Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Семон Елена Викторовна

Цель: преодоление у детей речевых нарушений  у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\1\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 001.bmp

Содержание

Актуальность                                                                                                                                                   3

Введение                                                                                                                                                            4

Основная часть методической разработки                                                                                                5

Содержание методической разработки                                                                                                       7

Перспективное планирование старшая группа                                                                                        11

Заключение                                                                                                                                                       30

Литература                                                                                                                                                       31

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «формирование звуковой культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие». Данная задача предполагает: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи, развитие дикции, развитие темпо-ритмической стороны речи. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.

Для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей деятельности, процедура формирования целей и задач, отражающиеся в  перспективном планировании, с применением современных педагогических методов и технологий. Методы нестандартных, проблемных ситуаций, взаимодействия, активной рефлексии  развивают способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, оказывают эмоциональное воздействие на детей, и, тем самым, повышают эффективность обучения.

Данная методическая разработка будет полезна для логопедов  дошкольных образовательных учреждениях, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

Введение

      Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К шести  годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. Д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или иными речевыми нарушениями: дислалия, алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи…..

     Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс, лежащий в основе  логоритмики.

Логоритмика - это форма активной терапии, целью которой является коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Данная разработка является - структурированным подходом к  формированию всех компонентов речи  у детей  старшего дошкольного возраста,  что  позволит обеспечить готовность детей к обучению в школе.

Основная часть

Цель разработки: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать грамматический строй речи и связную речь.
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать переключаемость и координацию движений;
  • Воспитывать и развивать чувства ритма.

Образовательные задачи:

  • Обогащать и активизация активного словаря.
  • Воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  • Учить правилам коллективной деятельности

Оздоровительные задачи:

  • Укреплять костно-мышечный аппарат;
  • Формировать правильную осанку, походку;
  • Развивать координацию движений и моторных функций.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания (речь, музыка и движение). Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого и здорового ребёнка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей. В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. При разработке программы были использованы практические пособия М.Ю.Картушиной, Н.М.Савицкой, О.А.Новиковской, К.К.Утробиной, Г.А.Хацкалевой.  Логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивает художественный вкус.

Содержание перспективного планирования

    Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по логоритмике  основывается на принципах дидактики:

- Систематичность.

- Последовательность

- Доступность

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Основные принципы работы:

 -Создание интереса.

 -Формирование практических навыков и умений.

 - Формирование самостоятельности.

Перспективное планирование содержит обучающий курс,  рассчитанный на один год обучения – количеством 30 занятий.

Направления  логоритмической работы:

1. Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия.

2. Формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания.

3. Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц.

4. Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций.

5. Развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

6. Развитие произвольного внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.

7. Развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- Дыхательная гимнастика.

– Артикуляционную гимнастика.

- Мимическая гимнастика, придание эмоциональной окраски речи.

– Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.

– Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков.

– Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга.

– Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих навыков (голоса) и дыхания с музыкальным сопровождением и без него.

– Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.

– Песни и стихи, сопровождаемые движениями частей тела, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти и приданию эмоциональной окраски.

– Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма.

– Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.

– Коммуникативные игры и танцы для развития диалогической речи, динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения.

-Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

  1. Наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – картинки, мультики …
  2. Тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, спортивная палка для перешагивания при ходьбе, кольца с шипами, шишки, листочки, снежки и т.п.
  3. Наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.

Словесные методы – помогают осмысливать поставленную  задачу:

  • краткое описание и объяснение новых движений;
  • пояснение, сопровождающее показ движения;
  • указание, необходимое при воспроизведении движения;
  • беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
  • вопросы для проверки осознания действий;
  • команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);
  • образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;
  • словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод - близкий к восприятию  деятельности детей, наиболее эффективный и действенный.

Соревновательный метод -  используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков.

        Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности дошкольников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер образовательного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В работе с детьми старшей логопедической группы реализуются  как общие традиционные методы, так и специализированные, которые применимы для развития творчества в речевой и музыкальной деятельности.

Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – основы  различных видов искусства, происходит осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата.

Образовательная деятельность по реализации  Программы «Логоритмика» реализуется  в следующих видах деятельности:

  • игровая деятельность;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (восприятие художественной литературы,);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных    произведений, пение, игры на детских музыкальных инструментах, участие в спектаклях). 

 

                                                                                                                                 

Перспективный план

(подготовительная группа, дети 6-7 лет)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Месяц

Неделя

Тема

Задачи коррекционно-развивающей работы

Игры и упражнения

Цель игр и игровых упражнений

Предметно-развивающая среда

СЕНТЯБРЬ

III

«Вершки и корешки»

-Формирование динамической координации движения рук.  

- Развитие фонематического анализа и синтеза.

-Развитие просодической стороны речи.

-Развитие темпо-ритмической стороны речи

-Развитие коммуникативных умений  

-Развитие артикуляционной моторики

- Развитие  эмоциональной отзывчивости

- Пальчиковая игра «Здравствуй!»

- Коммуникативная игра «Вершки-корешки!»  

- Двигательное упр. «Тропинка»

- Упражнение на развитие фонематического анализа и синтеза  «Украсим словами!»

-  Логопедическая гимнастика

 - Коммуникативный танец «Хоровод»

- Фонопедическое упражнение  «Звуки «А», «У».

-Развитие моторного, кинетического и кинестетического праксиса, просодической стороны речи

- Закрепление звукового и графического содержания звуков «А», «У».

- Развитие рече-слуховой памяти

- Обучение выделению первого звука из состава слогов, слов

- Обучение подбору слова  на заданный звук

- Развитие межполушарных связей

- Фонограмма спокойной русской народной мелодии в исполнении оркестра народных инструментов;

- иллюстрации – мужик, медведь, горох, репа, рожь;

- маски овощей;  

- шляпа для чучела;

-  деревяные палочки, клавессы;  

- логоритмические схемы, ритмические загадки;

- презентация «Вершки и корешки»;  

- массажные дорожки;  

- корзины.

IV

«Как заяц и дрозд урожай растили»

- Развитие артикуляционной моторики

-Развитие фонематического анализа и синтеза

-Развитие межполушарного взаимодействия

-Развитие чувства ритма.

-Развитие эмоциональной выразительности.

- Развитие просодической стороны речи.

-Развитие кинетического и кинестетического праксиса.

-Пальчиковая игра «Урожай»

-Артикуляционная гимнастика «Праздник осени».

-Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»

- Комплекс нейрогимнастики №1.

- Коммуникативная игра «Чудо-чудное»

-Фонопедическое  упражнение «Звуки «О», «И»»

- Темпо-ритмическая игра «Часики»

- Формирование восприятия речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений

- Развитие коммуникативных навыков

- Развитие фонематического анализа и синтеза

-Развитие связной речи

- Развитие чувства ритма.

-Картотека артикуляционных упражнений;

-корзины с овощами;

-звуковые схемы

- карточки-паронимы;

-музыкальные инструменты: колокольчики, трещотка, деревянные ложки.

-Аудиозапись  различных мелодий,

-Презентация «Огород».

ОКТЯБРЬ

I

Магазин «Природа»

- Совершенствование артикуляции гласных звуков (изолированно, в ряду гласных, немая артикуляция, шепот, громко) под счет или ритмичную музыку, в быстром (замедленном) темпе.

