Роль мини-музея в формировании исследовательской деятельности у ребенка.
статья по теме
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
В последнее время музейная педагогика прочно входит в практическую работу дошкольных образовательных учреждений. Наблюдается нехватка духовного и патриотического воспитания у подрастающего поколения. Приоритетной целью развития музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях становится создание условий для развития интересующейся, творческой ,духовно воспитанной личности.
Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Родители часто водят своих детей в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат ими не достигается – дети не заинтересовываются. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка.
Педагогический словарь даёт следующее определение музейной педагогике: «Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями.
В последнее время музейная педагогика прочно входит в практическую работу дошкольных образовательных учреждений. Наблюдается нехватка духовного и патриотического воспитания у подрастающего поколения. Приоритетной целью развития музейной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях становится создание условий для развития интересующейся, творческой ,духовно воспитанной личности.
Включение музея в образовательно-воспитательный процесс – дело не такое простое. Родители часто водят своих детей в музей едва ли не каждый месяц, а ожидаемый результат ими не достигается – дети не заинтересовываются. Дело вовсе не в частоте посещений, а в степени подготовленности ребёнка к восприятию предметного, условного музейного языка.
Музей позволяет ребенку увидеть те предметы ,с которыми он не может столкнуться в современной жизни. Самовар, корыто, ухват, печка, прялка, корыто, лапти -вещи о которых ребенок слышит в художественных произведениях, видит в иллюстрациях.
Именно поэтому решили идти более доступным для детей методом от простого к сложному.. С «экскурсии» по мини-музею детского сада до плановых экскурсий в музеи нашего города..
На предварительных занятиях в детском саду педагог открывает для детей неизведанный для них мир- музейных экспонатов :знакомит с историей, значениями предметов из окружающего мира как знаков культуры.
Но практического опыта общения с подлинником у детей нет. Даже в музеях…экспонаты хранятся в витринах ,и сами экспонаты воспринимаются только визуально.
В мини-музее «Берегиня» контакт ребенка и экспоната самый близкий. Встреча детей с подлинной стариной сопровождается всплеском чувств и эмоций. «Ощущение вечности» испытывает ребенок держа в руках предмет ,которым когда-то в быту пользовались наши предки.
И в дальнейшем в стенах уже настоящего музея воспитанники вместе с музейным педагогом продолжают знакомство с предметами, опираясь на материал музейной экспозиции детского сада.
Видя интерес детей, многие родители и педагоги оказали активную помощь в создании коллекции старинных русских кукол для мини –музея.(крестовка , пеленашка ,кубышка, утешница)
Работа нашего музея продолжается, надеемся, что она позволит заложить основы исследовательской культуры освоения ребенком предметов и вещей русского быта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОЕКТ «Система опытно-исследовательской деятельности – источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка-дошкольника к природе»
Проект представляет систему работы ДОУ по формированию опытно-исследовательской деятельности дошкольника, ориентированной на формирование осознанно-правильного отношения к природе, изменение про...
Формирование исследовательской деятельности у детей старшего возраста через изучение жизни дерева на основе проектного подхода
Ведущая идея опыта заключается в активизации интереса детей к познанию окружающего мира, решении исследовательских задач, нахождения способов их решения, развитии мыслительных процессов, формировании ...
Опытно-исследовательская деятельность, как источник формирования осознанно-правильного отношения ребенка к природе
При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию ...
Обобщение педагогического опыта работы по теме: «Формирование исследовательской деятельности старших дошкольников»
Скажи мне - и я забуду. Покажи мне...
Концептуальное изложение «Авторская идея в моей педагогической практике» «Формирование исследовательской деятельности у дошкольников через использование элементов ТРИЗ - технологии»
Одним из результативных способов формирования исследовательской деятельности дошкольников является технология ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, умелое использование приёмов и методов...
Опытно - исследовательская деятельность с ребенком дома
Рекомендация для родителей...
Консультация "Исследовательская деятельность для ребенка"
Иследовательская деятельность...