ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Заикина Ольга Владимировна

Предлагаемый цикл коррекционно-развивающих занятий построен в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра.

Цель программы –развитие эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
  2. Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.
  3. Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_emotsii.docx42.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                        УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                  Директор МОУ «Румянцевская СОШ»

                                                                                                                                                 ______________________ О.А. Зайцева

                                                                                                                                                «___»______________ 2022 год

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Составитель: педагог-психолог

Дошкольного отделения №44 МОУ «Румянцевская СОШ»

Заикина Ольга Владимировна

Пояснительная записка

        Все чаще в психолого-педагогической практике при работе с детьми дошкольного возраста встречаются дети у которых по определению Л.С.Выготского проявляется феномен «засушенное сердце», что свидетельствует о недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы ребенка.

        Наряду с высоким уровнем развития познавательной сферы у детей, идет видимое снижение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Все чаще дети не могут осознавать и контролировать свои эмоции, что способствует возникновению частым конфликтам между ними, которые решить самостоятельно они не в силах. В дошкольном возрасте ребенок живет в мире эмоций и его эмоционально-волевая сфера легко поддается коррекции. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Дети данного возраста уже в состоянии проявлять самостоятельность в решении социальных задач, учатся договариваться и учитывать интересы других, сдерживать свои эмоциональные порывы.

Предлагаемый цикл коррекционно-развивающих занятий построен в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра.

Цель программы –развитие эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
  2. Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.
  3. Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Этапы работы:

1 этап — диагностический.

Цель: изучение развития эмоционально-волевой сферы у детей, выявление и   детей, нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях, формирование программы.

2 этап - установочный.

Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся проблемах в развитии эмоционально-волевой сферы у детей, формирование желания сотрудничества с педагогом-психологом  для коррекции.

3этап - коррекционный.

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей, повышать уровень самоконтроля в поведении

4 этап – контрольный.

Цель: оценка эффективности коррекционной работы.

Форма проведения коррекционно-развивающих занятий - групповая.

Группа состоит из 4-6 детей.

Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю. Всего 13 занятий по 30 минут.

Занятия

I блок занятий

Тема: Я и другие

Цель: Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.

Задачи:

- осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей;

- развитие у детей чувства принадлежности к группе детского сада. Получение опыта позитивного взаимодействия с другими людьми;

- понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне.

Занятие 1.  «Мое Я»

  • Упражнение «Дружба начинается с улыбки». 

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.

  • Упражнение на развитие позитивного самовосприятия: «Как меня зовут».

Детям предлагается назвать свое имя: краткое, полное, ласковое и т.д.

  • Игра на осознание детьми своих особенностей и способностей: «Ветер дует на …». 

Детям предлагается изобразить «ветерок»: «Ветер дует на того, кто больше всего любит сладкое…, кто любит рисовать…». «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных»,«кто много плачет»,     «у кого нет друзей»   и   т. д.

  • Игра на осознание детьми собственной внешности: «Радио».

Детям предлагается «найти» ребенка по описанию.

  • Рисование на тему «Автопортрет».

Занятие 2. «Каждый привлекателен по-своему»

  • Упражнение «Комплименты».

Детям предлагается встать в круг и взяться за руки, глядя в глаза соседу сказать что-нибудь приятное.

  • Игра на осознание детьми особенностей и способностей других детей: «Скажи хорошее о друге».

Выбирается ребенок и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке.

  • Игра на осознание детьми физических особенностей других детей: «Найди друга».

Ребенку завязывают глаза и предлагают подойти к любому ребенку и узнать его. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.

  • Рисование на тему «Портрет друга».

Занятие 3 «Мы все разные, но живем в одной группе»

  • Упражнение «Круг друзей». 

Детям предлагается встать в круг и взяться за руки. Затем по кругу пожать руки.

  • Игра на развитие у детей чувства принадлежности к группе: «Сочиним историю».

Детям предлагается продолжить историю: «Жили-были дети старшей группы детского сада п. Румянцево», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Педагог корректирует сюжет истории.

  • Игра на развитие у детей чувства групповой сплоченности: «Доброе животное».

Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «Вдох – все делаем шаг вперед, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.».

Занятие 4 «Волшебные средства понимания»

  • Упражнение «Глаза в глаза»

Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.

  • Игра на умение детей быть внимательным к действиям других детей: «Зеркало». 

Педагог становится перед детьми и говорит, что все дети «зеркала», и просит как можно точнее повторять его движения. После этого дети выполняют движения в парах.

  • Игра на развитие у детей умения понимать других детей на вербальном уровне: «Испорченный телефон».

Дети садятся в шеренгу. Педагог шепотом на ухо первому ребенку говорит слово (фразу), тот передает его шепотом второму и т.д. до последнего. Последний ребенок произносит услышанное слово (фразу) вслух. Если слово (фраза) не искажено, то телефон исправлен, если же искажено, то выясняется, кто испортил телефон, спрашивая по очереди, кто что слышал.

  • Игра на умение детей понимать мимику и пантомимику других детей: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».

Ребенок-«зритель» уходит за ширму, оставшиеся дети решают, что и как они будут показывать. Затем «зритель» внимательно наблюдает за товарищами и отгадывает, что они делают и где они находятся.

  • Игра на умение детей договариваться друг с другом. «Мозаика в парах».

Каждая пара детей получает мозаику. Задача заключается в том, чтобы дружно и быстро сложить общую картину.

II блок занятий

Тема: Радуга настроений

Цель: Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.

Задачи:

- умение детей описывать вербально, графически свое настроение. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Знакомство с мимикой и пантомимикой;

- ознакомление детей с различными эмоциями;

- ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения.

Занятие 5 «На что похоже настроение?»

  • Упражнение «Общий круг».

Детям предлагается «поздороваться» глазами со всеми детьми.

  • Упражнение на развитие у детей умения вербально описывать свое настроение: «На что похоже настроение?»

Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.

  • Этюд «Тренируем эмоции».

Детям предлагается: нахмуриться, как осенняя туча; улыбнуться, как кот на солнце; позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; устать, как мама после работы; обидеться, как ребенок, которого не взяли в игру; удивиться, как ребенок, который увидел большого слона на улице; погрустить, потому что на улице дождь; похвастаться новыми туфлями и т.д.

  • Этюд «Как чувствую, так и говорю».

Предложить детям произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно, скромно, устало, удивленно, виновато.

  • Рисование на тему «Мое настроение».

Занятие 6 «Разделенная радость – двойная радость»

  • Этюд «Солнечный зайчик».

Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться и представить, что к ним в глаза заглянул солнечный зайчик. Предложить закрыть глаза и нежно погладить ладонями зайчика, скользящего по лбу, по носу, по ротику, по щечкам, по подбородку. А затем глубоко вздохнуть, и улыбнутся друг другу.

  • Игра на умение использовать детьми мимику и пантомиму: «День рождение».

Выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.

  • Этюд «На лесной полянке»

На полянке собрались

Лисы, белки, звери.

Песни, пляски завели

У зеленой ели.

Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.

  • Игра на снятие психонапряжения у детей: «Две страны».

Педагог рассказывает сказку о том, что когда-то давным-давно было две соседних страны. Одну населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другую – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселой страны было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Затем детям предлагается разделиться на две «страны». Дети из веселой страны пытаются заразить своим смехом и радостью детей из грустной страны. Дети, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают передавать своей радостью тем, кто еще грустит.

  • Рисование на тему «Дерево радости».

Педагог раздает детям контурные изображения дерева и цветные карандаши. Задача детей – передать «радостное настроение» дерева.

Занятие 7 «У страха глаза велики»

  • Игра на умение детьми вербально описывать свой страх: «Расскажи свой страх».

Педагог рассказывает о своих детских страхах, а затем просит детей, по желанию, рассказать о ситуациях, когда им было страшно.

  • Игра на снятие психомышечного напряжение: «Рыбаки и рыбка».

Выбирается ребенок – «рыбка», остальные встают в две колоны и берутся за руки по двое, образуя «сеть». «Рыбка» хочет выбраться из сети, а «сеть» колышется, задевает ее спину, голову. Когда рыбка выползает из «сети», она становиться «сетью».

  • Этюд «Ты – лев!». 

Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что каждый из детей лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Он красив и выдержан, горд и свободен. И его зовут так же, как каждого из детей, у него их глаза, руки, ноги и тело. Лев, которого каждый из детей представил – это они.

  • Рисование на тему: «Рисуем страх».

Детям предлагается нарисовать то, чего он больше всего боится.

Занятие 8 «Делая зло, на добро не надейся»

  • Упражнение «Злюка». 

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка «вселились» злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

Жил(а)-был(а) маленький(ая) мальчик(девочка).

Маленький(ая) мальчик(девочка) сердит(а) был(а).

Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.

  • Игра на снятие психонапряжения детей «Волшебные мешочки».

Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.

  • Этюд «Возьми себя в руки».

Педагог говорит, что как только кто-нибудь из детей почувствует, что забеспокоился, захотел кого-нибудь стукнуть, что-то крикнуть, есть очень хороший способ доказать себе свою выдержку: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Эту позу называют – позой выдержанного человека.

  • Рисование на тему «Мой гнев». 

Педагог предлагает детям цветовыми пятнами изобразить свой гнев.

Занятие 9 «Печаль беде не помощник»

  • Игра на активацию положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.

Педагог обращает внимание на ребенка, который утром пришел в детский садик грустный, предлагает ему присесть на стульчик. А остальные детям дается задание придумать как можно больше хороших слов, адресованных их товарищу.

  • Игра на умение детей распознавать свои эмоции и чувства: «Закончи предложение».

Детям по очереди предлагается закончить предложения: «Я обижаюсь, когда…»; «Я сержусь, когда…»; «Я грущу, когда…» и т.п.

  • Этюд «Кто как радуется». 

Детям предлагается встать в круг и показать без слов, как они радуются при встрече с другом, подарку и т. д.

  • Рисование на тему «Смешной рисунок».

Педагог предлагает детям по очереди с закрытыми глазами нарисовать зайца, слона и т.д.

III блок занятий

Тема: “Каков характер – таковы и поступки”

Цель: Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.

Задачи:- формирование способности управлять негативными эмоциями регулировать собственную позицию через социальные эмоции, моральную самооценку, произвольное поведение, соподчинение мотивов.

Занятие 10 «Добрые волшебники»

  • Упражнение «Эстафета дружбы». 

Детям предлагается взяться за руки и передать, как эстафету - рукопожатие.

  • Беседа о добрых и злых людях.

- Кого называют добрым? Кого называют злым?

- Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?

- Какие слова говорят добрые люди?

- Какие слова говорят злые люди?

- Кого из детей нашей группы можно назвать добрыми? Почему?

- Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов. Почему они злые?

  • Составление правил доброты.

- Как вы думаете, что такое правила?

- Давайте вспомним все, что мы говорили о доброте, о добрых людях и составим правила доброты.

Правила доброты:

- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;

- прощать ошибки других;

- не жадничать;

- не завидовать;

- жалеть других.

  • Игра на решение проблемных ситуаций «Заколдованные картинки».

Педагог показывает «заколдованную» картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мальчик обижает маленькую девочку; драка двух мальчиков; хулиган дергает кошку за хвост и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.

  • Этюд «Спаси птенца». Педагог предлагает детям представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец. Вытянуть руки ладонями вверх. Согреть его, спрятать в ладонях птенца, подышать на него и т.д. А затем предложить раскрыть ладони и представить, что птенец радостно взлетел; улыбнуться ему.

Занятие 11 «Вежливость необходима каждому»

  • Игра «Вежливый клубочек».

Дети сидят в круг. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом произносит «волшебное» вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.

  • Беседа о вежливых людях.

- Кого называют вежливым? Кого называют грубияном?

- Как ведут себя вежливые люди? А как ведут себя грубияны?

- Какие слова говорят вежливые люди?

- Кого из детей нашей группы можно назвать вежливым? Почему?

  • Составление правил вежливости.

- Давайте вспомним все, что мы говорили о вежливости, о вежливых людях и составим правила вежливости.

Правила вежливости:

- вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;

- будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся;

- не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь;

- не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.

  • Игра на решение проблемных ситуаций «Заколдованные картинки».

Педагог показывает «заколдованную» картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мама несет тяжелые сумки, а сын ей не помогает, мальчик не уступает место бабушке в автобусе и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.

  • Игра «Праздник вежливости».

Педагог объявляется детям, что сегодня в группе праздник вежливости и что вежливые люди никогда не забывают благодарить окружающих, поэтому каждый из детей может проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за добрые поступки.

Занятие 12 «Честность всего дороже»

  • Упражнение «Честные глаза в сторону не глядят».

Детям предлагается сесть в круг и посмотреть в глаза друг другу.

  • Беседа о честных людях.

- Кого называют честным человеком? Кого называют вруном?

- Как вы думаете, трудно быть честным человеком? Почему?

Составление правил честности.

  • Правила честности:

- сказал – сделай;- не уверен – не обещай;

- ошибся – признайся;- забыл – попроси прощения;

- говори то, что думаешь;- не можешь сказать правду – объясни почему;- не выдавай чужую тайну.

  • Упражнение на составление рассказа: «Честный поступок друга».

Детям предлагается вспомнить честный поступок друга и составить рассказ.

  • Игра «Горячий стул».

Участники рассаживаются в круг. В центре круга ставится пустое кресло («горячий» стул). Дети по очереди садятся на него. Остальные участники по кругу рассказывают сидящему в центре, что они ценят в нем и какие его качества, по их мнению, являются негативными, над чем необходимо поработать. Условие - честно высказывать свое мнение.

Занятие 13 «Приключения эмоций»

В заключительном занятии используется авторская настольно-печатная дидактическая игра «Приключения эмоций».

Используемая литература

  1. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006
  2. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений»  М.: АРКТИ, 2001.
  3. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2005
  4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2000
  5. Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники

Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...

ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Волшебные  рисунки»Муниципального  БЮДЖЕТНОГО дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ « дЕТСКИЙ САД №1  п. Переволоцкий»...

Программа тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Развитие эмоционального интеллекта"

Данная программа разработа для развития эмоционального интеллекта у детей, представлений о себе и своих чувствах, освоение ребенком умения управлять своими эмоциями, развитие способностей понимать эмо...

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром

Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...

Консультация для родителей. "Сказки, как средство развития эмоциональности детей старшего дошкольного возраста"

quot; Сказка дает возможность войти " внутрь жизни", " пережить кусок жизни"- писал Б.М. Теплов. Создается определенное отношение и моральные оценки в процессе этого переживания, ...