-  Развитие способностей понимать и передавать эмоции:        сомнение, подозрительность, равнодушие.

- Формирование правильных движений по речевой инструкции без музыки, в ритм.

-Развитие произвольного внимания.

-Развитие просодической стороны речи.

- Ритмическая игра «Забавы осени»

 -Двигательное упражнение

« Перелетные птицы»

- «Пальчиковая игра «Здравствуй»

- Упр. на развитие ритмического слуха «По грибы»

-Логопедическая гимнастика на укрепление мышц  губ

«Листопад»

-Игра «Дождь»

-Игра на развитие внимания «Лужа»

-Упражнение « Слоговой домик» -развити слоговой структуры слова.

- Фонопедическое упражнение «Звуки «С», «Сь»

-  Игра «Найди слово по первым звукам предметов».

- Развитие общей моторики; дыхания и голоса

- Знакомство с звуками «С», «Сь»;

- Закрепление понятия «слово»

- Развитие слоговой структуры слова.

- Вырабатывать умение ориентироваться в пространстве.

- Развитие фонематического анализа и синтеза

-Дудочки, деревянные ложки

- Платочки красного, желтого, зеленого, оранжевого цветов.

-Логоритмические пропевки

-Предметные картинки  со звуками «С», «Сь»

-Логоритмичные схемы

- Сенсорные перчатки

-Односюжетные картинки для составления предложений

-Цветные геометрические фигуры

-Барабаны

-Схемы для составления слов

-Картотека двигательных упражнений.

-Аудиозапись осенних звуков

-Ритмические загадки.

II

«Сивка – Бурка» по мотивам русской народной сказки

-     Обучение детей показыванию отдельных статических упражнений и последовательности упражнений на выражение эмоций под соответствующую музыку с голосовыми упражнениями.

- Автоматизация поставленных звуков изолированно, в слогах, словах, чистоговорках со сменой ударения, с изменением темпа речи.

- Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.

- Формирование пространственных представлений.

- Пальчиковая гимнастика

«Домашние животные»

 -Ритмическое упр. «Прогулка»

- «Узнай первый звук»

 - Подвижная игра: «Найди Сивку-Бурку»

- Упражнение «Какой звук лишний»

- Коммуникативная игра «Гори, Гори ясна…»

- Артикуляционная  гимнастика «Ферма»

- Фонопедическое упражнение: «Звуки «З», «Зь»

-     Развитие навыков ориентировки в пространстве, координации движений в общеразвивающих упражнениях, в статичных, малоподвижных и полуподвижных играх. Обучение детей работе в парах.

-Знакомство со звуком и буквой  «З», его характеристикой

- Развитие фонематических процессов

-Развитие умения выделять ударный гласный звук в начале слова

- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

- Развитие слоговой структуры слова.

- Иллюстрации к сказке;

- Металлофон; деревянные ложки; барабаны, деревянные палочки;

- Иллюстрация дрозда; маски березы и осины;

- Разноцветные платочки каждому ребенку; перстень;

- Предметные картинки со звуками  «З», «Зь»;

-Цветные шарики;

-Картинки для звукоподражания;

- Презентация «Домашние животные»

- Логопедические пропевки

III

«О молодильных яблоках и живой воде»  по мотивам русской народной сказки

-     Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности, а также в упражнениях на координацию речи с движением. Обучение сравниванию звуков по характеристикам; подпору слов на заданный звук.

-     Совершенствование умения различать на слух согласные звуки по признакам:

глухость-звонкость, твердость-мягкость.

- Развитие кинетического и кинестетического праксиса.

-     Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений.

- Логопедическая пропевка «Звуки «Ш» и «С»

- Стихотворение с движениями «В саду»

- Артикуляционная гимнастика «Собираем фрукты».

- Танец с корзинами.

- Упр. на развитие речевого дыхания «Ветерок»

-Упражнение « Найди звук»

-Пальчиковая игра «Компот»

-Фонопедическое упражнение «Звук  Ш»

- Развитие моторного праксиса, просодической стороны речи

- Закрепление звукового и графического содержания звука

- Развитие слухового внимания

- Обучение выделению первого  и последнего звуков  из состава слогов, слов

- Обучение подбору слова (с опорой на картинку) на заданный звук

-Развитие межполушарных связей

- Корзины с яблоками

-Цветные зонты

- Счетные палочки

- Логоритмические схемы

- Схема для характеристики звуков

- Ритмические загадки

- Маракасы, деревянные палочки, клавессы

-Схемы предлжений

-Аудиозаписи по теме

- Цветные ленты

- Иллюстрации по теме

- Презентация «Фрукты»

IV

«Сказочное путешествие овощей»

-     Обучение разыгрыванию этюдов на выражение основных эмоций (радость, страх, гнев, печаль, удивление).

- Обучение дифференциации ротового и носового вдоха - выдоха (с зеркалом и без зеркала).

- Развивать стремление самостоятельно сочинять двигательные инсценировки песен, игр-диалогов.

-     Совершенствование восприятия и воспроизведения ритмов с выполнением однотипных движений в играх-звукоподражаниях, имитационных движениях.

- Развитие артикуляционной моторики.

-Артикуляционная гимнастика «Корзина Овощей»

- «Найди букву Ж»

- Коммуникативная игра «Спор овощей»

- «Выложи предложение»

- Фонопедическое упр. «Звук «Ж»»

-Логопедическая игра «Покорми папу зайца и малыша зайчонка»

- Ритмическая игра «Овощной портрет»

- Общеукрепляющее упр. «На огороде»

-Стих с движениями «Вершки и корешки»

-Подвижная игра « Во саду ли в огороде».

- Развитие кинетического и кинестетического праксиса

-Знакомство с характеристикой звука «Ж»

-Знакомство с понятием «согласный глухой звук»

-Обучение связи звука с буквой

-Развитие умения выделять глухой согласный звук в конце слова

- Совершенствование навыка построение предложения по схеме.

- Развитие просодической стороны речи.

-Развитие лексико-грамматической стороны речи.

-Презентация «Овощи. Огород»

- Игра с фонариком «Что в корзине?»

-Сюжетная картинка «Сбор урожая»

-Предметные картинки со звуком «Ж»

-Разрезные картинки.

-Счетные палочки

-Фишки для обозначения звуков синие

-Схемы для характеристики звуков

- Картотека схем для рассказа

- Предметные картинки овощей, игрушки.

-Аудиозапись осенних звуков.

-Колокольчики, маракасы.

НОЯБРЬ

I

«Усталый дождик» по мотивам сказки Домаренок Т.

- Совершенствование умения образовывать и использовать в речи имена существительные и имена прилагательные с уменьшительными суффиксами {листочек, пальтишко; кругленький).

-     Совершенствование артикуляции гласных звуков (изолированно, в ряду гласных, немая артикуляция, шепот, громко) под счет или музыку.

- Развивать пространственные представления.

-     Автоматизация поставленных звуков в словах, чистоговорках, стихотворениях, пословицах со сменой ударения, с изменением темпа речи.

-Продолжение работы над четкостью дикции.

-Физкультминутка «Осенний дождь»

-Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

-Двигательные упражнения «Перелетные птицы»

-Игра «Птички»

-Пальчиковая игра «Птички»

-«Пропой на звук «Т» слова»

-«Выбери слово»

-Ритмичная игра «Дождик капает по крыше…»

-«Веревочка»

-«Что ты слышишь?»

- «Звуковой поезд»

- Комплекс №2 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики».

- Инсценировка сказки.

-Развитие фонематического анализа и синтеза.

-Дифференциация согласных и глассных звуков; согласных на твердые/мягкие.

- Совершенствование навыков составление слов и предложений по схеме.

-Расширение объема словаря.

-Обучение связи звука с буквой

-Развитие умения определять местоположение звука в словах.

- Совершенствовать навыки изменения темпа и ритма речи в соответствии с мелодией.

-Предметные картинки со звукоми «Т,Ть»

- Сказка «Усталый дождик» Т.Домаренок

- Маски персонажей к сказке.

-Цветные веревочки, разноцветные мячи.

-Речевой ряд звуков и слов

-Дидактическая игра «Звуковой поезд»

- Маракасы, деревянные палочки, колокольчики.

- Логоритмические схемы

- Аудиозапись осенних звуков.

-Картотека артикуляционных упражнений, дыхательных упражнений.

- Картотека чистоговорок.

-Презентация «Осенний дождь.

-Логоретмическая  пропевка «Дождик»

- Комплекс №2 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики».

- Ортопедические коврики, сенсорные перчатки.

II

«Лесная газета» по рассказам В.Бианки

-     Воспроизведение ритмических конструкций, речевых конструкций по подражанию за педагогом без музыкального сопровождения с выполнением однотипных движений (ритмоблоки).

-Развитие темпо-ритмической организации речи.

-Развитие артикуляционной и мелкой моторики

- Совершенствование навыка согласования в речи прилагательных с существительными в роде, числе, падеже {длинноногие журавли).

- Развитие грамматического строя речи, связной речи.

- Развитие просодической стороны речи.

-Развитие пространственных представлений.

- Логоритмические загадки

- Артикуляционная гимнастика: «Осенняя прогулка».

- Дыхательная гимнастика «Ветерок»

- Упражнение-пропевка «Тучи»

-  Ритмическое упражнение «Лужи»

- «Доскажи словечко»

-«Посчитай сколько слогов?»

-Фонопедическое упражнение «Звуки «Д», «Дь»

-«Помоги Ире подобрать предлог»

-Игра «Встань по порядку»

- Игра-диалог «По грибы»

- Комплекс №2 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Развитие речевого дыхания, речевого слуха, тонкой, общей и артикуляционной моторики, пантомимики, внимания, мелодико – интонационной стороны речи, чувства ритма, музыкального слуха, слухо – двигательной координации.

-  Увеличение объема словаря.

-  Воспитание выразительности движений, переключаемости с одного поля деятельности на другое, умения перевоплощаться, умения согласовывать музыку с движением.

- Дифференциация согласных звуков «Д, Дь-Т, Ть» по мягкости/твердости, звонкости/глухости.

- Развитие связной речи.

- Презентация «Логоритмические загадки»

- Рассказы В.Бианки и иллюстрации к рассказам.

-Картотека пальчиковых упражнений, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.

- Аудиозапись шум дождя, шум прибоя, шум листвы, шум ветра…

- Зонты, корзины, цветные ленты.

- Комплексы по логоритмике с элементами нейрогимнастике.

- Сенсорные перчатки, следы.

- Деревянные палочки, деревянные ложки, барабаны.

- Предметные картинки для звукоподражания

- Набор для составления слоговой схемы

III

«Осенние корабли»

- Развитие речевого дыхания.

-Развивать кинетический праксис.

-  Совершенствование у детей способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение  

- Развитие коллективного ритма в играх - диалогах, танцах.

- Коррекция звукопроизношения.

- Развитие межполушарных связей.

-Ритмические загадки

- Пальчиковая гимнастика «Транспорт»

-Упражнение « Парусник»

-Игра «Водный транспорт»»

-Упражнение «Слоговой корабль»

-Фонопедическое упр. «Звуки «Б», «Бь»»

- Логопедическая игра «Собери предложение»

-Стих с движениями «Штурвал»

-Игра «Кто скорее?»

- Музыкально-коммуникативная игра «Красный, желтый, зеленый».

-Комплекс №2 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Развитие слоговой структуры слова.

- Формирование правильного звукопроизношения.

- Формирование слухового образа звуков «Б», «Бь».

- Формирование артикуляционного праксиса

-Закрепление понятия о месте звука в слоге, слове

-Обучение делению

слов на слоги с заданным звуком

- Картотека ритмических загадок, чистоговорок, фонематических упражнений, артикуляционной гимнастики.

- Комплексы логоритмики с элементами нейрогимнастики.

- Презентация «Транспорт»

-Аудиозапись  звуков разного транспорта.

-Маракассы, бубенцы, колокольчики.

-Штурвал, руль, карточки с иллюстрацией транспорта.

-Ленточки цветные.

-Зеркала

-Логоритмические схемы

-Слоговой ряд БА, АБ, ПА, АП

-Цветные фишки и схемы для обозначения звуков красные и синие

- Сенсорный Куб.

-Ортопедические коврики.

- Логопедические попевки.

IV

«Путешествие кленового листика» по мотивам русской народной сказки.

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развитие слоговой структуры слова.

-Развитие лексико-грамматического строя речи.

-Формирование динамической координации движения рук.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развитие связной речи.

- Развитие просодической стороны речи.

- Пальчиковая игра «Осенний букет»

- Артикуляционная гимнастика «Солнечные листья»

- Музыкально-коммуникативная игра «Осенний шум»

- Упражнение «Один-много»

- Попевка « Осенние качели»

- Игра с фонариком «Что за листом?»

- Упр. на развитие внимания «Не упади!»

-«Назови последний звук»

-«Опиши звук» с опорой

 на артикуляцию

- «Хлопай, не зевай»

- «Живые слоги»

- Фонопедическое упражнение «В каких словах спрятался звук «Н»

- Упр. на развитие мимики «Все наоборот»

- Комплекс №2 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Дифференциация согласных на звонкие/глухие, твердые/мягкие.

- Увеличение объема словаря.

- Формирование пространственных представлений.

-Развитие речевого дыхания и темпо-ритмической стороны речи.

- Развитие навыка различать слова с заданным звуком.

- Закрепление артикуляционного уклада звука «Н»

- Развитие координации движений мелкой моторики.

- Ритмические загадки

- Картотека артикуляционый упражнений, картотека дыхательной гимнастики.

- Презентация «Осенние листья»

- Аудиозапись «Шуршание листвы»

- Дидактическая игра «Узнай по тени»

- Игра с фонариком «Что за листом?»

- Сказочный персонаж «Осень»

- Ортопедические коврики.

- Губная гармошка, свистульки, колокольчики

- Логопедическая волшебная коробочка.

- Зеркала

- Речевой ряд слогов, слов со звуком «Н»

ДЕКАБРЬ

I

«Два Мороза» по мотивам русской народной сказки

- Развитие динамической и статистической координации общих движений.

-Расширение активного и пассивного словаря.

-Развитие речевого выдоха

-     Включение голосовых артикуляционных упражнений в ходьбу, пальчиковую гимнастику, в упражнения с хлопками, счетом.

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата.

- Развитие фонематического анализа и синтеза.

-Развитие связной речи.

