Всеобуч: "Агрессивный ребенок"
консультация на тему

Танжарыкова Асия Турсуновна

Раскрыты характеристики агрессии, ее причины и рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vseobuch_agressivnyy_rebenok.doc171.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                             АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК

Признаки агрессивности:

  • по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непред сказуем.
  • по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чув ствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

Причины:

  • Нарушения эмоциональноволевой сферы:
  • неумение ребенка управлять своим поведением;
  • недостаточное усвоение ребенком общественных норм по ведения, общения.
  • Неблагополучная семейная обстановка:
  • отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
  • нет единства требований к ребенку;
  • ребенку предъявляются слишком суровые или слабые тре бования;
  • физические (особенно жестокие) наказания;
  • асоциальное поведение родителей;

-плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруд нения;

  • Трудности обучения.
  • Психологический климат в дошкольном учреждении.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

  • Упорядочьте систему требований, следите за своими по ступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
  • Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  • Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
  • Давайте понять ребенку, что вы его любите таким, какой он есть.
  • Направьте его энергию в положительное русло, например в спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), а также рисование, пение.
  • Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его воз можности, а не свои желания.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фикси руете на них внимание окружающих.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчерки вайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет и том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим по ведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хоро ший, добрый!»
  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «есте ственную возрастную агрессивность» и научится быть гуман ным и добрым.
  • Если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессив ные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующее: подраться с подушкой; по рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», выплеснуть свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молот ком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запус тить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мя чом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ре бенка непосредственно перед их проявлением, остановите зане сенную для удара руку, окрикните ребенка.
  •         Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в соци ально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словес ной форме.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпени ем, объяснением, поощрением.

Несколько шагов по преодолению агрессивного поведении у ребенка

1-й шаг- стимуляция гуманных чувств:

-стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;

  • учите его не сваливать свою вину на других;

-развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к дру гим: сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

  • «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
  • «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не по жалеет».
  • Спросите у ребенка, почему плачет обиженный малыш.
  • Предложите помириться с обиженным ребенком («Ми рись, мирись и больше не дерись...»).

2-й шаг- ориентация на эмоциональное состояние дру гого:

  • стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию дру гого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например:
  • «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
  • Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как оби дели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Ле ну!»
  • «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»

3-й шаг - осознание агрессивного и неуверенного поведе ния или состояния:

  • помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмо циональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;

-постарайтесь понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;

  • стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и не уверенного поведения детьми;

-стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ре бёнка-жертвы;

-чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний;

-чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из кон фликтной ситуации;

-объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

  • расскажите, что такое вспышка гнева, что означает «кон тролировать» собственную агрессию, зачем это необходимо делать;
  • спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего ста новится сердитым, теряет над собой контроль;
  • объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «кон тролировать» собственную агрессию.

Например:

  • «Ты стукнул Веру потому, что... а ещё почему?»
  • Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злую мордоч ку изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злую морду у волка сотри (или незлую изобрази!). Как ты думаешь, почему у волка злая морда?» (Эти вопросы можно адресовать и ребён ку-жертве притеснения.)
  • «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё по чему?»

Стратегии коррекции агрессивного поведения детей Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

  • помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
  • учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;

-учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится;

-учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физиче ской агрессией;

  • стремитесь использовать чувство юмора, объяснить ребён ку, склонному к агрессии: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния: стимулируйте по ложительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрес сивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игрового и неигрового поведения, действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное по ведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

  • у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребён ка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидных;

-у взрослого: помните, что у вас есть много способов изме нения поведения.

Игры для агрессивных детей

«Воробьиные драки» (снятие физической агрессии).

Дети выбирают пару и превращаются в драчливых «воробь ев» (приседают, обхватив колени руками). «Воробьи» боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры (лечат «кры лышки» и «лапки» у доктора Айболита). «Драки» начинаются и заканчиваются по сигналу взрослого.

«Минута шалости» (психологическая разгрузка).

Ведущий по определённому сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты завершает детские шалости.

«Добрые - злые кошки» (снятие общей агрессии).

