психологические особенности агрессивности детей
методическая разработка по окружающему миру по теме
рассматривание основных особенностей агрессивного поведения детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_agressivnosti_detey.doc | 112.5 КБ |
integrirovannoe_zanyatie_pomozhem_zubiku.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья к педсовету
«Психологические особенности агрессивности детей»
Дестабилизация экономики, спад производства, снижение жизненного уровня в стране, разрушение старой системы ценностей и стереотипов, регулировавших отношения личности с обществом,- всё это болезненно переживается населением России, отражаясь на его социальном самочувствии. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Тяжелое экономическое положение страны привело наше общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам, к значительному увеличению уровня распространенности и многообразия форм аморальных поступков, преступности и других видов отклоняющегося поведения. Статистика свидетельствует о росте отклоняющего поведения среди лиц различных социальных и демографических групп. Особенно трудно в этот период оказалось детям.
Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов фактов агрессивного поведения людей.
Агрессия (от латинского «agressio»- нападение, приступ)- это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряженности, страха, подавленности).
Агрессивное поведение является одной из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию.
Причинами агрессивности выступают личностные особенности детей- темперамент, характер, конфликтность; нарушение эмоциональных связей в семье, характер и условия семейного воспитания, окружения ребенка.
Существует множество точек зрения, что считать агрессией, какие действия квалифицировать как агрессивные. В качестве агрессии рассматривается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего любого подобного общения.
Рост агрессивных тенденций в период детства отражают одну из важнейших социальных проблем общества. Причину агрессивного поведения необходимо искать в семье, в методах воспитания.
Современные дети живут в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с насыщенным характером информации, которая создает массу «шумов», глубинно воздействующих на ребенка, у которого еще не выработано четкой жизненной позиции. В-третьих, с экономическими и экологическими кризисами, поразившими наше общество, что вызывает у детей чувство безнадежности и раздражения.
Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Рост агрессивных тенденций отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы выросла преступность детей и подростков. При этом тревожит факт увеличение числа преступлений против личности, влекущее за собой тяжкие телесные повреждения.
Объясняя свои плохие поступки, дети имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости, храбрости.
Агрессия- это поведение, целью которого является нанесение вреда некоторому объекту или человеку, возникающее по мнению представителей психоаналитической ориентацией, в результате того, что по различным причинам не получают реализации некоторые изначально врожденные неосознанные влечения, что и вызывает к жизни агрессивную энергию разрушения. Подавление этих влечений, жесткая блокировка их реализации порождает чувства тревожности, неполноценности, агрессивности, что ведет к социально дезадаптивным формам поведения.
Выделяются следующие виды агрессивности: 1) физическая (нападение) – физические действия против кого-либо; 2) вербальная - выражение негативных чувств, как через форму, так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань, проклятья, крики); 3) прямая - непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; 4) косвенная - действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные шутки, сплетни), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами); 5) инструментальная, являющаяся средством достижения какой-либо цели; 6) врождебнная - выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии; 7) аутоагрессия - проявляющаяся в самообвинении, самоунижении, нанесение себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.
Все эти виды агрессии можно наблюдать у людей всех возрастов, а иногда они проявляются с самого раннего детства. На становление агрессивного поведения ребенка оказывают влияние многие факторы, например, проявлению агрессивных качеств могут способствовать некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга, а также различные социальные факторы.
З. Фрейд утверждал, что все человеческое поведение проистекает, прямо или косвенно, из эроса, инстинкта жизни, чья энергия (либидо) направление на упрочнение, сохранение и воспроизводство жизни, с созидательными тенденциями в поведении человека любовью, заботой, близостью. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия инстинкта с эросом и что между ними существует постоянное напряжение. Наличие противоречия между инстинкта и социальными нормами, ограничивающими его действия, порождают внутреннее напряжение, которое проявляется, в том числе как агрессия и насилие. Насилие человек совершает по отношению к самому себе и по отношению к другим, к внешнему миру.
Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей, как и у других живых существ. Агрессивная энергия (имеющая своим источником инстинкт борьбы) генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. К. Лоренц рассматривал агрессивность как, неизбежное следствие врожденных сил и утверждал, что любовь и дружеские отношения могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявление.
Э. Фромм выделил несколько форм насилия: игровое, реактивное, насилие из мести, потрясение веры, компенсаторный и архаичный тип – жажда крови.
Фромм связывал проблему насилия и агрессивности с вопросом о социальном характере человека. Общество, группа целенаправленно формируют у своих индивидов определенные черты, в том числе и отношение к насилию.
Д. Уотсон рассматривал проявление агрессии, как результат прошлого опыта индивида, влияние окружающей среды на его поведение. Здесь внимание уделяется изучению первичных посредников социализации, а именно родителей на обучение детей агрессивному поведению. Было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии, и что у агрессивных родителей бывают агрессивные дети. Представителем такой теории был А. Бандура. Он выдвинул три момента анализа агрессивности:
- способ усвоения подобных действий;
- факторы, провоцирующих их поведение;
- условия, при которых они закрепляются.
Важным элементом этой теории является социальное подкрепление. Это может быть похвала и выговор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты. Различают две формы подкрепления:
- положительное - это любой стимул, который, следуя за реакцией, усиливает ее или поддерживает ее на том же уровне;
- отрицательное – это стимул, устранение которого усиливает реакцию.
Агрессия является средством по преимуществу инстинктивных, врожденных факторов, что агрессивное проявление почти невозможно устранить. Ни удовлетворение всех материальных потребностей, ни устранение социальной несправедливости, ни других позитивных социальных изменений в структуре человека в обществе не могут предотвратить зарождение и проявление агрессивных импульсов. Агрессивность является неотъемлемой частью человеческой природы.
Данная теория оставляет больше шансов, возможностей предотвращать и контролировать человеческую агрессию по сравнению с большинством других теорий.
Другим, а также немаловажным фактором, усвоения агрессии детьми является средства массовой информации и, прежде всего, кино и телевидение.
Во время регулярных просмотров телепередач ребенок видит, как герои выясняют отношения с помощью агрессивного поведения. Отождествляя себя с ними, он вспоминают агрессию, которую используют телеперсонажи для решения своих проблем. Эти сцены насилия стимулируют появление агрессивных фантазий, помогая отрепетировать ребенку возможные агрессивные действия. Если семейные отношения или общение со сверстниками подкрепляют эту агрессию, оно становится привычкой. Привычка к агрессивным формам поведения становится барьером на пути успешной социализации детей, что стимулирует фрустрацию и как следствие усиление агрессии.
Ребенок последовательно и одновременно является членом многих коллективов и групп, причем территориально не связанных между собой: места жительства, проведение досуга, учения.
Дети не только видят и знают стили жизни и ценностные устремления, но и имеют возможность «примерять» их на себя. Фактически могут одновременно участвовать как бы в нескольких «социальных мирах». В каждом из этих «миров» складываются свой кодекс требований, свои стандарты жизни и общения. Все это значительно расширяет общекультурный и социальный кругозор детей, хотя и совсем необязательно в позитивном направлении.
Проблема отклонений в поведении – одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и педагогической психологии, педагогики и частных методиках просто отпала бы.
Большую роль среди причин, обуславливающих различные отклонения, играют социально-психологические факторы, знание которых необходимо для эффективной воспитательной профилактической деятельности. Таким образом, именно в профилактике асоциального поведения детей особое значение приобретает психологические знание, на основе которого исследуется природа отклоняющегося поведения детей, а также разрабатываются практические меры по предупреждению асоциальных проявлений.
Рост теоретического интереса к изучению детской агрессивности обусловлен тем, что переходные, кризисные периоды трансформации социальных систем всегда связаны с ростом агрессивности. Это тем более актуально, что трансформация нашего общества связана с перестройкой личности и сознания, с переоценкой целого ряда личностно-психологических качеств. Среди прочего, это относится и переоценке роли и места в развитии личности.
Личность ребенка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Прежде всего, это касается семьи. Разные авторы выделяют различные типы неблагополучных семей, где появляются дети с отклонениями в поведении. Эти классификации не противоречат, а дополняют, иногда повторяя друг друга.
Существует также непосредственная связь между проявлениями агрессивности и стилями воспитания в семье. Если ребенка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он учится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавления агрессии в любой другой ситуации.
Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребенка также приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Неуверенность и колебания родителей при принятии, каких- либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева.
Алексеева Л.С. различает следующие виды неблагополучных семей: 1) конфликтная; 2) аморальная; 3) педагогически некомпетентная; 4) асоциальная. Бочкарева Г.П. выделяет семьи: 1) с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где родители не только равнодушны, но и грубы, неуважительны по отношению к своим детям; 2) в которых отсутствуют эмоциональные контакты между ее членами, безразличие к потребностям ребенка при внешней благополучности отношений. Ребенок в таких случаях стремится найти эмоционально значимые отношения вне семьи; 3) с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку прививаются социально нежелательные потребности и интересы, он вовлекается в аморальный образ жизни.
Личко А.Е. выделяет 4 неблагополучные ситуации в семье: 1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей ( его мыслей, чувств, поведения) до семейной терапии; 2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая «кумира» семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребенка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая «золушек» в семье – появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических факторов искажает весь образ жизни детей. Характерным для них становится нарушение эмоциональных отношений с окружающими детьми. Отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части детей, стремление делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления демонстративного неповинения, агрессивности и разрушительных действий.
Агрессивность рассматривается как социально- психологическое свойство, формирующееся в процессе социализации личности и приобретающее в зависимости от воздействующих биологических, психологических, социальных факторов конструктивный (социализированный) или, при нарушении социализации, деструктивный характер, при этом подчеркивается необходимость изучения роли агрессии в структуре психологической индивидуальности субъекта как целостного феномена; в зависимости от места в структуре деятельности и особенностей механизма саморегуляции выделяется личностный, осуществляемый в рамках деятельности; индивидуальной, соотносимой с действиями, и индивидуальный, связанный отдельными операциями, уровня агрессивного поведения.
Говоря об агрессивном поведении, прежде всего, следует уточнить само определение агрессивности, под которым понимается свойство личности, поскольку она является приобретенным качеством, продуктом социализации и основа на биологически адаптивных механизмах, общих для человека и животных. Отдельные врожденные характеристики человека (тип характера, темперамент и др.) в процессе развития могут оказывать влияние, порой существенное, на формирование этого свойства, но не являются определяющим фактором. Из этого определения следует, что агрессивность как свойство личности может функционировать на различных уровнях: от почти полного ее отсутствия до предельного ее развития. Чрезмерное развитие агрессивности определяет весь облик личности, делая ее конфликтной, неспособной к социальному сотрудничеству, проявляясь в неоправданной враждебности, жестокости.
Однако наличие агрессивности еще не делает личность социально опасной. Существует одобряемые обществом формы агрессивности, поскольку это свойство человеческой психики является необходимым. Энергия агрессивности, ориентированная в созидательном направлении, порождает действия, выходящие за рамки обычных возможностей человека. В жизни часто возникают ситуации, когда надо преодолевать и разрушать препятствия на пути к достижению цели. И здесь агрессивность является незаменимым качеством. То есть в ограниченном диапазоне это социально необходимое свойство личности. Отсутствие его приводит к комфортности, неспособности человека занять активную жизненную позицию. Вот почему правильную педагогическую оценку агрессивности можно дать, только учитывая направленность личности и осуществляемую ее деятельность. В ходе педагогического процесса встречается многообразие проявлений агрессивности в поведении детей, и это требует определенной классификации, чтобы правильно организовать целенаправленную коррекцию.
Моделируя систему работы и методики коррекции агрессивности детей необходимо учитывать некоторые личностные характеристики:
- бедностью ценностных ориентации, их примитивностью, отсутствием увлечений, духовных запросов, узостью и неустойчивостью интересов, в том числе и познавательных;
- повышенной внушаемостью, подражательностью, неразвитостью нравственных представлений;
- эмоциональной грубостью, озлобленностью, как против сверстников, так и против окружающих взрослых;
- наличием крайних самооценок (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной, в последнем случае агрессивность может выступать как защитная реакция, компенсирующая собственную уязвимость), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами;
- эгоцентризмом, неумением находить выход из трудной ситуации, преобладанием защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.
Работа над проблемой показывает, что коррекция агрессивности детей будет эффективно осуществляться в процессе овладения ими социальными нормами и правилами в ходе многоаспектного педагогического взаимодействия в различных социальных сферах («ребенок-ребенок», «ребенок– группа сверстников», «ребенок- педагог»,). Более того, это многоаспектное взаимодействие должно осуществляться не эпизодически, а специально организовываться в рамках целостной педагогической системы.
Педагогическая система, направленная на коррекцию агрессивности детей, включает три модуля, каждый из которых охватывает основные направления деятельности с определенными категориями лиц (педагогами, детьми, родителями).
Первый модуль системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальной среде «педагог – воспитанники» и осуществляется как способ общения педагога и детей по выявлению и анализу реальных или потенциальных проблем ребенка, совместному проектированию возможного выхода из них. Здесь педагог, является, с одной стороны транслятором (инициатором) культурной нормы открытых, доверительных, партнерских взаимоотношений между взрослым и ребенком. С другой стороны, он выступает тем человеком, который профессионально помогает ребенку развивать способность к рефлексии как механизму познания себя и отношений к себе, усвоению принципа ответственности за собственные поступки и собственную жизнь.
Следует помнить, что педагогическое взаимодействие в системе «педагог – воспитанники» может выступать как средство коррекции агрессивного поведения ребенка при соблюдении ряда условий:
- наличия у педагога установки на необходимость оказания индивидуальной помощи данному ребенку;
- определенном уровне социально-педагогической и медико-социальной подготовки педагога, знающего сущностные и специфические проявления агрессивного поведения личности;
- владении стилем общения, при котором педагогическое взаимодействие становится возможным;
4)ответном устремлении подростка принять помощь со стороны педагога.
Второй модуль системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальной сфере «педагоги – родители». Организация данной сферы педагогического взаимодействия вызвана важностью семейного воспитания. Важным условием развития асоциальной является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей. Если оба родителей постоянно наказывают ребенка, это может стать решающим фактором для проявления агрессии.
Не менее важным фактором агрессивного поведения является несогласованность в требованиях к ребенку со стороны родителей. Если подхода отца и матери в требованиях к ребенку и в методах воспитания сильно отличаются, или если один из родителей или оба непоследовательны в этих вопросах, у ребенка не возникает четкого понимания норм поведения, следствием чего часто выступает агрессия.
Третий модуль педагогической системы направляется на организацию педагогического взаимодействия в социальных сферах «ребенок-ребенок», «ребенок– группа детей», «ребенок– взрослые» и строится как поэтапная подготовка ребенка к адаптации в школе как новом социуме. Вхождение ребенка в мир взрослых как новую социальную ситуацию требует от него соблюдения определенных норм, дисциплины, исполнительности, приобретения новых навыков. И все это происходит на фоне того, что у каждого ребенка в силу особенностей его развития повышается социально – психологическая напряженность. Это отражается не только на физическом здоровье, но и на поведении ребенка. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое. Структура программы коррекции включает три этапа:
1 этап (осознание) предполагает формирование мотивационной установки на сотрудничество в совместной деятельности общении. На данном этапе «вхождения» агрессивных детей в систему педагогического взаимодействия важнейшее значение приобретает заинтересованность. Именно заинтересованность вовлекает ребенка в круг коллективных забот, позволяя найти достойное место в группе сверстников, удовлетворяя потребности агрессивно настроенного ребенка в признании его прав и возможностей. На этом этапе работы педагог вызывает у детей интерес к совместной деятельности и, опираясь на мотив, формируют у них первые представления о значимости качественного выполнения каждым участником своего задания для получения совместного результата общего задания.
2 этап (накопление) включает формирование системы умений активно взаимодействовать с партнерами по совместной деятельности и общению на основе достижения компромиссов. На данном этапе идет отработка коммуникативных умений, необходимых для организации бесконфликтного общения в процессе взаимодействия. Подобная организация взаимодействия ставит подростков в условия, требующие идти на определенные компромиссы ради достижения совместного результата. Коррекция агрессивного поведения достигается здесь благодаря тому, что идет отработка способов сотрудничества на основе знания правил и норм совместного общения.
3 этап (применение) основывается на формировании рефлексивных способностей ребенка в ходе оценки себя как партнера по совместной деятельности и общения. На данном этапе важную роль в корректировке агрессивного поведения детей играет темп наращивания положительных моментов в ходе взаимодействия, от чего зависит и темп «стихия» отрицательных моментов. При этом особенно важно, чтобы каждый участник педагогического взаимодействия осмыслил то, каким путем был достигнут совместный результат, проанализировал собственный вклад в успешное завершение общего дела. /26,с.21/.
Обыденный социально – педагогический опыт, практика консультирования и некоторые специальные исследования показывают, что игнорирование актов детской агрессии чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Очевидно, это связанно с тем, что если родителями проигнорированы акты агрессии маленького ребенка, то в силу замкнутости его круга общения на семью оно действительно останется неподкрепленным. Если же родители игнорируют акты агрессии ребенка, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения ребенка уже не ограничивается семьей – подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против «неправильных (несправедливых) действий родителей».
Активное наказание рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.
Кроме того, строгостью наказания, как было показано экспериментально, и уровнем агрессивности детей существует положительная зависимость. Эта зависимость распространяется и на случаи, когда наказание является реакцией родителей на агрессивное поведение ребенка, то есть используется в качестве воспитательной меры, направленной на снижение агрессивности и формирование неагрессивного поведения ребенка. В результате изучения сначала маленьких детей, а затем и подростков было обнаружено, что те дети, которые подвергались со стороны родителей строгим наказаниям, проявляли в поведении большую агрессию. Более того, в результате исследования было установлено, что суровость наказания, применявшегося к детям, когда им было 8 лет, коррелировала с агрессивностью их поведения в 18 и 30 – летнем возрасте. В другом исследовании было показано, что наименее агрессивные подростки 18 – летние юноши были как раз из числа тех, кого в 8 – летнем возрасте родители хотя и наказывали, но умеренно, не строго. Общий вывод стоял в том, что когда родители слишком сурово или слишком снисходительно относятся к агрессивности своих сыновей, тогда эти мальчики в позднем подростковом возрасте склонны к большому проявлению агрессии, чем их сверстники.
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения является развитие мотивации привязанности, посредством которой у ребенка появляется необходимость в интересе, внимании и одобрении окружающих, и в первую очередь – собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует подчеркнуть, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.
Предупреждение и искоренение агрессивного поведения может, и искоренение агрессивного поведения может быть осуществлено, как считается, двумя путями. Агрессивные действия, поступки либо надо оставлять без подкрепления, без награждения, либо за них надо активно наказывать. Если родители не обращают внимания на агрессивное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие (позитивные) поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающееся без подкрепления агрессивное поведение постепенно угасает.
Большинство родителей приблизительно одинаково назовут те качества, которые они хотели бы видеть в своих детях: честность, самоуважение, эрудиция, честолюбие, сила, здоровье, доброта, красота, ясный ум, умение любить, чувство юмора, умение ладить с другими людьми. "Я хочу гордиться своим ребенком", - скажет любой родитель.
Задача родителей - так организовать процесс воспитания, чтобы достичь желаемых результатов. И залогом этого может стать внутренняя гармония каждого из родителей и лад между ними.
Во многих семьях взрослые пытаются учить своих детей тому, чего сами не знают и не умеют. Например, естественно, что родитель, не умеющий справляться со своими эмоциями, не сможет научить этому ребенка. Воспитание детей прекрасно выявляет пробелы в образовании и воспитании взрослых. Зная эти пробелы, умные родители тоже становятся учениками и в процессе воспитания каждого ребенка осваивают новые премудрости. Я считаю, что самые необходимые качества для родителей - это постоянный интерес к новым знаниям, чувство юмора, умение критически оценивать свои поступки, быть всегда искренними. Если семью создают люди, не достигшие настоящей зрелости, семейная жизнь оказывается более сложной, сопряженной с риском и большими трудностями.
Говоря о сложностях семейных взаимоотношений В. Сатир выделяла как одно из самых проблематичных - взаимоотношения родителей с детьми. Наполненный энергией, высвобожденной в физиологических сдвигах пубертатна, одержимый возникшей потребностью в независимости, полный ожиданий будущих успехов в большой жизни, ребенок проходит через тяжкие испытания в поисках собственного пути в новом для него мире. А если учесть при этом, что проторенных путей не бывает, можно легко понять то любопытство и ту тревогу, которые вызывают дети у родителей.
Взрослым необходимо создавать условия для развития детей и делать это надо так же заботливо, как в детстве, когда с пути малыша убирались острые предметы, представлявшие для него опасность. Нужно уважать достоинство детей, помогать, им развивать чувство правильной самооценки и давать при необходимости полезные советы - все это способствует становлению их личностной и социальной зрелости.
Родители должны понимать и внезапные перемены настроения ребенка, и странные на первый взгляд увлечения, и эксцентричное поведение, и новый лексикон, и порой заведомо неудачные начинания.
Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы. И родители, и дети должны набраться терпения и продолжать работать, разговаривать друг с другом, любить друг друга. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново познакомиться друг с другом. Полезный опыт появляется тогда, когда человек, полагаясь на свою мудрость, справляется с конфликтами и депрессией, берет на себе ответственность за все происходящее и готов к встрече с новыми жизненными проблемами. Шрамы появляются тогда, когда дух терпит крах. Незаживающая рана свидетельствует о том, что исцеление не наступило, и она не затянулась даже тонкой кожицей. Причиной тому являются тяжелые психологические и социальные условия. Опыт практической работы В.Сатир убеждает, что родители стремятся сделать все, чтобы кризис подросткового возраста прошел, не оставив у их ребенка незаживающих следов. Они часто с тревогой ожидают приближения подросткового возраста у своих детей. Волнение вызывают и их собственные воспоминания об отрочестве, и многочисленные страшные истории о подростковом алкоголизме, наркомании, сексуальных извращениях и злостном хулиганстве. Если взрослого во всем ограничивать, то он, как и ребенок, будет сильно страдать. Разрешение и серьезных и пустяковых проблем зависит от того, известны ли родителям подходящие алгоритмы их решений. Если они знают выход из ситуации - половина дела уже сделана. Чтобы снять повышенную тревожность, родителям стоит понаблюдать за ребенком, узнать, какие замечательные дела совершаются руками их детей. Если родителям нравятся какие-то его поступки, то каждый раз они должны говорить ему об этом. Хвалить его и в том случае, если он осознал и честно пытается исправить свои ошибки.
Взрослых больше всего настораживают активность и энергичность детей. Напуганные и встревоженные родители окружают своих детей всевозможными запретами. Но нужно как раз обратное. Детям надо показать разумные пути для претворения в жизнь их энергии. При этом им нужна любовь и понимание.
Только тогда, когда к каждому человеку будут относиться как к индивидуальности и научатся ценить его, тогда, и только тогда, возможны реальные перемены. Хотелось бы, чтобы родители чувствовали, что именно они являются источниками знания и добра для своих детей.
Дети, взрослея, вправе ожидать от родителей мудрых советов, при этом необходимо взаимное доверие. Они не будут доверять тем старшим, которые неискренни с ними. Честность и искренность ценятся больше всего.
Непременным условием агрессивного поведения детей является избыток свободного времени, отсутствие положительно формирующих личность увлечений. У многих детей отмечается неполная семья с нарушенными функциональными связями. Реакции, вызванные чрезмерным контролем и нудными поучениями и наставлениями, находят своё выражение в виде агрессивности.
Воспитательно-профилактическая деятельность не может ограничиваться лишь мерами индивидуального воздействия и коррекции, применяемыми непосредственно к агрессивному ребенку.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения детей становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
- выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обуславливают отклонения в развитии личности несовершеннолетних и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
-современная диагностика асоциальных отклонений в поведении несовершеннолетних и осуществление дифференцированного подхода в выборе воспитательно-профилактических средств социально - педагогической коррекции агрессивного поведения.
Огромное значение для ребенка имеет общение со сверстниками. Это во многом определяет его поведение, деятельность. Для ребенка важно не просто быть вместе со сверстниками, главное занимать удовлетворяющее его положение. Достичь успеха в общении с ребенком может тот взрослый, который учитывает психолого – педагогические требования к общению с детьми.
Основные проблемы связаны со сферами общения ребенка с развитием самосознания:
-общение со сверстниками: неумение, невозможность занимать среди сверстников удовлетворяющее ребенка положение;
-общение с взрослыми: непонимание взрослыми внутреннего мира ребенка, неспособность взрослых изменить стиль неравноправных отношений, при котором взрослые требуют послушания.
Проявления агрессивности можно снизить, если:
- изучить теоретические основы развития агрессивности детей;
- выявить особенности агрессивности детей;
- определить причины агрессивного поведения.
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия во 2-й младшей группе
« Поможем зубику»
Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни через интеграцию различных видов образовательных областей с использованием ИКТ.
Интегрированные задачи:
Образовательная область «Здоровье»:
- воспитание культурно - гигиенических навыков;
- формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Образовательная область «Коммуникация»:
- расширять словарный запас детей;
- развивать умение отвечать на вопросы полными предложениями.
Образовательная область «Познание»:
- развивать познавательный интерес, через продуктивную деятельность (аппликацию);
- развивать зрительное внимание.
Образовательная область «Социализация»:
- развивать умение различать настроение;
- формировать навыки доброжелательного отношения к окружающим.
Образовательная область «Безопасность»:
- формировать представления о том, как нужно заботиться о своем здоровье.
Образовательная область «Физическая культура»:
- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности.
Образовательная область «Музыка»:
- создать эмоциональный фон посредством музыки.
Предварительная работа: проведение беседы о здоровом образе жизни. Повторение с детьми, какие бывают фрукты и овощи, вспомнить их внешний вид.
Материалы и оборудование:
Презентация, проектор, экран, готовые цветы для аппликации; круг, на котором нарисовано лицо с улыбкой; клей; кисти; салфетки; магнитная доска; спокойная мелодия; угощение (фрукты).
(1 слайд «тема»)
Ход занятия.
ВОСП. Давайте, ребята поздороваемся и улыбнёмся гостям! И поиграем в игру: (имитация движений по тексту)
Как живёшь? – Вот так!
А плывёшь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждёшь обед? – Вот так!
Машешь в след? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
Ой, ребятки!!! Посмотрите, что это?
( показ 2 слайда «Больной зубик»)
ДЕТИ: ……..
ВОСП. - А почему он невесёлый? Что случилось?
ДЕТИ: ……..
ВОСП: Ребятки, а у вас когда-нибудь болели зубки? (дети отвечают...) Да ребятки, за зубками нужен особый уход, и тогда они болеть не будут.
А как нужно ухаживать за зубами?
ДЕТИ: Их нужно чистить зубной щеткой 2 раза в день – утром и вечером перед сном.
(показ 3 слайда «Половая щетка»)
ВОСП. Дети, а такой щеткой можно чистить зубы? Что же делают такой щеткой?
ДЕТИ: Подметают пол
ВОСП. Покажите, как это нужно делать? (показывают со звуком (щ).
ВОСП. Ребята скажите, как называется эта щетка?
ДЕТИ: Половая.
(Показ 4 слайда «Обувная щетка»)
ВОСП: А вот этой щеткой можно чистить зубы?
ДЕТИ: Нет, ей чистят обувь. Она обувная.
ВОСП. Как такой щеткой чистят обувь (показывают со звуком (щ) быстрее)
(показ 5 слайда «Зубная щетка»)
ВОСП: А вот этой щеткой можно чистить зубы?
ВОСП: Ребята, а разве достаточно только чистить зубки?
ДЕТИ: Нет.
ВОСП: Просто чистить зубки не достаточно. Что нужно ещё делать, чтобы зубы не болели?
(показ 6 слайда «Сладости»)
ДЕТИ: Не кушать много сладкого - конфет, тортиков и шоколадок. Еще нужно ходить к врачу!
(показ 7 слайда « у доктора »)
ВОСП: А чтобы у нашего зубика поднялось настроение, я предлагаю подарить зубику букет «хорошего настроения», согласны? (дети соглашаются)
(Предложить цветы из цветного картона, где в центре, детям нужно наклеить смайлик с улыбкой. Аппликация выполняется под спокойную музыку. Работы вывешиваются на доску).
ВОСП: - Вот у нас выросли цветочки «Хорошего настроения».
Какие замечательные цветы, Какое у всех настроение стало? Вы просто волшебники!
(показ 8 слайда «Веселый зубик»)
ВОСП: А кроме конфет и шоколадок есть много полезных продуктов! Каких?
(показ 9 слайда «Фрукты»)
ДЕТИ: Ответы (яблоко, груша, бананы, лук, морковь, чеснок)
ВОСП: Ребята вы поняли, что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми?
(показ 10 слайда «Закрепление материала»)
ДЕТИ: Чистить зубы 2 раза в день, посещать врача, есть меньше сладкого и больше фруктов и овощей (дети закрепляют усвоенный материал)
ВОСП: Спасибо, дорогие мои!! Сегодня мы узнали много нового и полезного, подарили зубику такой замечательный букет «хорошего настроения». Я думаю, ваши зубки не будут такими грустными, потому что мы научились за ними ухаживать! А чтобы ваши зубки не болели, я угощу вас яблоками! Мы их съедим в группе. Давайте попрощаемся с зубиком и гостями!
До свидания!
(11 слайд)
Физическое развитие
Организация непосредственной образовательной деятельности
Конспект
интегрированного занятия с использованием ИКТ во второй младшей «Б» группе
Базовая образовательная область: Здоровье
Интеграция образовательных областей: Физическая культура, Познание, Художественное творчество, Музыка, Коммуникация, Социализация, Безопасность.
Воспитатель 2 кв. кат.
Осипчук Н.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"
Консультация для родителей: "Психологические особенности одаренных детей"...
«Психологические особенности агрессивного поведения детей»
Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание...
Психологические особенности современных детей-дошкольников - родительское собрание
Психологическая сказка, игровые упражнения, беседа-диалог- групповая консультация для родителей ....
психологические особенности леворуких детей , развивающие игры для леворуких детей
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ .На протяжении всей эволюции люди, отличавшиеся от большинства какими-то индивидуальными особенностями, например, левши, вызывали интерес и удивление. Однак...
Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.
Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Тенденцией современного общества является постоянный рост агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств...
Рекомендации для педагогов " Характерологические особенности агрессивных детей"
Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя, воспитатели отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними тр...