования мотивации познавательной деятельности:
- создание ситуаций занимательности;
- создание ситуаций успеха;
- познавательные игры;
- поощрение.
Методы организации познавательной деятельности:
- метод словесной передачи и смыслового восприятия (объяснение);
- методы наглядной передачи зрительного восприятия (видео презентация);
- методы практической передачи и тактильного, кинестетического восприятия (трудовые действия);
- методы ведущего вида логики (разрезные картинки).
Методы контроля и самоконтроля:
- текущий и итоговый;
- индивидуальный, фронтальный;
- самоконтроль.
Предварительная работа: чтение сказки «Золушка».
Оборудование: магнитофон, ноутбук, телевизор, картинки для артикуляционной гимнастики: «Окошко», «Блины», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Иголочка», «Утюжок», «Веник»; картинки: Золушка в рабочем и нарядном платье; разрезные картинки: три платья, три пары туфель, три шляпки красного, желтого и зеленого цветов; семена гороха и чечевицы, тарелочки, колпачок.
Ход занятия.
1. Организационный момент:
Дети сидят на ковре.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждут сказочные приключения, увлекательные игры и еще много всего интересного.
(Звучит тихая волшебная музыка.)
Чтобы в сказку нам попасть
Всем сначала надо встать,
Хлопнуть, топнуть и нагнуться.
Вновь подняться, улыбнуться,
Тихо сесть, глаза закрыть,
Обо всем на миг забыть,
Дружно всем сказать слова:
«Здравствуй, сказка и игра!»
Логопед: Глазки откроете тогда, когда услышите колокольчик:
Сказку я вам расскажу,
В гости в сказку приглашу.
Слушайте, дети.
Жила семья на свете:
Муж, жена, три дочки с ними.
Дочки были уж большими.
Только две из них лентяйки,
Неряхи, задиры, зазнайки…
Лишь одна из них была
И сердечна и мила
Это…(кто?) (Звучит колокольчик, дети открывают глаза, отвечают) Золушка была. (Появляется Золушка на экране, видео снять заранее.)
Золушка (видео): Во дворце сегодня бал, всех король туда позвал. А злая мачеха, столько работы мне задала, боюсь одной мне не справиться, помогите мне, пожалуйста!
Логопед: Ребята, поможем Золушке? (Да)
Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Надо Золушке окна помыть (упражнение «Окошко»), блинов испечь (упражнение «Блинчик»), варенья наварить (упражнение «Вкусное варенье»), чай в чашки налить (упражнение «Чашечка»), одежду починить (упражнение «Иголочка»), потом ее погладить (упражнение «Утюжок»), пол подмести (упражнение «Веник»).
Развитие мелкой моторики. Золушка устала, а мачеха не унимается, новые задания придумывает. Говорит: «Посиди, семена перебери». Ребята, давайте поможем Золушке. Вам надо отделить горох от чечевицы. (Дети сортируют чечевицу и горох).
Складывание из частей целого, закрепление названий цветов. Только Золушка с одной работой управится, как сестры с мачехой ей новую работу придумывают. Посмотрите ребята, они все наряды свои на кусочки порезали, помогите все починить
(Дети собирают наряды: платья, туфли, шляпки, подбирают их по цветам).
Развитие грамматического строя. Но мачеха с сестрами снова недовольны, говорят, им наряды велики. Но у меня есть волшебный колпачок. Колпачок кто надевает, все предметы уменьшает (Ребенок (до 9 человек) выходит, надевает колпачок и называет уменьшительно-ласкательную форму слов: шляпа, платье, туфли).
Мачеха с сестрами уехали на бал и наказали Золушке одежду постирать и погладить, выходите ребята, поможем Золушке.
Физминутка (развитие общей моторики).
Дети выполняют движения под музыку Е. Железновой «Стирка».
Развитие речевого дыхания и слухового внимания.
Ребята, теперь надо помочь Золушке попасть на бал, для этого надо свечи в доме задуть и отстучать ритм который бьют волшебные часы. Если справитесь, то Золушка попадет на бал. Готовы? Возьмите свечи и задуваем. Послушайте и повторите.
11---11, 1---11---1, 11---111.
Золушка (видео) Спасибо ребята за вашу помощь.
Логопед. Ребята, Золушка благодаря вам отправилась на бал, а нам с вами надо возвращаться в детский сад, вы готовы? Тогда глазки закрываем дружно всем сказать пора:
«До свидания сказка,
Детский сад ура!».
Итог. Ребята, в какой сказке мы с вами побывали? С какой работой помогли справиться Золушке? Тяжелая у Золушки работа? А интересная? Золушка в благодарность за вашу помощь, оставила для вас полезные витамины, нам же друзья, на прощанье, осталось сказать «До свиданья!»
Я считаю, что именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказки как метод коррекции речевых нарушений старших дошкольников. «Путешествие в сказочную страну»
Педагогический проект...
Мастер класс « Логопедический массаж ложками как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников"
1. опыт работы на тему:«Логопедический массаж ложками,как средство эффективной коррекции речевых нарушений дошкольников»....
Использование логосказок и анимационных технологий, как метода коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОНР
внедрение в коррекционную деятельность технологии мультерапии....
Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ
Консультация дл педагогов.Сказка, как метод коррекции речевых нарушений у детей с ОВЗ...
Проект «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Цель проекта: коррекция нарушений в речевом развитии детей через использование логопедических сказок.Задачи проекта:· Повышение мотивации и интереса де...
Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Логопедические сказки как метод коррекции речевых нарушений»
Для обновления и качественного улучшения речевого развития детей педагогу необходимо выбрать наиболее эффективные модели обучения. Так, проект "Логопедические сказки" стал одним из важ...
мастер-класс " Логосказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников"
знакомство педагогов с логопедическими сказками, побуждение к использованию логосказок в современной деятельности с детьми с целью профилактики и коррекции речевых нарушений...