Детям предлагается образовать большой круг, в центре ко торого лежит обруч. Это «волшебный круг», в котором будут совершаться «превращения». Ребенок заходит внутрь обруча и по сигналу ведущего (хлопок в ладоши, звук колокольчика, звук свистка) превращается в злющую - презлющую кошку: ши пит и царапается. При этом из «волшебного круга» выходить нельзя. Дети, стоящие вокруг обруча, хором повторяют вслед за ведущим: «Сильнее, сильнее, сильнее...» Ребенок, изобра жающий кошку, делает все более «злые» движения. По повтор ному сигналу ведущего «превращения» заканчиваются, после чего в обруч входит другой ребенок, и игра повторяется. Когда все дети побывали в «волшебном круге», обруч убирается, дети разбиваются на пары и опять превращаются в злых кошек по сигналу взрослого. (Если кому-то не хватило пары, то в игре может участвовать сам ведущий.) Категорическое правило: не дотрагиваться друг до друга! Если оно нарушается, игра мгновенно останавливается, ведущий показывает пример возможных действий, после чего продолжает игру. По повторному сигналу «кошки» останавливаются и могут поменяться парами. И в заключительном этапе игры ведущий предлагает «злым кош кам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу водящего дети превращаются в добрых кошек, которые ласкаются друг к другу.

«Каратист» (снятие физической агрессии).

Дети образуют круг, в центре которого лежит обруч - «вол шебный круг». В «волшебном круге» происходит «превраще ние» ребенка в каратиста (движения ногами). Дети, стоящие во круг обруча, вместе с ведущим хором произносят: «Сильнее, сильнее, сильнее...» Этим они помогают игроку выплеснуть аг рессивную энергию максимально интенсивными действиями.

«Боксер» (снятие физической агрессии).

Это вариант игры «Каратист», проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощря ются быстрые, сильные движения.

«Упрямый капризный ребенок» (преодоление упрямства, негативизма).

Дети, входящие в круг (обруч), по очереди изображают ка призного ребенка. Все помогают словами: «Сильнее, сильнее, сильнее...» Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребе нок»: «ребенок» капризничает, «родитель» уговаривает его ус покоиться. Каждый играющий должен побывать в роли каприз ного ребенка и уговаривающего родителя.

«Упрямая подушка» (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства).

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшеб ница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они застав ляют капризничать и упрямиться. Давай прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый при говаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ре бенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подуш ке», - отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

«Клоуны ругаются» (снятие вербальной агрессии).

«Клоуны» показывали детям представление, веселили их, а потом стали учить детей сердито ругаться, называя друг на друга «овощами и фруктами». Обращается внимание на адек ватное, сердитое интонирование. Дети могут выбирать пары, менять партнеров, «ругаться» вместе или по очереди «ругать» всех детей.

Взрослый руководит игрой, определённым сигналом обозна чает начало и конец игры, останавливает, если используются другие слова или физическая агрессия.

Затем игра продолжается, изменяя эмоциональный настрой детей: «Когда клоуны научили детей ругаться, родителям это не понравилось». «Клоуны», продолжая игру, учат детей не толь ко ругаться «овощами и фруктами», но и ласково называть друг друга разными «цветами». Интонирование должно быть адек ватным. Дети вновь разбиваются на пары и т. п. и ласково назы вают друг друга различными «цветами».

«Жужа» (снятие общей коллективной агрессии).

Ведущий выбирает «Жужу», которая садится на стул (в до мик), остальные дети начинают дразнить «Жужу», кривляясь перед ней: Жужа, жужа, выходи, Жужа, Жужа, догони!

-«Жужа» смотрит из окошка своего домика, показывает кула ки, топает ногами от злости, а когда дети заходят за «волшеб ную черту», выбегает и ловит детей. Кого «Жужа» поймала, тот выбывает из игры (попадает в плен «Жужи»).

«Маленькое привидение» (обучение в приемлемой форме выплеснуть накопившийся гнев).

Ведущий. Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое дви жение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить.

Взрослый хлопает в ладоши. В конце игры «привидения» превращаются в детей.

«Брыкание».

Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскину ты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличи вается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребе нок говорит «нет», увеличивая интенсивность удара.

«Кукла Бобо».

Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть про блем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла Бобо. Вы можете сделать ее са ми, например, из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, изготовленные из ткани, сделайте «лицо» - и кукла готова. Можно сладить ее более плотной. Для этого сшейте че хол продолговатой формы, также прикрепите к нему «ручки»,

 «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашей те. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, выме щая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболез ненно выразив свою агрессию, ребенок становится более споко ен в повседневной жизни.

«Драка».

Ведущий. Представь, что ты с другом поссорился. Вот- вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд зат и дыхание. Задумайся: а мо жет, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприят ности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?

«Уходи, злость, уходи!».

Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними - подуш ки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, ухо ди!» Упражнение продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раски нув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Психологический всеобуч "Агрессивный ребенок"

Проявления агрессии, злости - естественны, хотя и пугают многих родителей. Ребенок не может быть злым от природы. За агрессивными проявлениями малыша всегда стоят какие-либо причины, и злость - это ес...