Перспективное планирование "Логоритмика -эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 5-6 лет"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Семон Елена Викторовна

Цель: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом  и музыкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\ЛЕНА СКАН\ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 001.bmp

Содержание

Актуальность                                                                                                                                                   3

Введение                                                                                                                                                            4

Основная часть методической разработки                                                                                                5

Содержание методической разработки                                                                                                       7

Перспективное планирование старшая группа                                                                                        11

Заключение                                                                                                                                                       30

Литература                                                                                                                                                       31

Актуальность

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает «формирование звуковой культуры речи» как одну из задач образовательной области «Речевое развитие». Данная задача предполагает: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи, развитие дикции, развитие темпо-ритмической стороны речи. Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры.

Для успешной реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении одним из самых важных условий является разработка системы предстоящей деятельности, процедура формирования целей и задач, отражающиеся в  перспективном планировании, с применением современных педагогических методов и технологий. Методы нестандартных, проблемных ситуаций, взаимодействия, активной рефлексии  развивают способность принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, оказывают эмоциональное воздействие на детей, и, тем самым, повышают эффективность обучения.

Данная методическая разработка будет полезна для логопедов  дошкольных образовательных учреждениях, работающим с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями.

Введение

      Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми нарушениями (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К шести  годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т. Д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. С каждым годом растет число детей с теми или иными речевыми нарушениями: дислалия, алалия, дизартрия, общее недоразвитие речи…..

     Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые доказали филогенетическую связь между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс, лежащий в основе  логоритмики.

Логоритмика - это форма активной терапии, целью которой является коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Данная разработка является - структурированным подходом к  формированию всех компонентов речи  у детей  старшего дошкольного возраста,  что  позволит обеспечить готовность детей к обучению в школе.

Основная часть

Цель разработки: преодоление речевых нарушений у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Формировать грамматический строй речи и связную речь.
  • Развивать пространственные представления;
  • Развивать переключаемость и координацию движений;
  • Воспитывать и развивать чувства ритма.

Образовательные задачи:

  • Обогащать и активизация активного словаря.
  • Воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  • Учить правилам коллективной деятельности

Оздоровительные задачи:

  • Укреплять костно-мышечный аппарат;
  • Формировать правильную осанку, походку;
  • Развивать координацию движений и моторных функций.

Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально – ритмического и физического воспитания (речь, музыка и движение). Именно посредством логопедической ритмики происходит становление не только физически развитого и здорового ребёнка, но и психических процессов, воспитание пластичности, формирование словаря, развитие речи детей. В работе с детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения; постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность; учить передвигаться и ориентироваться в пространстве. При разработке программы были использованы практические пособия М.Ю.Картушиной, Н.М.Савицкой, О.А.Новиковской, К.К.Утробиной, Г.А.Хацкалевой.  Логоритмические приёмы позволяют детям глубже погрузиться в игровую ситуацию, создать благоприятную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих способностей. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную). Логоритмика содействует и эстетическому воспитанию дошкольников, учит эмоциональной отзывчивости, прививает любовь к прекрасному, развивает художественный вкус.

Содержание перспективного планирования

    Методика организации работы детей старшего дошкольного возраста по логоритмике  основывается на принципах дидактики:

- Систематичность.

- Последовательность

- Доступность

- Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Основные принципы работы:

 -Создание интереса.

 -Формирование практических навыков и умений.

 - Формирование самостоятельности.

Перспективное планирование содержит обучающий курс,  рассчитанный на один год обучения – количеством 30 занятий.

Направления  логоритмической работы:

1. Развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия.

2. Формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания.

3. Развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц.

4. Развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций.

5. Развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики.

6. Развитие произвольного внимания – игровые упражнения, направленные на расширение объема внимания, его переключаемости.

7. Развитие восприятия и воображения – игры и упражнения, способствующие развитию творческих способностей детей.

Логоритмическое занятие включает в себя следующие элементы:

- Дыхательная гимнастика.

– Артикуляционную гимнастика.

- Мимическая гимнастика, придание эмоциональной окраски речи.

– Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики.

– Чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков.

– Упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга.

– Вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих навыков (голоса) и дыхания с музыкальным сопровождением и без него.

– Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.

– Песни и стихи, сопровождаемые движениями частей тела, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти и приданию эмоциональной окраски.

– Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма.

– Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве.

– Коммуникативные игры и танцы для развития диалогической речи, динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения.

-Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

В коррекционном процессе на логоритмических занятиях используются наглядные, словесные и практические методы.

Наглядные методы – обеспечивают яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений:

  1. Наглядно-зрительные: показ педагогом образца движения, подражание образам окружающей жизни, использование зрительных ориентиров при преодолении пространства, использование наглядных пособий – картинки, мультики …
  2. Тактильно-мышечные: включение различных пособий в двигательную деятельность. Например, спортивная палка для перешагивания при ходьбе, кольца с шипами, шишки, листочки, снежки и т.п.
  3. Наглядно-слуховые: инструментальная музыка, песня, стихотворения и т.п.

Словесные методы – помогают осмысливать поставленную  задачу:

  • краткое описание и объяснение новых движений;
  • пояснение, сопровождающее показ движения;
  • указание, необходимое при воспроизведении движения;
  • беседа, предваряющая введение новых упражнений, подвижных игр;
  • вопросы для проверки осознания действий;
  • команды, распоряжения и сигналы (в качестве команд можно использовать считалки, игровые зачины и т.п.);
  • образный сюжетный рассказ в целях развития выразительности движений и перевоплощения в игровой образ;
  • словесная инструкция, с ее помощью происходит оживление следов прежних впечатлений в новых сочетаниях и комбинациях, возникает возможность образовать новые временные связи, сформировать новые знания и умения.

Практические методы – обеспечивают действенную проверку правильности восприятия движения на собственных мышечно-моторных ощущениях.

Игровой метод - близкий к восприятию  деятельности детей, наиболее эффективный и действенный.

Соревновательный метод -  используется в целях совершенствования уже отработанных двигательных навыков. Особенно важным является воспитание коллективизма. Соревнование может быть успешно использовано как воспитательное средство, содействующее совершенствованию двигательных навыков.

        Развивать творческие способности ребенка - это значит развивать его воображение.

Процесс обучения может протекать с различным приложением сил, познавательной активности и самостоятельности дошкольников. В одних случаях он носит характер подражательный, в других - поисковый, творческий. Именно характер образовательного процесса влияет на его конечный результат - уровень приобретенных знаний, умений и навыков.

В работе с детьми старшей логопедической группы реализуются  как общие традиционные методы, так и специализированные, которые применимы для развития творчества в речевой и музыкальной деятельности.