 - Артикуляционная гимнастика: «Зимний день».

- Дыхательная гимнастика: «Снежинки»

-Ритмические зимние загадки

- Фонопедическая игра: «Звуки «М», «Мь». Найди слова со звуками «М,Мь»

- Музыкально -  коммуникативная игра «Два Мороза»

-Логопедическая игра «Какой? Какая?»

- Составь рассказ про зиму по схемам.

- Ритмическая игра «Хлопок хлопушки»

-Игра «Сосчитай словав предложении»

- Упр. на равитие воображения «Дорожка»

- Игра «Ты шагай»

- Комплекс №3 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

-  Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже

-     Продолжение работы над интонационной выразительностью речи в подвижных играх, стихотворениях, играх - драматизациях.

- Автоматизация поставленных звуков.

- Дифференциация согласных звуков на мягкие/твердые.

- Формирование навыка звукового анализа слова.

- Развитие коммуникативных навыков.

- Ритмические загадки.

-Презентация «Зимушка-зима»

- Картотека артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, упражнений комплекса №3 по логоритмики с элементами нейрогимнастики

- Картинки для звукоподражания

- Иллюстрации по теме

- Предметные картинки со звуком «М»

- Морозные дорожки, сенсорные рукавички, новогодние маски.

- Цветные фишки и схемы для обозначения звуков синие и красные

-Дидактическое пособие «Подбери признак»

-Наборы для выкладывания слоговой схемы

-Бубны, треугольники, клавесы

-Аудиозапись зимних звуков.

II

«Зимовье зверей» по мотивам русской народной сказки

- Формирование пространственной ориентировки.

- Расширение активного и пассивного словаря.  

- Развитие речевого выдоха

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развитие артикуляционной, мелкой моторики.

-Развитие правильного произношения.

-Развитие просодической стороны речи

- Артикуляционная гимнастика «Дикие животные зимой»

-Пальчиковая гимнастика «Миша косолапый»

- Дидактическая игра «Слоги»

- Фонопедическое упр.  «Метель»  

- Упражнение «Подбери слова со звуком «В», «Вь»

- Музыкально-коммуникативная игра «Лиса, волк и заяц»

- Игра на развитие внимания «Лесные звери»  

-«Выложи звуки и назови слово»

- Ритмическое упр. «Снежинки»

- Игра «Ветер северный»

- Комплекс №3 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Совершенствование навыков составления и использования сложносочиненных предложений и сложноподчиненных предложений.

-Формирование умения контролировать изменения высоты, тембра, ритма голоса.

- Развитие кинестетического и кинетического праксиса.

- Развитие выразительности речи.

- Развитие навыков склонения по падежам.

-Закрепление звукового анализа слогов

- Ритмические загадки

-Презентация «Дикие животные зимой»

-Аудиозапись «Звуки Зимы»

- Иллюстрации по теме, объмные фигуры, маски диких животных.

- Дидактическая игра «Кто спрятался?»

-«Разноцветные снежки»

- Сенсорный куб

- Ортопедические коврики

-Картинки для звукоподражания

- Карандаши

-Предметные картинки со звуком «В»

-Дидактическое пособие «Звуковые дорожки»

III

«Музыкальная сказка на Новый год для детей»

- Коррекция общей моторики, развитие координации движений.

 - Развитие слухового внимания.

  - Развитие музыкального слуха и памяти.

- Развитие чувства ритма.

 -  коррекция эмоциональной сферы.

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

-Коррекция нарушений звукопроизношения.

-Упражнение-разминка «В лес на лыжах мы пойдем»

- Дыхательная гимнастика «Метель»

- Игра-импровизация «Песенка снежинки»

-Артикуляционная гимнастика «Снеговики»

- Коммуникативная игра «Что растет на елке?»

- Фонопедическое упражнение «Тихая и громкая песенка звуков «К» и «Г»

-  Чистоговорки «К-Г»  

- Ритмическое упр. «Мороз»

- Музыкально – коммуникативная игра «Заморожу»

- Комплекс №3 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Закрепить артикуляционный уклад звуков «К», «Г»

- Отрабатывать навык произнесения звуков высоко-низко, громко-тихо.

- Активизировать словарный запас детей.

- Развивать правильное дыхание, длительный выдох.

-  Упражнять в составлении сложных слов.

-  Упражнять в составлении сложных предложений с союзом «потому что».  

- Развивать координацию движений с речью, развивать общие речевые навыки.

- Чистоговорки на звуки «К-Г»

- Бумажные снежинки, снежки из ваты, снеговики

-Презентация «Новый год»

-Аудиозаписи новогодних мелодий

- Логопедические пропевки

- Картотека стихотворений с движениями

- Клюшки, разноцветные ведра

- Ортопедические коврики, сенсорные перчатки

- Колокольчики, клавесы, деревянные палочки.

- Фишки синие и красные

- Дидактическое пособие «Согласный звук»

- Слоги: АК, КА

- Наборы для выкладывания

слоговой  схемы

ЯНВАРЬ

III

«Рождество в моей семье» по мотивам сказки И.Рутенин

- Развивать  темпо-ритмическую сторону речи.

- Формирование фонематических представлений.

-Развитие речевого выдоха, мимической и артикуляционной моторики

-Развитие связной речи и формирование диалогической формы речи.

- Развитие лексико-грамматического строя речи.

- Развитие умений связывать мелодию с движениями.

-Развитие дикции.

-Артикуляционная гимнастика

« Мой дом»

- Дыхательная гимнастика «Кто сильнее?»

- Ритмическое упражнение «Семейные заботы»

-Ритмические загадки «Наша семья»

- Фонопедическое упр. «Звуки «Л», «Ль»»

- Игра «Любимые игры»

-  Пальчиковая игра «Помощник»

- Упр. «Найди и назови»

- Упражнение «Лишнее слово»

-Игра «Составь предложение»

- Упражнение «Чего не  хватает?»

- Упражнение «Пропой слово»

- Музыкально-коммуникативная игра «Маскарад»

- Комплекс №4 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Образование родственных слов.

- Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных.

- Составление предложений с употреблением степеней прилагательных.

- Совершенствование слоговой структуры слов (трёхсложные  слова с одним закрытым слогом).

- Развитие диалогической речи. Распространение предложений с помощью вопросов, подсказок и без них.

-Автоматизация и дифференциация звуков «Л» и «Ль» в предложениях

- Презентация «Моя семья»

-Музыкальные инструменты: деревянные ложки, треугольники, бубны, трещетки.

- Ритмические загадки

-Логоритмические схемы

-Маски, иллюстрации по теме.

-Мыльные пузыри

-Предметные картинки со звуком «Л»

-Цветные фишки

-Дидактическое пособие «Домик»

- Дидактическое пособие «Волшебная логопедическая коробочка»

-Наборы для выкладывания

схемы предложения

- Корзины, зонты, снежки.

-Ортопедические коврики.

IV

«Говорящее море» по мотивам сказки Д.Пирожкова

-Коррекция нарушений звукопроизношения

- Совершенствование фонематического анализа и синтеза

-Развитие пространственно-временной ориентировки

- Развитие просодической стороны речи.

-Развитие пантомимики, формирование навыков выражения своих эмоций.

- Развитие темпо-ритмической стороны речи.

- Обогащение словаря

- Развитие коммуникативных навыков и навыков сотрудничества

- Формирование монологической формы речи.

