Создание условий для свободного развития морально-волевых качеств.
консультация по психологии

Кудрявцева Анна Игоревна

Содержание

1. Психика и психические явления.

2. Понятие воля и волевые качества личности.

3. Морально-волевые качества дошкольника, описание, создание условий.

4. Список литературы

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ   ГОРОДА   ПСКОВА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА № 42 «ЖУРАВЛИК»

Сиреневый бульвар, д.5, г. Псков, 180019                                                                  тел/факс (8112) 538751        

 e-mail: org2037@pskovedu.ru                                                                                           сайт: o2037pskovedu.ru    

КОНСУЛЬТАЦИЯ

для педагогов ДОУ

Создание условий

 для свободного развития морально-волевых качеств

Подготовил:

педагог-психолог

Кудрявцева А.И.

Псков 2022 г.

Пояснительная записка.

Личность с помощью воли осуществляет регуляцию и саморегуляцию активности.

Регуляция - это функция воли, которая проявляется как усиление или как торможение побуждений, переживаний, рассуждений, действий. Торможение двигательной активности дается детям с трудом. Оно развивается от упражнения. Чем чаще ребенок упражняется в торможении, тем легче оно образуется. Но непрерывное торможение вредно: бесконечные запрещения делают ребенка робким, несамостоятельным.

В дошкольном возрасте под влиянием воспитания развиваются процессы внутреннего торможения, и ребенок становится способным к целевой деятельности.

Развивающиеся у детей процессы торможения помогают им в различных случаях преодолевать свои желания. Но все эти стороны волевого процесса развиты слабо, неустойчивы. Ребенок часто отвлекается и меняет цели своей деятельности. Чтобы преодолеть трудности, ему необходима поддержка, помощь воспитателя. Постепенно волевые действия усложняются, детям становятся доступны все более сложные цели, появляется представление о результатах своей деятельности, своих действий.В многочисленных исследованиях показано, что от года к году растет число детей с признаками недостаточной зрелости сферы волевой регуляции поведения, деятельности, с низким уровнем развития волевых качеств. Дефицит подобных качеств искажает адекватное личностное развитие и социализацию ребенка, в дальнейшем приводит к появлению заметных проблем в обучении и адаптации к дисциплинарным требованиям школы.

Специалисты называют основные причины подобной ситуации: рост числа детей со «стертой» неврологической патологией, отклонения в воспитательном процессе и изменение среды развития детей (отсутствие «уличного игрового пространства», способствующего коррекции и компенсации полученных при рождении отклонений).

Действительно, система воспитания детей в большинстве современных семей тормозит формирование волевых качеств ребенка. Типичны такие отклонения воспитательного процесса, как гиперопека, неустойчивый стиль воспитания, воспитательная неуверенность родителей. Чаще родители уделяют большое внимание развитию творческих способностей детей, умению предъявлять себя, свое индивидуальное своеобразие миру, тем самым помогают реализации девиза ребенка «Я хочу», а понятия «надо» и «нельзя» формируются слабее. Это наблюдение особенно уместно в отношении дошкольного возраста: взрослым кажется, что ребенок еще очень маленький, да и проблемы, связанные с незрелостью сферы произвольной регуляции поведения еще не столь видны. Заметны они становятся с началом обучения в школе, с ростом нагрузки на эти, слабо сформированные, качества. По удачному выражению известного отечественного нейропсихолога А.В. Семенович, «самая трудноразрешимая задача всего взрослого окружения ребенка состоит в том, чтобы убедить его в значимости и прагматической ценности глагола «должен» для реализации многочисленных «хочу». В этой связи воспитание представляет собой процесс формирования произвольной регуляции поведения у ребенка.

Данная консультация поможет разобраться какие условия необходимо создать для успешного формирования морально-волевых качеств дошкольника на примере соблюдения этапов в проведении ООД .

Содержание

1. Психика и психические явления.

2. Понятие воля и волевые качества личности.

3. Морально-волевые качества дошкольника, описание, создание условий.

4. Список литературы

1. Психика и психические явления.

Психика - свойство высокоорганизованной материи (нервной системы и мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности («субъективный образ объективного мира», регулятор поведения организма).

