РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ СКАЗКОТЕРАПИИ И ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
методическая разработка по психологии
В данной статье рассказывается о технологии пластилинографии в сочетании со сказкотерапией, которые можно использовать для создания лепной картины. Так же вы узнаете, какие элементы сказкотерапии можно включать в коррекционно-развивающее занятие для детей ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_smirenskaya_lyubimova_arefeva.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ СКАЗКОТЕРАПИИ И ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ
А.Н.Смиренская,
МБДОУ «Детский сад № 163» г. Чебоксары,
nastia-smir@mail.ru
Л.Н. Любимова,
МБДОУ «Детский сад № 114» г. Чебоксары
М.Л.Арефьева,
МБДОУ «Детский сад № 114» г. Чебоксары
arefevamarina@icloud.com
Аннотация: в данной статье рассказывается о технологияхпластилинографии в сочетании со сказкотерапией, которые можно использовать для созданиялепной картины. Так же вы узнаете, какие элементы сказкотерапии можно включать в коррекционно-развивающее занятие для детей ОВЗ.
Ключевые слова: дети ОВЗ, сказкотерапия, пластилинография, пластилин, занятие,лепная картина.
«Чем больше уверенности и изобретательности
в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
В.А. Сухомлинский
Для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия в учебном заведении, используя индивидуальный подход, учитывая его особенности.
У детей с ОВЗ существуют ограничения деятельности по ряду причин: это нарушенияречевого развития, мелкой и крупной моторики, ориентации в пространстве, затруднении игровой деятельности, в связи с чем,они трудно устанавливают контакты со сверстниками. Кроме этого у детей с ОВЗ нарушены и эмоционально-волевая сфера, существуют проблемы с психическими процессами, отставание в психомоторном развитии, недоразвитии познавательной деятельности.К Детям с ОВЗ необходим индивидуальный подход и создание специальных условий. Они, в силу своих особенностей, не могут обучаться по программе общего образования с другими детьми, для них существует свой подход и свои адаптированные программы. Педагоги детских садов города Чебоксары № 114 и 163 используют на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья сочетание развивающих технологий «пластилинографии» и «сказкотерапии».
Принцип пластилинографии заключается в том, что по замыслу создается на горизонтальной поверхности лепная картина. Данная технология привлекает детей тем, что помогает быстро достичь результата. Создавать целые картины, пусть даже из пластилина – это новое и интересное занятие для детей, оно по истине уникальное. Воздействуя на развитие ребенка в целом, пластилинография развивает речь, психические процессы, пространственное мышление, в связи с координацией обеих рук служит развитию физического и психического здоровья.
Сказкотерапия на занятиях помогает детям с ограниченными возможностями здоровья развивать эмоционально-волевую сферу, вербальную и невербальную коммуникацию, кроме этого сказка помогает ребенку узнавать, что хорошо, а что плохо. Данные технологии могут применяться на коррекционно-развивающих занятиях, индивидуальных и групповых.Применение этих технологий дает хорошие результаты при использовании дома в семье.
Издано много книг, рассказывающих о пластилинографии и сказке, мы остановимся на некоторых из них.В серии книг "Пластилиновая азбука. Читаем и лепим», Сергея Меринова и Румянцевой Натальи, рассказывается о русской алфавитной сказке, где каждая новая глава начинается с новой буквы алфавита. В книге "Пластилиновые секреты. Как за 30 минут слепить сказку Новацкая Марина показала на своих страницах различные техники лепки. Светлана Ляне в своей "Пластилиновой сказке" рассказывает о пластилинографии. Она рекомендована для использования в кружках попластилинографии, для воспитателей, родителей, которым интересна данная технология.
