"Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми в рамках инклюзивного образования в ДОУ"
статья по психологии

Сергеева Татьяна Васильевна

В настоящее время увеличилось число детей с различными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ. У этих детей имеются смешанные, полные или парциальные нарушения в развитии: страдают сенсорная, познавательная, регуляторная и/или эмоционально-волевая сферы, нарушены пространственно-временные ориентиры, координация движений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zalozhnyh_sergeeva_saganova_statya_na_forum.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Заложный Наталья Владимировна,

учитель-дефектолог МБДОУ д/с № 8

Сергеева Татьяна Васильевна,

педагог-психолог МБДОУ д/с № 8

Саганова Виктория Сергеевна,

воспитатель ГКН для детей с ЗПР МБДОУ д/с № 8

Нейропсихологический подход в коррекционной работе с детьми в рамках инклюзивного образования в ДОУ

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»

И.П. Павлов

В настоящее время увеличилось число детей с различными отклонениями и нарушениями в психическом развитии, которые имеют статус ОВЗ. У этих детей имеются смешанные, полные или парциальные нарушения в развитии: страдают сенсорная, познавательная, регуляторная и/или эмоционально-волевая сферы, нарушены пространственно-временные ориентиры, координация движений.

Данную закономерность наблюдаем и мы – дефектологи и психологи, работая в группах компенсирующей направленности для детей с ЗПР. В своей работе мы сталкиваемся с детьми, которые невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание, с трудом осваивают программный материал. И происходит это не из-за детского нежелания воспринимать материал, а вследствие недоразвития и особенностей развития головного мозга  детей. У всех этих детей имеются системные нарушения в развитии: страдают и сенсомоторная, и познавательная, и регуляторно-волевая, эмоциональная сферы.

Методы коррекции детей с отклонениями в психическом развитии разделяют на два основных направления:

  1. когнитивные методы, ориентированные на преодоление трудностей усвоения новых знаний и формирование тех или иных психических функций;
  2. методы двигательной коррекции и телесно-ориентированные психотехники, которые зарекомендовали себя как эффективный инструмент преодоления психологических проблем.

Данные методы не выступают в роли обучения, помогают сформировать основные функции и процессы, необходимые для правильного дальнейшего развития.

В современной действительности оптимальным является системный подход к коррекции психического развития ребенка. В данном подходе когнитивные и двигательные методы должны применяться в комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния и переходить к динамическому результату. В свете данной проблемы, актуальной задачей становится адаптация нейропсихологического подхода помощи детям с разными психофизическими возможностями.

Методологической основой нейропсихологического направления коррекционной работы с детьми с ЗПР являются фундаментальные теоретические положения Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системном строении высших психических функций. Развитие детей имеет как темповые, так и качественные особенности. Изменение структурно-функциональной организации мозга ребенка связано с тем, что в определенные периоды возрастает роль той или иной мозговой системы, генезис которой, в свою очередь, детерминирован ранее сформировавшимися мозговыми механизмами; устанавливаются сложные взаимоотношения, между регуляторной и операциональной сторонами психической деятельности.

Применение нейропсихологического подхода к коррекции детей с ОВЗ показывает его адекватность к данной категории детей, удобство применения и доступность в работе педагогов. Нейропсихологический комплекс упражнений направлен на то, чтобы откорректировать нарушения в психике детей от 3 и до 12 лет. В рамках этого подхода как нельзя лучше реализуется индивидуально-дифференцированный подход за счет стратегически ориентированного подбора коррекционных методик; значительно упрощается процесс разработки специфических, особым образом ориентированных коррекционных мер. Задачи коррекционно-развивающей работы тесно связаны с задачами развития и воспитания личности в целом. 

Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях:

недоразвитость речи;

ЗПР (задержка психического и психоречевого развития);

СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность);

аутизм;

ОВЗ (ограниченные возможности развития);

минимальные функции мозга;

недоразвитость тела мозга;

умственные и эмоциональные нарушения.

Для развития и коррекции специалистами ДОУ (педагога-психолога и учителя-дефектолога) подобраны нейропсихологические игры и упражнения, направленные на формирование и коррекцию психических процессов, моторики, пространственных представлений, основных компонентов речи, эмоционально-волевых качеств личности.

Цель нейропсихологических игр: активизация различных отделов коры головного мозга, ее больших полушарий, что позволяет развивать высшие психические функции, контроль и регуляцию поведения, межполушарное взаимодействие.

С помощью нейропсихологических игр и упражнений решаются педагогом-психологом решаются  следующие задачи:

1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.

2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение).

3. Развивается концентрация, переключаемость, слуховое и зрительное внимания.

4. Развивается память.

5. Формируется функции программирования и контроля деятельности в рамках «простроенной» алгоритмизированной. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и др.

6. Формируется произвольная деятельность.

