Авторская программа Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к естественнонаучным представлениям о Солнечной системе «Космические дали»
рабочая программа (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Авторская программа
Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к естественнонаучным представлениям о Солнечной системе
«Космические дали»
Автор :
Ермолова Елена Евгеньевна
СОДЕРЖАНИЕ:
Авторские сведения | 3 |
Пояснительная записка | 4 – 7 |
Тематическое планирование | |
Результаты апробации программы | |
Материалы для проведения диагностики | |
Методическое обеспечение программы | |
Сведения о материально техническом оснащении, необходимом для реализации программы |
АВТОРСКИЕ СВЕДЕНИЯ:
Ф.И.О. | Ермолова Елена Евгеньевна |
Должность | Воспитатель |
Название авторской программы | «Развитие познавательных и интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста «Космические дали» |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
« Когда мы до конца исследуем космос, окажется, что, будучи здесь, на земле, мы уже были в небе. »
Станислав Ежи Лец
Одна из 9 планет, обращающихся вокруг Солнца – наша Земля. Солнце – одна из миллиона звезд нашей галактики. Галактик во вселенной в свою очередь тоже миллионы. Что же может быть примечательного в нашем мире?
Для человечества, вечно стремящегося ввысь и вдаль, великие приключения в Космос только начинаются. На Земле существуют удивительные явления, и есть места исключительной прелести, величественности и живописности, а формы жизни, развивающиеся на ней, могут оказаться просто невообразимыми. Чудеса природного мира этой планеты буквально неиссякаемы; окружающих нас чудес еще так много – великих и крохотных, принадлежащих к животному и растительному миру и миру неживой природы, и каждый день совершаются все новые открытия.
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром.
Астрономия для детей – это область, стоящая на границе реального и сказочного мира. Звёздное небо вызывает у детей огромный интерес, побуждает изучать окружающий мир, космос, искать информацию в различных источниках, развивает у ребенка память и умение мыслить абстрактно.
Знакомство с окружающим миром, с устройством Вселенной расширяет границы мышления ребенка, усиливает тягу к новым учебным дисциплинам и новым открытиям.
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Государственный стандарт психолого–педагогических условий обучения и воспитания детей включает в себя создание педагогами условий для развития у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях, земном шаре. Практики испытывают затруднения по реализации данных стандартов. Одна из трудностей состоит в том, что множество наблюдаемых явлений, которые пытаются понять и осмыслить дети, часто превышают тот круг представлений, которые они могут осмыслить. Наблюдения, особенно в природе, заставляют ребят пытаться самостоятельно объяснить их. Они задают вопросы, пытаются понять суть многообразных явлений в окружающем мире. Иногда дети догадываются об этом сами, подбирая не всегда правильные определения. Дети любят что–нибудь придумывать, фантазировать. О непонятных явлениях дети пытаются узнать из контактов со взрослыми. У педагогов нет достаточно знаний, пособий; возникают трудности в диагностировании. Не готовые к этому взрослые вынуждены или отвечать слишком сложно, или отсылаться к школе. Возможным следствием является угасание любознательности детей. Поэтому необходим такой подход, при знакомстве с элементарными естественнонаучными представлениями, который бы позволял развивать любознательность, интерес детей.
В данной программе нам удалось решить следующие проблемы:
- Разработать перспективный план, тематику занятий;
- Разработать наглядные и раздаточные пособия;
- Разработать игры, лабиринты, кроссворды и тд.
Цель программы: развитие естественнонаучных представлений об окружающем мире, космосе детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- Познакомить детей и родителей с историей развития космонавтики.
- Сформировать и закрепить первые представления о Вселенной, о планетах Солнечной системы, их особенностях, расположении относительно Солнца, о зодиакальных созвездиях.
- Углубить и систематизировать знания детей о летательных аппаратах, животных, покоривших космос.
- Воспитывать уважение к профессии космонавта.
- Воспитывать социально-активную творческую личность.
- Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.
Ожидаемые результаты:
Дети
- Усвоение детьми знаний, представлений о космосе, о космическом пространстве; эмоциональное, ценностное отношение к людям, работа которых связана с освоением космоса.
- Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.
- Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности
Родители
- Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
- Обмен опытом семейного воспитания педагогов и родителей
- Участие в праздновании российского праздника - День космонавтики
- Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Педагоги
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды продуктивной деятельности
- Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий (метод проектов);
- Распространение педагогического опыта в использовании нетрадиционных изобразительных технологий, мнемотехники, электронных образовательных ресурсов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Месяц | Вид деятельности | Интеграция образовательных областей | Тема | Выход |
Октябрь | НОД по развитию ФЭМП | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. | «Полет в космос» | закрепить умение измерять расстояние с помощью условной мерки; активизировать словарь: космос, созвездия, планеты, робот. |
Ноябрь | НОД по природному миру | Познавательное развитие , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. | «Наша голубая планета» | подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на Земле есть жизнь; - воспитывать стремление беречь Землю. |
Декабрь | НОД по развитию речи | Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие. | «Первый полет Ю. А. Гагарина в космос» | Ознакомление детей с первым космонавтом, знакомство с историей первой космической ракеты, воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину. |
Январь | НОД по рисованию | Художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие. | «Загадочный космос» | учить изображать космическое пространство – звёзды, планеты и т.д; |
Февраль | НОД по экологическому воспитанию | Познавательное развитие, физическое развитие, социально – коммуникативное развитие. | «Многоликая Луна» | дать представление о том, что Луна с земли выглядит не всегда одинаково; обогатить словарь детей: Луна, месяц, полнолуние. |
Март | НОД по физическому развитию | Физическое развитие, познавательное развитие. | «Космические дали» | Формировать стремление к самостоятельности в поиске способов и средств воплощения двигательного замысла. |
Апрель | НОД по природному миру | Познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие. | «Солнце – большая звезда» | Дать представление о Солнце, как о звезде; способствовать ознакомлению с понятием света и тени, закреплению знаний детей о роли света в жизни растений |
Май | Итоговое мероприятие. | Речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие. | «Большое космическое путешествие» | способствовать расширению и углублению представлений об окружающем мире Земли. |
(Приложение № 1 )
РЕЗУЛЬТАТЫ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Работа по апробации нашей программы велась в соответствии с перспективным планом и интересами детей. Сколько времени требуется на освоение темы? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Во многом это зависит от уровня обучаемости ребенка, его заинтересованности.
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в “повадках” неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба мы воспитываем в наших почемучках. Мы разработали цикл занятий о космосе, куда вошло все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну и т. д.
В начале нашей работы мы использовали мультимедийные презентации «Космические дали», «Путешествие в космос», «Далекие и близкие планеты», что позволило сделать нашу деятельность привлекательной и по-настоящему современной, и усилило мотивацию детей. Использование мультимедийных презентаций позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Знакомство с планетами и Солнечной системой происходит в процессе рассматривания фотографий, иллюстраций, энциклопедий и книг о космосе. А также рассказываем детям об интересных фактах из истории космоса. Для обогащения словарного запаса детей мы разработали картотеки: «Стихи о космосе» (Приложение № 2), «Космические загадки» (Приложение № 3 ).
Вся наша деятельность происходит в процессе игр, без обучающего давления. Все эти игры и игровые приемы способствуют развитию интереса при знакомстве с элементарными естественнонаучными представлениями о Солнечной системе, земном шаре.
В индивидуальной работе используем такие игры и упражнения: «Покажи красную планету – Марс.», «Какая планета тебе нравится? Назови и покажи.», «Что лишнее?», «Найди свою звезду.» и т.д.
Нашу тему можно успешно интегрировать с непосредственно образовательной деятельностью по художественному творчеству, физической культуре. На конструировании, например, можно предложить детям строительство космического корабля; а на лепке – вылепить космонавтов. На рисовании можно запланировать такие темы: «Планета Земля.», «Звездное небо.»… На занятиях по физической культуре используем подвижные игры, такие как «Невесомость», «По планетам» и т.д. «Путешествовать по космическому пространству» можно и с музыкальным сопровождением. Большое значение имеют коллективные работы детей. Они учат их объединяться для общего дела, высказывать свое мнение и в тоже время прислушиваться к другим, находить приемлемое решение. Работа получается более яркой, интересной.
Дети познакомились с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системой и с ее жительницами - планетами, с наиболее яркими звездами и созвездиями; узнали о посланцах дальних миров - метеорах и метеоритах, о кометах которые можно увидеть на ночном небосводе. Детей познакомили с нашей голубой планетой, как Земля вращается вокруг своей оси, с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца, и почему на Земле происходит смена дня и ночи. Мы познакомили детей с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное - раскрыли перед детьми значение космических полетов для человека. На занятиях о космосе большое внимание уделяем занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.
Космическая тема оказалась одной из самых популярных у наших детей. Дети очень любят «путешествовать в космос».
У детей появилось осознано – правильное (гуманистическое) отношение к объектам и явлениям живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Ведь от их отношения зависит жизнь и состояние живых существ. И в конечном итоге состояние нашей планеты.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИАГНОСТИКИ.
Представления.
Представление о Солнце и планетах его системы. Представление об отличии планет от звезд.
Представление о земном шаре, об атмосфере; её значении для человека и всего живого на земле.
Представление о мировом океане ( реки, моря, озера, океаны).
Представление о материках, «географичности мира вокруг (макароны из Италии, кофе из Бразилии, кенгуру из Австралии и т.д).
Представление детей о первом космодроме - Байконуре; о конструкторе космических кораблей Королеве и пионерах космоса(космонавтах Гагарине, Леонове).
Обобщенное представление об условиях жизни на планете.
Значение основных правил поведения человека в экосистеме, обеспечивающих её целостности.
Конкретные представления о приспособленности человека для жизни в наземных условиях. Некоторые сведения о приспособлениях, которые человек придумал для недлительного пребывания в космосе; о технике, созданной для этого.
Отношения.
Проявлять любознательность, стремление глубже познать явления природы.
Гуманно относиться ко всему живому.
Стремиться создать благоприятные условия для живых существ, выполнять правила поведения в природе.
Эмоционально откликаться, проявлять эстетические переживания в процессе общения с природой.
Уровни.
Низкий.
Ребенок называет более 4 планет Солнечной системы.
Различает некоторые по внешнему виду/ цвет, очередность удаления от звезды/.
Ребенок называет материки, океаны; затрудняется показать их месторасположения.
Знает своё созвездие, но не может объяснить что это.
Ребенок имеет некоторые представления о профессиях космонавтов, затрудняется назвать первого космонавта.
Проявление гуманного отношения ситуативно.
Познавательное отношение неустойчивое, связано с яркими, привлекающими внимание, событиями.
Средний.
Ребенок называет все планеты, различает по внешнему виду под руководством педагога.
Называет материки, океаны; показывает их месторасположение под руководством взрослого.
Называет некоторые страны, но затрудняется их показать.
Ребенок имеет представления о профессиях космонавтов, знает о Ю.А.Гагарине; космодроме Байконур.
Недостаточно овладел общими понятиями.
Использует известные способы наблюдения для познания закономерности природы.
К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми, чаще пассивен.
Высокий.
Ребенок называет и различает все планеты Солнечной системы.
Называет и показывает все материки и океаны.
Показывает более 3 стран, имеет некоторые сведения об этих странах.
Ребенок имеет представления о космической технике, профессиях космонавтов.
Ребенок умеет применять полученные знания при анализе новых ситуаций.
Познавательное отношение устойчиво.
Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой.
Эмоционально воспринимает природу ,видит её красоту.
Результаты диагностики.
№ п/п | Фамилия , Имя ребенка. | Старшая группа | |
Начало года | Конец года | ||
1 | Батченко Вера | н-с | С |
2 | Буриева Мадина. | н | Н |
3 | Великородная Ева. | н | Н |
4 | Воронченко Стас. | н-с | С |
5 | Гуляева Саша. | н-с | С |
6 | Данилов Вадим. | н | Н |
7 | Дудка Анастасия. | н-с | С |
8 | Емельянова Полина. | с | с-в |
9 | Зверев Данила. | н | н-с |
10 | Зубарева Софья. | н | н-с |
11 | Ивашко Вероника. | н-с | С |
12 | Карманов Дима. | н | Н |
13 | Кужба Саша. | н | н-с |
14 | Мамедов Рустам. | н | Н |
15 | Марулин Максим. | н | Н |
16 | Мухоммадова Зулайхо. | н | Н |
17 | Нагин Кирилл. | н | Н |
18 | Перфилов Слава. | н | н-с |
19 | Попов Степан. | н-с | С |
20 | Родионова Полина. | н-с | С |
21 | Тарасов Влад. | с | с-в |
22 | Толочек Лера. | н | Н |
23 | Федорова Полина. | н-с | С |
24 | Фомиченко Сережа. | н | Н |
25 | Шипилова Алёна. | н-с | С |
26 | Якубов Рамиль. | н | н-с |
Результаты диагностики.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Анализируя полученные результаты исследования, мы составили перспективный план работы с октября по май, который был утвержден на педсовете.
На основе разработанного плана стали подбирать наиболее приемлемые формы работы. Знакомство с новым материалом происходит в процессе НОД, которые проводятся 1 раз в месяц. Для поддержания интереса детей включали в НОД сюрпризные моменты, игровые приемы, обыгрывание некоторых ситуаций. Чтобы дети имели более четкие визуальные представления, разработали и изготовили наглядный и дидактический материал, который необходим на занятиях.
Закрепление материала идет в совместной деятельности педагога с детьми (на прогулке, во время приема детей, в раздевалке и тд.), индивидуальной работе с применением игр, лабиринтов, опытно-экспериментальной деятельности (Приложение № 4 ).
Подготовили рекомендации для родителей (Приложение № 5 ), чтобы привлечь их к единому образовательному пространству по данной проблеме.
СВЕДЕНИЯ О МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОМ ОСНОЩЕНИИ, НЕОБХОДИМОМ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Вначале работы по материально техническому оснащению поставили для себя цель – создание развивающей среды, создание поисковых ситуаций для развития интереса у детей.
В группе выделили место для создания мини-музея «Космические дали» (Приложение № 6 ). Свою работу по его созданию мы начали с ознакомления методической литературы, познание истории создания музея, следующим этапом стало подборка оборудования.
Все оборудование музея подобрано в соответствии с ФГОС; санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; отвечает гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям. Подбор оборудования осуществлялся исходя из того, что при реализации программы «Детство» основной формой работы с детьми и ведущей деятельностью является игра.
Для поддержания детского интереса разработали дидактические игры, такие как «Созвездие», «В космосе», «Пусть тебе улыбнется задача», «Собери планету» и др. А также нами были разработаны лабиринты и кроссворды. Создали у детей интерес для совместного создания альбома «Земля - наш общий дом». Поделки, выполненные совместно с воспитанниками и их родителями, послужили атрибутами для сюжетно-ролевых и подвижных игр на космическую тематику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА развития воображения детей старшего дошкольного возраста через креативные психотерапевтические техники
Данная программа, представляющая собой авторскую методику основанную на развитии воображения, поможет ребёнку не потерять способность к творчеству даст возможность детям творить самоутверждаться, само...
ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРОЕКТПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ«Волшебные рисунки»Муниципального БЮДЖЕТНОГО дошкольного образовательного УЧРЕЖДЕНИЯ « дЕТСКИЙ САД №1 п. Переволоцкий»...
Авторская программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию
Авторская программа дополнительного образования по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста включает в себя темы, вызывающие интерес у детей и расширяет познавательные способ...
Образовательная психолого- педагогическая программа «Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных способностей»
Программа развивающих занятий....
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА»ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие логического мышления, как основы интеллект...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «МОЯ СТРАНА – МОЁ БОГАТСТВО»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. В настоящее время в детском саду реализуется программа целостного, комплексного, интегративного подхода к воспи...
ПРОЕКТ: Развитие интереса детей старшего дошкольного возраста к сказкам народов Сибири
При ознакомлении с литературными произведениями дети усваивают нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к коренны...