Формой проведения логоритмических занятий является игра. Исключительная ценность использования игровой деятельности как средства коррекции личности ребенка с общим недоразвитием речи, заключается в том, что в игре развивается способность творческого воображения – основы  различных видов искусства, происходит осознание ребенком действительности. При составлении занятий по логопедической ритмике также следует учитывать следующие дидактические принципы: активность, сознательность, научность, наглядность, доступность, поэтапное повышение требований, индивидуальный подход к каждому ребенку. Кроме того, при построении занятия необходимо опираться на специальные принципы: связь логопедической ритмики с физическими возможностями детей, ее оздоровительную направленность, на связь с основными компонентами музыкальной деятельности, с учетом механизмов и структуры речевого нарушения, развития личности логопата.

Образовательная деятельность по реализации  Программы «Логоритмика» реализуется  в следующих видах деятельности:

  • игровая деятельность;
  • коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
  • познавательно-исследовательская (восприятие художественной литературы,);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных    произведений, пение, игры на детских музыкальных инструментах, участие в спектаклях). 

 

                                                                                                                                 

Перспективный план

(старшая группа, дети 5-6 лет)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Месяц

Неделя

Тема

Задачи коррекционно-развивающей работы

Игры и упражнения

Цель игр и игровых упражнений

Предметно-развивающая среда

СЕНТЯБРЬ

III

«Спор грибов и ягод»

-Формирование динамической координации движения рук.  

-Развитие речевого дыхания.

-Развитие мимических мышц  

-Развитие коммуникативных умений  

-Развитие артикуляционной моторики

- Пальчиковая игра «Здравствуй!»

- Коммуникативная игра «Здравствуй, друг!»  

- Двигательные упр. «Грибы»

- Упражнение на развитие мимических мышц «Ну-ка, повтори!»

-  Логопедическая гимнастика

 - Коммуникативный танец «Хоровод»

-Развитие моторного праксиса, просодической стороны речи

- Закрепление звукового и графического содержания звука

- Развитие слухового внимания

- Обучение выделению первого звука из состава слогов, слов

- Обучение подбору слова (с опорой на картинку) на заданный звук

- Развитие межполушарных связей

-Плоскостные диски,

-иллюстрации грибов, ягод;

- логоритмические схемы;

-музыкальные инструменты: бубен большой, бубен маленький, маракасы;

-аудиозапись пения птиц, шум дождя;

-обручи;

-массажные коврики.

IV

«Путешествие язычка» -«Транспорт»

- Развитие артикуляционной моторики

-Развитие мимических мышц

-Развитие речевого дыхания

-Развитие чувства ритма.

-Развитие эмоциональной выразительности.

-Формировать правильную осанку, походку.

-Пальчиковая игра «Дружба»

-Артикуляционная гимнастика «Путешествие по реке».

-Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»

- Физминутка «Электричка»

- Упр. на развитие мимических мышц и эмоциональной сферы «Пассажиры»

- Формирование восприятия речи в процессе произношения слогов, слов и коротких предложений

- Развитие фонематического восприятия

-Развитие слухового внимания

- Развитие чувства ритма

- Развитие кинетического и кинестетического праксиса.

-Картотека артикуляционных упражнений;

-воздушные шарики;

-ленты

-; маленькие машины; салфетки;

- карточки-паронимы;

-музыкальные инструменты: колокольчики, трещотка, деревянные ложки.

-Аудиозапись  различных мелодий,

-Презентация «Путешествие язычка».

ОКТЯБРЬ

I

«В гостях у лесного Гнома»

-Развитие чувства ритма.

-Развитие эмоциональной выразительности.

-Формировать правильную осанку, походку.

-Развивать координацию движений и моторных функций.  

-Развитие речевого дыхания.

-Развитие артикуляционной моторики

-Развитие произвольного внимания.

-Развитие просодической стороны речи.

- Ритмическая игра «Лешкин клен»

 -Двигательное упражнение « В гости к Гному»

- «Пальчиковая игра «Здравствуй»

- Упр. на развитие ритмического слуха «По ягоды»

- Упр. на увеличение выдоха «Страшная сказка»

-Логопедическая гимнастика на укрепление мышц  губ « Веселая лягушка»

-Игра «Гриб волнушка»

-Игра на развитие внимания «Лужа»

-Упражнение « Паровозик» -развити слоговой структуры слова.

- Развитие общей моторики; дыхания и голоса

- Знакомство с звуком «У»;

- Закрепление понятия «слово»

- Развитие слоговой структуры слова.

- Вырабатывать умение ориентироваться в пространстве.

-Дудочки (для каждого ребенка)

-Предметная картинка со звуком «У»

-Картинки для звукоподражания

-Односюжетные картинки для составления предложений

-Цветные фишки

-Схемы для составления слов

-Картотека двигательных упражнений.

-Аудиозапись зарядки гнома.

-Ритмические загадки.

II

«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева

- Знакомство с  акустической характеристикой звука «А»; с понятием места звука в слове

- Развивать координацию при выполнении основных движений, движений пальцев рук и артикуляционных движений.

- Формирование пространственных представлений.

-Формирование правильного звукопроизношения.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!

 -Ритмическое упр. «Лешкин клен»

- «Узнай первый звук»

 - Упр. на развитие внимания «Полет»

- «Слови звук»

-  Стих с движениями «Меж еловых лап»

 -Коммуникативная игра «Здравствуй, друг»

- Артикуляционная  гимнастика «Ябоко»

- Подвижная игра «У медведя во бору»

- Знакомство со звуком и буквой  «А», его характеристикой

- Развитие фонематических процессов

-Развитие умения выделять ударный гласный звук в начале слова

-Закрепление понятия «слово», «гласный звук»

- Закреплять умение ориентироваться в пространстве.

- Развитие слоговой структуры слова.

Предметная картинка со звуком «А»

-Цветные ведерки и цветные шарики.

-Картинки для звукоподражания

-Односюжетные картинки для составления предложений

-Цветные фишки красные

-Схемы для составления слов

-Корзина с муляжами овощей.

-Русская народная песня: «Во саду ли в огороде»

-Музыкальный инструмент: деревянные ложки, деревянные палочки.

III

«Пых» по мотивам белорусской народной сказки

- Обучение сравниванию звуков по характеристикам; подпору слов на заданный звук.

- Формирование динамической координации движения рук.

- Воспитывать и развивать чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

- Развитие кинетического и кинестетического праксиса.

Стихотворение с движениями «Меж еловых лап»

- Артикуляционная гимнастика «Собираем фрукты».

- Танец с листьями

- Упр. на развитие речевого дыхания «Ветерок»

-Упражнение « Найди звук»

-Пальчиковая игра «Варим суп»

-Дыхательное упр. «Звуковое дыхание»

-Фонопедическое упражнение « Фруктовая корзина»

Подвижная игра «Ежик»

- Развитие моторного праксиса, просодической стороны речи

- Закрепление звукового и графического содержания звука

- Развитие слухового внимания

- Обучение выделению первого звука из состава слогов, слов

- Обучение подбору слова (с опорой на картинку) на заданный звук

-Развитие мжполушарных связей

- Предметные картинки со звуками «А» и « У» в начале слов

- Счетные палочки

- Корзина с муляжами фруктов

- Цветные фишки для обозначения звуков

- Схема для характеристики звуков

- Ритмические загадки

- Логоритмические схемы

- Маракасы, деревянные палочки,

-Куклы

-Аудиозаписи по теме

IV

«Спор овощей»

-Развитие темпо-ритмической организации речи.

