Агрессивный ребенок. Несколько советов в общении с агрессивным ребенком.
материал

      Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка - большое родительское огорчение, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Если вы стали замечать, что ваш ребенок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое что вы должны сделать, это задать себе вопросы: "Когда это началось?", "Как ребенок проявляет агрессивность?", "Что является причиной агрессивности?", "Что на самом деле хочет ребёнок?", "Чем вы реально можете ему помочь?". В статье предлагаются практические советы, правила в общении с агрессивным ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Советы для родителей78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Правила работы с агрессивными детьми

  • Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка

  • Демонстрировать модель неагрессивного поведения

  • Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки

  • Наказания не должны унижать ребёнка

  • Обучать приемлемым способам выражения гнева

  • Давать ребёнку возможность проявления гнева непосредственно после соответствующего события

  • Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей

  • Развивать способности к эмпатии (сопереживанию)

  • Расширять поведенческий репертуар ребёнка

  • Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях

  • Учить брать ответственность на себя.

                                                           j0216724

Агрессивный ребёнок.

Несколько советов в общении с агрессивным ребёнком:

  • Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребёнка будет снята;
  • Дайте ребёнку возможность выплеснуть свою агрессию, смесите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать «портрет» его врага и вы увидите, что в реальной жизни агрессивность в данный момент снизилась;
  • Показывайте ребёнку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы «мести»;
  • Пусть ваш ребёнок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.

1. «Брыкание»

Ребёнок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребёнок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения.

2. Совместные настольные игры.

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом использоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор». Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

3. «Карикатура»

В группе выбирается один ребёнок. Дети обсуждают, какие качества личности они ценят в этом ребёнке, а какие им не нравятся. Затем группе предлагается нарисовать этого ребёнка в шутливом виде. После рисования можно выбрать самый лучший рисунок. На следующем занятии «предметом» обсуждения может стать другой ребёнок. Игра помогает осознать свои личностные качества, дает возможность «посмотреть на себя со стороны».

4. «Лепим сказку»

Детям предлагается всем вместе слепить какую-нибудь сказку. При отборе сказки важно учесть, что в ней должно быть достаточно много героев, чтобы каждый ребёнок мог лепить одного из них. Перед игрой дети обсуждают фрагмент, который они собираются изобразить, и соотносят друг с другом свои мысли. Для реализации этого упражнения хорошо подходит сказка «Три медведя».

Работа с пластилином дает возможность сместить «энергию кулака». Разминая пластилин, ребёнок направляет на него свою энергию, расслабляет руки, что позволяет косвенным образом реализовать агрессивные чувства. Кроме того, игра развивает и закрепляет навыки совместной деятельности.

5. Кукла «Бобо»

Вы, наверное замечали, что агрессия у ребёнка постепенно накапливается, и, когда ему удается выплеснуть её, он снова становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребёнку возможность выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Эту куклу можно сделать самим, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» - и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Такую куклу ребёнок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребёнок становится более спокоен в повседневной жизни.

Иногда и взрослому хочется пнуть такую куклу. Не стесняйтесь, сделайте это и вы сами увидите, насколько быстро проходят негативные, агрессивные чувства.

6. «Связующая нить»

Дети сидят, по кругу передавая друг другу клубок ниток, так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что они сейчас чувствуют, что хотят для себя и что могут пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем, самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что-нибудь сказать. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя по просьбе ведущего, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Это, упражнение формирует чувство близости с другими людьми. Способствует принятию детьми друг друга, формирует чувства ценности других и самоценности.

7. Разыгрывание ситуаций.

Ребёнку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Ситуации могут быть самыми разнообразными. Родители и воспитатели могут придумать их сами, а могут взять реальные ситуации из жизни ребёнка. Прочие роли при разыгрывании ситуации выполняет один из взрослых или другие дети. Иногда после разыгрывания бывает полезно для играющего ребёнка поменяться ролями с партнером и «Оказаться» на месте» того, с кем он общался.

  • Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика. Разними их.
  • Тебе очень хочется поиграть такой же игрушкой, как у одного из ребят из вашей группы. Попроси её.
  • Ты очень обидел своего друга. Попробуй помирится с ним.
  • Ты нашел на улице слабого. Замерзшего котенка- пожалей его.

8. «Тух – тиби – дух»

Цели: снятие негативных настроений, заряд положительных эмоций. В этом ритуале заложен комический парадокс. Хотя дети должны произносить слово «тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они могут не смеяться.

Инструкция: Я сообщу вам сейчас особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего того, что портит настроение. Чтобы это слово подействовало по настоящему, вам необходимо сделать следующее.

Начните ходить по комнате, ни с кем не разговаривая, как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из ребят, и трижды сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово – «тух – тиби – дух». В это время другой участник должен стоять тихо и слушать, как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет, он может ответить вам тем же – трижды сердито – сердито произнести «Тух – тиби – дух!». После этого продолжайте прогуливаться по комнате. Время от времени останавливайтесь перед кем – ни будь и снова сердито – сердито произносите это волшебное слово.

9. «Толкалки»

Цели: с помощью этой игры дети могут научиться убирать свою агрессию через игру и позитивное движение. Они могут научиться соизмерять сои силы и использовать для игры все свое тело. Они могут научиться следовать правилам и контролировать энергичность своих движений.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте на расстояние вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, старайтесь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на свое место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору.

Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую – либо мебель. Когда я скажу «Стоп», все должны остановиться.

Пусть участники сначала пару раз потренируются. Когда они немного освоятся с игрой, можно попросить выбрать себе партнера, на которого они когда-нибудь сердились.

Время от времени можно вводить варианты игры. Например, дети могут толкаться, скрестив руки крест-накрест. Дети могут толкаться спиной к спине, держась при этом за руки для лучшего равновесия. Также дети могут, наклонившись в стороны, толкаться ягодицами.

Анализ упражнения:

- Насколько тебе понравилась игра?

- Кого ты выбирал себе в партнеры?

- Ты толкался изо всех сил?

- Когда вы играли. Ты больше толкал партнера или больше сопротивлялся?

- Вы с партнером оба действовали честно?

- Что ты придумал, чтобы победить?

- Что ты сейчас чувствуешь по отношению к своему партнеру?

10. «А кроме того…»

Цель: эта игра – прекрасное лекарство от недовольства, апатии и плохого настроения. Если Вы заметите, что в группе царит дурное настроение, так как дети утомлены или пережили какое-то разочарование, то предложите им сыграть в игру «А кроме того…». Тем самым дети в игровой форме выразят свои жалобы, и отрицательные эмоции и их недовольство не выльется в агрессию.

Инструкция: Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать. Иногда плохо, потому что понедельник, иногда – потому что идет дождь. Иногда потому что друг не пришел в детский сад и так далее.

Разбейтесь на пары и встаньте друг на против друга. Вы можете тут же начать рассказывать друг другу о неприятных обидных вещах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: « А кроме того…». Это может выглядеть так:

- А кроме того я сегодня не выспался

- А кроме того меня сегодня поругала мама

И т.д.

11.«Головомяч»

Цели: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках. Чтобы выполнить поставленную задачу, участники должны медленно и согласованно двигаться в паре с партнером. Что требует от них точного восприятия движений партнера. Каждый участник должен синхронизировать свой собственный темп с темпом своего партнера

Материал: Для  каждой пары – один мяч среднего размера.

Инструкция: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнера. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы можете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.

Когда дети научаться легко справляться с этой задачей, вы можете ее усложнить. А потом предложите детям опытным путем выяснить, с каким максимальным числом игроков можно поднять мяч головами.

Анализ упражнения:

- Что было наиболее сложным в этой игре?

- С кем тебе поднимать мяч легче всего?

- Что самое важное для того, чтобы мяч не упал?

12. «Неожиданные картинки»

Цель: Дать ребёнку почувствовать свою принадлежность к группе, развивать чувство единства, сплоченности, формировать позитивное отношение к сверстникам.

Материалы: Каждому ребёнку нужны бумага и восковые мелки.

Инструкция: Сядьте в один большой круг. Возьмите себе каждый по листу бумаги и подпишите свое имя или пометьте так, чтобы потом узнать свой листочек с обратной стороны. Потом начните рисовать какую-нибудь картину (2-3 мин.).

По моей команде перестаньте рисовать и передайте начатый рисунок своему соседу слева. Возьмите тот лист, который передаст вам ваш сосед справа и продолжите рисовать начатую им картину.

Дайте ребятам возможность порисовать еще 2-3 минуты и попросите снова передать свой рисунок соседу слева. В больших группах потребуется немало времени, прежде чем все рисунки сделают полный круг. В таких случаях остановите упражнение после 8-10 смен или попросите передавать рисунок через одного.

Вы можете оживить игру музыкальным сопровождением. Как только музыка останавливается, ребята начинают меняться рисунками. В конце упражнения каждый ребёнок получает ту картинку, которую он начинал рисовать.

Анализ упражнения:

- Нравиться ли тебе рисунок, который ты начал рисовать?

- Понравилось ли тебе дорисовывать чужие рисунки?

- Какой рисунок тебе нравиться больше всего?

- Отличаются ли рисунки от тех, которые вы рисуете обычно? Чем?

13. «Любовь и ярость»

Цель: Когда испытываем любовь или злобу, это вызывает у нас совершенно различные, телесные ощущения. В этой игре дети учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознано вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.

Инструкция: Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга и выберите, кто из вас будет делать это упражнение первым, а кто при этом будет наблюдателем.

  • Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви. Пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве Любови, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения… (1 мин.)
  • Теперь открой глаза и выслушай рассказ своего партнера о том, что он при этом наблюдал. Вопросы наблюдателю: «Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой партнер и что он при этом думал?» Поговорите друг с другом о том, что вы при этом обнаружили. Вопросы тому, кто делал упражнение: «Где в своем теле ты ощущал свою любовь? Можешь ли ты как-нибудь описать это чувство?» (2 мин.).
  • А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого оно цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом (1 мин)
  • Теперь открой глаза. Пусть твой партнер расскажет все что он наблюдал. Что он видел в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 мин).

Затем дети меняются ролями в парах, инструкция повторяется.

Анализ упражнения:

- Какое чувство ты ощущал сильнее – любовь или злость?

- Есть ли кто-то, кого ты любишь, то ненавидишь?

- Почему мы любим других людей?

- Почему мы иногда сильно злимся на других людей?

- Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?

- Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?

14. «Водопад» (релаксация)

Цели: снятие психоэмоционального напряжения, мышечное расслабление, развитие воображения.

Инструкция: сядьте поудобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вздохните и выдохните…

  • Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове… Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.
  • Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.
  • А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.
  • Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.
  • Это удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, но и с каждым вздохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (30 сек.)
  • Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯС АГРЕССИВНЫМ РЕБЕНКОМ...

Принципы общения с агрессивным ребенком

Памятки для родителей дошкольников...

Принципы общения с агрессивным ребенком

Как вести себя взрослым, когда ребенок агрессивен...

Несколько рецептов правильного общения с вашим ребенком.

Несколько рецептов правильного общения с вашим ребенком....

Как выстроить гармоничные отношения с ребенком: несколько советов

Быть родителем – нелегкая работа. К такой работе нужно быть готовым заранее. Поэтому читайте специализированные книги, не исключайте психологических тренингов и семейных терапий. Тол...

Несколько советов родителям по эмоциональному воспитанию ребенка.

В современном мире, где родители слишком сильно загружены работой, а дети слишком много времени проводят у компьютера, особое значение приобретает эмоциональное воспитание и развитие эмоциональной сфе...

"Особенности общения с агрессивным ребенком" Консультация для родителей

Каждый из родителей неоднократно сталкивался с проявлением детской агрессии. У детей дошкольного возраста агрессия обычно проявляется в виде ломания игрушек, швыряния предметов, грубого обращения с жи...