-Развитие дикции

- Презентация «Морское царство»

- Артикуляционная гимнастика: «Путешествие язычка в Морское царство»

-Пальчиковая гимнастика «Рыбка»

- Дыхательная гимнастика «Шторм»

- Музыкально-коммуникативная игра «Фонтан»

- Фонопедическое упр. «Слови рыбку со звуком «Ч»

- Двигательное упр. «Ты плыви!»  

- Игра «Лишнее слово»

- «Назови ласково»

- «Построй предложение»

- Игра «Послушай, повтори и назови»

- Комплекс №4 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Развитие  речевого дыхания, силы  голоса и мимической мускулатуры лица.

- Образование и использование относительных прилагательных.

- Употребление существительных множественного числа.

- Упражнение в образовании глаголов с приставками; согласование существительных с числительными.

- Закрепление понятия предложение.

- Развитие умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

-Развитие межполушарных связей.

- Презентация «Морское царство»

- Картотеки чистоговорок, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

- Цветные кубики, цветные ленты, мячи.

-Аквариум.

- Слоговые схемы, лого ритмические схемы.

-Ритмические загадки.

Дидактичнеские игры «Волшебный фонарик», «Рыбалка», «Тени».

-Аудиозаписи, логопедические пропевки.

-Маски, морские игрушки.

- Барабаны, клавесы, деревянные ложки.

- Краски, кисти.

ФЕВРАЛЬ

I

«Кто самый важный?» по мотивам сказки К.Чуковского «Федорино Горе»

-Развивать  кинетический и кинестетический праксис.

-Развитие координации речи и движения.

-Развивать фонематические представления.

- Формировать пространственно-временную ориентировку.

-Развитие темпо-ритмической стороны речи. 

-Коррекция фонетических арушений.

- Развитие просодической стороны речи.

-Формирование диалогической формы речи.

- Дыхательная гимнастика «Динь-Динь»

-Фонопедическое упр. «Внимательные ушки. Звук «Ц»» 

-Двигательное упр. «Чудо-дерево»

- Ритмические загадки

- Музыкально-коммуникативная игра «Часики»

-Презентация «Волшебная посуда»

- Упражнение «Повар»

-Упражнение на координацию движения и речи « Манная каша»

-Пальчиковая гимнастика «Компот»

- Упражнение «Большой и маленький…» 

- Упражнение «Пропой слова»

 -Артикуляционная гимнастика «Язычок-повар»

-- Комплекс №5 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

-Дифференциация согласных звуков на гласные/согласные, звонкие/глухие.

- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве, координации движений.

  - Закреплять представления о посуде. Расширять, уточнять и активизировать словарный запас по теме «Посуда».

- Упражнять в образовании и употреблении прилагательных, согласовывать их  с существительными.

- Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-  Развивать речевое дыхание, продолжать работать над четкостью дикции, интонационной выразительностью в вопросно-ответной речи.

-  Иллюстрации к сказке К.Чуковского «Федорино горе»

- Презентация «Волшебная посуда»

- Картотека артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.

- Игрушка-бибабо обезьянка.  

- Методическое пособие «Чудо-дерево» с картинками посуды.

- Дидактическое пособие «Волшебная логопедическая коробочка»

- Дидактический материал к игре «Большой - маленький»

-Синие и красные флажки, цветные веревочки.

- Маракасы, деревянные палочки.

- Аудиозаписи, логопедические пропевки.

- Ортопедические коврики, сенсорные перчатки.

II

«Новый наряд короля» по мотива сказки Г.-Х. Андерсена

- Научить дифференцировать  звуки «Р» и «Рь» по акустическим признакам

- Развивитие зрительное восприятие и внимание.

- Развитие мимической и артикуляционной моторики

- Развитие чувства ритма

- Развитие коммуникативных умений и навыков.

- Развитие фонематичеких представлений.

- Развитие связной речи.

- Формирование причинно-следственных связей.

- Артикуляционная гимнастика «Магазин одежды»

- Коммуникативная игра «Подскажи словечко»

-Игра с мячом «Моя любимая одежда»

- Упражнение на координацию движений под музыку «Веселая стирка»

- Подвижная игра «Мишка»

- Ритмические загадки.

- Музыкально-коммуникативная игра «Портной и портниха»

- Упражнение «Найди лишнее»

-Упражнение «Где спряталось?»

-Упражнение «Сколько в слове гласных, столько и слогов»

- Комплекс №5 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Развивать и закреплять знания детей об одежде.

- Формировать знания о предлогах.

- Совершенствовать умения двигаться в соответствии с музыкой.

- Развивать фонематический анализ и синтез.

- Учить передавать свое настроение с помошью мимики и интонации в голосе.

- Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

-Картотека чистоговорок по теме, картотека артикуляционных сказок.

- Иллюстрации по теме, настоящая одежда.

-Методическое пособие «Времена года»

- Аудиозапись из сказок

- Бубны, деревянные ложки.

-Предметные картинки «Одежда», «Магазин».

-Слоги: РА, РИ, АРА, ИРИ, ОРО, ИРО, АРО, УРО…

-Логопедические пропевки.

-Прищепки, бельевая веревка.

-Дидактическая игра «Найди по образцу»

- Дидактическая игра «Чей? Чья? Чье?»

- Презентация «Одежда»

- Ортопедические коврики

III

«Урок дружбы» по мотивам сказки М.С.Пляцковского

-Коррекция просодической стороны речи.

-Коррекция темпо-ритмической стороны речи.

-Развитие пространственных представлений.

-Развитие лексико-грамматического строя речи.

-Развитие мимической и артикуляционной моторики

-Формирование диалогической формы речи.

- Развитие дикции.

-Обогащение словаря.

- Артикуляционная гимнастика « Кто поможет воробью?»

-Дыхательное упражнение «Снегирь»

-Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

- Чистоговорки на звуки «Л-Р»

- Фонопедическое упражнение «Пропой слова со звуками «Л-Р»

-Упражнение «Завершите предложение»

-Упражнение «Цепочка»

- Логопедическая пропевка «Ласточка»

-Музыкально-коммуникативная игра «Перелетные птицы»

- Фонопедическое упр. «Кто как кричит»

- Упражнение на развитие силы голоса «Большой-маленький»

- Развитие просодической стороны речи упражнение «Пернатые»

- Комплекс №5 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

-Развитие слоговой структуры слова.

-Развитие просодической стороны речи.

- Развитие коммуникативных функций речи.

-Закрепление артикуляционного уклада звуков «Л-Р».

- Продолжать учить различению и правильному употреблению в речи сложных предлогов  -из-за, -через-.

- Практическое усвоение навыка образования сложных слов.

- Формирование навыков словоизменения: согласование существительного с числительным, образование существительных множественного числа,  согласование существительных и глаголов с местоимениями.

-Предметные картинки, иллюстрации к сказке.

- Презентация «Птицы»

- Маски, костюм «Вороны»

- Методическое пособие «Азбука птиц»

- Дидактическое пособие «Волшебная логопедическая коробочка»

- Дидактическое пособие «Крышечки: составляем предложение.

-Предметные картинки на звуки «Л-Р»

- Деревянные ложки, деревянные палочки.

- Аудиозаписи, логопедические пропевки.