- Развитие ритмической выразительности, слуха.

-Стимулирование двигательных умений и навыков.

- Развитие артикуляционной моторики.

-Артикуляционная гимнастика «Трудолюбивая божья коровка»

- «Найди букву П»

- «Самовар пыхтит»

- «Выложи букву»

- Фонопедическое упр. «Осень»

-Танец с листьями

- Ритмическая игра «Лешкин клён»

- Общеукрепляющее упр. «На огороде»

-Стих с движениями «Малина»

-Подвижная игра « Воробушки

Развитие голоса и дыхания

-Знакомство с характеристикой звука «П»

-Знакомство с понятием «согласный глухой звук»

-Обучение связи звука с буквой

-Развитие умения выделять глухой согласный звук в конце слова

- Развитие умения переключать артикуляционные движения.

Сюжетная картинка «Самовар пыхтит»

-Предметные картинки со звукам «П»

-Картинка-опора «Шляпа»

-Счетные палочки

-Фишки для обозначения звуков синие

-Схемы для характеристики звуков

-Дидактическое пособие «Домик»

- Предметные картинки овощей и фруктов.

-Аудиозапись осенних звуков.

-Колокольчики, маракасы.

НОЯБРЬ

I

«Колосок» по мотивам украинской народной сказки

- Формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;

- Формировать грамматический строй речи и связную речь.

- Формировать двигательные умения и навыки;

- Развивать пространственные представления.

-Физкультминутка «Клен»

-Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

-Двигательные упражнения «Перелетные птицы»

-Игра «Птички»

-Пальчиковая игра «Птички»

-«Пропой на звук «О» слова»

-«Выбери слово»

-«Айболит»

-«Веревочка»

-«Что ты слышишь?»

- «Звуковой поезд»

-Развитие голоса и дыхания

-Развитие фонематических процессов

-Развитие артикуляции

-Обучение связи звука с буквой

-Закрепление понятия «звук» и «слово»

-Развитие умения выделять гласный звук в начале слова

Предметные картинки со звуком «О» (окунь, облако, обруч, осень)

-Сюжетная картинка «Айболит лечит зверей»

-Цветные веревочки

-Речевой ряд звуков и слов

-Дидактическая игра «Звуковой поезд»

- Маракасы, деревянные палочки, колокольчики.

- Логоритмические схемы

- Аудиозапись пения птиц.

-Картотека артикуляционных упражнений, дыхательных упражнений.

II

«Приключение дождика»

-Развитие темпо-ритмической организации речи.

-Развитие артикуляционной и мелкой моторики

- Развитие внимания

- Стимулирование двигательных умений и навыков.

- Развитие грамматического строя речи, связной речи.

- Развитие просодической стороны речи.

-Развитие пространственных представлений.

-Артикуляционная гимнастика: «Как язычок отдыхал на море».

-  Хороводная игра «Здравствуй осень»

- «Отгадай звук»

-«Выложи букву и произнеси звук»

-«Выложи из фишек слог»

-«Посчитай сколько слогов?»

-«Помоги Ире»

-Игра «Встань по порядку»

- Коммуникативная игра «Туча»

- Упр. на развитие внимания «Дождик поливает грядки»

-Пальчиковая игра «Дождик лей, лей, лей!»

- Попевка «кап-кап-кап»

-Ритмические загадки «Осень дождливая»

- Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой

- Закрепление понятий «гласный звук», «слог», «слово»

- Автоматизация звука «И» в слогах, словах

-Знакомство с понятием «предложение»

- Развитие связной речи.

- Картотека артикуляционных упражнений.

- Презентация «Ритмические загадки»

- Аудиозапись шум дождя, шум прибоя, шум листвы, шум ветра…

- Зонты.

- Схема для характеристики звука

- Зеркала

- Предметные картинки для звукоподражания

- Набор для составления слоговой схемы

- Полоски (для обозначения кол-ва слогов в слове)

- Сюжетная картинка (девочка собирает игрушки)

III

«Краски осени»

- Развитие речевого дыхания.

-Развивать переключаемость

 артикуляционного аппарата.

- Расширение активного и пассивного словаря.

-  Стимулирование двигательных умений и навыков.

- Формирование динамической координации движения рук.

- Развитие межполушарных связей.

- Хороводная игра «Здравствуй, осень»

- Пальчиковая гимнастика «Осень»

-«Назови слова со звуком «О», «И», «А»

-Игра «Рассели жильцов»

-Упражнение «Слоговой дом»

-Фонопедическое упр. «Перед дождем»

-Танец осенних листьев

-Стих с движениями «Малина»

-Игра «Кто скорее?»

- Попевка «Кап-кап-кап»

- Музыкально-коммуникативная игра «Колорадский жук».

-Формирование правильного звукопроизношения.

- Развитие ритма, темпа и выразительности речевых высказываний.

-Развитие фонематических процессов

-Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука «М»

-Закрепление понятия о месте звука в слоге, слове

-Обучение делению

слов на слоги с заданным звуком

- Презентация «Осень»

-Аудиозапись осенних звуков.

-Песня «Осень золотая

-Деревянные палочки, бубны.

-Платочки, ленточки.

-Корзинки.

-Зеркала

-Логоритмические схемы

-Предметная картинка (корова)

-Картинка буквенное изображение звука «М»

-Слоговой ряд МА, АМ, ПА, АП

-Цветные фишки и схемы для обозначения звуков красные и синие

IV

«Палочка-выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева

-Формирование динамической координации движения рук.

- Развитие речевого дыхания.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развитие связной речи.

- Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

- Пальчиковая игра «Осень»

- Артикуляционная гимнастика «Ленивый котенок»

- Французская игра «Зайцы и волк»

- Хоровод «Урожай собирай»

- Попевка «Качели»

- Игра «Кто скорее?»

- Упр. на развитие внимания «Не упади!»

-«Назови последний звук»

-«Опиши звук» с опорой

 на артикуляцию

- «Хлопай, не зевай»

- «Живые слоги»

- Игра «Рассели жильцов»

- «В каких словах спрятался звук «Н»

- Упр. на развитие мимики «Все наоборот»

- Развитие речевого дыхания и темпо-ритмической стороны речи.

- Развитие фонематических процессов

-Закрепление умения деления слов на слоги

-Закрепление понятия «место звука в слове»

- Закрепление артикуляционного уклада звука «Н»

- Развитие координации движений мелкой моторики.

- Ортопедические коврики.

- Картотека ритмических четверостишей.

- Аудиозапись  звуков животных.

Губная гармошка, свистульки, колокольчики

- Предметные картинки (диван, лимон, клен, трон)

- Зеркало

- Речевой ряд слогов, слов со звуком «Н»

- Шапочки-маски (красные, синие) Цветные фишки и схемы для обозначения звуков

- Чистоговорка: Колун колол, колол. Колун полено  да не расколол

ДЕКАБРЬ

I

«Теремок-холодок»

- Развитие эмоциональной сферы, воображения.

