Особенности взаимодействия с родителями детей с расстройствами аутестического спектра
презентация по психологии
Презентационный материал, отражающий особенности взаимодействия с родителями детей с РАС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ras.pptx | 896.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Семьи , воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний, навыков взаимодействия с ребенком. В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в поддержке и помощи, которая может и должна быть оказана педагогами ДОУ . Чтобы оказать семье квалифицированную помощь для педагогов значимо владеть теоретическими знаниями, умениями и навыками работы с детьми с РАС. Необходимо разбираться: в особенностях психологического состояния родителей; следовать этическим нормам общения; владеть методами обучения не только детей, но и родителей.
Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с РАС: Проблемы: ф рустрация потребностей; ч увство вины; о щущение социального отвержения; н изкий уровень компетенции родителей(недостаток знаний о том, чему и как учить ребенка, как управлять его поведением, сложности понимания психологических аспектов нарушенного развития ).
4 фазы психологического состояния родителей в процессе становления их позиции к ребёнку с РАС. Первая фаза – « шок », характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха, возникновением чувства неполноценности. Вторая фаза – « неадекватное отношение к дефекту », характеризующееся негативизмом и отрицанием поставленного диагноза, что является своеобразной защитной реакцией. Третья фаза – « частичное осознание дефекта ребёнка », сопровождаемое чувством «хронической печали». Это депрессивное состояние, являющееся результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребёнка. Четвёртая фаза – начало социально – психологической адаптации всех членов семьи, вызванной принятием дефекта, установлением адекватных отношений с педагогами, специалистами и достаточно разумным следованием их рекомендациям.
Позиции и личностные особенности родителей. Родители любят своего ребёнка и принимают его дефект («Мой ребёнок не здоров, но я всё сделаю, чтобы он стал полноценной личностью»); Родители любят своего ребёнка, но дефекта не принимают («Мой ребёнок не такой, как говорят, и я докажу это»); Родители не любят своего ребёнка, но принимают его дефект («Я мирюсь с тем, что мой ребёнок с проблемами, но хочу как можно меньше иметь с ним дела»); Родители не любят своего ребёнка, и дефекта его не принимают («У меня не может и не должно быть аномального ребёнка»). Неадекватная позиция: Ребёнок любим, дефект принимается, но в рамках гиперопеки . («Мой ребёнок – беспомощное, обиженное судьбой существо, я виновата перед ним»).
Параметры готовности родителей к сотрудничеству. Адекватность оценки родителями и другими взрослыми членами семьи состояния развития ребенка в данный период . Степень инициативы родителей в плане сотрудничества . Признание ведущей роли специалистов и продуктивное использование как психолого –педагогических , так и медицинских рекомендаций .
Направления командной работы специалистов Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Обеспечение участия семьи в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута. Организация участия родителей в мероприятиях внутри ДОУ. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации коррекционного процесса. Обучение родителей основным приёмам коррекционной работы.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье. Коллективные. Общие родительские собрания . Задачи: - Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержание коррекционно-образовательной работы. - Решение организационных вопросов. - Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами. Групповые родительские собрания проводятся специалистами и воспитателями. Задачи: - Обсуждение с родителями задач, содержания и форм работы. - Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье. - Решение текущих организационных вопросов. -Знакомство с ДОУ , направлениями и условиями его работы. Тематические доклады, плановые консультации, семинары. Задачи: - Знакомство и обучение родителей формам оказания психолого-педагогической помощи со стороны семьи детям с проблемами в развитии. - Ознакомление с задачами и формами подготовки детей к школе. Совместные мероприятия. Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.
Формы организации психолого-педагогической помощи семье. Индивидуальные. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями. Задача: Оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания. Родительский час. Проводится учителями-дефектологами. Задача: Информирование родителей ходе образовательной работы с ребенком, помощь в организации домашних заданий, понимании ООП ребенка и т. д. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости. Задачи: - Сбор необходимой информации о ребенке и его семье. - Определение запросов родителей о дополнительном образовании детей. - Определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей. - Определение оценки родителями работы ОУ. - Оперативное реагирование администрации ОУ на различные ситуации и предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Особенности речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра
Это статья поможет родителям возможно более раньше выявить проблему у ребёнка в речевом развитии....
Проект "Особенности коррекционно- педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ"
ПРОЕКТТема:«Особенности коррекционно-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра в условиях ДОУ» Направление реализации проекта:...
Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с расстройством аутистического спектра (РАС)
Особенности ораганизации обучаещего, воспитательного пространства и процесса в ДОУ детей с расстройством аутистического спектра...
Особенности формирования речи у детей с расстройствами аутистического спектра
Одним из основных признаков расстройства аутистического спектраявляются речевые нарушения. Проявления речевых нарушений чрезвычайномногообразны по характеру и динамике и проявляются по-разному: отполн...
Особенности формирования речевых функций детей с расстройством аутистического спектра
Для аутизма характерно нарушение речевых функций. В современном мире социализация занимает одно из важнейших ступеней, но без сформированных навыков коммуникации она невозможна. Как невозможно и полно...
Гипотезы. Педагогика в числах или данные исследований. Башмакова С. Б., Петушкова О. А.Специфические особенности мотивации речевой коммуникации детей с расстройствами аутистического спектра
https://elibrary.ru/download/elibrary_43171432_51679055.pdf...