 

IV

«Твои Защитники» по мотивам рассказа Л.Кассиль

-  Обучение  соотносить слово и действие, через подражание.

- Развитие чувства темпа и ритма.

 - Продолжать учить четко, выполнять упражнения, добиваясь четкого переключения движения.

- Развитие слуховых функций и фонематического восприятия.

 - Развитие  речевого дыхания, голоса, отработка четкой артикуляции;

 - Дифференциация звуков [С - Ш] в чистоговорках.

-  Расширение  словарного запаса  по теме: “День Защитника Отечества”

-Пальчиковая игра «Армия»

-Разминка «Нашей Армии-Салют!»

- Игра «Послушай, выбери и подбери»

- Дыхательная гимнастика «Солдат»

-«Угадай какая схема подходит»

- «Раздели слово»

-Ритмическое упр. « Меткий стрелок»

- Подвижная игра «Барабанщик»

- Упражнение «Разгадай шифр»

- Музыкально-коммуникативная игра «Постовой»

- Комплекс №5 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Развитие анализа и синтеза: формирование навыков изменять слово, изменяя один из слогов на другой.

- Совершенствование навыка составления и  чтения слогов.

- Преобразование обратных слогов в прямые.

- Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

- Согласование существительных с наречиями много мало.

- Образование однокоренных слов.

- Образование относительных прилагательных.

- Картотеки чистоговорок по теме, картотека артикуляционных сказок.

- Аудиозаписи, логопедические пропевки.

- Ритмические схемы.

- Барабаны, клавессы, деревянные палочки.

-Картинки с изображением солдат разных войск, оружия, боевых машин, предметов военной одежды и снаряжения. - Зеркало.

- Дуги – ворота, флажки разноцветные,  воздушные шары. Гимнастические скамейки.

- Военная форма для детей.

- Картинки с предметами со звуками  «С» и «Ш».

МАРТ

МАРТ

I

«Сказка про маму» по мотивам сказки С.Л. Прокофьева

- Обогащение словаря

-Развивать тонкие движения пальцев рук.

-Развитие координации речи и движения.

-Развитие мимической и артикуляционной моторики.

-Развитие коммуникативных умений и навыков.  

-Формирование четкой дикции.

- Дифференциация звуков «Ж-З»

- Развитие слоговой  структуры речи.

- Презентация «Мамин День».

- Артикуляционная  гимнастика «Помощник».

- Пальчиковое  упр. «Дружно маме помогаем».

-Ритмическая разминка. «Ты шагай».

- Упражнение «Собери пару».

- Чистоговорки  «Звуки «Ж» и «З»

-Фонопедическое упр. «Спой маме песенку»

-Музыкально-коммуникативная игра «Наоборот»

-Речевая игра «Мама какая?»

- Комплекс №6 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Развитие умения координировать речь с движениями, выполняемыми в различном темпе

- Дальнейшее развитие умеренного темпа речи в игровой и свободной речевой деятельности.

- Определение положения звука по отношению к другим звукам.

- Определение последовательности звуков в слове.

- Определение количества слогов в словах.  

- Закрепление навыка мягкого голосоведения.

- Предметные картинки «Кухня», «Мамины обязанности»

- Презентация «Мамин день»

-Слоги: «ЖА, ЖЫ, АЖА, ОЖО, УЖУ, ЗА, АЗА,

ОЗО, ЗУ, УЗУ».

-Дидактическое пособие

«Найди лишние»,  «Наоборот»

- Логопедические пропевки, аудиозаписи.

-Стих «Мамин помощник»

-Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы

предложений.

- Ритмические разминки: «Зарядка для мамы».

- Ортопедические коврики.

- Дидактическое пособие «Волшебная логопедическая коробочка»

II

«Кем быть?» по стихотворению Л.Курзаевой

-  Развитие кинетического и кинестетического праксиса.

-Развитие связной речи.

- Развитие фонематических представлений.

- Развитие коммуникативных умений и навыков.  

-Развитие темпо-ритмической стороны речи.

-Развитие координации речи и движения.

- Развитие межполушарных связей.

 

- Ритмическая зарядка «Самолет»

 - Артикуляционная гимнастика «Мир профессий»

-Упражнение на развитие речевого дыхания «Мельница»

-Чистоговорки «М - МЬ»

- Музыкально – коммуникативная игра « Как мы шли»

- Ритмическая игра «Молоток»

- Музыкально-ритмическая композиция «Все профессии важны»»

- Упражнение «Произнеси по разному»

- Упражнение «Подбери пару»

- Фонопедическое упражнение «Звуки «М» и «Мь»

- Упражнение «Разбери слово»

- Музыкально-коммуникативная игра «Звездочка»

- Комплекс №6 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных с предлогами, образование и употребление относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными.

- Совершенствование синтаксической стороны речи: составление сложносочиненных предложений со словами «потому что».

- Согласование существительных с глаголами в настоящем времени.

- Развитие дикции.

- Предложение: Я выбираю профессию … (повествовательно, вопросительно, восклицательно)

- Презентация «Все профессии важны!»

- Аудиозаписи, логопедические пропевки.

- Ритмические загадки.

- Дидактическое пособие «Профессии».

- Атрибуты профессии: врача, строителя, учителя, художника…

- Наборы для выкладывания схемы предложений

-Ритмические схемы, схемы для составления рассказа.

- Колокольчики, металлофоны.

- Штурвал, цветные обручи, цветные кубики.

III

«Волшебное слово» по мотивам рассказа В.Осеевой.

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

-Формирование мелкой и артикуляционной моторики.

- Развитие лексико-грамматического строя речи.

-Развитие пространственных представлений

- Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.

-Развитие воображения и ассоциативно образного мышления

- Артикуляционная гимнастика «Вежливый язычок»

- Пальчиковая гимнастика «Умелые ручки»

-Ритмическая игра «Вежливые слова»

- Упражнение «Хлопни»

-Речевая игра «Назови ласково»

- Музыкально-ритмическая композиция «Дружба-ссора»

- Упражнение «Подбери пару»

-Ритмическое упражнение  «Часики»

-Игра на развитие внимания «Собери слово»

-Ритмические загадки

- Музыкально-коммуникативная игра «Я твой друг!»

- Комплекс №6 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Закрепление правильного употребления в речи существительных Р.п., мн.ч..

- Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных первого лица, ед.ч., наст.вр.

- Усвоение и правильное употребление чередований корневых согласных в глаголах неопределенной формы и глаголов 1 лица ед. числа.

- Расширение предикативного словаря.

- Формирование самоконтроля над четким и правильным произношением всех звуков в свободной речи.

-Картотека артикуляционных упражнений, упражнений дыхательной гимнастики.

- Чистоговорки

- Ритмическая разминка.

- Канат, Обручи, мячи.

- Деревянные палочки, свистки.

- Предметная картинка для звукоподражания.

-Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы

- Дидактическое пособие « Вежливый попугай»

- Дидактическая игра «Разбери слово»

- Дидактическое пособие «Волшебные лупы»

- Ортопедические коврики.

- Дидактическая игра «Волшебный фонарик».

- Дидактическое пособие «Сенсорный куб»

IV

«Необыкновенная весна» по мотивам рассказа С.Г.Козлова

- Развитие импровизационных движений и умения действовать по показу.

- Учить правильно воспроизводить ритмический рисунок слова в сочетании с музыкой.