-Развитие динамической и статистической координации общих движений.

-Расширение активного и пассивного словаря.

-Развитие речевого выдоха

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата.

- Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука «Т»

- Знакомство с понятием «согласный твердый звук»

-Закрепление понятия «звук в конце слова», «звук в начале слова»

 - Артикуляционная гимнастика: «Окошко», «Обезьянка», «Болтушка»

- Дыхательная гимнастика: «Шарик»

- Чистоговорка «Холода»

-«Напиши в воздухе букву «Т»

- Попевка «Небо синее»

- Подвижная игра «Птицы»

-Игра «Сосчитай слова»

- Стих с движениями «Елка»

- Упр. на равитие воображения «Дорожка»

- Игра «Ты шагай»

- Пальчиковая игра «Снеговик»

- Ритмическое упр. «Мороз»

- Развитие речевого дыхания и умения изменять тембр голоса

- Развитие артикуляционных навыков

- Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука «Т»

-Развитие фонематических процессов

- Развитие коммуникативных навыков.

- Картотека чистоговорок

- Картотека артикуляционных упражнений

- Картинки для звукоподражания

-Зеркало

- Предметные картинки со звуком «Т»

- Цветные фишки и схемы для обозначения звуков синие и красные

-Дидактическое пособие «Домик»

-Наборы для выкладывания слоговой схемы

-Снежки

-Бубны, треугольники, клавесы

-Аудиозапись зимних звуков.

- Презентация «Ритмические зимние загадки»

II

«Дед Мороз построил дом»

- Развитие динамической и статистической координации общих движений.

- Расширение активного и пассивного словаря.  

- Формирование правильной осанки.

- Развитие речевого выдоха

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развитие артикуляционной, мимической и мелкой моторики.

- Развитие чувства ритма

-Развитие правильного произношения.

-Развитие просодической стороны речи

- Попевка «Небо синее»  

- Чистоговорка Звук «Т, Ть»

- Фонопедическое упр.  «Метель»  

- «Елочка»  Пальчиковая игра

- Подвижная игра «Снеговик»

- Игра на развитие внимания «Лесные звери»  

-«Выложи звуки и назови слово»

- Ритмическое упр. «Мороз»

- «Определи место звука в слове»

- Игра «Ветер северный»

- Польская хоровая игра «Лавата»

- Развитие речевого дыхания и голоса

-Формирование умения контролировать изменения высоты, тембра, ритма голоса.

- Развитие кинестетического и кинетического праксиса.

- Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука «Т»

- Развитие фонематических процессов

-Закрепление звукового анализа слогов

- Презентация «Зимний лес»

-Аудиозапись «Звуки Зимы»

-Мелодии «Зимушка-зима», «Дед Мороз»

-«Разноцветные снежки»

- Снеговики

-Картинки для звукоподражания

-Зеркало

- Карандаши

-Предметные картинки со звуком «Т»

-Дидактическое пособие «Звуковые домики»

- Картотека чистоговорок со звуком «Т»

-  Игрушка Дед Мороз, Снегурочка

- Деревянные палочки, бубны, маракасы.

III

«Елка» по мотивам сказки В. Сутеева

-Развитие воображения

-Развитие чувства ритма.

-Развитие зрительного и слухового восприятия.

-Развитие мелкой, артикуляционной и мимической моторики  Развитие речевого выдоха

-Развитие коммуникативных умений и навыков

- Развитие динамической и статистической координации движений.

-Пальчиковая игра «Снеговик»

- Артикуляционная гимнастика «Как язычок лепил снеговика»

- Упр. «Дорожка»

- Стих с движениями «Елка

-Фоно педическое упр. «В лесу»

- Игра «Живое предложение»

- Игра «Ветер северный»

-  Чистоговорки «К-Кь»  

-Упр. на внимание «Сорока»  

- Двигательное упр. «Ты шагай»

-Упр. «Смелый наездник»  

-Пальчиковая игра «Украшаем елочку»

- Ритмическое упр. «Мороз»

- Музыкально – коммуникативная игра «Заморожу»

- Закрепить артикуляционный уклад звука «К»

-  Закрепление понятия «гласный звук» и «согласный твердый звук»

- Упражнять в определении места звука в слове

 - Развитие мелкой и артикуляционной моторики.

-Упражнять в звуковом анализе слогов с выкладыванием схем

- Формировать самоконтроль за высотой голоса, тембром, чувством ритма в речевом  высказывании.

- Мелодии «Новый год», «Мы нарядим елку».

- Чистоговорки «Новый год»

- Картотека пальчиковых игр

- Колокольчики, клавесы

- Ритмические загадки

- Логоритмические схемы

-Зонтик

- Картинки для звукоподражания

- Зеркало

- Фишки синие и красные

- Дидактическое пособие «Согласный звук»

- Слоги: АК, КА

- Наборы для выкладывания

слоговой  схемы

 - Предметные картинки со звуком «К»

- Елка, елочные игрушки

- Ортопедические коврики

-Снежки

- Ведро

ЯНВАРЬ

III

«Снеговик на елке»

- Развивать тонкие движения пальцев рук.

-Развитие координации речи и движения

-Развивать зрительное восприятие и внимание.

-Развитие речевого выдоха, мимической и артикуляционной моторики

-Развитие чувства ритма

Развитие коммуникативных умений и навыков

-Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука «Б» «Бь»

-Артикуляционная гимнастика « Язычок на празднике Новый Год»

-Чистоговорки «Б-Бь»

- Фонопедическое упр. «Зима»

- Игра «Ветер северный»

-  Пальчиковая игра «Снеговик», «Украшаем елку»

- Упр. «Зимние забавы»

- Упражнение «Лишнее слово»

-Игра «Составь предложение»

- Ритмическое упр. «Мороз»

- Упражнение «Пропой слово»

- Игра «Маскарад»

- Польская хороводная игра «Лавата»

-Развитие фонематического восприятие и внимание

-Знакомство с артикуляционной и акустической характеристикой звука «Б-Бь»

-Упражнять в делении слов на слоги

-Закрепление звука в предложениях

-Развитие общей и мелкой моторики, дыхательных и голосовых функций

- Новогодние мелодии

-Музыкальные инструменты: деревянные ложки, треугольники, бубны, трещетки.

- Ритмические загадки

-Логоритмические схемы

-Снеговики, муляж морковок

- Снежки

-Мыльные пузыри

- Картинка «Чайник»

-Предметные картинки со звуком «Б»

-Слова: Бобачка, чабочка,бабочка,кабабочка

Рабабан, барабан, бабаран, набараб

-Цветные фишки

-Дидактическое пособие «Домик»

-Наборы для выкладывания

схемы предложения

IV

«Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского

-Развитие мелкой и общей моторики.

-Развитие координации речи и движения

-Развивать зрительное восприятие и внимание.

