Методы коррекции страхов у детей
консультация на тему

Хавкина Татьяна Александровна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_korrektsii_strahov.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

ПРЕОДОЛЕВАЕМ СТРАХИ

«Придумай веселый конец». Цель — деролеизация объектов страха. Взрослый читает ребенку (9 лет и старше) какую-либо страшную сказку  и просит придумать к ней веселое окончание.

«Нарисуй страшного веселым (добрым)». Цель — деролеизация объектов страха. Для игры необходимо заранее приготовить черно-белые рисунки страшных персонажей. Ребенку дается задание — дорисовать их так, чтобы страшные персонажи превратились в смешных либо в добрых. Можно предложить ребёнку нарисовать свой страх, а затем дополнить деталями, чтобы сделать его смешным.

Например, на одном из занятий я предлагала нарисовать самую страшную страшилку, которой боятся все дети. Затем сообщала, что эту страшилку пригласили на день рождения. А как же она пойдет такая страшная? Как мы можем ей помочь? («Накрасить ей губы, нарядить в платье, сделать причёску и дать сумочку», — ответила Маша и сделала это.) В дальнейшей беседе по рисунку мы пришли к пониманию того, что, несмотря на свой внешний вид страшилки, это может быть вполне доброе и безобидное существо.

«Парикмахерская». Детям рекомендуется закрыть глаза и представить какое-либо страшное существо, которого обычно боятся все дети, и нарисовать его. Затем сообщаем, что это существо — девушка, которая собирается выйти замуж. И конечно, ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу, макияж и пр. Детям предлагается выступить в роли парикмахера и украсить свою девушку как можно лучше.

«Больница». В этом варианте упражнения детям сообщалось, что у страшного существа очень болят зубы, распухла щека. Детям надо нарисовать на лице существа страдания (слезы, повязку). Оно очень боится идти к врачу. Детям предлагается превратиться в добрых и внимательных врачей, которых никто не боится, полечить «существо» и нарисовать на его лице выражение радости (это можно сделать уже на другом листе).

«Книга моих подвигов». Цель — укрепление «Я» ребенка. Психолог вместе с ребенком разыгрывает ситуацию, в которой ребенок совершает подвиг: побеждает какое-либо злое существо. Затем ребенок рисует свой подвиг. После окончания рисования он еще раз вспоминает с помощью ведущего свой подвиг, психолог записывает этот рассказ. При этом рассказ может несколько отличаться от разыгранного ранее подвига. Психолог обещает ребенку после занятия красиво оформить его рассказ, чтобы из рисунков и рассказов потом составить книгу подвигов. На следующем занятии ребенок рассматривает свой рисунок, психолог читает ему напечатанный рассказ о подвиге. Затем опять разыгрывается ситуация, ребенок ее рисует и составляет рассказ.

«Я — очень хороший». Цель — укрепление «Я» ребенка. Психолог предлагает ребенку повторять по очереди несколько раз слова разным способом: шепотом, громко, очень громко. Таким образом, психолог и ребенок прошептывают, проговаривают, прокрикивают слова «Я», «очень», «хороший».

«Скажи мишке добрые слова». Цель — укрепление «Я» ребенка. Ребенок и психолог перебрасываются мячиком и вспоминают хорошие качества человека. Затем психолог «приглашает» на занятие игрушечного мишку. Ребенок придумывает для него хорошие слова, заканчивая предложение «Ты — ...». Затем психолог и ребенок по очереди берут мишку в руки, так каждый из них превращается в мишку, придумывает для другого добрые слова.

В работе со страхами я также использую сказкотерапию. Работа со сказками часто даётся как домашнее задание родителям, для занятий с детьми дома я рекомендую книги «Сказкотерапия детских проблем» Ткач Р.М., «Как помочь ребёнку избавиться от страхов. Страхи – это серьёзно» Шишовой Т.Л., «Нам не страшен серый волк» Микляевой А.В., Румянцевой П.В.; «Жила-была девочка, похожая на тебя» Д. Бретт.

При работе со страхами также использовался метод кататимно-имагинативной психотерапии. Метод символдрамы (кататимно-имагинативная психотерапия) разработан известным немецким психотерапевтом – профессором X. Лейнером. Основу метода составляет свободное фантазирование в форме образов, внутренних картин на заданную психотерапевтом тему (мотив). Лучше всего применение методов символдрамы зарекомендовало себя при работе с детскими фобиями. При этом эффективным оказалось постепенное пошаговое «декондиционирование» (снятие условнорефлекторных зависимостей), напоминающее методы поведенческой терапии.

Прежде всего, необходимо установить эмоционально-личностный контакт между ребенком и психологом. При этом особо важное значение придается беседе с ребенком о его радостях и заботах. В то же время внимание ребенка не должно отвлекаться на посторонние предметы, в частности, на игрушки. Поэтому сеанс символдрамы желательно проводить в другой комнате, а не в той, где проводится игровая психотерапия. Желательно, чтобы помещение было слегка затемнено, шторы при этом должны быть наполовину прикрыты (полностью закрывать не следует, иначе это может вызвать у ребенка тревогу). Делать это нужно заранее, до прихода ребенка, так как в его присутствии это может вызвать у него беспокойство.

Работая с детьми младшего школьного возраста (от 6 до 9 лет), предпочтительно проводить сеанс, сидя в удобном кресле с достаточно высокой спинкой, чтобы ребенок мог удобно облокотить голову. Эта поза лучше соответствует особенностям моторно-двигательной активности данного возраста, когда дети даже с закрытыми глазами совершают непроизвольные движения руками или ногами. Кроме того, в таком положении они не столь сильно подвергаются страху предстать «на растерзание» психотерапевту, как в более беззащитном положении лежа. В отличие от работы со взрослым, в работе с ребенком психологу предпочтительно сесть не напротив, а параллельно, рядом с ребёнком. Сидеть при этом следует лицом не к окну, а в сторону темной части комнаты.

Сидящего в удобном кресле ребёнка вводят в состояние расслабления. Достаточно попросить ребенка лечь или сесть, закрыть глаза и расслабиться. Следующим важным условием проведения с ребенком сеанса символдрамы является его понятное и приемлемое для ребенка обоснование. Например, ребенка можно спросить, знает ли он интересную «игру полета фантазии с закрытыми глазами». Таким образом, у него удается пробудить любопытство и создать мотивацию для проведения сеанса символдрамы. В работе с более старшими детьми и подростками психолог может спросить, не хочет ли ребенок пройти интересный тест, в котором нужно представлять в воображении определенные образы. После достижения состояния расслабления ребёнку предлагается представить образы на заданную психологом в открытой форме тему - стандартный мотив. Представляя образы, ребёнок рассказывает о своих переживаниях сидящему рядом психологу, который как бы «сопровождает» его в образах и, если необходимо, направляет их течение в соответствии со стратегией коррекции.

После проведения образа ребёнку предлагается порисовать то, что представлялось. Противопоказанием для использования данной методики являются: 1) острые или хронические психозы или близкие к психозу состояния; 2) церебрально-органические синдромы в тяжелой форме; 3) недостаточное интеллектуальное развитие с IQ ниже 85; 4) недостаточная мотивация. Этот метод можно использовать с детьми в возрасте от 6-7-ми лет.

В качестве основных мотивов символдрамы для детей и подростков Х. Лёйнер предлагает следующие:

1. луг, как исходный образ каждого психотерапевтического сеанса;

2. подъем в гору, чтобы увидеть с ее вершины панораму ландшафта;

3. следование вдоль ручья вверх или вниз по течению,

4. обследование дома;

5. встреча со значимым лицом (мать, отец, братья и сестры, кумир, учитель и т.д.) в реальном или символическом облачении (в образе животного, дерева и т. п.);

6. наблюдение опушки леса и ожидание существа, которое выйдет из темноты леса;

7. лодка, появляющаяся на берегу пруда или озера, на которой ребенок отправляется покататься;

8. пещера, которую сначала наблюдают со стороны в ожидании, что из нее выйдет символическое существо, и в которую, по желанию ребенка, можно также войти, чтобы в ней побыть или, чтобы исследовать ее глубины.

Наряду с перечисленными мотивами в последние годы широко используются также три следующих дополнительных мотива: «Наблюдение и установление контакта с семьей животных» - с целью получить представление о проблемах в семье ребенка, а также провести их коррекцию; «Получение во владение надела земли, чтобы что-нибудь на нем возделать или построить»; «Представление себя примерно на 10 лет старше».

Для подростков можно предложить также мотивы: «Собственная машина, мотоцикл».

Кроме того, в плане психодиагностики особенно эффективными оказались следующие мотивы: «Дерево», «Три дерева», «Цветок».