Отражение – всеобщее свойство материи, заключающееся в способности воспроизводить признаки и свойства воздействующих на материю объектов. Суть этой способности заключается в следующем: отражающие тела изменяются в результате испытываемых ими воздействий, причем изменения адекватны воздействиям (адекватный – вполне соответствующий, тождественный).

И.П. Павлов подчеркивал: "Отражательная, психическая функция мозга связывает организм с воздействующей на него окружающей средой".

В процессе отражения формируется психический образ – модель отраженного мира (модель – такая система, элементы которой находятся в отношении подобия к элементам другой системы).

Свойства психического отражения:

1. Объективность как:

внешняя проецированность отражения, отнесенность к некоторой отражаемой реальности; психическое явление всегда имеет причину, в психическом образе отражается реально существующий объект;

- специфическая психическая реальность с общими закономерностями функционирования, изучаемыми психологией ("То, что отражает действительность, само существует в действительности, т.е. объективно", - писал С.Л. Рубинштейн). Психика есть специфическая реальность, в формах которой воспроизводится экстрапсихическая реальность, которая сохраняет свою целостность при экстрапсихических воздействиях, в рамках которой происходит трансформация, преобразование отображенных воздействий и которая выполняет функции ориентации своего носителя в окружающей среде, прогнозирования будущих воздействий и регуляции активности носителя. Психическая реальность – отражающее и результат отражения. Экстрапсихическая реальность – отражаемое и носитель психической реальности (мозг и нервная система);

2. Субъективность психического отражения как:

- принадлежность субъекту. "Психическое объективно существует как субъективное, т.е. принадлежащее субъекту" (А.В. Брушлинский);

- неповторимость, уникальность, индивидуальность результата психического отражения – картины мира, зависимость от особенностей познающего субъекта;

3) активность как:

-  процесс регуляции поведения психическим образом (по А.Н. Леонтьеву);

- результат активного процесса – деятельности мозга и нервной системы;

4) целостность как:

одновременная данность отражаемых элементов, а также отражающего субъекта в психическом образе (по П.Я. Гальперину);

- дифференциация элементов психического образа на фигуру и фон.

Уровни психического отражения (по Б.Ф. Ломову):

1) сенсорно-перцептивный (сенсорный – связанный с работой органов чувств, перцептивный – относящийся к восприятию);

2) уровень представлений (более или менее обобщенные образы предметов и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения);

3) вербально-логический – отражение с помощью слов или других знаковых систем, основанное на мышлении.

"Основным способом существования психического является его существование в качестве процесса, т.к. психические явления (субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта) возникают и существуют в процессе непрерывного взаимодействия индивида с окружающим миром, непрекращающегося потока воздействий внешнего мира на индивида и его ответных действий. Чувственный образ при этом понимается как психический процесс в его результативном выражении"  (концепция С.Л. Рубинштейна).

Понимание психики как процесса включает в себя требование деления всех психических явлений на группы (К.К. Платонов). Критерий деления – продолжительность их проявления.

Группы психических явлений:

1) психический процесс;

2) психическое состояние;

3) психическое свойство.

Все психические явления можно разделить на 3 (по К.К. Платонову):

  1. психические состояния (специфическое восприятие окружающего мира): один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне — системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира (Щербатых Ю.В., Мосина А.Н., 2008).

Это определенный в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом - трудно и неэффективно. Психические состояния имеют рефлекторную природу, возникают под влиянием определенной обстановки, физиологических факторов, времени и т.д. (общие - внимательность, сосредоточенность, рассеянность и др.; эмоциональные - восторженность, раздраженность, печаль и др.)

  1. психические свойства (направленность, темперамент, характер и способности).

Это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественный и количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется практикой. Оно, следовательно, является результатом отражательной и практической деятельности. Психические свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются (познавательные - наблюдательность, гибкость ума и др.; эмоциональные - страстность, обидчивость, нежность и др.; волевые - решительность, настойчивость и др.).

3. психические процессы - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Психический процесс - это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец. При этом нужно иметь в виду, что конец одного психического процесса тесно связан с началом другого. Отсюда - непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями на нервную систему, так и раздражениями, исходящими от внутренней среды организма. Все психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.

