Психологический всеобуч "Агрессивный ребенок"
консультация по психологии
Проявления агрессии, злости - естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость - это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskiy_vseobuch_agressivnyy_rebenok.docx | 523.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический всеобуч
Шпаргалка для родителей
Агрессивный ребенок
Проявления агрессии, злости - естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость - это естественное следствие каких-либо внутренних или внешних событий, которые происходят с вашим ребенком. Часто агрессия - отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг ребенка события. Но иногда, если вовремя не помочь ребенку, агрессия может стать, устойчивой формой поведения, превращаясь со временем в качество личности.
Прежде чем запрещать или подавлять проявления злости, стоит разобраться в причинах, их вызывающих.
Ваш ребенок может проявлять агрессию, если:
его обижают, унижают (несправедливое отношение может вызвать здоровую злость, которая зачастую позволяет ребенку защитить и отстоять себя);
кто-то нарушил его личностные границы (забрал у него игрушку, причинил ему физическую боль, прервал игру, разговор и т.д.);
он устал, болен или сильно напуган (злость может быть выражением бессилия);
вы мало обращаете на него внимания (ему не хватает любви и тепла, он использует злость, чтобы обратить ваше внимание на себя);
кто-то в семье скрыто или открыто агрессивен (ребенок, копируя поведение взрослых, может считать, что вести себя таким способом - это естественно);
он по каким-то причинам не чувствует себя защищенным (он может нападать на других, пытаясь «опередить» воображаемого агрессора);
он привык считать себя плохим, потому что им часто недовольны (чужую критику и недовольство ребенок не может долго носить в себе, он пытается от них избавиться, осуждая и критикуя других);
он пережил какое-то травматическое событие (горе, перемену места жительства, сильный страх, насилие, стресс).
Формы проявления агрессии.
Агрессия может выражаться в словесной форме: ребенок кричит, обзывается, угрожает, оскорбляет сверстников; и физической: ребенок нападает на детей или взрослых, дерется, кусается, пинается, толкается, швыряет предметы, ломает игрушки, разрушает результаты работы другого ребенка.
Агрессия может носить и непрямой характер: ребенок игнорирует ваши просьбы, «не слышит» вас; ябедничает; провоцирует сверстника, чтобы обидчику «досталось» от взрослых; манипулирует другими.
Приемлемые формы (которые можно поддерживать):
можно разрешать ребенку создавать рисунки с изображением агрессии в разных формах (взрывы, драки, войны и т.д.);
играть с предметами (разрушать собственноручно построенные объекты, швырять игрушки);
выражать протест («нет!»), желательно с объяснениями
«почему»;
ломать игрушки (если это не очень дорогие во всех смыслах предметы);
бить подушки, спортивные груши;
бороться с кем-нибудь (по обоюдному согласию); заниматься спортивными играми, единоборствами.
Неприемлемые формы (которые стоит останавливать):
людей,
не следует разрешать ребенку оскорблять и унижать других
применять физическое насилие, выраженное по отношению
к любым живым объектам (в том числе к животным), манипулировать чувствами других людей, провоцировать других.
Важно знать:
Самим или с помощью психолога выяснить первопричины агрессивного поведения.
Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка. Осознавать, что в действительности агрессивное поведение - это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое место под солнцем. Ребенок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание. Злость ребенка не делает его плохим, обычно она - естественное выражение его неудовольствия; энергия, позволяющая защитить самого себя.
Знать, что жесткое подавление агрессивности не устраняет это качество, а лишь усиливает его. Если же вовсе не обращать внимания на агрессивные реакции, ребенок начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки перерастают в привычку действовать агрессивно.
Важно быть последовательным и учиться твердо, но неагрессивно реагировать на нежелательное поведение ребенка. Обсуждать следует поступок, а не ребенка в целом.
Ребенок должен понимать, что вы любите его, но вы против того,
как он себя ведет.
Понимать, что частые наказания, приказы и запреты заставляют ребенка подавлять свой гнев, а невыражаемая, постоянно подавляемая агрессия может перейти в аутоагрессию (агрессию по отношению к себе), которая выражается в обкусывании ногтей, получении травм, постоянных болезнях и т.п., или привести к появлению в характере пассивно-агрессивных черт, выражающихся в желании вывести из себя, расстроить окружающих людей.
Спокойно относиться к происходящему, в случае незначительной агрессии по возможности игнорировать ее. Если ребенок проявляет гнев в допустимых пределах и по вполне объяс- нимым причинам, нужно позволить ему отреагировать, выслушать его и переключить его внимание на что-то другое.
Контролировать собственные негативные эмоции. Когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает сильные отрицательные эмоции у родителей (раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность). Нужно признать естественность негативных переживаний, понять причину, характер, силу охвативших ребенка чувств и сохранить с ним добрые, конструктивные отношения.
Понимать, что когда вы что-то запрещаете ребенку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, так же как и вы - на выражение своей.
Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребенка люди выражают злость, осознавая, какие модели выражения этой эмоции, скорее всего, будет копировать ребенок.
Избегать просмотра телевизионных передач и т.п. агрессивного содержания.
Учить его:
понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей; сопереживать другим людям;
выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипулятивно проявлять свое неудовольствие;
отстаивать свои личностные границы, не нападая при этом на чужие;
осознавать ответственность за свои поступки.
Относиться к окружающему миру и своему малышу позитивно. Если вы не справляетесь с агрессивными проявлениями ребенка,
если они проявляются постоянно и приобретают форму жестокости - обязательно обратитесь к специалисту - психологу или психоневрологу!
Положительные изменения возможны, только если вы будете последовательными.
Важно терпение и внимание к ребенку, его чувствам, его нуждам и потребностям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологические особенности агрессивности детей
рассматривание основных особенностей агрессивного поведения детей...
«Психологические особенности агрессивного поведения детей»
Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание...
Детская агрессивность. Психологическая коррекция агрессивности у дошкольников
Особенности психологического развития детей дошкольного возрастаПонятия «агрессия» и «агрессивность». Классификация видов агрессии Причины возникновения агрессивности и особенности ее проявл...
Всеобуч: "Агрессивный ребенок"
Раскрыты характеристики агрессии, ее причины и рекомендации родителям....
Агрессивный ребенок, какой он? Как помочь агрессивному ребенку.
В презентации раскрываются особенности поведения агрессивного ребенка. Дается характеристика данного поведения. Указываются причины. Описывается роль взрослых при взаимодействии с детьми, проявляющих ...
Агрессивный ребенок. Несколько советов в общении с агрессивным ребенком.
Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хоче...
Психологический всеобуч "Педагогическое мастерство"
Цель: выявление уровня профессиональной подготовленности педагоговЗадачи: 1. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения. 2. Повышать уровень профес...