В определенных случаях используются специфические мотивы символдрамы: «Представление реальной ситуации в школе или дома»; «Воспоминания из прошлого опыта»; «Представление последней сцены из ночного сновидения и продолжение его развития в сновидении наяву»; «Интроспекция внутренностей тела (путешествие вглубь своего тела)»; «Представление определенных предметов, имеющих особое эмоциональное значение, например, игрушки, любимой куклы, плюшевого мишки или другой мягкой игрушки».

В работе с парой родитель-ребёнок используются мотивы– «Животные идут друг к другу в гости», «Путешествие на необитаемый остров», «Дети в магазине игрушек» и т.д.

Пример: За консультацией обратились родители девочки. Причина обращения: девочка (Женя, 7 лет) боится оставаться дома одна, темноты; страдает логоневрозом. Одновременно с арт-терапевтическими техниками применялся метод символдрамы. Было проведено 15 занятий, использовались мотивы «Цветок», «Ручей», «Источник», «Три дерева», «Мяч», «Детская игрушка» (представила любимую куклу, кукла заболела аллергией, Женя вылечила её, дав ей «волшебную» микстуру), «Животное, которое нуждается в твоей помощи» (представила одинокого маленького ёжика, который мок под дождём; накормила его молоком, построила для него тёплый сухой шалаш), «Опушка леса» (из леса вышла Баба-Яга, которая хотела съесть Женю. После моей фразы: «Я знаю, что Баба-Яга очень любит торт, могла бы ты поискать там где-нибудь, и угостить её?», Женя смогла «найти» в образе много вкусностей, накормить Бабу-Ягу, после чего та стала «просто доброй бабушкой» и даже поиграла с девочкой), «Животные идут друг к другу в гости» (этот мотив проводился совместно с Женей и папой. Папа был оленем, Женя – дельфином. Дельфин пытался накормить оленя рыбой, а олень дельфина – травой, но в результате они пришли к соглашению: лакомились на берегу моря конфетами). По результатам коррекционной работы количество страхов у Жени снизилось с 18 до 5, нормализовалась речь.

Психотерапия по методу символдрамы также открывает новые возможности психотерапевтического использования сказки. Я.Л. Обухов  разработал методику «Кататимного похода в сказку», сочетающую в себе элементы сказкотерапии и символдрамы. Структура психотерапевтического занятия, согласно методике, определяется следующими четырьмя важными фазами: 

Фаза предварительной беседы (15-20 минут). Ребенку предлагается рассказать о своей любимой сказке. Иногда, если сказка малоизвестна, его просят пересказать эту сказку. На этой фазе выявляется, когда ребенку впервые рассказали или прочитали сказку, кто ее читал или рассказывал, как и где это происходило, какие моменты сказки его особенно волновали, как он относился к отдельным героям. Фаза релаксации (1-5 минут). Ребенка просят закрыть глаза и расслабиться, проводится упражнение на релаксацию.

Фаза представления образа (длительность представления образов колеблется в зависимости от возраста ребенка от 5 до 20 минут). Ребенку предлагается представить себя в сказке, о которой он рассказывал во время предварительной беседы: «Представь себе, что ты оказался в сказке... Все, что ты представишь,— это хорошо. Мы можем работать с любым образом».

Фаза обсуждения (5-10 минут). По окончании представления образов с ребенком проводится обсуждение и дается домашнее задание нарисовать представленное в образе. Рисунок обсуждается затем на предварительной беседе следующего сеанса.

Для лечения детского невроза страха нужно действовать не только в психологическом направлении, но и воздействовать на последствия этого невроза, выраженные на физиологическом уровне. Детям необходимы упражнения на релаксацию и расслабление.

По результатам психокоррекции (через 7–10 дней после окончания занятий) детям снова предлагался тест «Страхи в домиках». В некоторых случаях, для чистоты анализа результатов, я дублировала эту методику и, рассматривая рисунки, дополнительно задавала следующие вопросы: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?» В дальнейшем фраза постепенно укорачивалась: «Теперь боишься или нет?», «Боишься или нет?». После обсуждения хвалила ребенка, что он смог справиться со своими страхами или с частью страхов, и дарила талисман (мелкую игрушку). При этом давалась установка: эта фигурка непростая, она будет другом и защитником, нужно только взять фигурку в руки, погладить ее и сказать: «У меня все будет хорошо, я все смогу!

