«Психологические особенности агрессивного поведения детей»
статья по теме

ЗАГОРОДИНА ОЛЬГА АЛЕКСЕЕВНА

Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_agressiya.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические особенности агрессивного поведения детей»

Портрет агрессивного ребенка

Почти в каждом детском коллективе встречается хотя бы один ребенок с признаками агрессивного поведения. Этот ребенок становится источником огорчений воспитателей и родителей.

Задиристого, драчливого, зачастую грубого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а понять его порой кажется вообще невозможным.

Ведь он нападает на детей, обзывает и бьет их, отнимает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, становится «грозой» всего детского коллектива.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, так как его агрессия     -   это прежде всего отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно работе со взрослыми, его окружающими, - родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин агрессии в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов:
- изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную;
- изменение стиля взаимодействия с детьми;
- расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
         Самое важное - создать для ребенка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества (особенно в семье) - это главное условие предотвращения агрессивности.
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

 При наблюдении поведения ребенка можно воспользоваться критериями, которые разработали американские психологи М.Алворд и П.Бейкер. Если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных ниже признаков, можно предположить, что ребенок агрессивен.

Признаки наличия агрессии у ребенка:

Часто теряет контроль над собой.

Часто спорит, ругается со взрослыми.

Часто отказывается выполнять правила.

Часто специально раздражает людей.

Часто винит других в своих ошибках.

Часто сердится и отказывается сделать что-либо.

Часто завистлив, мстителен.

Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Внешние причины агрессивности

Семья в которой растет ребенок.

К сожалению, многие родители склонны к двойным стандартам: на словах они отрицательно относятся к проявлению агрессии у детей, желают воспитать ребенка добрым, но в тоже время поощряют стремление ребенка решить возникшие проблемы с помощью силы. Если в семье физические наказания являются нормальными, дети воспринимают это как норму поведения. Дети при выборе модели поведения ориентируются не на то, что говорят их родители, а на то, что они думают, чувствуют, как себя ведут.

Общение со сверстниками.

В детском сообществе часто сила является значимой, особенно среди мальчиков. Если ребенок попадает в “бойцовский” класс или группу, он подстраивается под общее “настроение”, перенимает поведение лидера, либо имеет больше проблемы в общении со сверстниками. В таком случае необходимо поменять детский коллектив, тогда и поведение ребенка изменится.

Воздействие СМИ.

Ребенок может копировать персонажей фильмов, придуманных героев. Малыши смотрят передачи, фильмы, предназначенные для взрослых – боевики, выпуски новостей, основные темы, которых – шантаж, насилие, убийства, катастрофы, терроризм. Те же темы муссируются в газетах, в книгах, в компьютерных играх. Психика детей не защищена от губительного воздействия агрессии внешнего мира, малышу необходимо подрасти, окрепнуть.  К подростковому возрасту, он уже сможет адекватно оценивать происходящее вокруг и защищаться от давления окружающей действительности.

Рекомендации родителям, имеющим агрессивных детей

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

 – Слушайте своего ребенка;

– проводите вместе с ним как можно больше времени;

– делитесь с ним своим опытом;

– рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах;

– если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

2.Не применяйте физические наказания.

3.Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.                            4.Пресекайте любые проявления агрессивного поведения.

5.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у них  терпимости и взаимовыручки. Давайте возможность ребенку «выпустить пар». (Подеритесь подушками, порвите бумагу, поиграйте в подвижные игры,…).

6. Проанализировать внутрисемейные отношения, ведь зачастую поведение ребенка – зеркальное отражение атмосферы в семье.

7. Не допускать бесконтрольного просмотра телепередач, видеофильмов, т.к. даже некоторые мультфильмы имеют высокий уровень сознательной и подсознательной агрессии;

8.Не допускать чрезмерного увлечения играми на компьютере, компьютерной приставке, отбирать видеоигры с элементами насилия, агрессии.

9.Объяснять ребенку, что помимо агрессивных действий есть множество способов разрешения любых конфликтов (при этом рассказы подкрепляйте собственным поведением).

10.Пусть ребёнок чувствует: вы любите его даже в самые трудные моменты жизни.

11.Будьте спокойными: раздражённый или агрессивно настроенный родитель — плохой воспитатель.

12.Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под   действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

отложите совместные дела с ребенком;

– старайтесь не общаться с ребенком в минуты раздражения.

13.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

– Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате».

14.Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

– Не давайте ребенку играть теми вещами, которыми дорожите;

– не позволяйте выводить себя из равновесия;
– научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией

15.  Придерживаться постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку. 
  16.Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановить окриком, отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи). 
   17. Пресекать любые агрессивные действия: останавливать спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов. 
   18. Обсуждать поведение только после успокоения. . 
   19.Учить нести ответственность за свои поступки. 

   20.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.

   21. Не стремиться угодить, не попадать под влияние и не позволять манипулировать собой. 
   22. Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, смещайте ее на другие объекты (пусть нарисует своего врага и разорвет портрет и т.п.) .
          

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологические особенности агрессивности детей

рассматривание основных особенностей агрессивного поведения детей...

Особенности агрессивного поведения детей с нарушением интеллекта

В статье кратко раскрыты особенности агрессивного поведения у детей, имеющих нарушение  интеллекта....

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста.

 Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), пр...

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей

Психологическая коррекция агрессивного поведения детей...

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Тенденцией современного общества является постоянный рост агрессии. Агрессия «выплёскивается» на нас из средств...

Основные направления психологической коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста

Проблема агрессивного поведения детей дошкольного возраста очень актуальна и требует комплексного, системного подхода. В данном материале рассматриваются характерологические особенности агрессивных до...