-Развитие речевого выдоха

-Развитие чувства ритма

-Развитие коммуникативных умений и навыков

-Развитие дикции

- Артикуляционная гимнастика: «Новогодние приключения язычка»

- Упр. «Умелые ручки»

-  «Зимние забавы» Фонопедическое упр.

- Двигательное упр. «Ты шагай!»  

-Чистоговорки на «Б-бь»

- Игра «Маскарад»

- Игра «Лишнее слово»

- « Слови звук»

- «Назови ласково»

- Упр. «Дорожка»

- Пальчиковая игра «Наряжаем елку»

- Музыкально-коммуникативная игра «Два Мороза»

- Развитие  речевого дыхания, силы  голоса и мимической мускулатуры лица

- Развитие артикуляционной моторики

- Развитие фонематического слуха

-Закрепление звука в слогах

-Звуковой анализ:

-сколько звуков

- назови первый звук

- назови второй звук

- Деление слова на слоги

- Картинки с опорой на артикуляцию

- Ряд слогов: бда-бдо-бду-бды

-Предметные картинки со звуком «Бь»

-Ряд слогов: би-бе-бё; би-би-бе

-Слова: бигуди, береза, лебедь

-Наборы для выкладывания

слоговой  схемы

- Чистоговорка:

Би-би-би-гудит машина

Не поеду без бензина.

Бе-бе-бе - сидели галки на трубе

Бя-бя-бя-сколько братьев у тебя и т.д.

- Музыкальные инструменты: Клавесы, погремушки, шумелки.

- Игрушки Дед Мороз, Снегурочка, Гномы.

- Мячи

ФЕВРАЛЬ

I

«Приключение снежинки»

-Развивать мелкую моторику.

-Развитие координации речи и движения.

-Развивать зрительное восприятие и внимание.

-Развитие речевого выдоха и артикуляционной моторики.  

-Развитие чувства ритма.

- Развитие коммуникативных умений и навыков

-Развитие дикции

- Фонопедическое упр. «Снежика»  

-Двигательное упр. «Лесные жители»  -Игра « Большой снежок и маленький снежок»

-Пальчиковая игра «Слепим снежки»

-Игра «Снежинки, летайте»

- Упр. «Умелые ручки»

- «Пропой слова»

 -Артикуляционная гимнастика «Смешной язычок»

- Закрепление понятий «гласный  звук» и «согласный звук»

- Развитие фонематического слуха, фонематического анализа изолированных гласных и согласных звуков.

-Развитие чувства ритма, темпа.

-Развитие правильного звукопроизношения.

- Развитие межполушарных связей.

-Учить звуковому анализу в слоге

-Учить определять место звука в слове

- Картотека артикуляционной гимнастики.

- Дидактический материал к игре «Большой - маленький»

-Синие и красные флажки

-Картинки для звукоподражания

-Зеркало

-Цветные веревочки

-Слоги: по,пэ,ма,то,тэ ак,эк...

-Цветные фишки

-Предметные картинки со звуком «Э».

- Вата

- Маракасы, деревянные палочки.

II

«Снежная книга» по мотивам (сказок) рассказа В. Бианки

- Научить различать звуки «Г» и «Гь» по акустическим признакам

- Развивать речевое дыхание.

- Дифференцировать мягкие и твердые звуки.

- Развивать тонкие движения пальцев рук.  

- Развитие координации речи и движения  

- Развивать зрительное восприятие и внимание.

- Развитие мимической и артикуляционной моторики

- Развитие чувства ритма

- Развитие коммуникативных умений и навыков

- Артикуляционная гимнастика «Язычок»

- Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!»

- Упр. «Умелые ручки»

-«Выдели из текста слова со звуком Г и Гь»

 -Пальчиковая игра «Снежные мастера»

- Двигательные упр. «Лесные жители зимой»

-Игра на развитие внимания « Как заяц от лисы прятался»

- Упр. на развитие мимических мышц «Лиса»

- Подвижная игра «Построй башню»

- Развитие речевого дыхания и силы голоса

- Развитие артикуляционной моторики

-Развитие кинетического праксиса.

-Дифференциация звуков «Г-Гь» в словосочетаниях, в предложениях.

-Закрепление понятия

«твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук»

Развитие фонематического слуха

 

-Картотека чистоговорок по теме

-Цветные веревочки

- Аудиозапись из сказок

- Бубны, деревянные ложки.

-Предметные картинки «Снегурочка», «Метель», «Снеговики»

-Картинки с опорой на артикуляции

-Фишки: зеленые, синие и красные

-Слоги: ГА, ГИ, АГА, ИГИ, ОГО, ИГО, АГО, УГО…

-Предметные картинки: гусь, гимнаст, бумага, груша, сапоги, гитара.

III

«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки

-Развивать пространственное представление.

-Развитие связной речи.

-Развитие координации речи и движения

-Развитие зрительного восприятия и внимания.

-Развитие мимической и артикуляционной моторики

-Выработка речевого дыхания

-Развитие коммуникативных умений и навыков

- Артикуляционная гимнастика « кто поможет воробью?»

- Чистоговорки на звуки «Л-Ль»

- Упр. на развитие внимания «Лошадка»

- Упр. «Умелые ручки»

- Фонопедическое упр. «Кто как кричит»

- Пальчиковая игра «Птичья столовая»

- Двигательное упр. «Лесные жители»

- Музыкально -  коммуникативная игра «Два Мороза»

-  Упр. на развитие речевого дыхания «Ветер»

- Упражнение на развитие силы голоса «Большой-маленький»

- Развитие просодической стороны речи упражнение «Морозко»

-Развитие слоговой структуры слова.

-Развитие просодической стороны речи.

- Развитие коммуникативных функций речи.

-Закрепление артикуляционного уклада звуков «Л-Ль»

-Развитие фонематического слуха

- научить контролировать свои движения в такт музыке.

-Предметные картинки «Самолет, зимние птицы, веточки деревьев, вьюга и метель»

-Предметные картинки на звуки «Л-Ль»

- Персонажи-игрушки из русской народной сказки.

- Маски.

-Слоговые схемы: ля-лю-ля-лё...

- Цветные прищепки.

- Наборы для выкладывания

схемы предложенияянные ложки.

- Ортопедические коврики, канат

- Клавесы, треугольники.

- Деревянные палочки, деревянные ложки.

- Аудиозапись ритмической разминки «Утро начинается»,

IV

«Морозята»

-Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

- Формировать умение вслушиваться в инструкцию, понимать обращенную речь.

- Стимулировать речевую деятельность.

- Закрепить умения двигаться в коллективе, ориентироваться в пространстве.

- Воспитывать культуре общения в процессе группового взаимодействия.

-Пальчиковая игра «Украшаем елку», «Мастера»

- «Вальс-шутка»

- Игра «Маскарад»

-«Угадай какая схема подходит»

- «Раздели слово»

-«Раздели предложение»

-Ритмическое упр. «Мороз»

- Стихотворение «Осторожный снег»  

- Упр. «Зимние забавы»  

-«Слово заблудилось»

-Артикуляционная гимнастика « Путешествие веселого язычка в зимнюю сказку»

- Игра «Заморожу»

-Развитие просодической стороны речи.