Следует сказать, что в моей практике были случаи, когда коррекционная работа оказывалась не достаточно эффективной. В таких случаях сами родители имели повышенный уровень тревожности и страхов и культивировали его у детей. Лечение ребенка без терапии родителей чаще всего не приносит положительных результатов. 90% всех страхов детей порождены семьей и стойко поддерживаются ею. Например, ко мне на приём пришла классный руководитель Андрея (11 лет) с жалобами на агрессивность, раздражительность, невнимательность ребёнка, резкое снижение успеваемости. В беседе с мальчиком выяснилось, что три месяца назад на его глазах умер дедушка, когда они находились дома одни. После этого события у ребёнка долго держалась высокая температура, снятся кошмары. Родители мальчика отказались от сотрудничества, мотивируя это тем, что «всё само пройдёт, надо чаще применять «витамины Р и У» - угол и ремень». Против коррекционных занятий с психологом не возражали. В результате длительной работы с использованием метода символдрамы, песочной терапии, арт-терапии у Андрея исчезли ночные кошмары, снизилась защитная агрессия, но после летних каникул картина оказалась почти такая же, как и в начале работы.

В своей работе с родителями я исходила из такого положения: «Если вы это понимаете и осознаете, значит, вы сможете справиться с ситуацией, вы можете изменить ее, и вы сможете измениться сами». Изменения, происходящие с ребенком, требуют перестройки взаимоотношений взрослого с ребенком, изменения самих родителей.

В совместной работе родителей с детьми я использовала не только символдраму, но и арт-терапевтические техники:

«Камень». Цель: гармонизация детско-родительских отношений, развитие креативного мышления. Материалы: морские камешки, для детей младшего школьного возраста – покрупнее, для подростков – размером с пятикопеечную монету; краски, кисти, листы бумаги формата А4. Родителям и детям предлагается раскрасить морские камешки символами с последующим обсуждением: Что в моём символе самое главное?, Как он на меня похож?, Где я этому научился (или у кого)?, О чём он мечтает и что хочет?

«Настроение моего дома». Цель: гармонизация детско-родительских отношений, развитие креативного мышления. Материалы: бумага формата А3, кисти краски. Родители и ребёнок на мокрой бумаге рисуют вместе молча настроение своего дома, затем нужно назвать рисунок, придумать девиз и вместе проговорить.

«Строительство дома». Цель: гармонизация детско-родительских отношений, развитие креативного мышления. Материалы: коробочки из-под чая, цветная бумага, фольга, клей, ножницы, природные материалы. Из картонных коробок, цветной бумаги, веточек, камней и т.п. ребёнок с родителями строят домик; придумывают его идею, что хотели передать его содержанием.

«Остров прощения». Цель: гармонизация детско-родительских отношений. Материалы: манка, ватман. Участники создают из манной крупы острова, для маленьких детей манку нужно сразу поделить на кучки. Задаётся следующая инструкция: создай свой остров, построй мосты прощения к другому человеку.

Помимо сказкотерапевтических программ, родителям можно посоветовать в занятия с детьми включать элементы куклотерапии.

Примерные тематические задания:

  • Нарисуй лицо куклы, которая чего-то боится. Сделай «пальчиковую» куколку. Пусть она расскажет страшные истории.
  • Представь, что кукла чего-то боится и прячется. Нарисуй, где и от кого она прячется.
  • Представь, что твоя кукла попала в темную комнату. Нарисуй, что там происходило.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции страхов у детей дошкольного возраста.

Описаны необходимых диагностических продцедуры и непосредственно коррекционная работу по преодолению страхов у детей дошкольного возраста....

программа коррекции страхов у детей 5-7 лет

программа предназначена для работы с детьми испытывающими страх и тревожность...

Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста методами арт-терапии

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию ребенка, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного о...

Коррекция страхов у детей старшего дошкольного возраста методом психодрамы и сказкотерапии

         Рeбeнoк, кoтoрый в свoe врeмя нe избавился oт страхoв, пoвзрoслeв и  став мужeм или жeнoй, oтцoм или матeрью, испытываeт труднoсти в устанoвлeнии нoрмальн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АРТ-ТЕРАПИИ ПРИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дети часто страдают от страхов. Это происходит в силу многих причин. Яркое воображение ребенка, впечатлительность — возможные причины детских страхов. Конечно же, есть и более глубокие при...

«Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста»

В презентации-консультации отражены основные понятия, которые должен знать родитель. Приведены методы и приемы борьбы со страхами дошкольников. Даны краткие рекомендации для коррекции страхов ребенка....

Методы коррекции страхов и тревоги дошкольников

Сегодня все чаще можно встретить детей с повышенным беспокойством, неуверенностью в себе и эмоциональной неустойчивостью. Особенно уязвимым является старший дошкольный возраст. По многочислен­ным ...