Более подробно мы остановимся на волевых психических процессах. Виды психических процессов:

  • Познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение, представлением, внимание, память, речь);
  • Эмоциональные (эмоции, чувства, аффекты, стресс);
  • Волевые (борьба мотивов (воля), принятие решения, постановка цели).

Существует неотделимая взаимосвязь психических процессов. Например, восприятие протекает в тесной взаимосвязи с ощущениями, которые при помощи сенсоров собирают информацию из внешнего мира, во вторую – с памятью, волей и вниманием. Память тесно связана с мышлением, восприятием и ощущениями. Речь неотъемлемо связана с мышлением и представлением. Внимание очень тесно связано с памятью (некоторые когнитивисты считают, что это и вовсе одно и то же), а также волей.

2. Понятие воля и волевые качества личности.

Воля - сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленной цели (А.В. Петровский).

По мнению Л.М. Веккера, регуляция поведения и деятельности может проходить на трех уровнях: сенсорно-перцептивном, произвольном и волевом:

1) на сенсорно-перцептивном уровне образы, регулирующие движения и действия, управляют поведением субъекта вне зависимости от его желания (непроизвольные);

2) на произвольном уровне действия регулируются сознательно и предполагают намерения, планомерность, контроль. Здесь действия производятся самим субъектом по определенному мотиву и не нуждаются в волевой регуляции, так как компоненты личности остаются невключенными;

3) волевая регуляция возникает тогда, когда человек встречается с препятствиями, трудностями внешними (время, пространство, физические свойства вещей) или внутренними (отношение, усталость, страдания).

Волевая регуляция - это подключение к непосредственным мотивам личностно значимых, чаще нравственных (чем более нравственен человек, тем легче он осуществляет волевые действия). Ребенок как личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальными нормами и ценностями.

Волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде  - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением.

Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:

1. непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);

2. произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

3. волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

Стоит отметить, что при слабости волевого начала нравственная регуляция поведения неполноценна, она остается на уровне лишь знания принципов морали, без должного отражения их в поведении.

Воля выполняет четыре функции:

1. Побудительная и направляющая на достижение поставленной цели при преодолении трудностей. Волевая активность характеризуется надситуативностью, то есть выходом за пределы исходных целей, требований ситуации.

2. Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательной активности, мотивов и действий, не соответствующих мировоззрению, идеалам и убеждениям личности.

3. Регулирующая функция выражается в произвольной, сознательной регуляции действий, психических процессов и поведения, в преодолении препятствий.

4.Развивающая функция состоит в том, что волевая регуляция направлена на совершенствование субъектом своего поведения, деятельности, на изменение собственной личности.

Воля неразрывно связана с личностью и проявляется в ее качествах. Одна из классификаций (В.А. Иванников) выделяет три блока волевых качеств личности:

1)морально-волевые качества (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность);

2) эмоционально-волевые (целеустремленность, выдержка, терпение, спокойствие);

3) собственно волевые (смелость, мужество, решительность, настойчивость). 

Сегодня нас интересуют морально-волевые качества личности и создание условий для их полноценного развития.

3. Морально-волевые качества дошкольника, описание, создание условий.

Методы воспитания волевых качеств личности направлены на раскрытие смысла общественно значимых норм:

  • убеждение;
  • разъяснение;
  • восприятие и анализ произведений художественной литературы;
  • рассказы с яркими примерами и иллюстрациями того, как ведут себя люди в сложных жизненных ситуациях, какие решения и почему они их принимают, как им удаётся преодолевать трудности, личный пример;

 (нередко такое усвоение носит пассивный и формальный характер, ни одно волевое качество нельзя воспитать, только разъясняя, призывая и показывая. Основа воспитания воли лежит в систематическом преодолении трудностей в повседневной, обыденной жизни),

  • создание ситуаций, в которых человек может проявить желаемое качество (реальные ситуации, ролевые игры) и др;
  • личные взаимоотношения воспитателя с воспитанниками:

Соблюдение этических принципов педагогами ДО.

Взаимоотношения воспитателя с воспитанниками:

- Воспитатель проявляет уважение к личности каждого ребенка доброжелательное внимание ко всем воспитанникам, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности.

- Воспитатель в своей работе не должен унижать честь и достоинство воспитанников, ни по каким основаниям, в том числе по признакам возраста, пола, национальности и иных особенностей.

