Консультация для педагогов ДОУ : "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"
консультация
Консультация для педагогов ДОУ "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6-4_konsultatsiya_sozdanie_uloviy_dlya_razvitiya_nravstvennyh_kachestv.docx | 112.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Центр развития ребенка « детский сад №56 «Надежда» г. Орска
Подготовила: Пак Е.А.
Орск
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление κ идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли». Н. И. Пирогов
Дошкольное детство — это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
Важно сформировать у ребенка представление о принадлежности к человеческому роду; воспитывать уверенность в себе. Умение анализировать поступки, чувства, мысли; научить его бережно относится к своей семье, друзьям, другим людям, животным. То, что заложено в детстве, определяет всю дальнейшую жизнь человека.
Детство имеет свои проблемы, трудности, этапы нравственного становления. Ребёнок с самого начала должен учить совершать поступки, правильно реагировать на трудности; уметь строить свои отношения с другими людьми на основе нравственных норм нашего общества
С каждым годом увеличивается количество эмоционально неблагополучных детей, которые требуют особого внимания со стороны педагогов. На наш взгляд, воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности должно происходить целенаправленно и систематично, начиная с дошкольного периода. Бесспорно, ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность. Безусловно, дети усваивают в процессе жизни и воспитания цели и ценности конкретного общества. В результате эмоции, возникающие в ответ на социально значимые события, приобретают в ходе развития определенную общность содержания при всем индивидуальном разнообразии форм проявления эмоциональных состояний.
Крылатая фраза «Все начинается с детства» — как нельзя больше сочетается с данным вопросом. Задумываясь об истоках нравственных чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дрожание кружев с молодых листьев березы, и родные напевы, и восход солнца, и журчанье весенних ручьев.
Воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят
Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 25–30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребенка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в подростковой среде (повышенная агрессивность, дефицит гуманных форм поведения, отчужденность, изолированность и пр.) с дошкольного детства. Социальные психологи утверждают, что в современном мире ребенку предстоит во многом самостоятельно определять стратегию поведения в той или иной ситуации, даже в младшем возрасте. Поэтому эффективна социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям, существующим в обществе.
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, гражданскую позицию является главной задачей 2-го квартала.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования звучат так:
− ребенок обладает установкой положительного отношения к миру , к самому себе,
-обладает чувством достоинства, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
- сопереживать неудачам и радоваться успехам других,
- адекватно проявляет свои чувства, в том числе веры в себя, старается разрешать конфликты.
Педагогические работники должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей:
− непосредственное общение с каждым ребенком;
− уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; поддержка индивидуальности и инициативы детей;
− создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников самостоятельной деятельности;
− создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
− недирективная помощь детям, поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.);
− создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе при надлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
− развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
− развитие умения детей работать в группе сверстников; построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее — зона ближайшего развития каждого ребенка), через − создание условий для овладения культурными средствами деятельности.
Необходимым условием нравственного развития детей дошкольного возраста является 1.методическое обеспечение. Приведем несколько примеров современных методик и технологии социализации дошкольников:
− Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова «Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников» (особо отражены содержание и формы работы с педагогами ДОУ по проблеме развития эмоциональной отзывчивости у детей, а также взаимодействие семьи и ДОУ в вопросах эмоционального развития ребенка) ;
− Е. В. Баринова «Учимся дружить» (включены разнообразные формы и виды деятельности детей, направленные на активное и творческое усвоение правил общения и поведения, норм речевого этикета, культурно-гигиенических навыков) ;
- С. В. Конкевич «Социально-нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете» (практическое пособие) ;
− В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с дошкольниками» (представлены теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед) ;
− И. А. Пазухина «Давай поиграем!» (тренинговое развитие мира социальных взаимоотношений детей) .
2.Соблюдение принципа интеграции нравственного воспитания в различных видах детской деятельности:
− в игровой: проведение пальчиковых, дидактических, сюжетно-ролевых, словесных, подвижных, народных и хороводных игр, игр- забав. В организации сюжетно-ролевых игр учитываем нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;
− в продуктивной деятельности: изготовление поделок для родных и именинников, к православным праздникам, рисунки по мотивам художественных произведений
− театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях («Как бы ты поступил»), («Давай помиримся»…)
3.Развивающая предметно-пространственная среда, в которой растёт и развивается ребёнок, имеет первостепенное значение, так как на этом пути для него главным примером для подражания является взрослый. Своим образцом поведения он закладывает у ребёнка основные морально-нравственные нормы. А чтобы помочь ребёнку усвоить эти нормы, сделать их ценными, то педагог использует методы и приёмы формирования нравственных представлений и умений. Такие как этические беседы, объяснение и разъяснение сути нравственных понятий, о том какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы, обсуждение с ребёнком нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, личный пример.
Деятельность, предлагаемая детям, должна быть интересной для них. Детей можно заинтересовать: красочностью будущего результата, возможностью овладеть новыми умениями, особыми приемами постановки задач педагогом, возможностей детей, уверенностью в успехе. Возникновение успеха побуждает к настойчивости и воспитывает умение не бросать начатое, достигать цели. Наличие же разного рода затруднений создает условия для накопления опыта. Труд в природе является, важным и обязательным компонентом в развитии творческих способностей ребенка, необходимым средством формирования нравственных качеств.
Нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребенка, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы. Вырастить ребенка, воспитать в нем человека, личность — задача нелегкая, очень ответственная, но благодарная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника"
Консультация для педагогов на тему: "Роль педагога в создании условий для свободной творческой деятельности дошкольника". К консультации прилагается презентация из опыта работы....
Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте».
Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте»....
Консультация для педагогов «Создание условий для развития звуковой речи дошкольников»
Создание условий для развития речи дошкольниковв ДОУ в соответствии с ФГОС Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдел...
Консультация для воспитателей: "Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе".
Консультация для воспитателей на тему: "Создание условия для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе"...
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ИХ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.
Опыт представлен на Межрегиональной научно- практической конференции XXII Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения « К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и...
Создание условий для развития связной речи дошкольников посредствам современных форм взаимодействия с семьей.
Развитие речи является одним из самых важных навыков, которым необходимо овладеть дошкольнику и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей...