Выступление в рамках городского семинара «Развитие мотивационной сферы дошкольника»
консультация по психологии (подготовительная группа)

Абдулвагабова Барият Мирзакадиевна

Изменения в мотивах поведения происходят на протяжении всего дошкольного детства, изменяется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная Школа-сад №10» города Когалыма

Дошкольное отделение «Акварелька»

Выступление в рамках городского семинара

«Формирование положительной мотивации у школьников к обучению»

Тема: «Развитие мотивационной сферы дошкольника»

Материал подготовила:

педагог-психолог Абдулвагабова Б.М.

Когалым, 2021


Конспект выступления «Развитие мотивационной сферы дошкольника»

Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.

Задачи:

  1. Раскрыть основные составляющие понятия «мотивационная готовность к школе».
  2. Дать практические рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению в детском саду.
  3. Обозначить возможные проблемы ребенка, не готового к обучению в школе.

Ход выступления

Целевые ориентиры дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, качества, которые приобретены дошкольниками, и активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, которые служат основой успешного школьного обучения. А школа опирается на достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Большинство учителей начальных классов придерживаются мнения, что научить ребенка всему, что требуется в первом классе, не составляет труда, если у него сформирована психологическая и физическая готовность к обучению, и наоборот, если такая готовность отсутствует, то даже умение читать мало способствует успешности обучения.

  1. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - комплексное явление, включающее в себя интеллектуальную, личностную (мотивационную), волевую готовность. Сегодня мы рассмотрим подробнее мотивационный компонент готовности к школе.

Мотивационная готовность ребенка к школе - предполагает наличие у ребенка мотивации к обучению, это желание и осознание необходимости учиться.

  1. Предпосылки возникновения мотивов обучения. Одним из наиболее важных условий успешного обучения ребенка в начальной школе является сформированность внутренней позиции школьника. Она подразумевает наличие у него соответствующих мотивов к обучению. Предпосылками возникновения у него этих мотивов служит, с одной стороны, общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающихся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнавать новое. Внутренняя позиция школьника формируется преимущественно в игровой деятельности: сюжетно - ролевой, дидактической, с правилами, а также через традиционные виды дошкольной деятельности.

Лишившись игры, дети не приобретают такие качества, как самоконтроль, ответственность, осознанность, умение действовать по правилу и инструкции, не формируются социальные мотивы учения. В связи с этим, возникает проблема: поведение ребёнка остаётся ситуативным, непроизвольным.

Когда мы говорили об игровых мотивах в структуре мотивов учения, то имели в виду мотивы, присущие ролевой («свободной») игре, правила и содержание которой определяются самим ребенком.

  1. Отношение дошкольников к учению может быть выражено в следующих группах мотивов:

1.        Социальные мотивы означают понимание общественной значимости и необходимости учения, стремление к социальной роли школьника. Ответственность, стремление подражать взрослым, выполнять серьезные, недетские поручения говорят о наличии социального мотива.

2.        Учебно-познавательные мотивы отражают интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Большое количество вопросов, широкий круг интересов свидетельствуют о наличии познавательного мотива.

3.        Оценочные мотивы содержат стремление ребенка получить высокую оценку взрослого, его одобрение и расположение. Послушание, беспрекословное выполнение указаний взрослого свидетельствуют о наличии оценочного мотива.

4.        Позиционные мотивы отражают интерес к внешней атрибутике и позиции школьника.

5.        Внешние мотивы, не выражают желания самого ребенка.

6.        Игровые мотивы, неадекватно переносятся ребенком в новую ведущую деятельность – учебную.

Каждый из мотивов присутствует у ребенка 6-7 лет, но степень их выраженности строго индивидуальна. Мотивы можно легко определить, наблюдая за ребенком в привычной ситуации.

Система мотивов, определяющих желание ребёнка идти в школу следующая. Это могут быть адекватные (познавательный, социальный и оценочный) мотивы и неадекватные (внешний, позиционный и игровой). Учебно-познавательные, социальные, оценочные мотивы оказывают положительное влияние на школьную успеваемость ребенка. Преобладание игрового мотива отрицательно влияет на усвоение знаний в школе. Позиционный и внешний мотивы на успеваемость влияют незначительно. Каждый из этих мотивов как мы говорили раннее в той или иной степени присутствует в мотивационной структуре ребёнка, но важно установить какой мотив является доминирующим.

Изменения в мотивах поведения происходят на протяжении всего дошкольного детства, изменяется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают более важное значение для ребенка, чем другие. Соподчинение мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника. Возникающая иерархия мотивов придает определенную направленность всему поведению.

  1. Структура мотивационной готовности к школе. Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
  • Положительных представлений о школе
  • Адекватной самооценки
  • Интереса к содержанию занятий, к новым видам деятельности
  • Готовности соблюдать школьные обязанности и правила
  1. Негативная мотивация к школьному обучению.

