Ролевые игры. Механизм проведения ролевой игры.
презентация по психологии
Ролевая игра – один из методов активного обучения, предлагающий исполнение ее участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни. В ролевой игре главным элементом выступают роли, а связями – отношения между ними, определяемые ролевыми целями и предписаниями. Высокая эффективность ролевых игр отмечается в области объективации механизмов межличностной и социальной перцепции, стилей общения и взаимодействия носителей различных социальных ролей в обычных и конфликтных ситуациях, развития коммуникативной компетентности и т. д.
Ролевая игра как форма обучения имеет целью подготовку участников к тем ситуациям, которые возникают в их реальной жизни и деятельности, обучение их к принятию решений в ситуации неопределенности, в незнакомой или творческой обстановке, где воображение создает все основные условия реальной ситуации.
В ролевой игре участника сталкивают с ситуациями, которые по своим психологическим составляющим аналогичны ситуациям его реальной жизни и деятельности, побуждают к активности, дают обратную связь об адекватности его действий и ставят перед необходимостью изменить неэффективные установки и модели поведения.
В.Я. Платов выделяет следующие признаки ролевой игры как метода активного социально-психологического обучения. Только наличие всех из перечисленных ниже признаков позволяет отнести ту или иную игру к ролевой:
– наличие в структуре игры модели коммуникации, включенной в конкретную социально-экономическую систему;
– наличие ролей;
– различие ролевых целей участников игры, исполняющих разные роли;
– взаимодействие ролей по логике функционирования модели;
– многоальтернативность решений;
– наличие системы индивидуально-ролевого и группового оценивания;
– наличие управляемого эмоционального напряжения.
При проведении ролевой игры важно учитывать ряд принципов.
1. Игра должна быть значима для участников. Ее значимость
определяется соответствием ситуации сфере интересов участника
или личностному плану.
2. Необходимо выбрать такие ситуации, которые могут быть
решены в рамках занятия. Эти ситуации можно выделить с помощью интервью или предварительной диагностики участников.
3. Важен правильный подбор лиц, которые будут принимать
участие в игре.
Руководить игрой должен либо куратор, либо заранее подготовленный слушатель.
Механизм проведения ролевой игры
1.Руководитель сообщает тему игры, обозначает игровую ситуацию, уточняет, бывает ли так, значима ли эта ситуация.
2. Дается инструкция о ходе игры. При этом надо убедиться, что все понимают ее правильно, так как свои неудачи участники часто объясняют нечеткостью инструкции.
3. Распределяются роли. Иногда участники отказываются от предложенных ролей, для этого необходимо иметь запасные варианты. В первые дни лучше не пускать ситуацию на самотек. Если остаются незанятые в игре члены группы, то им можно дать задание: отслеживать вербальное и невербальное поведение участников ролевой игры, наблюдать, как они взаимодействуют, как решают поставленную перед ними задачу.
4. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить. После этого организуется ситуация, размечается пространство и вводятся роли.
В ролевых играх участникам предоставляется возможность:
- показать существующие стереотипы реагирования в тех или
иных ситуациях;
- разработать и использовать новые стратегии поведения;
- осознать и преодолеть свои внутренние опасения и проблемы.
Активные участники действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, а также приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия участников, но ведут записи для последующего комментирования.
5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого из участников. Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих.
Ролевые игры служат для:
- предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников;
- преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности;
- формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения;
- реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности;
- более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер;
- развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях.
Одним из самых важных и эффективных моментов ролевой игры является постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят дальнейшие события и действия как его самого, так и, возможно, развитие всего дальнейшего сюжета игры, движения всего игрового миропорядка.
Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение.
Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении.
В ряде случаев общение согласно общепринятым ролям невозможно из-за сложности ситуации (напр., деловые переговоры подчиняются деловому этикету, но общение в их рамках значительно сложнее отношений учитель-ученик). В детстве деловое (и дружеское) общение в ролевых играх отрабатывается на уровне необходимости договариваться с другими детьми о том, как и во что играть; существуют специальные бизнес-игры для отработки деловых ситуаций (например, через деловую ролевую игру возможна отработка развития обмена знаний между специалистами внутри организации). Важна профессиональная организация подобных игр для защиты от закрепления ошибочных выводов и результатов (например, ребёнок может привыкнуть подчиняться старшим детям).
Классификация ролевых игр
По целям, игры грубо можно разделить на досуговые и развивающие. В процессе досуговой игры игрок реализует свои индивидуальные цели, к примеру, реализация комплексов, творческих устремлений, фантазий, времяпрепровождение. В процессе развивающей игры игрок получает информацию, развивает определенные умения, и вырабатывает определенные навыки; в идеальном случае осваивает новую для него область знаний. Практически не существует чисто досуговых или развивающих игр и настоящее деление вводится только для того, чтобы расставить между этими направлениями приоритеты.
Рассматривая цели игроков легко можно провести классификацию по степени мотивации. Во-первых, игроков можно разделить на тех, кто специально пришел для участия в игре, и тех, кто попал в такую ситуацию, когда приходится принимать участие в ролевой игре. Вторую категорию, опять-таки можно поделить на тех, кто хочет принять участие в игре, и тех, кто не хочет, но вынужден делать это.
Причины, по которым люди стремятся участвовать в ролевых играх, могут быть самыми разнообразными: от времяпрепровождения до освоения новых областей знаний. Но их отличительной чертой является то, что не нужно искать дополнительных инструментов мотивации, что существенно упрощает процессы подготовки и регулирования хода игры. Обычно, игры, в которых принимают участие заранее мотивированные игроки, организуются методом добровольного собрания желающих принять участия в предлагаемой игре.
По степени осознания игры можно поделить на три категории:
- игры, в которых не происходит осознание игроками целей игры;
- игры, в которых на разборе игры игроками и организаторами происходит определение целей игры (рефлексивный подход);
- игры, где цели игры декларируются заранее (в явной или неявной форме).
В соответствии с принятыми в отечественной психологии взглядами, ролевая игра считается высшей формой развития детской игры. Она достигает своего расцвета в дошкольном возрасте, выступая в этот период в качестве ведущей деятельности, а затем уступает свою ведущую роль учёбе и больше не рассматривается в качестве самостоятельной движущей силы дальнейшего развития. Но как же тогда относиться к ролевым играм детей более старшего возраста (а также играм взрослых).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mehanizm_provedeniya_rolevoy_igry.pptx | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ролевая игра – один из методов активного обучения, предлагающий исполнение ее участниками различных ролей, значимых для них в реальной жизни. В ролевой игре главным элементом выступают роли, а связями – отношения между ними, определяемые ролевыми целями и предписаниями. Высокая эффективность ролевых игр отмечается в области объективации механизмов межличностной и социальной перцепции, стилей общения и взаимодействия носителей различных социальных ролей в обычных и конфликтных ситуациях, развития коммуникативной компетентности и т. д .
Ролевая игра как форма обучения имеет целью подготовку участников к тем ситуациям, которые возникают в их реальной жизни и деятельности, обучение их к принятию решений в ситуации неопределенности, в незнакомой или творческой обстановке, где воображение создает все основные условия реальной ситуации. В ролевой игре участника сталкивают с ситуациями, которые по своим психологическим составляющим аналогичны ситуациям его реальной жизни и деятельности, побуждают к активности, дают обратную связь об адекватности его действий и ставят перед необходимостью изменить неэффективные установки и модели поведения.
В.Я. Платов выделяет следующие признаки ролевой игры как метода активного социально-психологического обучения. Только наличие всех из перечисленных ниже признаков позволяет отнести ту или иную игру к ролевой: – наличие в структуре игры модели коммуникации, включенной в конкретную социально-экономическую систему; – наличие ролей; – различие ролевых целей участников игры, исполняющих разные роли; – взаимодействие ролей по логике функционирования модели; – многоальтернативность решений; – наличие системы индивидуально-ролевого и группового оценивания; – наличие управляемого эмоционального напряжения.
При проведении ролевой игры важно учитывать ряд принципов. 1. Игра должна быть значима для участников. Ее значимость определяется соответствием ситуации сфере интересов участника или личностному плану. 2. Необходимо выбрать такие ситуации, которые могут быть решены в рамках занятия. Эти ситуации можно выделить с помощью интервью или предварительной диагностики участников. 3. Важен правильный подбор лиц, которые будут принимать участие в игре. Руководить игрой должен либо куратор, либо заранее подготовленный слушатель.
Механизм проведения ролевой игры Руководитель сообщает тему игры, обозначает игровую ситуацию , уточняет, бывает ли так, значима ли эта ситуация . 2. Дается инструкция о ходе игры. При этом надо убедиться, что все понимают ее правильно, так как свои неудачи участники часто объясняют нечеткостью инструкции . 3. Распределяются роли. Иногда участники отказываются от предложенных ролей, для этого необходимо иметь запасные варианты . В первые дни лучше не пускать ситуацию на самотек. Если остаются незанятые в игре члены группы, то им можно дать задание : отслеживать вербальное и невербальное поведение участников ролевой игры, наблюдать, как они взаимодействуют, как решают поставленную перед ними задачу . 4. Еще раз формулируется проблема, которую нужно решить. После этого организуется ситуация, размечается пространство и вводятся роли.
В ролевых играх участникам предоставляется возможность: - показать существующие стереотипы реагирования в тех или иных ситуациях ; - разработать и использовать новые стратегии поведения ; - осознать и преодолеть свои внутренние опасения и проблемы. Активные участники действуют в соответствии со своими ролями и полученной информацией. По ходу ролевой игры наблюдатели, а также приглашенный специалист или преподаватель никак не вмешиваются в действия участников, но ведут записи для последующего комментирования. 5. Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых играющими суждений, фиксируется реакция каждого из участников . Руководитель излагает факты, сведения, сопоставляя их с эмоциональными реакциями играющих.
Ролевые игры служат для : - предоставления возможности полноценного общения в досуговом коллективе сверстников ; - преодоления барьера информационной и психологической замкнутости и отчужденности ; - формирования социально-психологической компетентности в сфере межличностного общения ; - реализации активных и синтетических форм совместной досуговой и творческой деятельности ; - более глубокого и творческого осознания и освоения малознакомых жизненных сфер ; - развития навыков взаимной психологической помощи в различных сложных ситуациях. Одним из самых важных и эффективных моментов ролевой игры является постановка играющего перед осознанием морально-этического выбора, от которого зависят дальнейшие события и действия как его самого, так и, возможно, развитие всего дальнейшего сюжета игры, движения всего игрового миропорядка.
Ролевые игры развивают такие коммуникативные навыки, как ролевое, деловое и дружеское общение. Ролевое общение - это общение людей как носителей определённых социальных ролей (мать и ребёнок, подчинённый и начальник, ученик и учитель, возлюбленные). Это общение строится по определённым нормам, определяемым обществом, используется для упрощения общения, для облегчения достижения целей каждого из участников ролевого общения. Проигрывая различные ситуации в ролевой игре, человек увереннее чувствует себя в реальном ролевом общении. В ряде случаев общение согласно общепринятым ролям невозможно из-за сложности ситуации (напр., деловые переговоры подчиняются деловому этикету, но общение в их рамках значительно сложнее отношений учитель-ученик). В детстве деловое (и дружеское) общение в ролевых играх отрабатывается на уровне необходимости договариваться с другими детьми о том, как и во что играть; существуют специальные бизнес-игры для отработки деловых ситуаций (например, через деловую ролевую игру возможна отработка развития обмена знаний между специалистами внутри организации). Важна профессиональная организация подобных игр для защиты от закрепления ошибочных выводов и результатов (например, ребёнок может привыкнуть подчиняться старшим детям ).
Классификация ролевых игр По целям, игры грубо можно разделить на досуговые и развивающие. В процессе досуговой игры игрок реализует свои индивидуальные цели, к примеру, реализация комплексов, творческих устремлений, фантазий, времяпрепровождение. В процессе развивающей игры игрок получает информацию, развивает определенные умения, и вырабатывает определенные навыки; в идеальном случае осваивает новую для него область знаний. Практически не существует чисто досуговых или развивающих игр и настоящее деление вводится только для того, чтобы расставить между этими направлениями приоритеты. Рассматривая цели игроков легко можно провести классификацию по степени мотивации. Во-первых, игроков можно разделить на тех, кто специально пришел для участия в игре, и тех, кто попал в такую ситуацию, когда приходится принимать участие в ролевой игре. Вторую категорию, опять-таки можно поделить на тех, кто хочет принять участие в игре, и тех, кто не хочет, но вынужден делать это.
Причины, по которым люди стремятся участвовать в ролевых играх, могут быть самыми разнообразными: от времяпрепровождения до освоения новых областей знаний. Но их отличительной чертой является то, что не нужно искать дополнительных инструментов мотивации, что существенно упрощает процессы подготовки и регулирования хода игры. Обычно, игры, в которых принимают участие заранее мотивированные игроки, организуются методом добровольного собрания желающих принять участия в предлагаемой игре. По степени осознания игры можно поделить на три категории : - игры, в которых не происходит осознание игроками целей игры ; - игры, в которых на разборе игры игроками и организаторами происходит определение целей игры (рефлексивный подход ); - игры, где цели игры декларируются заранее (в явной или неявной форме).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пределы вмешательства взрослых в игры детей.(сюжетно - ролевая игра)
Консультация для педагогов,всех возростных групп ДОУ....
Учим детей играть в сюжетно-ролевые игры
Статьи из плана работы клуба по интересам "Семейная академия". Сюжетно – ролевые игры дают ребенку возможность узнать и научиться социальным нормам поведения. Ролевые игры могут ока...
Конспект игры-занятия «Сюжетно-ролевая игра «Аптека».
Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Л. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление...
Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская", "Магазин", "Школа"....
Конспект «Организация и проведение ролевой игры для детей среднего возраста «Город мастеров»
«Организация и проведение ролевой игры для детей среднего возраста«Город мастеров» Воспитатель:Жердева Людмила Сергеевна...
Консультация для воспитателей «Особенности проведения ролевой игры при обыгрывании профессий»
Консультация для воспитателей «Особенности проведения ролевой игры при обыгрывании профессий»...
Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре.
Построение ролевого диалога в сюжетно-ролевой игре...