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Формирование причинно-следственных связей.

-Развитие воображения и ассоциативно образного мышления

-Развитие координации речи и движения

-Развитие пространственных представлений.

- Презентация «Весна пришла»

- Артикуляционная гимнастика: «Признаки весны».

-Мимический этюд «В лесу весной»

- Фонопедическое упражнение «Плаксы-сосульки»

- Музыкально-коммуникативная игра «Колокольчики»

- Пальчиковая гимнастика «Весенний жук»

- Ритмическое упражнение «Весенний дождь»

- Упражнение «Угадай слово»

-Упражнение «Что пропало?» 

- Упражнение «Подарим картинки Лене и Варе»

-Упражнение «Выложи из фишек слоги»

- Комплекс №6 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Формирование у дошкольника самоконтроля над четким произношением всех звуков в свободной речи.

- Развитие кинетического и кинестетического праксиса.

- Формирование навыков словоизменения: согласование существительного с числительным, образование существительных множественного числа,  согласование существительных и глаголов с местоимениями.

- Практическое усвоение навыка образования сложных слов.

- Картонное изображение солнышка и лучики по числу детей.

- Колокольчики, клавессы, шумелки.

-   Карточки для проведения артикуляционной гимнастики; картинки насекомых и цветов.

-  Маска пчелы; маски диких зверей (медведя, волка, лисы, белки, лягушки, зайца, ежа).

-   Массажные мячики; ортопедические коврики.

-  Компьютерная программа «Игры для Тигры».

- Презентации о весне.

-Слоги: «ЦА-ЦО-ЦУ-ЦЫ-АЦА-ОЦО-УЦУ-ЫЦЫ»

- Схемы для сложноподчиненных предложений.

-Ритмические схемы.

АПРЕЛ

Ь

I

«Страна, где мы живем» по мотивам рассказа С.Баруздина

-Развитие координации речи и движения.

-Развитие зрительного восприятия и внимания.

-Развитие мимической и артикуляционной моторики.  

-Формирование пространственных представлений.

-Формирование динамической координации движения.

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

-Формирование четкой дикции.

-Обогащение словаря по теме «Страна. Город»

- Ритмическая разминка «Родина»

- Фонопедическое упражнение «Мягкие и твердые согласные звуки»

- Упражнение «Один-много»

- Упражнение «Ударный и безударный слог»

- Пальчиковая гимнастика «Рябинушка, моя!»

- Музыкально-коммуникативное упражнение: «Мы летали высоко…»

- Упражнение «Найди слово»

- Упражнение «Волшебный фонарик»

- Упражнение «Раздели на слоги»

- Ритмическое упражнение «Городское путешествие»

- Комплекс №7 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Развитие умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения

- Развитие чувства ритма, умения воспроизводить ритмический рисунок.

- Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -ат-, -ят-- .

- Работа над предложением с союзом  «А».

- Согласование прилагательных с существительными в роде.

 

- Иллюстрации к рассказу.

- Ритмические схемы

-Бубны, трубочки  

-Канат, обручи, спортивные дуги.

-Ткань голубого цвета, зеленого цвета.

- Аудиозаписи, логопедические пропевки

-Цветные фишки

-Фонарики

-Дидактическое пособие «Домик», «Наша Родина»

-Наборы для выкладывания слоговой схемы

- Презентация «Моя страна»

-Су-Джоку

- Маски, костюмы профессии.

- Схемы для составления предложений. 

II

«Звездные сказки» по мотивам рассказа Е.П. Левитана

- Развитие координации речи и движения.

-Развитие пространственных представлений.

-Развитие речевого дыхания, артикуляционной и мимической моторики.

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

-Развитие ритмической выразительности.

-Развитие воображения и ассоциативно образного мышления.

- Ритмические загадки.

- Артикуляционная гимнастика «Будем космонавтами»

-Презентация «Космическое путешествие»

-Пальчиковая гимнастика «Что возьмем с собою в космос?»

- Ритмическая игра «Сигналы на Землю»

-Чистоговорки со звуками «Ф-Х»

- Музыкально-коммуникативная игра с обручами  «Невесомость»

-Упражнение «Что я вижу из космоса?»

- Упражнение «Загадай желание звездочке»

- Фонопедическое упражнение «Ракета»

-Подвижная игра «Планеты, стройся!»

- Комплекс №7 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Формировать умение подбирать однокоренные слова.

- Формировать умение подбирать признаки.

- Формировать умение сочетать движение со звуком, слогом, фразой.

- Закрепить навыки правильного фонационного дыхания.

- Развивать умение совершать коллективные действия: двигаться, петь всем вместе.

-  Развивать у детей чувство ритма, умение переключаться с одного вида движения на другой.

 - Развивать словесно – логическое мышление.

- Презентация «Космическое путешествие»

-Ритмические загадки

-Предметные карточки на звуки «Ф-Х»

-Погремушки, металлофоны, деревянные палочки.

- Звезды, планеты, каметы.

-Макет ракеты

- Ритмические схемы

-Зеркала

-Обручи, зонты, воздушные шарики.

-Слоги: ФА, ФО, АФА, КФА, ХА, ОХО, УХУ.

-Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы

Предложений.

- Картотеки дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

III

«Божья коровка» по мотивам сказки А.А.Усачева

- Развитие темпо-ритмической стороны речи.

- Коррекция нарушений звукопроизношения.

-Учить детей  выражать свои чувства через жесты и движения.

-Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

-Развивать общую и мелкую моторику.

-Развитие координации речи и движения.

-Обогащать и активизировать словарь.

-Развитие пространственных представлений.

- Пальчиковая гимнастика «Очки»

-Упражнение «Жук»

-Артикуляционная гимнастика «Веселые насекомые»

- Дыхательная гимнастика «Осы»

- Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»

- Упражнение «Раздели на два ряда»

- Ритмические загадки.

- Чистоговорки «Интересно все вокруг»

- Упражнение «Найди отличие»

-Упражнение «Один-много»

-Упражнение «Какой? Какая?»

- Музыкально-коммуникативное упражнение «Про меня и муравья»

-Подвижная игра «Паучок и мушки».

-Игра «Найди свой цветок»

- Комплекс №7 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Согласование существительных с местоимениями «мой, моя, мое».

- Закрепление навыков употребления слов – антонимов (длинный – короткий, чистый – грязный).

- Закрепление навыков употребления приставочных глаголов.

- Образование существительных множественного числа.

- Образование сравнительной степени прилагательных.

-  Образование прилагательных путем словосложения. 

- Презентация «Насекомые»

- Массажные дорожки, ортопедические коврики.

- Мостик, деревянный дом.

-Костюмы бабочки, жука, муравья, кузнечика.

- Цветы, цветная полянка.

- Деревянные молоточки, колокольчики.

- Паутина из ниток.

- Цветные ленты, канат.

- Слоговая схема.

- Дидактическая игра «Чей домик?»

-  Дидактическая игра «Волшебные лупы»

- Методическая разработка «Волшебная логопедическая коробочка.

- Предметная картинка для звукоподражания «Комар»

- Аудиозаписи, логопедические пропевки.

IV

«Улитка и роза» по мотивам сказки Г.Х.Андерсена

-Совершенствование двигательных способностей детей и моторной сферы: общей моторики, мелкой, артикуляционной, мимической моторики.