Применяя пластилинографию в занятиях с детьми с ОВЗ необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности, работая с пластилином, для снятия напряжения и подготовки к работе мелкой мускулатуры рук выполняется «Пальчиковая гимнастика»;Сочетая пальчиковую гимнастику с подготовкой пластилина к работе, мы используем авторское упражнениеЛ.Н. Любимовой «Добрый червячок»
В корзинке живет небольшой червячок
(заглядываем в корзинку с пластилином)
Он хочет погреть свой красивый бочок
(берем в руки комочек пластилина)
В ладошках своих червячка покатай
(катаем между ладошками шарик)
И он улыбнется тебе, так и знай
(раскрываем ладошку и смотрим на червячка)
Когда червячку уже станет тепло
(трогаем его пальчиками)
Ты сможешь легонько погладить его
(надавим на комочек, если пластилин не согрелся, продолжим песенку)
Бока отогрел и опять убежал
(прячем пластилин между ладошками)
А только, как листик осенний дрожал
(растираем ладошки друг с другом, так чтобы получилась «колбаска»)
Ты видишь, ползет червячок наш домой
(раскатываем длинную тонкую колбаску)
И много друзей он ведет за собой!
(отрываем, мягкий разогретый пластилин, сколько необходимо, и формируем заготовки для поделки).
Постепенно стихи превратились в песенку, благодаря музыкальному руководителю МБДОУ «Детский сад № 114» г. Чебоксары Т.Н. Ветловой Ребятам очень нравятся цветные червячки, они с удовольствием играют с ними в процессе создания цветных образов.
В пластилинографиииспользуется пластилин чистых цветов, мягкий, не липнущий к рукам и не токсичный; в качестве основы – плотный картон, к которому хорошо прилипает пластилин.
Ребёнка с ОВЗ, обучаяпластилинографии, необходимознакомить на начальном этапе с конкретным образом, который ему предстоит вылепить, и используемыми техниками. Постепенно необходимо стремится, чтобы он смог сам выполнять поделки без опоры на образы и привносить новые детали, учится моделировать и развивать воображение. Побуждая рассказывать о своих героях, фиксируя результат, можно отвести на развитие сюжета несколько занятий.
Пусть пластилин станет любимым совместным занятием для ребёнка и его наставника. Для ребенка ОВЗ необходимо потратить немного времени на то, чтобы увлечь его пластичным творчеством, а видя плоды своего творчества, ему захочется рассказать о своих творениях, так создается сказка, и вместе со сказкой, постепенно,дети продвигаются в волшебную страну, которая называется ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ.
Список литературы
- Давыдова,Г.Н. «Пластилинография» - М.: Скрипторий. – 2003.
- Савина, Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников –М.: АСТ. – 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности педагога и детей подготовительной группы по развитию познавательных способностей с применением технологии ТРИЗ (образовательная деятельность) на тему: «Сужение поля поиска»
Тема: «Сужение поля поиска»Задачи:о.о. Познавательное развитие· Продолжать обучать детей работе со зрительно представленным числовым рядом от 0 до...
Применение технологии сказкотерапии в работе с дошкольникми
Сказкотерапия является методом психотерапевтического воздействия на детей, чтобы передать им знания о жизни...
Конспект Непосредственно - Образовательной деятельности для детей 1 младшей группы (2-3 года) по познавательному развитию с использованием элементов социоигровой технологии: «Сказкотерапия» Тема: «Колобок- круглый бок»
Знакомство с геометрической фигурой круг посредством русской народной сказки «Колобок»....
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей младшей группы (3-4 года) Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой технологии «Сказкотерапия» Тема: «Круглый – круглый Колобок»
Конспектнепрерывной образовательной деятельностидля детей младшей группы (3-4 года)Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием элементов социоигровой техн...
дополнительная общеразвивающая программа по обучению и развитию детей на основе компьютерных технологий «ЛЕГО КОНСТРУИРОВАНИЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ РОБОТОТЕХНИКИ LEGO WeDo» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ
Программа «ЛЕГО конструирование с элементами робототехники LEGO WeDo» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и мож...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Педагога дополнительного образования по реализации интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста Игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей «Сказочные лабиринты игры»
Использование современных образовательных технологий является необходимым условием профессионализма педагога. Авторская технология «Сказочные лабиринты игры» интегрирует сразу несколько &l...