Создание условий в группе для повышения качества познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста
консультация на тему
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Исходя из этого, необходимо создавать все условия в группе для полноценного познавательно - речевого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
речевая среда | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Создание условий в группе для повышения качества познавательно – речевого развития детей дошкольного возраста
Подготовил: учитель-логопед О.Н.Ярема,
высшая квалификационная категория
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем. Педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников – очень сложное дело. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Исходя из этого, необходимо создавать все условия в группе для полноценного познавательно - речевого развития детей.
В дошкольной педагогике под развивающей средой понимается естественная обстановка, рационально организованная, насыщенная, разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие:
1. Речь педагога.
2. Методы и приемы для развития всех сторон речи детей.
3. Специальное оборудование для каждой группы.
Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так – как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога:
1. Правильность.
2. Точность.
3. Логичность.
4. Чистота.
5. Выразительность.
Для того, чтобы предметно-развивающая среда выполняла основные функции, на этапе её проектирования педагогам необходимо придерживаться следующих принципов (по В.А.Петровскому):
- дистанции, позиции при взаимодействии – ориентация на организацию пространства для общения взрослого с ребёнком «глаза в глаза», установление оптимального контакта с детьми;
- активности, самостоятельности, творчества – возможность проявления и формирования этих качеств у детей путём участия в создании своего предметного окружения;
- стабильности – динамичности, предусматривающий создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со вкусами, настроениями, меняющимися в зависимости от возрастных особенностей и возможностей детей, периода обучения, образовательной программы;
- комплексирования и гибкого зонирования, реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу;
- эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия для каждого ребёнка, осуществляемый при оптимальном выборе стимулов по количеству и качеству;
- эстетической организации среды, сочетания привычных и неординарных элементов (в группе должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво);
- окрытости - закрытости, т.е. готовности среды к изменению, корректировке, развитию (реализуется в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и собственному «Я»);
- половых и возрастных различий как возможности девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Речевой уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.
В его оборудование входят: стеллажи, расположенные на разном уровне, стол, стул, большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. Подбор материала должен соответствовать программным требованиям (теме, которую вы сейчас изучаете), возрастным и индивидуальным особенностям. В её оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями. Например, её героем может стать добрый гном, который будет учить правильно говорить, или кукла с большим язычком, будет показывать артикуляционную гимнастику, и наоборот, иностранец или инопланетянин, которого дети научат красиво говорить на русском языке.
При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:
наполняемость уголка;
разнообразие материалов;
возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
доступность;
системность;
эстетика оформления;
ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребёнка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов, пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха, закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими компонентами речи)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в книжный уголок)
Оборудование и наполнение речевой зоны:
-наглядно- иллюстративный материал по лексическим темам, дидактические речевые игры;
-картотека игр и игры для развития грамматического строя;
-сюжетные картинки для работы над фразой, серии картинок, предметы и композиции («Подворье», фрукты и т.д.) для составления рассказов, схемы и мнемотаблицы, картотеки стихов, загадок, пословиц, поговорок, словесное творчество детей: альбомы детских рассказов, фотографий и т.п., театр;
- пособия на развитие дыхания, комплексы артикуляционной гимнастики, звучащие игрушки, говорящие книжки, логопедические альбомы, задания на закрепление звуков в речи, чистоговорки и поговорки, речевые игры, театр
- «звуковые пеналы», фишки или магниты для звукового анализа и синтеза, д/и «делим слова на слоги», «составь слово», «составь предложение», схемы предложений, разрезные и магнитные азбуки, кассы букв, буквари, пособия учимся читать, задания со словами и буквами (профилактика дисграфии, ребусы и т.д.)
- пособия на развитие мелкой моторики, комплексы пальчиковой гимнастики, речи с движениями, задания «рисуем по клеточкам», обводки, штриховки
- наполнение книжного уголка, в соответствии с программой и интересами детей
Материал, содержащийся в коррекционном уголке, может носить многофункциональный характер, использоваться в разных целях.
Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
Дидактическое оснащение должно подбираться для решения коррекционных задач, а также удовлетворять потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.
Создавая развивающую среду группы, очень важно учитывать комфорт и эстетику обстановки.
Оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка. Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения. Семья и детский сад выполняют каждый свою функцию и не могут заменить друг друга – однако во имя полноценного развития ребенка они должны взаимодействовать. Только совместными усилиями родителей и детского сада можно решить проблемы воспитания и развития ребенка и достичь определенных результатов.
