ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Предлагаемый цикл коррекционно-развивающих занятий построен в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра.
Цель программы –развитие эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
- Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.
- Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_emotsii.docx | 42.28 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Румянцевская СОШ»
______________________ О.А. Зайцева
«___»______________ 2022 год
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Составитель: педагог-психолог
Дошкольного отделения №44 МОУ «Румянцевская СОШ»
Заикина Ольга Владимировна
Пояснительная записка
Все чаще в психолого-педагогической практике при работе с детьми дошкольного возраста встречаются дети у которых по определению Л.С.Выготского проявляется феномен «засушенное сердце», что свидетельствует о недостаточном развитии эмоционально-волевой сферы ребенка.
Наряду с высоким уровнем развития познавательной сферы у детей, идет видимое снижение уровня развития эмоционально-волевой сферы. Все чаще дети не могут осознавать и контролировать свои эмоции, что способствует возникновению частым конфликтам между ними, которые решить самостоятельно они не в силах. В дошкольном возрасте ребенок живет в мире эмоций и его эмоционально-волевая сфера легко поддается коррекции. Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования компетентности в сфере отношений, развития устойчивого и положительного отношения к себе. Дети данного возраста уже в состоянии проявлять самостоятельность в решении социальных задач, учатся договариваться и учитывать интересы других, сдерживать свои эмоциональные порывы.
Предлагаемый цикл коррекционно-развивающих занятий построен в игровой форме, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, создающей наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка, является игра.
Цель программы –развитие эмоционально-волевой сферы у детей среднего дошкольного возраста.
Задачи:
- Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
- Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.
- Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Этапы работы:
1 этап — диагностический.
Цель: изучение развития эмоционально-волевой сферы у детей, выявление и детей, нуждающихся в коррекционно-развивающих занятиях, формирование программы.
2 этап - установочный.
Цель: информирование родителей и педагогов о имеющихся проблемах в развитии эмоционально-волевой сферы у детей, формирование желания сотрудничества с педагогом-психологом для коррекции.
3этап - коррекционный.
Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы у детей, повышать уровень самоконтроля в поведении
4 этап – контрольный.
Цель: оценка эффективности коррекционной работы.
Форма проведения коррекционно-развивающих занятий - групповая.
Группа состоит из 4-6 детей.
Занятия с детьми проводятся 2 раза в неделю. Всего 13 занятий по 30 минут.
Занятия
I блок занятий
Тема: Я и другие
Цель: Развитие самосознания; способов поведения во взаимоотношениях с другими людьми.
Задачи:
- осознание ребенком отношения к себе, собственной внешности, своим особенностям и способностям. Осознание собственной неповторимости, физических особенностей;
- развитие у детей чувства принадлежности к группе детского сада. Получение опыта позитивного взаимодействия с другими людьми;
- понимание детьми эмоций и настроения других людей на вербальном и невербальном уровне.
Занятие 1. «Мое Я»
- Упражнение «Дружба начинается с улыбки».
Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу в глаза и молча улыбаются друг другу.
- Упражнение на развитие позитивного самовосприятия: «Как меня зовут».
Детям предлагается назвать свое имя: краткое, полное, ласковое и т.д.
- Игра на осознание детьми своих особенностей и способностей: «Ветер дует на …».
Детям предлагается изобразить «ветерок»: «Ветер дует на того, кто больше всего любит сладкое…, кто любит рисовать…». «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» — все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных»,«кто много плачет», «у кого нет друзей» и т. д.
- Игра на осознание детьми собственной внешности: «Радио».
Детям предлагается «найти» ребенка по описанию.
- Рисование на тему «Автопортрет».
Занятие 2. «Каждый привлекателен по-своему»
- Упражнение «Комплименты».
Детям предлагается встать в круг и взяться за руки, глядя в глаза соседу сказать что-нибудь приятное.
- Игра на осознание детьми особенностей и способностей других детей: «Скажи хорошее о друге».
Выбирается ребенок и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке.
- Игра на осознание детьми физических особенностей других детей: «Найди друга».
Ребенку завязывают глаза и предлагают подойти к любому ребенку и узнать его. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки.
- Рисование на тему «Портрет друга».
Занятие 3 «Мы все разные, но живем в одной группе»
- Упражнение «Круг друзей».
Детям предлагается встать в круг и взяться за руки. Затем по кругу пожать руки.
- Игра на развитие у детей чувства принадлежности к группе: «Сочиним историю».
Детям предлагается продолжить историю: «Жили-были дети старшей группы детского сада п. Румянцево», следующий участник продолжает, и так далее по кругу. Педагог корректирует сюжет истории.
- Игра на развитие у детей чувства групповой сплоченности: «Доброе животное».
Дети встают в круг и берутся за руки. Педагог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «Вдох – все делаем шаг вперед, выдох – шаг назад. Так не только дышит животное, так же ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д.».
Занятие 4 «Волшебные средства понимания»
- Упражнение «Глаза в глаза»
Детям предлагается поупражняться в понимании выражения лица, глаз друг друга.
- Игра на умение детей быть внимательным к действиям других детей: «Зеркало».
Педагог становится перед детьми и говорит, что все дети «зеркала», и просит как можно точнее повторять его движения. После этого дети выполняют движения в парах.
- Игра на развитие у детей умения понимать других детей на вербальном уровне: «Испорченный телефон».
Дети садятся в шеренгу. Педагог шепотом на ухо первому ребенку говорит слово (фразу), тот передает его шепотом второму и т.д. до последнего. Последний ребенок произносит услышанное слово (фразу) вслух. Если слово (фраза) не искажено, то телефон исправлен, если же искажено, то выясняется, кто испортил телефон, спрашивая по очереди, кто что слышал.
- Игра на умение детей понимать мимику и пантомимику других детей: «Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Ребенок-«зритель» уходит за ширму, оставшиеся дети решают, что и как они будут показывать. Затем «зритель» внимательно наблюдает за товарищами и отгадывает, что они делают и где они находятся.
- Игра на умение детей договариваться друг с другом. «Мозаика в парах».
Каждая пара детей получает мозаику. Задача заключается в том, чтобы дружно и быстро сложить общую картину.
II блок занятий
Тема: Радуга настроений
Цель: Формирование у детей представлений о языке эмоций как знаках, подаваемых человеком о себе; знаний о средствах выражения различных эмоциональных состояний.
Задачи:
- умение детей описывать вербально, графически свое настроение. Развитие внимания к эмоциональным состояниям других. Знакомство с мимикой и пантомимикой;
- ознакомление детей с различными эмоциями;
- ознакомление детей со способами снятия психомышечного напряжения.
Занятие 5 «На что похоже настроение?»
- Упражнение «Общий круг».
Детям предлагается «поздороваться» глазами со всеми детьми.
- Упражнение на развитие у детей умения вербально описывать свое настроение: «На что похоже настроение?»
Дети по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение.
- Этюд «Тренируем эмоции».
Детям предлагается: нахмуриться, как осенняя туча; улыбнуться, как кот на солнце; позлиться, как ребенок, у которого отняли игрушку; испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; устать, как мама после работы; обидеться, как ребенок, которого не взяли в игру; удивиться, как ребенок, который увидел большого слона на улице; погрустить, потому что на улице дождь; похвастаться новыми туфлями и т.д.
- Этюд «Как чувствую, так и говорю».
Предложить детям произнести фразу «Пойдем играть» грустно, весело, со злостью, испуганно, обиженно, скромно, устало, удивленно, виновато.
- Рисование на тему «Мое настроение».
Занятие 6 «Разделенная радость – двойная радость»
- Этюд «Солнечный зайчик».
Детям предлагается сесть поудобнее, расслабиться и представить, что к ним в глаза заглянул солнечный зайчик. Предложить закрыть глаза и нежно погладить ладонями зайчика, скользящего по лбу, по носу, по ротику, по щечкам, по подбородку. А затем глубоко вздохнуть, и улыбнутся друг другу.
- Игра на умение использовать детьми мимику и пантомиму: «День рождение».
Выбирается именинник. Гостям (детям) предлагается придумать поздравление и подготовить подарок. Вручить подарок надо при помощи жестов и мимики. Один из участников передает воображаемый «подарок-образ» имениннику, а все остальные должны угадать, что ему подарено.
- Этюд «На лесной полянке»
На полянке собрались
Лисы, белки, звери.
Песни, пляски завели
У зеленой ели.
Детям предлагается с помощью мимики и жестов показать, как радуются звери, собравшиеся на полянке, и поводить хоровод.
- Игра на снятие психонапряжения у детей: «Две страны».
Педагог рассказывает сказку о том, что когда-то давным-давно было две соседних страны. Одну населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другую – грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселой страны было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Затем детям предлагается разделиться на две «страны». Дети из веселой страны пытаются заразить своим смехом и радостью детей из грустной страны. Дети, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают передавать своей радостью тем, кто еще грустит.
- Рисование на тему «Дерево радости».
Педагог раздает детям контурные изображения дерева и цветные карандаши. Задача детей – передать «радостное настроение» дерева.
Занятие 7 «У страха глаза велики»
- Игра на умение детьми вербально описывать свой страх: «Расскажи свой страх».
Педагог рассказывает о своих детских страхах, а затем просит детей, по желанию, рассказать о ситуациях, когда им было страшно.
- Игра на снятие психомышечного напряжение: «Рыбаки и рыбка».
Выбирается ребенок – «рыбка», остальные встают в две колоны и берутся за руки по двое, образуя «сеть». «Рыбка» хочет выбраться из сети, а «сеть» колышется, задевает ее спину, голову. Когда рыбка выползает из «сети», она становиться «сетью».
- Этюд «Ты – лев!».
Педагог предлагает детям закрыть глаза и представить, что каждый из детей лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный и мудрый. Он красив и выдержан, горд и свободен. И его зовут так же, как каждого из детей, у него их глаза, руки, ноги и тело. Лев, которого каждый из детей представил – это они.
- Рисование на тему: «Рисуем страх».
Детям предлагается нарисовать то, чего он больше всего боится.
Занятие 8 «Делая зло, на добро не надейся»
- Упражнение «Злюка».
Детям предлагается представить, что в одного из ребенка «вселились» злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:
Жил(а)-был(а) маленький(ая) мальчик(девочка).
Маленький(ая) мальчик(девочка) сердит(а) был(а).
Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить движения и мимику сердитого ребенка.
- Игра на снятие психонапряжения детей «Волшебные мешочки».
Детям предлагается сложить в первый волшебный мешочек все отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду и пр. В мешочек можно даже покричать. После того, как дети выговорились, мешочек завязывается и прячется. Затем детям предлагается второй мешочек, из которого дети могут взять те положительные эмоции, которые они хотят: радость, веселье, доброту и пр.
- Этюд «Возьми себя в руки».
Педагог говорит, что как только кто-нибудь из детей почувствует, что забеспокоился, захотел кого-нибудь стукнуть, что-то крикнуть, есть очень хороший способ доказать себе свою выдержку: обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди. Эту позу называют – позой выдержанного человека.
- Рисование на тему «Мой гнев».
Педагог предлагает детям цветовыми пятнами изобразить свой гнев.
Занятие 9 «Печаль беде не помощник»
- Игра на активацию положительных эмоций для устранения или снижения интенсивности переживаемой печали, грусти.
Педагог обращает внимание на ребенка, который утром пришел в детский садик грустный, предлагает ему присесть на стульчик. А остальные детям дается задание придумать как можно больше хороших слов, адресованных их товарищу.
- Игра на умение детей распознавать свои эмоции и чувства: «Закончи предложение».
Детям по очереди предлагается закончить предложения: «Я обижаюсь, когда…»; «Я сержусь, когда…»; «Я грущу, когда…» и т.п.
- Этюд «Кто как радуется».
Детям предлагается встать в круг и показать без слов, как они радуются при встрече с другом, подарку и т. д.
- Рисование на тему «Смешной рисунок».
Педагог предлагает детям по очереди с закрытыми глазами нарисовать зайца, слона и т.д.
III блок занятий
Тема: “Каков характер – таковы и поступки”
Цель: Формирование у детей нравственного поведения, положительных черт характера. Обогащение способами преодоления негативных черт характера.
Задачи:- формирование способности управлять негативными эмоциями регулировать собственную позицию через социальные эмоции, моральную самооценку, произвольное поведение, соподчинение мотивов.
Занятие 10 «Добрые волшебники»
- Упражнение «Эстафета дружбы».
Детям предлагается взяться за руки и передать, как эстафету - рукопожатие.
- Беседа о добрых и злых людях.
- Кого называют добрым? Кого называют злым?
- Как ведут себя добрые люди? А как ведут себя злые люди?
- Какие слова говорят добрые люди?
- Какие слова говорят злые люди?
- Кого из детей нашей группы можно назвать добрыми? Почему?
- Приведите примеры злых героев из фильмов, мультфильмов. Почему они злые?
- Составление правил доброты.
- Как вы думаете, что такое правила?
- Давайте вспомним все, что мы говорили о доброте, о добрых людях и составим правила доброты.
Правила доброты:
- помогать слабым, маленьким, больным, старым, попавшим в беду;
- прощать ошибки других;
- не жадничать;
- не завидовать;
- жалеть других.
- Игра на решение проблемных ситуаций «Заколдованные картинки».