- Воспитатель чутко реагирует на инициативу детей в общении, учитывая их потребность в поддержке взрослых.

- Требовательность воспитателя по отношению к воспитанникам должна быть позитивной и обоснованной.

- Воспитатель выбирает методы работы с воспитанниками, развивающие в них такие положительные черты и качества как самостоятельность, любознательность, уважение к взрослым, забота о младших, любовь к Родине.

- Воспитателю следует стремиться к повышению мотивации обучения воспитанников, к укреплению веры в их силы и способности.

- Воспитатель отмечает новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращает внимание на его новые возможности и способности, справедливо и объективно оценивает работу воспитанников, не сравнивает с достижениями других детей.

- Воспитатель формирует у детей положительное отношение к сверстникам.

- Воспитатель не должен злоупотреблять своим служебным положением, используя своих воспитанников для каких-либо услуг или одолжений в личных целях.

Для создания условий психологически комфортного пребывания ребенка в детском саду необходимо:

- Принимать каждого ребенка таким, какой он есть. Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

- В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

- Быть затейником и участником детских игр и забав.

- В затруднительных для ребенка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ним, а не делать что-то вместо него.

- Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

- В своих отношениях с детьми постарайтесь помнить о том, что:

ребенок вам ничего не должен. Это вы должны помочь ребенку стать более самостоятельным и ответственным.

- В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно понять, чего добивается ребенок и почему он это делает. Добивайтесь от него соблюдения социальных норм и правил с учетом его состояния и интересов.

- Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

- Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведет к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

- Тихий, застенчивый ребенок также нуждается в вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

- Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия, - демагогия и опасная практика.

Положительно на развитие детей сказываются такие формы отношений, при которых воспитатель с помощью различных доводов убеждает ребенка в преимуществах того или иного поступка. При этом выбор оставляется за ребенком. Такой тип отношений предполагает индивидуальный подход к особенностям и текущим состояниям детей. Именно в такой ненавязчивой опеке больше всего нуждаются дети и благодарят взрослого искренней привязанностью к нему.

Рассмотрим, как влияют стили педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе детского сада.

Авторитарный стиль педагогического общения, для него характерны жесткие педагогические установки.

   Дети при таких способах взаимодействия будут, скорее всего, прекрасно вооружены знаниями, умениями и навыками и даже демонстрировать их на практике, однако такая демонстрация обусловлена не реальными потребностями и ценностями ребенка, а необходимостью реализовывать желательное поведение в присутствии воспитателя. Данная модель не способствует развитию самостоятельности и творческой инициативы у детей, а также полноценным межличностным контактам.

Демократический стиль педагогического общения.   Педагог ориентирован на привлечение воспитанников к обсуждению и совместному решению общих дел, проблем. Создает условия для самореализации и проявления творческой инициативы детей.

Способствует развитию у ребенка умения общаться, учитывать интересы других людей, проявлять инициативу и самостоятельность. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, проявляет уверенность и активность.

Либеральный стиль педагогического общения. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

   К результатам такого подхода к воспитанию относится разрыв эмоциональных связей взрослых с ребенком. Возможно, что ребенок проявит раннюю самостоятельность и независимость, но не будет способным к участию и сопереживанию другим людям.

Создание условий для формирования морально-волевые качеств (ответственность, обязательность, энергичность, инициативность, самостоятельность, дисциплинированность) подразумевают под собой преодоление определенных препятствий.

Воля есть сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением препятствий.

Выделяют внутренние и внешние препятствия.

Внешние препятствия - это объективные, существующие независимо от сознания субъекта ограничения активности.

Внутренние препятствия - это субъективные состояния, переживания или качества индивидуальности, которые выступают ограничителями активности (это могут быть моральные нормы; нежелание делать то, что нужно; наличие противоречащих побуждений; пассивность человека; плохое настроение, привычка действовать необдуманно; лень, чувство страха).

Соответственно необходимо учитывать  эти обстоятельства в нашей работе с детьми, в создании условий для развития волевых качеств.

Это соблюдение режима дня (от которого зависит формирование биологического ритма ребенка, который влияет на его работоспособность).

Это знания о нравственных нормах (этических представлений, привития норм и правил поведения, определяющих их отношение к себе, другим людям, вещам, природе, обществу).

Это формирование мотивации ребенка, которая зависит не только от «сюрпризных моментов», но и от стремления быть признанным. Взрослый проявляет сорадость успеху ребенка и сопереживание неуспеху. Так формируется готовность преодолевать препятствия.

Также  формирование мотивации зависит от ситуации успеха, которые педагоги могут проектировать:

- публичное одобрение;

- положительное подкрепление – похвала, внимание к интересам ребенка;

- снятие страха перед деятельностью – «ты имеешь право на ошибку»;

- ставится цель и описание результата;

- авансирование успешного результата – «я уверена в тебе»;

- скрытая инструкция – «обрати внимание на…»;

- персональная исключительность – «только на тебя я могу положиться»;

- педагогическое внушение – «ты делаешь так необычно, аккуратно».

 Стоит обращать внимание на эмоции и чувства, которые может испытывать ребенок в данный момент, он может быть заложником обстоятельств, которые происходили до конкретной ситуации, в которой ему необходимо проявить сознательную регуляцию своего поведения. Например,  если речь идет о занятии, то оно может содержать в себе следующие этапы (на примере психологического занятия):

1. Организационный этап:

-определение и создание положительного эмоционального настроя, атмосферы;

- рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Этот этап можно включать перед  организационно образовательной деятельностью (обращать внимание на детей, которые приходят в детский сад в негативном эмоциональном состоянии). Замечать, признавать чувства ребенка и их нормальность (не значит позволять ему неприемлемое поведение). Ты имеешь полное право злиться, но драться нельзя. Ты сейчас не доволен, я понимаю тебя.

Например, применять градусники эмоций, с помощью которых дети смогут объяснить свое эмоциональное состояние.

Далее идет мотивационный этап, который уже присутствует в ООД и которому необходимо уделять внимание. Как правило создается мотивация по 4 типам: игровая мотивация -  «Помоги игрушке», помощь взрослому - «Помоги мне», «Научи меня», «Создание предметов своими руками для себя или своих близких». Также можно накануне вечером, пройти тот материал, который будет на занятии, с теми детьми, которые испытывают трудности в освоении программы. И конечно необходимо поддерживать мотивацию в течении ООД с помощью проектирования ситуации успеха, о чем мы с вами говорили выше.

2. Мотивационный этап:

- привлечение внимания дошкольника;

- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий.

Далее идет практический этап, где осуществляются основные цели занятия и здесь можно использовать упражнение на формирование у детей навыков самоконтроля, способствовать развитию умения управлять своим поведением.

Упражнение: «Возьми себя в руки».

В необходимый момент на занятии, детям предлагается выполнить упражнение:  

- «обхватить  ладонями локти и сильно прижать руки к груди – это поза выдержанного человека».

- «попробуйте сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сжать в кулачки, крепко сцепить зубы. Каждый из вас – могучее, крепкое дерево, у вас сильные корни, и никакие ветры вам не страшны. Это поза уверенного человека» («Врасти в землю»).

Это упражнение подходит для нормотипичных детей, без нарушений интеллекта. Для детей с проблемами в развитии можно использовать сенсорные коробки, которые можно собрать самостоятельно или приобрести в магазине. Они помогут занять ребенка, который по своим особенностям не в состоянии удерживать внимание на регламентированное время занятия.

Сенсорная коробка позволяет ребенку исследовать предметы без ограничений. Их можно не только смотреть, но и трогать, мять, прятать, искать, перекладывать. В процессе игры детские пальчики активно работают, развивается мелкая моторика рук, координация движений, усидчивость и внимательность.

Детям 2-3 лет в сенсорные коробки нужно добавить игрушки и предметы и

показать как с ними играть (что с ними делать). Цель – развитие

координации движений и мелкой моторики. Обучение сортировке предметов

по размерам, цветам, свойствам.

Для детей 3-5 лет сенсорные коробки служат основой для организации

сюжетно-ролевых игр. Цель – развитие воображения. Возможность ребенку

самому выбрать игру, материал и предметы наполнителя.

Для детей 5-7 лет сенсорные коробки — пространство для фантазий,

логических и познавательных игр. Развития речи.

Игры можно и нужно разделять по гендерному принципу: мальчики

выбирают игры с машинками, военную тематику, динозавров, ну а девочки

предпочитают фей, единорогов и розовый цвет наполнителя коробки.

3. Практический этап:

- подача новой информации на основе имеющихся данных (что способствует лучшей включенности в занятие, поддержании положительной самооценки), далее основная цель занятия;

Следующий этап – рефлексивный, который также присутствует в ООД (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия), но в него можно внести ряд дополнений, которые можно осуществить после занятий с определенными детьми (рефлексия настроения и эмоционального состояния – определение ситуаций достижения; обучение детей приемам саморасслабления – если в этом есть необходимость (дети со слабой саморегуляцией, снять повышенную возбудимость), так как далее дети в свободной деятельности могут  самостоятельно снять эмоциональное напряжение).

Упражнение: «Воздушный шарик»

Дети представляют, что надувают воздушный шарик. Руки перед лицом, делают глубокий вдох и выдох, руки медленно разводят в стороны, как будто надувается шарик. Потом шарик у нас в животике – на вдох надуваем животик, на выдох сдуваем. Мысленно представляем цвет надуваемого шарика – оранжевый, желтый.

Упражнение: «Шалтай-болтай»

Цель: снизить эмоциональное, мышечное напряжение, формирование умения произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении, формирование умения определять характер ощущений, формирование умения определять и изменять характер движений, сопровождаемый этими ощущениями, опираясь на работу воображения и чувств.

Шалтай-болтай

Сидел на стене.

Шалтай-болтай

Свалился во сне.

(С.М.Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклонить корпус тела вниз.

Также можно использовать упражнение «Сочинение историй», цель которого является - способствовать разрешению конфликтов, возникших на занятии:

Общее сочинение истории педагогом и детьми о возникших трудных моментах на занятии, если таковые были. Далее педагог представляет свой ответный рассказ», где рассказывает о альтернативных решениях конфликта для того, чтобы ребенок не был порабощен невротическими типами поведения. Каждая история начинается ребенком со слов «Однажды…», «Давным-давно», «Далеко-далеко»... Этот метод помогает детям понять хорошее и плохое своего «я», осознать свой гнев и выразить его без опаски.

4. Рефлексивный этап:

- обучение детей приемам саморасслабления;

-обобщение полученных знаний;

-подведение итогов занятия;

- рефлексия настроения и эмоционального состояния.

Соблюдение этапов в проведении ООД также будет способствовать созданию условий для формирования таких волевые качества, как самостоятельность, инициативность и активность. Активность – «Я хочу». Инициативность «Я хочу и знаю, как я это буду делать». Самостоятельность – «Хочу, знаю как, без помощи взрослых».

 Список литературы

 1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: «Академия», 1999.

 2.   Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М. -Воронеж, 2005.

 3.  Бреслав Г.М.. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М.: «Институт практической психологии», 1997.

 4. Иванников В.В. Психологические механизмы волевой регуляции. - СПб.: «Питер», 2006.

 5.  Ильин Е.П. Психология воли. – СПб.: «Речь», 2002.

 6. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: «Речь», 2001.

 7. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: «Речь», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий в группе для повышения качества познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста

      Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и ...

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников. Создание условий для развития свободной игровой деятельности»

«Овладение разными формами и видами игры, умения подчиняться разным правилам и социальным нормам – формирование самостоятельности дошкольников.Создание условий для развития свободной игровой дея...

Создание условий для развития ИКТ-компетентностей педагогов ДОУ в целях повышения качества образования

Вычленены условия необходимые для использования ИКТ в дошкольном образовании (из практики работы в статусе РИП)...

Консультация для педагогов ДОУ : "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"

Консультация для педагогов ДОУ  "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"...

Взаимодействие детского сада с родителями в воспитании морально-волевых качеств детей

Взаимодействие детского сада с родителями в воспитании морально-волевых качеств детей...

Cтатья "Создание условий для развития свободной игровой деятельности детей."

Cтатья "Создание условий для развития свободной игровой деятельности детей."Кулакова Маргарита Викторовнавоспитатель ГБДОУ №28Пушкинского района г. Санкт-Петербург.На вопрос «Что больш...

"Взаимодействие детского сада с родителями с целью воспитания морально-волевых качеств"

Педсовет: "Взаимодействие детского сада с родителями с целью воспитания морально-волевых качеств"...