- Развитие понимания речи.

-Дифференциация  звуков по силе и высоте голоса.

- Развитие диалогической речи.

- Закрепление артикуляционного уклада звуков «Л-Ль»

-Развитие речевого дыхания и голоса

- Развитие фонематического слуха

и восприятия.

-Предметная картинка для звукоподражания «Мишка»

-Зеркала

-Слова: Мак-бак-мышка-так

Том-дом-сынок-ком

Лимон-вагон-сыр-бутон

-Цветные фишки

-Слоги: ЫЛ, ЛЫ

-Дидактическое пособие «Домик»

-Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы

предложений

-Текст: «Три хозяйки»

- Чистоговорки

-Картотека Артикуляционных упражнений.

- Бубны, колокольчики

-Цветные флажки

-Логоритмические схемы.

-Презентация «Ритмические загадки»

МАРТ

МАРТ

I

«Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки

--Обогащение словаря

-Развивать тонкие движения пальцев рук.

-Развитие координации речи и движения

-Развивать слухового восприятие и внимание.

-Развитие мимической и артикуляционной моторики

- Выработка речевого дыхания

-Развитие коммуникативных умений и навыков  

-Формирование четкой дикции

-Упр. «На лошадке»

- Пальчиковое  упр. «Умелые руки»

-Ритмическая разминка. «Ты шагай»  

-Артикуляционная  гимнастика « Гуси –лебеди»

-«Собери пару», «Собери слово», «Собери предложение»

- Стих с движением «Поедалочка»

-Чистоговорки «К-КЬ»

-Фонопедическое упр. «В лесу»

-Музыкально-коммуникативная игра «Спрячься от гусей»

-Речевая игра «Гости»

-Развитие дыхания и голоса

-Развитие артикуляционной моторики

-Знакомство с артикуляционной и

 акустической характеристикой звука

-Развитие фонематического слуха

-Звуковой анализ слогов, слов

-Деление слов на слоги

-Составление из слов предложения

-Предметная картинка для звукоподражания «Насос»

-Зеркала

-Цветные фишки

-Слоги: ОС, СА

-Предметные картинки: санки, сосулька, нос

-Дидактическое пособие «Домик», «Согласный звук»

-Слово: Осы

-Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы

Предложений

-Слова: Скворец, птицы, ласточка, и.

- Колокольчики

- Ритмические разминки: «Прятки», «Речка».

II

«Я маму мою обидел» по стихотворению Э. Мошковской

-Развитие коммуникативных умений и навыков  

-Развитие чувства ритма

-Развивать тонкие движения пальцев рук.

-Развитие координации речи и движения

-Развитие артикуляционной моторики

-Выработка речевого дыхания

-Формирование четкой дикции.

-Артикуляционная гимнастика «Милая мама»

-Упражнение на развитие речевого дыхания «Фокус»

-Чистоговорки «М -МЬ»

- Двигательная игра

- Ритмическая игра «Молоток»

- Музыкально-ритмическая композиция «Вперед, гардемарины!»

-«Произнеси по разному»

- Подв.игра «Ручеек»

-«Разбери слово»

-Упр. на координацию речи и движения «Самолет»

- Музыкально-коммуникативная игра «Звездочка»

-Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

- Развитие лексико  –грамматического строя речи.

- Развитие правильного звукопроизношения.

- Развитие просодической стороны речи.

-Дифференциация сложных и простых слогов.

-Развитие связной речи.

- Предложение: Я люблю свою маму (повествовательно, вопросительно, восклицательно)

- Предметная картинка для звукоподражания «Кран с водой»

- Зеркала

- Слова: так(си), не(си), ко(си)...

- Цветные фишки

-Слово: СИМА

- Наборы для выкладывания схемы предложений

-Предложение: Слив, съела, десять Сима; Под, спит, кустом зайчик серый.

- Аудиозапись мелодий про маму.

- Ритмическая развинка «Утренняя гимнастика»

III

«Кем быть?»

(«День Защитника Отечества»)

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

-Развивать тонкие движения пальцев рук.

-Развитие координации речи и движения

-Развитие пространственных представлений

-Развитие артикуляционной моторики

-Развития чувства ритма

-Развитие воображения и ассоциативно образного мышления

-Упр. «Умелые ручки»

-Ритмическая игра «Молоток»

- Артикуляционная гимнастика «Мастера»

- Упражнение «Хлопни»

-Речевая игра «Иголка и нитка»

- Стих с движением «Поедалочка»

- Музыкально-ритмическая композиция «Ни качегары мы не плотники!»

- Упражнение «Подбери пару»

-Ритмической упражнение  «Самолет»

-Игра на развитие внимания «Наши кони чисты!»

-Пальчиковая игра «Две матрешки»

- Музыкально-коммуникативная игра «Звездочки»

-Развитие артикуляционной моторики

-Знакомство с артикуляционной и

 акустической характеристикой звука

-Развитие фонематического слуха

-Развитие звукового анализа слогов

-Закрепление умения деления слов на слоги, выделение слога с заданным звуком  «Ш»

-Закрепление умения выделять из текста слова с заданным звуком

-Картотека артикуляционных упражнений

- Аудиозапись сигналов спец. Машин,  звуков разных инструментов.

- Ритмическая разминка «Смелые пожарники».

- Канат, Обручи, мячи.

- Деревянные палочки, свистки.

- Предметная картинка для звукоподражания «Змея»

-Зеркала

-Счетные палочки

-Слова: мапка, тапка, шапка, капка; балыши, малыши, кавыши, табыши....

-Схемы, слоги АШ, ША

-Цветные фишки

-Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы

-Предметные картинки: шапка, машина, ковш.

IV

«Откуда у верблюда горб» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга

-Развитие коммуникативных умений и навыков

-Развитие воображения и ассоциативно образного мышления

-Развивать тонкие движения пальцев рук.

-Развитие координации речи и движения

-Развитие пространственных представлений

-Развитие речевого дыхания, артикуляционной и мимической моторики

-Чистоговорки

-Артикуляционная гимнастика: «Слон и лягушка»

-Ритмическое упражнение «Шел по городу верблюд»  

- Подвижная игра «Горячий конь»

-«Подарим картинки Шуре и Соне»

-«Выложи из фишек слоги»

- Упр. на развитие речевого дыхания «Рыбалка»

- Упр. на координацию речи и движения «Обезьянки», «Самолет», «Умелые ручки»

-Пальчиковая игра «Две матрешки»

  -Двигательные упр. «В пустыне»  

-Музыкально-коммуникативная игра «Звездочка»

-Развитие дыхания и голоса

-Развитие фонематического восприятие и внимание

-Закрепление умения различать звуки

 «С и Ш»

-Упражнять в выделении звуков из слов

-Закрепление умения звукового анализа и синтеза слогов

-Обучать составлению предложения из слов

-Развитие дикции

- Развитие звукоразличения.