Педагог показывает «заколдованную» картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мальчик обижает маленькую девочку; драка двух мальчиков; хулиган дергает кошку за хвост и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
- Этюд «Спаси птенца». Педагог предлагает детям представить, что у них в руках маленький беспомощный птенец. Вытянуть руки ладонями вверх. Согреть его, спрятать в ладонях птенца, подышать на него и т.д. А затем предложить раскрыть ладони и представить, что птенец радостно взлетел; улыбнуться ему.
Занятие 11 «Вежливость необходима каждому»
- Игра «Вежливый клубочек».
Дети сидят в круг. Педагог передает клубок ниток ребенку, тот наматывает нить на палец и при этом произносит «волшебное» вежливое слово. Затем передает клубок следующему ребенку, пока не дойдет очередь до педагога.
- Беседа о вежливых людях.
- Кого называют вежливым? Кого называют грубияном?
- Как ведут себя вежливые люди? А как ведут себя грубияны?
- Какие слова говорят вежливые люди?
- Кого из детей нашей группы можно назвать вежливым? Почему?
- Составление правил вежливости.
- Давайте вспомним все, что мы говорили о вежливости, о вежливых людях и составим правила вежливости.
Правила вежливости:
- вежливость – умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой;
- будь всегда приветлив: здоровайся при встрече, благодари за помощь, уходя – прощайся;
- не заставляй о себе волноваться, уходишь – скажи, куда идешь;
- не капризничай, не ворчи. Твой каприз может испортить настроение другим.
- Игра на решение проблемных ситуаций «Заколдованные картинки».
Педагог показывает «заколдованную» картинку, на которой нарисовано неправильное поведение детей (например, мама несет тяжелые сумки, а сын ей не помогает, мальчик не уступает место бабушке в автобусе и т.д.). Дети объясняют, почему эта картинка заколдованная. После этого педагог просит детей расколдовать картинку, придумав правильное поведение детей.
- Игра «Праздник вежливости».
Педагог объявляется детям, что сегодня в группе праздник вежливости и что вежливые люди никогда не забывают благодарить окружающих, поэтому каждый из детей может проявить свою вежливость и поблагодарить других ребят за добрые поступки.
Занятие 12 «Честность всего дороже»
- Упражнение «Честные глаза в сторону не глядят».
Детям предлагается сесть в круг и посмотреть в глаза друг другу.
- Беседа о честных людях.
- Кого называют честным человеком? Кого называют вруном?
- Как вы думаете, трудно быть честным человеком? Почему?
Составление правил честности.
- Правила честности:
- сказал – сделай;- не уверен – не обещай;
- ошибся – признайся;- забыл – попроси прощения;
- говори то, что думаешь;- не можешь сказать правду – объясни почему;- не выдавай чужую тайну.
- Упражнение на составление рассказа: «Честный поступок друга».
Детям предлагается вспомнить честный поступок друга и составить рассказ.
- Игра «Горячий стул».
Участники рассаживаются в круг. В центре круга ставится пустое кресло («горячий» стул). Дети по очереди садятся на него. Остальные участники по кругу рассказывают сидящему в центре, что они ценят в нем и какие его качества, по их мнению, являются негативными, над чем необходимо поработать. Условие - честно высказывать свое мнение.
Занятие 13 «Приключения эмоций»
В заключительном занятии используется авторская настольно-печатная дидактическая игра «Приключения эмоций».
Используемая литература
- Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., Степина Н.М. В мире детских эмоций. - М.: Айрис-пресс, 2006
- Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений» М.: АРКТИ, 2001.
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников. - М.: ВЛАДОС, 2005
- Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2000
- Клюева Н.В., Филипова Ю.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2006
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники
Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Волшебные рисунки»Муниципального БЮДЖЕТНОГО дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ « дЕТСКИЙ САД №1 п. Переволоцкий»...
Программа тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Развитие эмоционального интеллекта"
Данная программа разработа для развития эмоционального интеллекта у детей, представлений о себе и своих чувствах, освоение ребенком умения управлять своими эмоциями, развитие способностей понимать эмо...
Образовательная психолого- педагогическая программа «Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей»
Программа развивающих занятий....
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».
«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром
Программа развития словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром...
Консультация для родителей. "Сказки, как средство развития эмоциональности детей старшего дошкольного возраста"
quot; Сказка дает возможность войти " внутрь жизни", " пережить кусок жизни"- писал Б.М. Теплов. Создается определенное отношение и моральные оценки в процессе этого переживания, ...