"Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми в рамках инклюзивного образования в ДОУ"
статья по психологии
В настоящее время увеличилось число детей с различными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ. У этих детей имеются смешанные, полные или парциальные нарушения в развитии: страдают сенсорная, познавательная, регуляторная и/или эмоционально-волевая сферы, нарушены пространственно-временные ориентиры, координация движений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zalozhnyh_sergeeva_saganova_statya_na_forum.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Заложный Наталья Владимировна,
учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 8
Сергеева Татьяна Васильевна,
педагог-психолог МБДОУ д/с № 8
Саганова Виктория Сергеевна,
воспитатель ГКН для детей с ЗПР МБДОУ д/с № 8
Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми в рамках инклюзивного образования в ДОУ
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
И.П. Павлов
В настоящее время увеличилось число детей с различными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ. У этих детей имеются смешанные, полные или парциальные нарушения в развитии: страдают сенсорная, познавательная, регуляторная и/или эмоционально-волевая сферы, нарушены пространственно-временные ориентиры, координация движений.
Данную закономерность наблюдаем и мы – дефектологи и психологи, работая в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание, с трудом осваивают программный материал. И происходит это не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга детей. У всех этих детей имеются системные нарушения в развитии: страдают и сенсомоторная, и познавательная, и регуляторно-волевая, эмоциональная сферы.
Методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяют на два основных направления:
- когнитивные методы, ориентированные на преодоление трудностей усвоения новых знаний и формирование тех или иных психических функций;
- методы двигательной коррекции и телесно-ориентированные психотехники, которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем.
Данные методы не выступают в роли обучения, помогают сформировать основные функции и процессы, необходимые для правильного дальнейшего развития.
В современной действительности оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка. В данном подходе когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния и переходить к динамическому результату. В свете данной проблемы, актуальной задачей становится адаптация нейропсихологического подхода помощи детям с разными психофизическими возможностями.
Методологической основой нейропсихологического направления коррекционной работы с детьми с ЗПР являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций. Развитие детей имеет как темповые, так и качественные особенности. Изменение структурно-функциональной организации мозга ребенка связано с тем, что в определенные периоды возрастает роль той или иной мозговой системы, генезис которой, в свою очередь, детерминирован ранее сформировавшимися мозговыми механизмами; устанавливаются сложные взаимоотношения, между регуляторной и операциональной сторонами психической деятельности.
Применение нейропсихологического подхода к коррекции детей с ОВЗ показывает его адекватность к данной категории детей, удобство применения и доступность в работе педагогов. Нейропсихологический комплекс упражнений направлен на то, чтобы откорректировать нарушения в психике детей от 3 и до 12 лет. В рамках этого подхода как нельзя лучше реализуется индивидуально-дифференцированный подход за счет стратегически ориентированного подбора коррекционных методик; значительно упрощается процесс разработки специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Задачи коррекционно-развивающей работы тесно связаны с задачами развития и воспитания личности в целом.
Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:
недоразвитость речи;
ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);
СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);
аутизм;
ОВЗ (ограниченные возможности развития);
минимальные функции мозга;
недоразвитость тела мозга;
умственные и эмоциональные нарушения.
Для развития и коррекции специалистами ДОУ (педагога-психолога и учителя-дефектолога) подобраны нейропсихологические игры и упражнения, направленные на формирование и коррекцию психических процессов, моторики, пространственных представлений, основных компонентов речи, эмоционально-волевых качеств личности.
Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.
С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются педагогом-психологом решаются следующие задачи:
1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).
3. Развивается концентрация, переключаемость, слуховое и зрительное внимания.
4. Развивается память.
5. Формируется функции программирования и контроля деятельности в рамках «простроенной» алгоритмизированной. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.
6. Формируется произвольная деятельность.
7. Развивается эмоциональная устойчивость ребенка.
Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при задержке психического развития, умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и других нарушениях.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-дефектолога и реализуется вместе с ней.
Преимущества использования нейроигр в дефектологической практике:
- игровая форма обучения;
-эмоциональная привлекательность;
-многофункциональность;
-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;
-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – дефектологом, между детьми.
Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, выделении сильных и слабых сторон, компонентов развития высших психических функций.
Коррекционно-развивающая работа с ребенком включает в себя четыре основные этапы:
- Диагностический этап
- Установочный этап
- Коррекционный этап
- Этап оценки эффективности коррекционного воздействия.
Диагностический этап. На данном этапе проводиться нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций ребенка. Цель диагностического этапа – установить наличие повреждения или запаздывания функционального созревания мозговых структур. При проведении диагностики первостепенным является выявление не актуального уровня знаний и умений, а соотношения базовых патогенных факторов и сохранных звеньев психической деятельности. На основании диагностических данных составляется карта особенностей функционирования мозговых структур и разрабатывается коррекционная программа, индивидуальная для каждого ребенка. Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия.
Установочный этап. На данном этапе устанавливается эмоциональный контакт с ребенком и родителями, который помогает в коррекционной работе. Цель установочного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на коррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена тем, что довольно часто применение нейропсихологической коррекции не соответствует ожиданиям родителей. На этом этапе происходит переформулировка запроса, достижение более полного осознания проблемы и причин дефекта; для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных заданий и упражнений, выполняемых ребенком.
Коррекционный этап. На данном этапе осуществляется коррекционное воздействие в соответствии с индивидуальной программой, составленной по результатам диагностики.
Этап оценки эффективности коррекционного воздействия. На данном этапе проводится повторная диагностика. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции.
Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста – это игра. Игра является ведущей деятельностью. В своей коррекционной работе специалисты все занятия проводят только в игровой форме. Нейроупражнения проводят в начале занятия, чтобы подготовить мозг к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации. Включают в структуру занятий нейроупражнения начиная с универсальных дыхательных упражнений постепенно усложняя их в зависимости от индивидуальных осообенностей ребенка, при этом посторонняя помощь уменьшается. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений - игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.
Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе с ней реализуется.
Мы в своей работе стали систематически использовать задания на развитие зрительно – моторной координации, графомоторных навыков, направленных на синхронизацию работы полушарий. В комплекс мы включили кинезиологические упражнения, и графические задания, которые ребенок выполняет только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения. Формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.
Существует огромное количество нейропсихологических игр и упражнений, которые можно разделить на категории:
Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.
“Сорви яблоки”.
“Дерево”.
“Тряпичная кукла и солдат”.
“Снеговик”.
Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.
“Надуй шарик”;
Качание головой";
«Дыхание носом";
«Пловец";
"Задуть свечу";
«Теннис без ракеток»;
«Ветерок».
Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.
«Глаз – путешественник».
«Восьмерка».
«Горизонтальная восьмерка».
«Слон».
«Глаза и язык».
Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.
Упражнение «Слепые шаги»;
«Мельница»;
«Робот»;
«Колено - локоть»;
« Велосипед»;
«Перекрестное марширование»;
«Замри – отомри»;
«Змейка»;
«Хлопки»;
«Канатоходец».
Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга.
«Кулачки — умельцы»
«Лезгинка».
«Лягушка».
«Ухо – нос».
«Зеркальное рисование».
«Кулак – ребро – ладонь».
Массаж и самомассаж.
Ритмы. Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.
Успешность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько близкие ребёнка понимают и принимают его особенности и стремятся правильно оказывать ему помощь и поддержку. Практика показывает, что очень трудно бывает достичь оптимального взаимодействия с семьёй ребёнка, имеющего отклонения в развитии. Часто родители детей, имеющих те или иные проблемы, убеждены в том, что развитие их ребёнка соответствует норме, а имеющиеся проблемы – лишь результат «упрямства», «стеснительности», «избалованности», «капризности» или других личностных особенностей. К сожалению, иногда приходится наблюдать, что у некоторых родителей детей с отклонениями в развитии снижена социальная ответственность за судьбу ребёнка. Их не интересует, чем занимался ребёнок с тем или иным педагогом и каковы результаты этих занятий. Бывает и наоборот, когда родители предъявляют к своему ребёнку чрезвычайно завышенные требования, сравнивая его с более успешными детьми, не имеющими тех проблем, какие есть у их ребёнка. Эта проблема особенно актуальна в условиях детского сада комбинированного вида, где есть группы разной направленности (общеразвивающие, логопедические, коррекционные и пр.).
Есть и другая категория родителей, которые вместо психологического развития ребенка, занимаются его информационным развитием, то есть преждевременные занятия математикой, языками, а в результате можно получить минимальную мозговую дисфункцию (один участок мозга развивается быстрее за счет другого), что является опасным для будущего ребенка, так как это может послужить к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.
Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ.
Воспитатель закрепляет приобретенные детьми знания, отрабатывает навыки, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей, а также в режимные моменты.
Учитывая весь комплекс проблем при организации взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида в условиях инклюзивного образования важно определить содержание работы по этому направлению психолого-педагогической работы. Одной из важнейших задач является активное привлечение родителей к сотрудничеству: только опираясь на понимание и помощь родителей можно добиться максимально высоких результатов коррекционной работы и воспитательно-образовательного процесса в целом.
Всесторонняя тесная связь с семьёй, направленная на развитие компетентности родителей, способствует формированию у родителей детей с ОВЗ представлений об особенностях психофизического развития их ребёнка, адекватному отношению к его нарушению и пониманию потенциальных возможностей.
Активное сотрудничество педагогов с семьей, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, формирование у них психолого-педагогической и реабилитационной компетентности, а также обучение членов семьи доступным приемам взаимодействия с ребенком, подбор адекватных способов и средств общения в условиях семейного воспитания являются залогом эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута, максимальной компенсации нарушений развития и успешной социализации детей с ОВЗ
Посещая вместе с ребенком занятия в ДОУ, родители обретают дополнительную помощь и поддержку. В ходе проведения занятий родители и педагоги являются равноправными участниками данного процесса — партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям демонстрируют и дают рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком, проводят обучение родителей приемам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, умениям привлекать внимание, отсроченного речевого сопровождения, поощрения; формирование чувствительности к совместному взаимодействию со своим ребенком.
Применение нейропсихологических приемов в коррекции дошкольников с ЗПР показывает их адекватность к данной категории детей, удобство применения и доступность в работе педагогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"
Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....
Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста.
Каждый год увеличивается количество детей с нарушениями в развитии. У детей возникают трудности в освоении программного материала и не из-за детского нежелания восприятия материала, а в следствие недо...
Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.
АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"
План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...
Аналитический отчёт по теме самообразования «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР» за 2022-2023 и 2023-2024 уч.гг.
По теме самообразования работала 2 года, после этого составила полный аналитический отчет всех проведенных мероприятий....
Сообщениена МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР"
За основу своей практической деятельности я взяла уникальность курса, то есть взаимодействие полушарий головного мозга, комплексное развитие ребенка, переключение внимания....
Презентация на МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР".
В презентации рассматриваются формы занятий с детьми в рамках скорочтения, количество и продолжительность занятий в пределах курса. Рассматривается дислексия с точки зрения нейропсихологии и логопедии...