Темп деятельности у ребенка
консультация по психологии

Подосичная Анна Валерьевна

В данном материале раскрывается  определение темпа деятельности у детей,факторы вляющие на его изменение. Рассматриваются возможные причины снижения темпа деятелности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл temp_deyatelnosti_u_rebenka.docx19.13 КБ

Предварительный просмотр:

Темп деятельности у ребенка

У каждого из нас свой уникальный набор генов. Даже в пределах одной семьи далеко не все дети одинаковы. Обучение любому новому навыку требует от ребенка немалых сил и времени. Когда дело касается процесса обучения чему бы то ни было, то все, что мы видим, – это финальный результат.

Вместе с тем мы забываем о том, что он требует длительной внутренней подготовки, которая остается вне нашего поля зрения.
Некоторые дети начинают демонстрировать свои знания и умения сразу же, как они у них появились, в то время как другие будут ждать, пока не овладеют ими в совершенстве.

Темп деятельности – это скорость, с которой работают психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Это количество операций, действий, движений, которые выполняет человек за единицу         времени.

Темп деятельности, являясь врождённым, определяет насколько быстро человек работает, запоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи и, конечно, читает.

Темп деятельности чаще всего зависит от общего уровня психической активности, психического тонуса ребенка и, соответственно, его мотивации, хотя следует отметить, что часто при отсутствии мотивации — когда ребенок работает совершенно импульсивно и ему безразличен результат выполнения — собственно темп деятельности может быть и очень быстрым, в то время как ее продуктивность окажется невысока.

Но, хотя темп деятельности и является врождённым устойчивым свойством нервной системы, он в течение жизни, включаясь в самые разнообразные виды деятельности, может постепенно изменяться.
           Именно поэтому и темп обучения детей разный и даже у одного и того же обучающегося может быть разным: все мы даже в рамках одного предмета что-то усваиваем быстро, а что-то — медленно.

Темп может отклоняться как в сторону слишком быстрого, «молниеносного» (деятельность приобретает оттенок суетливости), так и в сторону патологически замедленного (деятельность приобретает оттенок вязкости, тягучести). Могут быть варианты: умеренный или высокий темп, равномерный при выполнении всего задания; медлительность, но равномерность при выполнении всего задания; умеренный или высокий темп сменяется медлительностью, или наоборот (неравномерная динамика); импульсивность, расторможенность, поспешность при выполнении задания; крайняя медлительность, заторможенность при выполнении задания.

Нормативным следует считать равномерный, устойчивый темп деятельности: ребенок успевает сделать все, что запланировал педагог. Наблюдая за поведением детей на занятии или в других ситуациях, можно выявить         несколько         категорий         детей.
           Одни дети достаточно быстро и активно начинают работать, однако по мере утомления или усложнения заданий темп их деятельности снижается (часто в соответствии со снижением интереса к заданиям). Они не успевают отслеживать общее направление урока, что еще больше сказывается на потере интереса к нему. Может появиться тревожность по типу: «Я не понимаю, о чем идет речь, что здесь происходит». Ребенок начинает отвлекаться, вертеться и пытается подглядеть у соседа. Такие отвлечения можно принять за трудности сосредоточения внимания ребенка. Однако это связано со снижением темпа деятельности на фоне утомления. Такие феномены чаще всего можно наблюдать либо у крайне истощаемых уже на первых уроках детей, либо у детей со сниженной работоспособностью в конце                «рабочего»         дня.
            У других детей можно отметить не столько снижение темпа деятельности, сколько его выраженную неравномерность. Про таких детей педагоги говорят, что они «работают от батарейки» (включил — выключил). Некоторые задания вызывают у них резкое замедление темпа деятельности, некоторые,         наоборот         —         ускорение.
           Чаще всего такой тип колебаний темпа наблюдается у мальчиков с проблемами речевого развития (парциальная несформированность вербального компонента деятельности). При этом задания невербального характера (в частности, на уроках математики: решение примеров, а не задач) выполняются ребенком в адекватном темпе, а анализ вербального материала (в данном случае условия задач) дается с трудом. Понятно, что такой ребенок будет выглядеть «черепашкой» на уроках русского языка.
            Можно выделить еще трудности вхождения, включения ребенка в работу. Такие дети очень медленно «раскачиваются» в начале урока: они могут подолгу собираться, медленно и как бы неохотно начинать работать (то есть проявлять выраженные признаки инертности психической деятельности), но постепенно, включившись в задание или в определенный вид деятельности, такой ребенок начинает работать в адекватном темпе. Но при смене деятельности (например, на следующем уроке, если они не сдвоены) он будет иметь те же проблемы темпа при включении в новый вид деятельности.
             Можно также выделить просто замедленный темп во всех видах деятельности ребенка. Он не только недостаточно быстро работает на уроке, но и медленно пишет, медленно достает учебники и переворачивает страницы. Этот присущий ребенку темп деятельности будет проявляться во всем, даже в речи и в еде. В данном случае нельзя говорить о некой патологии, но можно говорить о несоответствии возможностей (в данном случае темпа) требованиям, предъявляемым к ребенку образовательной средой         (в         данном         случае         программой).
              Иногда темп деятельности замедляется в психотравмирующих и экспертных ситуациях: во время контрольных и самостоятельных работ, а также при ответах у доски в различных условиях.
              Наиболее типичные ситуации: тревожный ребенок и директивный педагог, тревожный ребенок и дефицит времени. Однако возможны и другие ситуации: неприятие педагогом ребенка, его (педагога) уверенность в некомпетентности         ребенка.
          Ситуативным можно назвать снижение темпа соматически ослабленного         или         заболевающего         ребенка.
          Таким образом, можно выделить следующие параметры темпа деятельности:

— резкое снижение темпа, обусловленное утомлением (физическим или         психическим);
           — неравномерность или колебания темпа деятельности;
           — низкий индивидуальный темп деятельности, проявляющийся во всех сферах психической деятельности (как правило, связанный с общим невысоким уровнем психической активности, психического тонуса);
           — ситуативное (психологически обусловленное) снижение темпа деятельности,         вплоть         до         ступора;
           — ситуативное, соматически обусловленное снижение темпа деятельности.

 Наблюдая за поведением ребенка на занятии и вне его (на прогулке, в столовой), можно заметить, что он ведет себя по-разному. А именно: ребенок, который «завял» уже к середине занятия, не успевая не только за общим темпом, но даже и за самим собой, на прогулке вдруг превращается в «вечный двигатель». Он носится, толкается, проявляет невиданную активность. Но эту активность можно охарактеризовать следующим образом: малопродуктивная и нецеленаправленная, то есть хаотическая. В этом случае ребенок демонстрирует нам то же самое утомление, что и раньше, но здесь он имеет возможность двигательной разрядки.
          Возможен другой вариант: активный, работающий в достаточном темпе на занятии ребенок безучастно сидит во время  свободной деятельности, не включаясь в общую суету. И это также не должно смущать психолога, поскольку в обоих случаях мы видим лишь разную реакцию на утомление. При этом первый из описанных случаев отражает специфику работоспособности ребенка с риском по образовательной неуспешности, а второй — особенности темпа ребенка с риском по коммуникативным проблемам.
          Таким образом, мы видим влияние утомления как на темповые характеристики, так и на изменение характера поведения у различных детей.

 Совершенно очевидно, что темп деятельности нормативно снижается на фоне утомления после ответственных и трудных заданий, а также часто связан с такими особенностями современных детей, как метеочувствительность, соматическая ослабленность, а часто и недостаточное или нерациональное питание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль мини-музея в формировании исследовательской деятельности у ребенка.

Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы возде...

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребенком старшего дошкольного возраста с ОВЗ (с использованием песочницы). "Цветы для песочной феи"

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с использованием песочницы.Данное занятие было составлено для ребенка старшего дошкольного возраста с диагнозом: ДЦП, правостор. гемопарез...

Конспект совместной деятельности с ребенком старшей группы с ЗПР по теме "Поезд с геометрическими фигурами".

Совместная деятельность направлена на закрепление представлений о геометрических фигурах, количественных представлений, актуализации словаря по лексической теме "Транспорт", развитие психических проце...

Конспект совместной деятельности с ребенком старшей группы с ЗПР по теме "Насекомые на лугу".

Совместная деятельность индивидуальная, направлена на развитие представлений об окружающем мире, развитие речи и развитие количественных представлений, а также используется метод БОС....

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста при помощи изобразительной деятельности. «Речь ребенка – в его руках».

Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционной, художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы...

Конспект занятия Совместная индивидуальная коррекционная деятельность с ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии (безречевой ребенок) «Настольный театр «Репка»

Конспект занятияСовместная индивидуальная коррекционная деятельностьс ребенком младшего возраста с нарушениями в развитии(безречевой ребенок)«Настольный театр «Репка»С использованием...

Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка-дошкольника

Определение уровня развития темпа работы ребенка и уровня его работоспособности...