7. Развивается эмоциональная устойчивость ребенка.

Нейропсихологическая коррекция актуальна для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при задержке психического развития, умственной отсталости, расстройствах аутистического спектра и других нарушениях.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе учителя-дефектолога и реализуется вместе с ней.

Преимущества использования нейроигр в дефектологической практике:

- игровая форма обучения;

-эмоциональная привлекательность;

-многофункциональность;

-автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

-формирование партнерского взаимодействия между ребенком и учителем – дефектологом, между детьми.

Нейропсихологический подход предполагает построение коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом его индивидуально-типологических нейропсихологических особенностей: состояния высших психических функций, выделении сильных и слабых сторон, компонентов развития высших психических функций.

Коррекционно-развивающая работа с ребенком включает в себя четыре основные этапы:

  • Диагностический этап
  • Установочный этап
  • Коррекционный этап
  • Этап оценки эффективности коррекционного воздействия.

Диагностический этап. На данном этапе проводиться нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций ребенка. Цель диагностического этапа – установить наличие повреждения или запаздывания функционального созревания мозговых структур. При проведении диагностики первостепенным является выявление не актуального уровня знаний и умений, а соотношения базовых патогенных факторов и сохранных звеньев психической деятельности. На основании диагностических данных составляется карта особенностей функционирования мозговых структур и разрабатывается коррекционная программа, индивидуальная для каждого ребенка. Диагностические данные используются не только для выбора коррекционных приемов, но и для оценки эффективности воздействия.

Установочный этап. На данном этапе устанавливается эмоциональный контакт с ребенком и родителями, который помогает в коррекционной работе. Цель установочного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на коррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снятие тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена тем, что довольно часто применение нейропсихологической коррекции не соответствует ожиданиям родителей. На этом этапе происходит переформулировка запроса, достижение более полного осознания проблемы и причин дефекта; для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных заданий и упражнений, выполняемых ребенком.

Коррекционный этап. На данном этапе осуществляется коррекционное воздействие в соответствии с индивидуальной программой, составленной по результатам диагностики.

Этап оценки эффективности коррекционного воздействия. На данном этапе проводится повторная диагностика. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции.

Самая приемлемая форма для занятий дошкольного возраста – это игра. Игра является ведущей деятельностью. В своей коррекционной работе специалисты все занятия проводят только в игровой форме. Нейроупражнения проводят в начале занятия, чтобы подготовить мозг к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации. Включают в структуру занятий нейроупражнения начиная с универсальных дыхательных упражнений постепенно усложняя их в зависимости от индивидуальных осообенностей ребенка, при этом  посторонняя помощь уменьшается. Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. При этом воздействие нейропсихологических упражнений - игр имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, способствующий повышению умственной работоспособности, оптимизации интеллектуальных процессов, активизации его энергетического потенциала.

Нейропсихологический подход дополняет коррекционную программу и вместе  с  ней  реализуется.  

Мы в своей работе стали систематически использовать задания на развитие зрительно – моторной координации, графомоторных навыков, направленных на синхронизацию работы полушарий. В комплекс мы включили кинезиологические упражнения, и графические задания, которые ребенок выполняет только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения. Формируются межполушарные связи, улучшается сенсомоторная и пространственная координация, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координированность, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелкомоторных движений.

Существует огромное количество нейропсихологических игр и упражнений, которые можно разделить на категории:

Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение), гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

“Сорви яблоки”.

“Дерево”.

“Тряпичная кукла и солдат”.

“Снеговик”.

Дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга, ритм сердца, пульсация сосудов), развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением.

“Надуй шарик”;

Качание головой";

«Дыхание носом";

«Пловец";

"Задуть свечу";

«Теннис без ракеток»;

«Ветерок».

Глазодвигательные упражнения. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию всего организма. Движение глаз активизируют процесс обучения и являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

«Глаз – путешественник».

«Восьмерка».

«Горизонтальная восьмерка».

 «Слон».

«Глаза и язык».

Игры на межполушарное взаимодействие. При их выполнении развивается межполушарные связи, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы.

Упражнение «Слепые шаги»;

«Мельница»;

 «Робот»;

«Колено - локоть»;

 « Велосипед»;

         «Перекрестное марширование»;

        «Замри – отомри»;

        «Змейка»;

«Хлопки»;

«Канатоходец».

Кинезиологические игры - тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи, улучшает пальцевой и кистевой праксис, активизирует энергетический блок мозга.

«Кулачки — умельцы»

 «Лезгинка».

«Лягушка».

 «Ухо – нос».

 «Зеркальное рисование».

 «Кулак – ребро – ладонь».

Массаж и самомассаж.

Ритмы. Данная технология используется как полноценное нейропсихологическое занятие, а также как элемент коррекции на других занятиях.