-Предметная картинка «Верблюд в пустыне»

- Предметные картинки на звук «Ш»

- Чистоговорки

-Деревянные ложки, шумелки

- Цветные ленточки

-Предметная картинка для звукоподражания «Змея» и «Насос»

-Зеркала

-Куклы

-Предметные картинки: санки, сосулька, нос; шапка, машина, ковш.

-Цветные фишки

-Слоги: СА и ША

-Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы

Предложений

АПРЕЛ

Ь

I

«Откуда у кита такая глотка» по мотивам сказки Р. Киплинга

(«Животные морей и океанов»)

-Развитие координации речи и движения.

-Развитие зрительного восприятия и внимания.

-Развитие мимической и артикуляционной моторики.  

-Обучение правильному речевому дыханию.

-Формирование пространственных представлений.

-Формирование динамической координации движения рук.

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

-Формирование четкой дикции.

-Обогащение словаря по теме «Морские обитатели»

-Упр. на координацию речи и движения «У моря»

-Коммуникативная игра «Рыбки»

-Песня с движениями «Рыбка»  

- Музыкально-коммуникативная  игра «кот и рыбки»

-Речевое упр. «Рыбки разговаривают»

-Упражнение «Барабанщики»

-Ритмическое упражнение «Морские обитатели»

-Подвижная игра «Море волнуется раз….»

- Фонопедическое упражнение «Шум воды»

- «Раздели на слоги»

-« Подбери слово»

-«Назови ласково»

-Развитие дыхания и знакомство с артикуляционной и

 акустической характеристикой звука

-Развитие фонематического восприятие и внимание

-Закрепление умения звукового анализа и синтеза слов

-Закрепление понятия

«звук в конце слова»

-Закрепление фонематического анализа и синтеза

- Иллюстрации: медуза, морская звезда, акула, кит, черепаха, летучая рыба, рыба-игла, корабль

- Ритмические схемы

-Бубны, трубочки  

-Игрушки «Рыбы»

-Канат

-Ткань голубого цвета

- Аудиозаписи: шум прибоя, шум гальки, шум чаек, гудок корабля

- Штурвал

-Зеркала

-Цветные фишки

-Дидактическое пособие «Домик»

-Наборы для выкладывания слоговой схемы

II

«Космическое путешествие»

-Развивать тонкие движения пальцев рук.

-Развитие координации речи и движения

-Развитие пространственных представлений

-Развитие речевого дыхания, артикуляционной и мимической моторики

-Развитие коммуникативных умений и навыков

-Развитие ритмической выразительности

-Развитие воображения и ассоциативно образного мышления

-Научить характеризовать звуки «В» и «Вь» в сравнительном плане по акустическим признакам

- Пальчиковая гимнастика «Космонавты»

-Стих с движениями «Паполет»

-Фонопедическое упр. «Ракета»

-Упр. на координацию речи и движения «Полет», «У моря»

-«Повтори»

-«Выложи из фишек слоги»

-«Собери из слогов слово ВАТА, ВИШНЯ»

- назови первый звук

- сколько в слове слогов

- Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка в космос»

- Музыкально-коммуникативная игра « Звездочки»

-Музыкально-ритмическая композиция «Волшебный цветок»  

-Упр. на развитие мимических мышц «Цветок»

-Ритмическая зарядка « Мы планеты!»

- Ритмический танец «Веселые путешественники»

-Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.

- Развитие лексико  –грамматического строя речи.

- Развитие правильного звукопроизношения.

- Развитие просодической стороны речи.

-Дифференциация сложных и простых слогов.

-Развитие связной речи.

- Презентация «Космос»

-Ритмические загадки «Планеты»

-Предметные карточки на звуки «С-Ш»

-Шумелки, погремушки, маракасы, деревянные палочки

- Звезды

-Макет ракеты

-Предметные картинки для звукоподражания  «Мельница» и  «Вентилятор»

-Зеркала

-Слоги: са-со-су-си

-Слоги: ША, ШИ

-Цветные воздушные шары

-Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы

предложений

III

«Колобок»

(«Семья»)

-Учить детей  выражать свои чувства через жесты и движения.

-Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

-Развивать общую и мелкую моторику.

-Развитие координации речи и движения.

-Обогащать и активизировать словарь.

-Развитие пространственных представлений.

-Чистоговорки «Семья»

-Игра «Петя-петушок»

-Хороводная игра «Колобки» на мотив русской народной песни  

-«Четвертый лишний»,  «Какой звук подходит»

- Ритмическое упражнение -«Барабанщики»

-Фонопедическое упр. «Полюбуйся – весна»  

-Коммуникативная игра «Рыбки»

-Упр. на координацию речи и движения «Дружная семья»

-Логопедическая гимнастика «Медведь»  

-Закличка «Солнышко-ведрышко»

- Музыкально-коммуникативная игра «Солнечные зайчики и тучка»

-Развитие артикуляционной и мимической моторики  

-Формирование  коммуникативных умений и навыков

-Развитие связной речи.

-Воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другое.

- Закреплять дифференциацию согласных звуков на звонкие/глухие.

- Предметная картина  «Моя семья»

-Ииллюстрации: мама, папа, бабушка, дедушка,  заяц, волк, медведь

- Логоритмические схемы

-Слоговые схемы

- Обручи, конусы

-Бубенцы, погремушки

-Лепестки для цветочка

- песня «Папа может все, что угодно», песня «Мама, милая моя»

- картотека артикуляционных движений, картотека пальчиковых игр.

- Предметная картинка для звукоподражания «Комар»

-Зеркала

-Цветные веревочки

IV

«Как муравьишка дом солнышка искал»

-Совершенствование двигательных способностей детей и моторной сферы: общей моторики, мелкой, артикуляционной, мимической моторики.

-Развитие чувства темпа и ритма.

- Формирование умения координировать музыку, движения и речь.

-Развитие слуховых функций и фонематического восприятия.

-Дифференциация звуков «З-Зь» в словах.

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к участию в коллективной музыкально-игровой деятельности;

- Воспитывать в детях доброжелательность, коммуникативные качества личности.

-Фонопедическое упр. «Колокольчики-будилки»

-Двигательное упр. «Муравьи»

-Ритмический танец под песню В. Шаинского «Маляры»

-Артикуляционная гимнастика «В гости к муравьишки»

Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

-Ритмическое упражнение «Барабанщики»

-«Большой и маленький комарик»

-«Хлопай, не зевай»

 -«Раздели на два ряда»

- сколько слов посчитай

«Домик»

- закрепление понятия

«звук в начале и конце слова»

-«Найди слова со звуками З и Зь»

-Динамическая пауза «Принцесса»

- Речевая игра  «Мишки и пчелы»

-Музыкально-коммуникативная игра «Паучок и мушки»

-Развитие просодической стороны речи.

- Развитие понимания речи.

-Дифференциация  звуков по силе и высоте голоса.

- Развитие диалогической речи.