-Развитие чувства темпа и ритма.

- Формирование умения координировать музыку, движения и речь.

-Развитие слуховых функций и фонематического восприятия.

-Дифференциация звуков звонких и глухих согласных в словах.

-Воспитание эмоциональной отзывчивости, интереса к участию в коллективной музыкально-игровой деятельности.

-Ритмические загадки «Весенние цветы»

- Презентация «Красочная весна»

- Упражнение «Собери цветок и назови слово»

- Артикуляционная гимнастика «Полевые цветы»

- Фонопедическое упражнение «Колокольчики»

-Мимическая гимнастика

- Упражнение «Маки»

- Ритмическая игра «Собери букет»

- Музыкально-ритмическое упражнение «Росток»

- Игра «Громко-тихо»

- Упражнение «Букет»

- Упражнение «Прохлопай»

- Упражнение «Поезд»

- Подвижная игра «Цветик-семицветик».

- Комплекс №7 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Образование и правильное употребление степеней сравнения имен прилагательных (высокий – выше).

- Дифференциация предлогов с разными падежными конструкциями.

- Составление предложений с однородными членами и союзами – «что – чтобы – потому-что»

- Автоматизация всех звуков в свободной речи.

- Развитие кинетического и кинестетического праксиса.

- Совершенствование навыка слогового анализа слов.

-Презентация «Красочная весна»

- Шумелки, маракассы, деревянные ложки.

- Волшебная палочка, клубок ниток.

- Венки из цветов.

- Цветы, разнотравье, искусственный луг.

-Аудиозаписи, логопедические пропевки.

- Цветные мячики, цветные лейки, цветные обручи.

- Ритмические схемы.

- Цветные лупы.

- Слоговые схемы.

- Дидактическая игра «Первоцветы»

- Игра «Четвертый лишний»

- Игра Слова-приятели»

- Картотека упражнений логоритмики с элементами нейрогимнастики.

МАЙ

I

«Кому что нравится» по мотивам  сказки М.Пляцковского

- Расширить, уточнить, закрепить словарь по теме «Магазин».

-Развивать фонематический слух и восприятие.

- Развивать у детей чувство темпа и ритма.

- Развивать мимические движения.

-Воспитывать музыкальный слух, положительный эмоциональный настрой.

- Развитие диалогической речи.

- Формирование навыка отвечать на вопросы полными предложениями.

- Презентация «Магазин»

- Артикуляционная гимнастика «За покупками»

-Ритмические загадки

-Упражнение «Что пропало?»

- Ритмическая игра «Веселый магазин»

- Упражнение «Какой? Какая?»

-Упражнение «Слоги и их колическтво»

-Музыкально-коммуникативная игра «Очередь в магазине»

- Упражнение «Волшебный магазин»

- Упражнение «Овощи-фрукты»

-Фонопедическое упражнение « Воздушный шарик»

-- Комплекс №8 «Логоритмика с элементами нейрогимнастики»

- Дифференциация согласных звуков на звонкие/глухие.

- Формирование фонематических обобщений:

- определение «лишнего» звука в ряду других звуков

- замена звуков в словах с последующим объяснением их значений;

- Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности.

- Совершенствование грамматического строя речи: согласование числительных с существительными мужского и женского рода,  образование и употребление существительных с суффиксом «ИЦ».

- Презентация «Магазин»

-Картотека артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики.

- Логопедическое лото.

- Предметные картинки по теме.

- Искусственные продукты питания,  продуктовые тележки, касса.

- Дидактическая игра «Волшебная логопедическая коробочка»

- Дидактическая игра «В магазине»

- Схемы для составления сложноподчиненных предложений.

- Барабаны, деревянные палочки, шумелки.

-Логопедические пропевки.

II

«Летние подарки» по мотивам сказки Н.К.Абрамцевой

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развитие слоговой структуры слова.

-Развитие лексико-грамматического строя речи.

-Формирование динамической координации движения рук.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развитие связной речи.

- Развитие просодической стороны речи.

-Фонопедическое упр. «Летнее утро»

- Ритмическая зарядка «Здравствуй, солнце!»

-Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

-Артикуляционная гимнастика «Летняя прогулка»

-Упражнение «Кто громче и кто тише?»

-Упражнение «Слова-неприятели»

- Музыкально-коммуникативная игра  «Солнечные зайчики»

-Ритмическая игра «Молоток»  

-Ритмические загадки

- Упражнение «Летний дождь»

- Ритмическое упражнение «Летние забавы»

- Презентация « Летний день!»

- Развитие фонематического слуха.

- Развитие навыков звукового анализа и синтеза: дифференциация звуков на согласные/гласные, на твердые/мягкие, звонкие/глухие.

-  Знакомство с термином «предложение», определение количество слов в предложении.

- Классифицировать картинки и предметы по звуковым группам.

- Формирование пространственно-временных представлений.

- Презентация «Летний день»

-Картотека артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики.

- Ритмические схемы, ритмические загадки.

-Мелодии леса, пение птиц

- Массажные дорожки.

-Корзина, зонтики, сачки.

- Конверт с письмом, волшебная палочка.

-Наборы для выкладывания слоговой схемы

-Дидактическая игра «Волшебные фонарики»

Заключение

Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в психомоторной коррекции речевых нарушений  у детей.

 В ходе всей работы ребенок учится правильному произношению, и понимаю  той речи, с которой к нему обращаются, можно увидеть значительный рост словарного запаса, овладение грамматическими конструкциями языка. Воспитанники сами не подозревая того потихоньку овладевает речью,  осознавая, что из звуков состоят слова, из слов фразы и предложения. При этом они не только приобретают знания, но и учатся мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные задачи по овладению дошкольниками   звукопроизносительных навыков и освоению всех   компонентов речи, что  позволит обеспечить готовность их к обучению в школе.

Список литературы

  1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4-7 лет) – СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Автор-составитель: Г.В. Чиркина. -М.: Просвещение, 2009.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Второй год обучения (подготовительная к школе группа).- М.: Издательства «Альфа», 1993.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 1993.
  5. Т.И. Гризик, Л. Е. Тимощук Развитие речи детей 5 – 6 лет. – М.: ГУП ВТИИ,1998.
  6. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение: кн. для учителя. – М: Просвещение. 1991.
  7. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
  8. Методические пособия по логоритмике -  М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других.
  9.  «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой. Т.С. Овчинникова.
  10.  «Весёлая логоритмика» Е.Железновой.
  11. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» О.А. Новиковская.
  12. Методические пособия «Дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина.
  13. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Т.С. Овчинникова.
  14. «Дыхательная гимнастика» - Стрельникова.
  15. Программа «Ритмическая мозаика» Т.И.Бурениной.
  16.  «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина.
  17. «Фонопедичесчкий метод обучения пению 1 и 2 уровень» В.Емельянова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников""

Цель: повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе ознакомления с технологией сказкотерапии на примере логопедического занятия.Задачи: раскрыть понятие сказкотерапия, на примере логопе...

Логоритмика,как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), ...

Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"

Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом  и музыкой....

"Тактильные чистоговорки как эффективный способ коррекции речевых нарушений у дошкольников с дизартрией".

Стартап-проект. Реализация данного проекта позволит  сделать более увлекательным этап автоматизации звуков, уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук....