Тренинг "Путешествие в страну Хорошего настроения"
материал по психологии (старшая группа)
Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в страну Хорошего настроения».
Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.
Задачи:
-позитивно настроить детей на совместную работу в группе;
- способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;
- формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка;
- способствовать снятию мышечного напряжения.
Оборудование: «волшебная коробочка», предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти», Смайлики веселого настроения, 2 сосуда: один темный с водой, другой светлый радостный без воды.
Ход занятия:
1 этап. Организационный.
Вступление.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_my_vse_raznye_my_vse_udivitelnye.docx | 26.6 КБ |
trening_puteshestvie_v_stranu_horoshego_nastroeniya.docx | 26.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в страну Хорошего настроения».
Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.
Задачи:
-позитивно настроить детей на совместную работу в группе;
- способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;
- формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка;
- способствовать снятию мышечного напряжения.
Оборудование: «волшебная коробочка», предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти», Смайлики веселого настроения, 2 сосуда: один темный с водой, другой светлый радостный без воды.
Ход занятия:
1 этап. Организационный.
Вступление.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Перемена настроения.
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся –
В край чудесный отправляемся!
Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.
Ритуал приветствия. Приветствие: «Здравствуй, друг! »
Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Психолог: Чтобы наша встреча прошла интересно, предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением.
Упражнение «Настроение в кармашке». Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:
Утром рано, поутру, в детский садик я иду.
И в кармашке я с собой настроение несу.
Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка.
(если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти»)
Упражнение «Градусник настроения».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Ведущий: Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, - это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!
2 этап. Мотивационный.
Сегодня я приглашаю вас в страну «Хорошего настроения». Но что бы попасть туда, давайте соберем с вами чемодан в дорогу.
Упражнение «Чемодан».
Цель: развитие навыков общения.
Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.
3 этап. Практический.
Закройте глаза и представьте, что вы оказались в магазине зеркал. Открывайте глаза. Бывали в таком? Магазине, где продаются разные зеркала: маленькие, большие, круглые, квадратные – разные. Я выбираю водящего – он будет покупателем, а все мы – зеркалами. А что делает зеркало? Верно, нас и наши действия.
Упражнение «Зеркала».
Цель: развитие наблюдательности и невербальных средств общения
Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!
Психолог: Давайте приведем себя в порядок. (Выполняется легкий массаж.) Нежно погладьте свое лицо — лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки. Теперь мы готовы продолжить наше путешествие.
Игра «Сосуд слез».
Психолог: Посмотрите, у нас на пути оказался какой-то сосуд, да это же «Сосуд слез». В жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости.
Давайте совершим маленькое чудо: освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд «слезами радости».
Вставайте цепочкой, я буду наливать воду из сосуда «слез печали», затем будем передавать стаканчик со слезами, стараясь не пролить ни капли, и наполним сосуд «слезами радости». (Воды в сосуде на стаканчика, педагог сам наливает воду в стаканчик из первого сосуда, а дети передают друг другу и улыбаются, последний ребенок переливает воду в яркий сосуд и возвращает стаканчик по цепочке назад) .
Вот он сосуд со слезами радости! Молодцы ребята, что вы такие радостные и у вас хорошее настроение.
Игра «Ледышки и веснушки». Этюд на физическое (мышечное) расслабление.
Психолог: Вам надо поделиться на две команды – одна команда «ледышек», а вторая команда «веснушек»! Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно – запомните членов своей команды. По моей команде «Начали!» все медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате кружась. Когда я хлопну в ладоши два раза – замирают «веснушки», двигаться начинают «ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит в движение «веснушек», а два – «ледышек». Молодцы!
4 этап. Рефлексивный.
Психолог:Выбирайте снова карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрашивайте оставшуюся часть градусника настроения.
Вот и закончилось наше путешествие по стране «Хорошего настроения».
Какое у вас сейчас настроение?
Что вам сегодня больше всего понравилось? Что помогло нам создать хорошее настроение? (верные друзья, товарищи, улыбка, интересное совместное занятие, дружба, сопереживание друг другу).
Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором «До свидания! »Спасибо всем!
Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
- закрепить понятие «настроение»;
- учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;
- обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.
Развивающие:
- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;
- развивать интерес детей в изучении самих себя;
- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;
- развивать навыки релаксации,
- развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- повышать социальную компетентность;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.
2. Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
4. Танцевальная терапия.
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
- Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).
Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)
Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.
5. Упражнение на релаксацию.
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
- Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.
- А сейчас давайте вместе
Нарисуем край чудесный.
Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.
7. Упражнение «Сухой душ»
Цель: создание и сохранение позитивной установки.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
Детям предлагается пройти через «сухой душ».
- Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.
Конспект занятия психолога: «Улыбка творит чудеса»
Цель:
создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском коллективе;
способствовать позитивному эмоциональному фону, атмосфере взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослым;
привлекать детей к речевой активности, оптимально использовать возможности возраста детей для полноценного усвоения умений и знаний;
базироваться на знании возрастных, индивидуальных и психологических особенностях детей;
учить проявлять свою индивидуальность, определять свое настроение с помощью «Цветка настроения»;
закрепить умение передавать эмоцию радости; продолжать учить использовать хорошие, добрые слова;
закрепить названия весенних цветов; учить отвечать на несложные вопросы по содержанию сказки, давать элементарные характеристики персонажам, их поступкам;
Оборудование: букет цветов, разноцветные кружочки, гимнастическая доска, шаблоны ладошек, фломастеры, мольберт, нарисованное на ватмане солнышко, «Цветок настроения».
Ход занятия психолога в детском саду
Психолог. Ой, я вижу в вас хорошее настроение, глазки у всех сияют, никто не унывает. А что может нам улучшить настроение?
Дети. Улыбки, добрые поступки, подарки, любимые игры, веселые песенки.
Психолог. Как вы думаете, цветы смогут поднять настроение? Посмотрите на этот букет, какие замечательные цветы в нем. Каждый цветок несет что-то хорошее. А сейчас закроем глаза и преобразимся в весенние цветы. Я уже вижу не детей, а цветы вокруг себя. Представьтесь.
Дети. Я - подснежник. Несу радость людям. Я - тюльпан. Несу улыбки. Я - нарцисс. Несу добро. Я - ландыш. Несу счастье. Я - крокус. Несу любовь.
Психолог. У меня собрались разные цветы. Но в группе есть один очень необычный цветок. Как он называется?
Дети. Цветок настроения.
Психолог. Давайте назовем цвет каждого лепестка и определим, что он означает?
Дети. Красный - счастье, желтый - радость, оранжевый - удивление, зеленый - спокойствие, синий - печаль.
Психолог. Вот у меня разноцветные кружочки. Сейчас подойдите и возьмите такой кружочек, который соответствует вашему настроению в данный момент. Какого цвета кружочки никто не взял?
Дети. Синего.
Психолог. Почему?
Дети. Они обозначают печаль.
Психолог. Я думаю, что этот цвет мы никогда не будем брать. А сейчас улыбнемся друг другу, чтобы у всех было только хорошее настроение и ничто нас в жизни не огорчало.
Помните, что вы идете по узкому мостику. Мы должны с вами с помощью цветных ладошек разделиться на пары и стать по разным берегам. (Дети двигаются навстречу друг другу).
Психолог. Какая пара прошла лучше всех? Почему?
Психолог. Только помогая друг другу, внимательно прислушиваясь к другу, уступая, можно преодолеть трудности.
Психолог. А еще нам помогает улыбка, которая все время не оставляет наши лица. Давайте нарисуем ее.
Психолог. За столами мы с вами нарисуем улыбку на ярких ладошках. Выберите, пожалуйста, фломастер, который вам нравится. Помните, какие вы красивые, умные, милые. Это важно. Нарисуем улыбку на ладошках.
После выполнения задания каждый ребенок с помощью психолога прикрепляет свою ладошку с улыбкой на мольберт, образуя солнышко.
Психолог. Посмотрим, что у нас получилось. Какое хорошее, веселое солнышко из ярких ладошек, как тепло от ваших улыбок. Давайте посмотрим на наших гостей и подарим улыбку всем, всем, всем!
Дети образуют столбик из своих кулачков и с улыбкой говорят, «До свидания!».
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в разновозрастной группе: «Шкатулка добрых сюрпризов»
Цель игрового сеанса:
- способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, налаживанию взаимоотношений между детьми;
- создавать положительный эмоциональный настрой детей;
- развивать речь, творческое воображение, концентрацию внимания;
- способствовать снятию мышечного напряжения;
- побуждать к познавательным действиям;
- воспитывать культуру поведения, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал к занятию: шумовые музыкальные инструменты, фонарик, свечи, гипсовые фигурки, краски, кисточки, салфетки, подставки, ящик, «волшебная палочка», чашки, чай, печенье.
Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года» «Май. Сияющие ночи», «Вальс цветов», В. Шаинский «От улыбки», «Мамонтенок».
2. Основная часть.
2.1. Песня в кругу.
(Дети садятся на стульчики вместе с родителями в круг)
Я приготовила для вас еще замечательный подарок - веселую песенку! О ком песенка угадайте загадку:
С хвостиком и с ушками?
У кого лапки с подушками?
Наступает, никто не слышит.
Берегитесь серые мышки
2.2. Упражнение - релаксация «Ночь»
Психолог предупреждает детей о том, что наступает ночь, нужно взять подушечку и прилечь на ковер. Выключается свет и зашториваются окна, включают фонарик и зажигают свечи, звучит приятная музыка П.И.Чайковского «Май. Сияющие ночи». На пробуждение звучит музыка «Вальс цветов»
Реснички опускаются.
Веки закрываются ...
Сном волшебным засыпаем
И во сне отдыхаем ...
Греет солнышко в это время,
Ручки и ножки теплые у нас ...
Хорошо нам отдыхать.
(дети рассматривают лучик фонаря, слушают приятную музыку, отдыхают).
Но время уже вставать,
Свечи задувать,
Потянулись, улыбнулись!
(постепенно поднимаются и задувают свечи).
2.4.Творческая часть
2.4.1. Арт – терапевтическое упражнение «Раскрась цветок»
Психолог предлагает детям и родителям подойти к столу, выбрать фигурку - медальон, чтобы потом разрисовать ее красками.
Дети и родители разрисовывают фигурки цветочков красками (вдевают шнурок в фигурку медальона). Во время выполнения работы звучит веселая музыка В.Шаинского.
Давайте подарим своим родителям, а родители вам медальоны. Это приятный сюрприз для вас всех.
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста
«Путешествие в страну Хорошего настроения».
Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми.
Задачи:
-позитивно настроить детей на совместную работу в группе;
- способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание;
- формировать у детей уверенность в себе, повышать социальный статус каждого ребенка;
- способствовать снятию мышечного напряжения.
Оборудование: «волшебная коробочка», предметные картинки разрезанные пополам, градусник из бумаги большого размера, цветные карандаши, «Мешок грусти», Смайлики веселого настроения, 2 сосуда: один темный с водой, другой светлый радостный без воды.
Ход занятия:
1 этап. Организационный.
Вступление.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Перемена настроения.
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся –
В край чудесный отправляемся!
Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.
Ритуал приветствия. Приветствие: «Здравствуй, друг! »
Дети стоят в кругу, психолог достает «волшебную коробочку» и просит детей достать по одной карточке. У каждого ребенка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половинку и с тем, у кого она находится образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию:
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришел! (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Психолог: Чтобы наша встреча прошла интересно, предлагаю поделиться друг с другом хорошим настроением.
Упражнение «Настроение в кармашке». Дети сидят полукругом. Один ребенок выходит и произносит слова:
Утром рано, поутру, в детский садик я иду.
И в кармашке я с собой настроение несу.
Далее ребенок изображает мимикой и позой свое настроение. Дети отгадывают настроение ребенка.
(если ребенок изобразил грустное настроение, то его настроение помещают в «мешок грусти»)
Упражнение «Градусник настроения».
Цель: снижение психоэмоционального напряжения.
Ведущий: Посмотрите внимательно – что здесь изображено? Верно, это градусник. А для чего он нужен? Правильно, для измерения температуры, но мы сегодня вместе с вами нарисуем необычный градусник – это градусник нашего настроения. Вы должны выбрать карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрасим половину градусника тем цветом, который вы выбрали, - это будет означать, что ваше настроение в начале занятия было именно таким. Хорошо, спасибо!
2 этап. Мотивационный.
Сегодня я приглашаю вас в страну «Хорошего настроения». Но что бы попасть туда, давайте соберем с вами чемодан в дорогу.
Упражнение «Чемодан».
Цель: развитие навыков общения.
Представьте, что в центре нашего круга стоит чемодан, который мы собираем в дорогу. Только в наш необычный чемодан мы по очереди будем «класть» то, что хотим пожелать каждому из нас. Например, я кладу в наш чемодан улыбку, хорошее настроение, здоровье (радость, любовь, дружбу) и т. д.
3 этап. Практический.
Закройте глаза и представьте, что вы оказались в магазине зеркал. Открывайте глаза. Бывали в таком? Магазине, где продаются разные зеркала: маленькие, большие, круглые, квадратные – разные. Я выбираю водящего – он будет покупателем, а все мы – зеркалами. А что делает зеркало? Верно, нас и наши действия.
Упражнение «Зеркала».
Цель: развитие наблюдательности и невербальных средств общения
Задача ведущего – показывать какое-либо движение. Говорить при этом нельзя! А мы все зеркала – должны повторять его движения! По моему хлопку водящий выбирает другого участника, который становится новым водящим. Начали!
Психолог: Давайте приведем себя в порядок. (Выполняется легкий массаж.) Нежно погладьте свое лицо — лоб, щеки, подбородок и встряхните руки. Теперь погладьте свои руки от плеча до пальцев и встряхните руки. Повернитесь к своему соседу справа и проведите руками по его спине от плеч до поясницы и встряхните руки. Теперь мы готовы продолжить наше путешествие.
Игра «Сосуд слез».
Психолог: Посмотрите, у нас на пути оказался какой-то сосуд, да это же «Сосуд слез». В жизни бывают случаи, когда люди плачут не только от горя и печали, но и от радости.
Давайте совершим маленькое чудо: освободим сосуд печальных слез и наполним сосуд «слезами радости».
Вставайте цепочкой, я буду наливать воду из сосуда «слез печали», затем будем передавать стаканчик со слезами, стараясь не пролить ни капли, и наполним сосуд «слезами радости». (Воды в сосуде на стаканчика, педагог сам наливает воду в стаканчик из первого сосуда, а дети передают друг другу и улыбаются, последний ребенок переливает воду в яркий сосуд и возвращает стаканчик по цепочке назад) .
Вот он сосуд со слезами радости! Молодцы ребята, что вы такие радостные и у вас хорошее настроение.
Игра «Ледышки и веснушки». Этюд на физическое (мышечное) расслабление.
Психолог: Вам надо поделиться на две команды – одна команда «ледышек», а вторая команда «веснушек»! Встаньте напротив друг друга и посмотрите внимательно – запомните членов своей команды. По моей команде «Начали!» все медленно и свободно перемещаются по комнате, не толкая друг друга. Затем, когда я хлопну в ладоши, «ледышки» должны замереть на месте в той позе, которую они приняли в момент хлопка. «Веснушки» продолжают перемещаться по комнате кружась. Когда я хлопну в ладоши два раза – замирают «веснушки», двигаться начинают «ледышки». Не перепутайте, следите за количеством хлопков: один – приводит в движение «веснушек», а два – «ледышек». Молодцы!
4 этап. Рефлексивный.
Психолог:Выбирайте снова карандаш, цвет которого характеризует ваше настроение. Закрашивайте оставшуюся часть градусника настроения.
Вот и закончилось наше путешествие по стране «Хорошего настроения».
Какое у вас сейчас настроение?
Что вам сегодня больше всего понравилось? Что помогло нам создать хорошее настроение? (верные друзья, товарищи, улыбка, интересное совместное занятие, дружба, сопереживание друг другу).
Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором «До свидания! »Спасибо всем!
Цель – коррекция эмоционального состояния доступными для детей дошкольного возраста средствами.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей определять и оценивать свое эмоциональное состояние, а также адекватно реагировать на эмоциональное состояние других людей;
- закрепить понятие «настроение»;
- учить детей сознательно регулировать своё поведение и эмоциональное состояние, знакомить детей с разными способами корректировки своего состояния;
- обучать приемам саморасслабления, снятию психомышечного напряжения.
Развивающие:
- развивать самоконтроль и саморегуляцию в отношении своего эмоционального состояния;
- развивать интерес детей в изучении самих себя;
- развивать навыки общения и адекватной оценочной деятельности;
- развивать навыки релаксации,
- развивать межполушарное взаимодействие, внимательность.
Воспитательные:
- воспитывать позитивное отношение к себе и окружающему миру;
- повышать социальную компетентность;
- создавать положительный эмоциональный настрой;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный, малиновый, серый, коричневый, чёрный), клубок, ватман, карандаши, восковые мелки, фломастеры; магнитофон, аудиозаписи.
2. Игра «Разноцветное настроение»
Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.
- Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.
4. Танцевальная терапия.
Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.
- Музыкальные движения повышают настроенье.
Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.
- Когда зазвучит припев, мы будем дружно шагать по кругу, а когда услышим мелодию куплета – быстро найдём себе пару и будем хлопать друг другу по ладошкам (двумя руками, правой и левой рукой поочерёдно).
Звучит песня «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского, сл. М.Матусовского.)
Дети образуют круг, а затем самостоятельные пары и танцуют под музыку.
5. Упражнение на релаксацию.
Цель: обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.
- Радостному настроению помогает расслабление.
Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая».
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.
6. Арт-терапевтическое упражнение «Чудесный край»
Цель: выражение чувств и эмоций через совместную изобразительную деятельность, сплочение детского коллектива.
- А сейчас давайте вместе
Нарисуем край чудесный.
Детям предлагается выполнить совместный рисунок на большом листе бумаги, который расстилается прямо на полу. Тема рисунка «Чудесный край». Предварительно на листе рисуются детали и небольшие линии. Дети дорисовывают неоконченные изображения, «превращают» их во что угодно. Совместное рисование сопровождается звуками природы.
7. Упражнение «Сухой душ»
Цель: создание и сохранение позитивной установки.
Очень жаль нам расставаться,
Но пришла пора прощаться.
Чтобы нам не унывать,
Надо душ сухой принять.
Детям предлагается пройти через «сухой душ».
- Почувствуйте, как разноцветные струйки касаются вашего лица и рук. Все печали, обиды, скука и грусть остаются позади. А вы заряжаетесь бодростью, активностью, радостью. Заряд хорошего настроения, приобретённый в чудесном краю, сохранится в вас надолго.
Конспект занятия психолога: «Улыбка творит чудеса»
Цель:
создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском коллективе;
способствовать позитивному эмоциональному фону, атмосфере взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и со взрослым;
привлекать детей к речевой активности, оптимально использовать возможности возраста детей для полноценного усвоения умений и знаний;
базироваться на знании возрастных, индивидуальных и психологических особенностях детей;
учить проявлять свою индивидуальность, определять свое настроение с помощью «Цветка настроения»;
закрепить умение передавать эмоцию радости; продолжать учить использовать хорошие, добрые слова;
закрепить названия весенних цветов; учить отвечать на несложные вопросы по содержанию сказки, давать элементарные характеристики персонажам, их поступкам;
Оборудование: букет цветов, разноцветные кружочки, гимнастическая доска, шаблоны ладошек, фломастеры, мольберт, нарисованное на ватмане солнышко, «Цветок настроения».
Ход занятия психолога в детском саду
Психолог. Ой, я вижу в вас хорошее настроение, глазки у всех сияют, никто не унывает. А что может нам улучшить настроение?
Дети. Улыбки, добрые поступки, подарки, любимые игры, веселые песенки.
Психолог. Как вы думаете, цветы смогут поднять настроение? Посмотрите на этот букет, какие замечательные цветы в нем. Каждый цветок несет что-то хорошее. А сейчас закроем глаза и преобразимся в весенние цветы. Я уже вижу не детей, а цветы вокруг себя. Представьтесь.
Дети. Я - подснежник. Несу радость людям. Я - тюльпан. Несу улыбки. Я - нарцисс. Несу добро. Я - ландыш. Несу счастье. Я - крокус. Несу любовь.
Психолог. У меня собрались разные цветы. Но в группе есть один очень необычный цветок. Как он называется?
Дети. Цветок настроения.
Психолог. Давайте назовем цвет каждого лепестка и определим, что он означает?
Дети. Красный - счастье, желтый - радость, оранжевый - удивление, зеленый - спокойствие, синий - печаль.
Психолог. Вот у меня разноцветные кружочки. Сейчас подойдите и возьмите такой кружочек, который соответствует вашему настроению в данный момент. Какого цвета кружочки никто не взял?
Дети. Синего.
Психолог. Почему?
Дети. Они обозначают печаль.
Психолог. Я думаю, что этот цвет мы никогда не будем брать. А сейчас улыбнемся друг другу, чтобы у всех было только хорошее настроение и ничто нас в жизни не огорчало.
Помните, что вы идете по узкому мостику. Мы должны с вами с помощью цветных ладошек разделиться на пары и стать по разным берегам. (Дети двигаются навстречу друг другу).
Психолог. Какая пара прошла лучше всех? Почему?
Психолог. Только помогая друг другу, внимательно прислушиваясь к другу, уступая, можно преодолеть трудности.
Психолог. А еще нам помогает улыбка, которая все время не оставляет наши лица. Давайте нарисуем ее.
Психолог. За столами мы с вами нарисуем улыбку на ярких ладошках. Выберите, пожалуйста, фломастер, который вам нравится. Помните, какие вы красивые, умные, милые. Это важно. Нарисуем улыбку на ладошках.
После выполнения задания каждый ребенок с помощью психолога прикрепляет свою ладошку с улыбкой на мольберт, образуя солнышко.
Психолог. Посмотрим, что у нас получилось. Какое хорошее, веселое солнышко из ярких ладошек, как тепло от ваших улыбок. Давайте посмотрим на наших гостей и подарим улыбку всем, всем, всем!
Дети образуют столбик из своих кулачков и с улыбкой говорят, «До свидания!».
Конспект коррекционно-развивающего занятия психолога в разновозрастной группе: «Шкатулка добрых сюрпризов»
Цель игрового сеанса:
- способствовать взаимодействию и общению между ребенком и родителями, налаживанию взаимоотношений между детьми;
- создавать положительный эмоциональный настрой детей;
- развивать речь, творческое воображение, концентрацию внимания;
- способствовать снятию мышечного напряжения;
- побуждать к познавательным действиям;
- воспитывать культуру поведения, доброжелательное отношение друг к другу.
Материал к занятию: шумовые музыкальные инструменты, фонарик, свечи, гипсовые фигурки, краски, кисточки, салфетки, подставки, ящик, «волшебная палочка», чашки, чай, печенье.
Музыкальное сопровождение: П.И. Чайковский «Времена года» «Май. Сияющие ночи», «Вальс цветов», В. Шаинский «От улыбки», «Мамонтенок».
2. Основная часть.
2.1. Песня в кругу.
(Дети садятся на стульчики вместе с родителями в круг)
Я приготовила для вас еще замечательный подарок - веселую песенку! О ком песенка угадайте загадку:
С хвостиком и с ушками?
У кого лапки с подушками?
Наступает, никто не слышит.
Берегитесь серые мышки
2.2. Упражнение - релаксация «Ночь»
Психолог предупреждает детей о том, что наступает ночь, нужно взять подушечку и прилечь на ковер. Выключается свет и зашториваются окна, включают фонарик и зажигают свечи, звучит приятная музыка П.И.Чайковского «Май. Сияющие ночи». На пробуждение звучит музыка «Вальс цветов»
Реснички опускаются.
Веки закрываются ...
Сном волшебным засыпаем
И во сне отдыхаем ...
Греет солнышко в это время,
Ручки и ножки теплые у нас ...
Хорошо нам отдыхать.
(дети рассматривают лучик фонаря, слушают приятную музыку, отдыхают).
Но время уже вставать,
Свечи задувать,
Потянулись, улыбнулись!
(постепенно поднимаются и задувают свечи).
2.4.Творческая часть
2.4.1. Арт – терапевтическое упражнение «Раскрась цветок»
Психолог предлагает детям и родителям подойти к столу, выбрать фигурку - медальон, чтобы потом разрисовать ее красками.
Дети и родители разрисовывают фигурки цветочков красками (вдевают шнурок в фигурку медальона). Во время выполнения работы звучит веселая музыка В.Шаинского.
Давайте подарим своим родителям, а родители вам медальоны. Это приятный сюрприз для вас всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
День открытых дверей: логоритмическое занятие «Страна хорошего настроения»
Логоритмическое занятие...
"В стране хорошего настроения"
Конспект занятия для дошкольников. Использование в работе с детьми метода цветоассоциации для определения своего эмоционального состояния, последующая стабилизации эмоционального состояния...
Конспект психологического тренинга «Путешествие в страну хорошего настроения».
Конспект психологического тренинга «Путешествие в страну хорошего настроения»....
Сценарий развлечения для старших дошкольников "Путешествие в страну хорошего настроения"
Цель: создать условия для развития эмоциональной сферы у детей, способствовать созданию благоприятной, дружеской и доброжелательной атмосферы в процессе общения.....
КОНСПЕКТ НОД по детскому танцу "В СТРАНЕ ХОРОШЕГО НАСТРОЕНИЯ"
КОНСПЕКТ НОД по детскому танцу для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект музыкального занятия "Путешествие в страну хорошего настроения"
Итоговое музыкальное занятие на основе репертуара, подготовленного к весенним праздникам....
Конспект занятия педагога-психолога "В стране хорошего настроения"
Конспект звнятия педагога-психолога "В стране хорошего настроения"...