- Закрепление артикуляционного уклада звуков «З-Зь»

-Развитие речевого дыхания и голоса

- Развитие фонематического слуха

и восприятия.

-Барабаны, колокольчики

- Предметные картинки: насекомые, весенние цветы, весенний лес.

- Предметные картинки на звуки «З,ЗЬ»

- Аудиозапись «Звуки весеннего леса»

-Предметная картинка для звукоподражания «Комар и комарик»

-Слоги: зу, озе, зе, ше, езе...

Предметные картинки: коза, зубы, зонт; зебра, корзина, земляника

Дидактическое пособие: «Согласный звук»

МАЙ

I

«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки

-Развитие координации речи и движения.

-Развитие зрительного восприятия и внимания.

-Развитие мимической и артикуляционной моторики.  

-Обучение правильному речевому дыханию.

-Формирование пространственных представлений.

-Формирование динамической координации движения рук.

-Развитие коммуникативных умений и навыков.

-Формирование четкой дикции.

-Обогащение словаря.

-Знакомство с артикуляцией и акустической характеристикой звука

- Артикуляционная гимнастика «Язычок и зеркальце»

-Дыхательная гимнастика «Бабочки»

-Закличка «Солнышко-ведрышко»

- Упражнение «Пропой слова»

- Ритмические загадки

-Речевое упражнение «Жук жужжит»

-«Заверши предложение»

-«Собери слово»

- Игра «Солнечные зайчики и тучка»

-Двигательные упр. «Мишка - воришка»  

- Музыкально-коммуникативная  игра «Мишки и пчелы»

- Закрепеление артикуляционного уклада звука «Ж»

- Обогащение и активизация словаря.

- Развитие фонематического слуха и восприятия.

- Развитие ритма, дикции, силы голоса.

- Дифференциация согласных на твердые и мягкие, звонкие/глухие.

-Предметная картинка для звукоподражания «Жук»

-Зеркала

-Цветные полоски

-Слова: жук, книжки

-Наборы для выкладывания слоговой схемы и схемы

Предложений

-Картотека артикуляционных упражнений

- чистоговорки на звук «Ж»

- Клавесы, металлофон

- Аудиозаписи звуков животных

II

«История о том, как гном построил дом»

-Совершенствование двигательных способностей детей и моторной сферы: общей моторики, мелкой, артикуляционной, мимической моторики.

-Развитие чувства темпа и ритма.

- Формирование умения координировать музыку, движения и речь.

-Развитие слуховых функций и фонематического восприятия.

-Дифференциация звуков «З-Ж» в словах.

-Воспитывать в детях доброжелательность, коммуникативные качества личности.

-Фонопедическое упр. «Утро»

- Ритмическая зарядка «Здравствуй!»

-Стих с движением «Солнышко»

-Артикуляционная гимнастика «Путешествие язычка в лес»

-«Кто громче?»

-«Скажи наоборот»

-Двигательные упр. «Солнечные зайчики»

-Ритмическая игра «Молоток»  

-Пальчиковая игра «Маляр»

-Русский танец

-Игра «Паучок и мушки»

-Пальчиковая гимнастика «Гусеница»

- Музыкально – коммуникативная игра «Мишки и пчелы»

-Развитие речевого дыхания и различения высоты голоса.

- Развитие фонематического слуха

-Закрепление умения

дифференцировать звуки в слогах (замена первого звука на оппозиционный)

- Закрепление звука в словах

(по наличию, отсутствию звука в словах)

-Закрепление понятия «деление слов на слоги»

-Закрепление понятия «предложение»

-Картинки с деревьями, картинки  с буквами

-Мелодии леса, пение птиц

-логосхемы

- массажные коврики

-корзина

- конверт с письмом

-голубая ткань

-осенние листья

- костюм гнома.

-Предметные картинки для звукоподражания  «Комар» и  «Жук»

-Зеркала

-Слова: жаба, жук,зуб, жадина; заяц, зоопарк, журнал, забор

-Слоги: За-за-за...(Жа-жа-жа)...

           Жи-жи-жи...(Зы-зы-зы)...

-Предметные картинки:

 коза, жук ,зуб, береза

журнал, пожар, жираф, зонт

-Наборы для выкладывания слоговой схемы

Заключение

Работа по данной методической разработке даёт положительную динамику в психомоторной коррекции речевых нарушений  у детей.

 В ходе всей работы ребенок учится правильному произношению, и понимаю  той речи, с которой к нему обращаются, можно увидеть значительный рост словарного запаса, овладение грамматическими конструкциями языка. Воспитанники сами не подозревая того потихоньку овладевает речью,  осознавая, что из звуков состоят слова, из слов фразы и предложения. При этом они не только приобретают знания, но и учатся мыслить, поскольку думать - это значит говорить про себя или вслух, а говорить - значит думать.

Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что выбранные методы и приёмы помогают решать поставленные задачи по овладению дошкольниками   звукопроизносительных навыков и освоению всех   компонентов речи, что  позволит обеспечить готовность их к обучению в школе.

Список литературы

  1. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ОНР (с 4-7 лет) – СПб.: Детство – Пресс, 2007.
  2. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. Автор-составитель: Г.В. Чиркина. -М.: Просвещение, 2009.
  3. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. Второй год обучения (подготовительная к школе группа).- М.: Издательства «Альфа», 1993.
  4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 1993.
  5. Т.И. Гризик, Л. Е. Тимощук Развитие речи детей 5 – 6 лет. – М.: ГУП ВТИИ,1998.
  6. В. В. Волина. Занимательное азбуковедение: кн. для учителя. – М: Просвещение. 1991.
  7. Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской.
  8. Методические пособия по логоритмике -  М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других.
  9.  «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой. Т.С. Овчинникова.
  10.  «Весёлая логоритмика» Е.Железновой.
  11. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях» О.А. Новиковская.
  12. Методические пособия «Дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина.
  13. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» Т.С. Овчинникова.
  14. «Дыхательная гимнастика» - Стрельникова.
  15. Программа «Ритмическая мозаика» Т.И.Бурениной.
  16.  «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина.
  17. «Фонопедичесчкий метод обучения пению 1 и 2 уровень» В.Емельянова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Лого сказки как метод коррекции речевых нарушений у дошкольников""

Цель: повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе ознакомления с технологией сказкотерапии на примере логопедического занятия.Задачи: раскрыть понятие сказкотерапия, на примере логопе...

Логоритмика,как эффективный метод преодоления речевых нарушений у дошкольников

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является логопедическая ритмика. В настоящее время под логопедической ритмикой понимается одна из форм кинезотерапии (терапия движением), ...

Перспективное планирование "Логоритмика - эффективный метод коррекции речевых нарушений у дошкольников 6-7 лет"

Цель: преодоление у детей речевых нарушений  у детей путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой....

"Тактильные чистоговорки как эффективный способ коррекции речевых нарушений у дошкольников с дизартрией".

Стартап-проект. Реализация данного проекта позволит  сделать более увлекательным этап автоматизации звуков, уделить больше времени работе по развитию мелкой моторики рук....