Педагоги дошкольного образования должны стать для родителей компетентными консультантами и помощниками в познавательно – речевом развитии ребенка.
В приемной группы можно оформить уголок для родителей. В рубрике «Мама поиграй со мной» в течение года указывается перечень игр по познавательно – речевому развитию детей дома. Оформление фотовыставки «Мы играем целый день, целый день играть не лень». Проведение консультаций «Познавательно – речевое развитие детей» с рекомендациями по созданию развивающей среды дома, «Роль игрушки в познавательно – речевом развитии ребенка». Создание библиотеки для родителей, проведение открытых занятий, развлечений по познавательно – речевому развитию. Огромную помощь в работе с родителями оказывают родительские собрания. Совместно с родителями заниматься изготовлением и приобретением игр и пособий по познавательно – речевому развитию, готовить костюмы к театрализованным праздникам и многое другое. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием познавательно – речевого развития ребенка.
Содержание речевых уголок в группах ДОУ
1-я младшая группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные картинки.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.)
2-я младшая группа
1. Картинки по лексическим темам (альбомы).
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением характерных особенностей времен года;
б) предметами домашнего обихода;
в) деталями предметов;
г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов;
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
Средняя группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике.
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.
7. Различные виды театров.
8. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) предметами домашнего обихода;
в) основными частями предметов;
г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);
д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый-грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).
ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол – много столов, одна кукла – много кукол);
ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 грушп
9. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Старшая группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
з) с изображением животных во множественном числе;
и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш);
к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао)
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Подготовительная группа
1. Картинки по лексическим темам.
2. Каталог игр:
а) по звуковой культуре речи;
б) упражнений артикуляционной гимнастики;
в) упражнений дыхательной гимнастики;
г) пальчиковой гимнастике;
д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков).
3. Художественные произведения по программе и др.
4. Словесные дидактические игры.
5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.
6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов.
7. Картинки:
а) с изображением явлений природы;
б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель;
в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);
г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер);
д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.);
е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.);
ж) с изображением синонимов;
8. Зеркало или индивидуальные зеркала.
Памятка воспитателям
при организации речевого уголка в группе
Дидактический материал в речевом уголке:
- материал по развитию артикуляционной моторики (предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; ватные палочки, ватные диски)
- пособия для развития дыхания (разноцветные шарики; султанчики; бумажные снежинки; вертушки - карандаши; колокольчики из фольги на ниточке и т.д.)
- пособия для развития мелкой моторики (сухой бассейн; массажные валики, мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры; различный материал для составления букв)
- материал по звукоподражанию (шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен, трещотка, колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для высказывания звуков и их автоматизации; звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова)
- игры и пособия по автоматизации звуков (мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова)
- игры по лексике и грамматике (предметные картинки по лексическим темам)
- игры по развитию связной речи (серии сюжетных картинок; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.)
- материал по грамоте – (магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение моделей, схем, мнемотаблиц для познавательного речевого развития детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по применению схем, мнемотаблиц на занятиях с детьми дошкольного возраста, по обучению детей составлению схем и работе по схемам...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ОСЕННИЕ ИСТОРИИ"
Основной программой в нашем ДОУ является программа "Детство". В настоящее время самой используем является игровая технология. Я в своей работе в старшей и подготовительной группе уже длительное время ...
Познавательно - речевое развитие детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с ближайшим окружением
Непрерывным условием для всестороннего развития ребенка является общение его с взрослыми. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родно...
Использование подвижных игр в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста
Консультация для воспитателей на тему: "Использование подвижных игр в познавательно – речевом развитии детей дошкольного возраста"...
Вэб-квест для педагогов ДОУ "Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста посредством использования различных методов активизации в условиях ФГОС ДО"
Веб-квест для педагогов дошкольных учреждений....
Создание условий познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста
Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Одно из важнейших познавательных процессов человека эта реч...
Окружной конкурс профессионального мастерства «Педагогическая находка – 2024» Номинация Конкурса: «Лучшая педагогическая практика для педагогов в познавательно - речевом развитии детей дошкольного возраста» (старшая группа)
Цель пособия: развитие речи дошкольников, внимания, зрительного восприятия и мелкой моторики. Пособие многофункционально, оно решает ряд коррекционно – развивающих задач....