Успешность коррекционной работы во многом зависит от того, насколько близкие ребёнка понимают и принимают его особенности и стремятся правильно оказывать ему помощь и поддержку. Практика показывает, что очень трудно бывает достичь оптимального взаимодействия с семьёй ребёнка, имеющего отклонения в развитии. Часто родители детей, имеющих те или иные проблемы, убеждены в том, что развитие их ребёнка соответствует норме, а имеющиеся проблемы – лишь результат «упрямства», «стеснительности», «избалованности», «капризности» или других личностных особенностей. К сожалению, иногда приходится наблюдать, что у некоторых родителей детей с отклонениями в развитии снижена социальная ответственность за судьбу ребёнка. Их не интересует, чем занимался ребёнок с тем или иным педагогом и каковы результаты этих занятий. Бывает и наоборот, когда родители предъявляют к своему ребёнку чрезвычайно завышенные требования, сравнивая его с более успешными детьми, не имеющими тех проблем, какие есть у их ребёнка. Эта проблема особенно актуальна в условиях детского сада комбинированного вида, где есть группы разной направленности (общеразвивающие, логопедические, коррекционные и пр.).

Есть и другая категория родителей, которые вместо психологического развития ребенка, занимаются его информационным развитием, то есть преждевременные занятия математикой, языками, а в результате можно получить минимальную мозговую дисфункцию (один участок мозга развивается быстрее за счет другого), что является опасным для будущего ребенка, так как это может послужить к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в ДОУ.

 Воспитатель закрепляет приобретенные детьми знания, отрабатывает навыки, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей, а также в режимные моменты.

Учитывая весь комплекс проблем при организации взаимодействия с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида в условиях инклюзивного образования важно определить содержание работы по этому направлению психолого-педагогической работы. Одной из важнейших задач является активное привлечение родителей к сотрудничеству: только опираясь на понимание и помощь родителей можно добиться максимально высоких результатов коррекционной работы и воспитательно-образовательного процесса в целом.

Всесторонняя тесная связь с семьёй, направленная на развитие компетентности родителей, способствует формированию у родителей детей с ОВЗ представлений об особенностях психофизического развития их ребёнка, адекватному отношению к его нарушению и пониманию потенциальных возможностей.

Активное сотрудничество педагогов с семьей, включение родителей в коррекционно-развивающий процесс, формирование у них психолого-педагогической и реабилитационной компетентности, а также обучение членов семьи доступным приемам взаимодействия с ребенком, подбор адекватных способов и средств общения в условиях семейного воспитания являются залогом эффективности реализации индивидуального образовательного маршрута, максимальной компенсации нарушений развития и успешной социализации детей с ОВЗ

Посещая вместе с ребенком занятия в ДОУ, родители обретают дополнительную помощь и поддержку. В ходе проведения занятий родители и педагоги являются равноправными участниками данного процесса — партнерами, осуществляющими совместную деятельность. Родителям демонстрируют и дают рекомендации с описанием конкретных индивидуальных занятий и приемов работы с ребенком, проводят обучение родителей приемам установления эмоционального контакта: тактильного, эмоционально-речевого воздействия, умениям привлекать внимание, отсроченного речевого сопровождения, поощрения; формирование чувствительности к совместному взаимодействию со своим ребенком.

Применение нейропсихологических приемов в коррекции  дошкольников с ЗПР показывает их адекватность к данной категории детей, удобство применения и доступность в работе педагогов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ"

Актуальность, цели и задачи, план работы коррекционной работы с детьми ОВЗ дошкольного возраста....

Нейропсихологический подход в коррекционной работе логопеда с детьми с ТНР дошкольного возраста.

Каждый год увеличивается количество детей с нарушениями в развитии. У детей возникают трудности в освоении программного материала и не из-за детского нежелания восприятия материала, а в следствие недо...

Использование нейропсихологического подхода в коррекционной работе учителя- логопеда. Работа над дыханием.

АктуальностьЛичный опытПользаРезультатыСостовляющие компонентыУсовия для работыВозможные ограниченияСписок литературы...

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"

План самообразования "Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР"...

Аналитический отчёт по теме самообразования   «Нейропсихологический подход в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ТНР»   за 2022-2023 и 2023-2024 уч.гг.

По теме самообразования работала 2 года, после этого составила полный аналитический отчет всех проведенных мероприятий....

Сообщениена МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР"

За основу своей практической деятельности я взяла уникальность курса, то есть взаимодействие полушарий головного  мозга, комплексное развитие ребенка, переключение внимания....

Презентация на МО учителей-логопедов по теме: "Использование методики скорочтения в рамках нейропсихологического подхода при коррекционной работе с детьми ОВЗ, имеющими ТНР".

В презентации рассматриваются формы занятий с детьми в рамках скорочтения, количество и продолжительность занятий в пределах курса. Рассматривается дислексия с точки зрения нейропсихологии и логопедии...