У ребёнка, поступающего в школу возможна, также негативная мотивация к школьному обучению. Причины её выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило — это страх ребёнка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно; ситуация в семье: отрицательный пример старших детей - школьников; пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, усталость.

  1. Адекватная самооценка.

Самооценка ребенка становится к периоду обучения в школе устойчивой, но всё же она зависит от мнения и высказывания о нём взрослых - педагогов и родителей. Например, тревога матери по поводу возможных школьных проблем заражает ребёнка, вселяет в него страх перед школой, снижает самооценку. Некорректные высказывания родителей о способностях или лучше сказать о неспособностях ребёнка, о его несостоятельности перед школой также способствуют понижению самооценки. Преодоление тревожности, повышение самооценки можно добиться посредством совместных усилий педагогов и родителей на пути продвижения ребёнка к успеху. При этом нельзя ругать ребёнка за ошибки, неудачи, сравнивать с более успешными детьми. Надо шаг за шагом показывать ребёнку, что он уже умеет и что должен сделать, чтобы достичь больших успехов.

  1. Задачи специалистов ДОУ. Подготовка детей к обучению в школе начинается задолго до поступления в школу и осуществляется на занятиях в детском саду на основе привычных для ребенка видов деятельности: игры, рисования, конструирования и др.

Работа специалистов детского сада по формированию у детей мотивов учения направлена на решение трех основных задач:

1. формирование у детей правильных представлений о школе и учении;

2. формирование положительного эмоционального отношения к школе;

3. формирование опыта учебной деятельности.

  1. Формы и методы работы. Рассказы и стихи о школе подбираются так, чтобы показать детям различные стороны школьной жизни: радость детей, идущих в школу; важность и значимость школьных знаний; содержание школьного обучения; школьная дружба и необходимость помогать школьным товарищам; правила поведения на уроке и в школе. При –этом важно строить беседу с детьми на сравнении образцов правильного и неправильногоповедения с точки зрения организации школьного обучения. Дети старшего дошкольного возраста с интересом воспринимают и лучше запоминают тексты с юмористическим содержанием.

При организации игры в школу можно использовать сюжеты различного содержания: игра в школу после экскурсии на урок в 1 классе (закрепление полученных знаний и представлений), моделирование школы будущего (формирование эмоционального отношения к школе, развитие творческого воображения и свободы мышления).

  1. Три главные линии работы для поддержания тяги к познанию

1. Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к себе и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает.

2. Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти - раскрытием нового в обыденных вещах. Немалое место принадлежит рассказам взрослых.

Очень важно при этом понимать, какая тема может заинтересовать ребенка, а какая нет. Понять это можно по вопросам, возникающим у ребенка, по отдельным проскакивающим в речи фразам и т. п. Но самое главное - это частые пробы. Запускаете, так сказать, пробный шар и смотрите: интересно или нет. Если интерес есть, хотя бы небольшой, то соответствующую тему можно пускать в дело. Если нет - лучше от нее отказаться и поискать другую.

3. Мы уже упоминали о широко известной закономерности, которая состоит в том, что полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых.

Поэтому, будучи свидетелями детских игр или в тех случаях, когда вы принимаете в них участие, не упускайте случая внести коррективы, если вы видите, что ребенок в чем-то неправильно использует известные ему сведения. Но конечно, и в этом деле надо соблюдать меру.

Многие знания, полученные от старших, ребенок закрепляет не только в игре, но и в реальных практических действиях. После того, как вы научили ребенка определять по часам время, вы можете его два-три раза в день попросить пойти в другую комнату и посмотреть там, который час. Конечно, для ребенка здесь важен в основном момент общения. Поэтому не суть важно, нужно ли было вам на самом деле узнать время или нет. Все равно это сыграет свою роль.

Дети, как правило, сами стремятся включить взрослых в свою игру. И это надо всячески поддерживать, потому что здесь у нас появляются очень разнообразные возможности, в том числе и для развития познавательной потребности.

10) Вывод. Таким образом, можно сделать вывод, что мотивационная готовность к школьному обучению старших дошкольников формируется постепенно в игровой деятельности посредством эмоциональной отзывчивости на получение каких-либо новых знаний. Позитивная мотивация к обучению в детском саду, ее комплексное развитие – это условие успешного дальнейшего обучения. Организуя работу по формированию мотивации детей дошкольного возраста, педагог должен помнить, что ребенку нужны понимание и принятие его педагогом, педагогическая помощь и поддержка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление в рамках городского семинара «Формирование положительной мотивации у школьников к обучению» Тема: «Развитие мотивационной сферы дошкольника» Материал подготовила: Педагог-психолог Абдулвагабова Б. М. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная Школа-сад №10» города Когалыма Дошкольное отделение «Акварелька» Когалым, 2021

Слайд 2

Мотивационная готовность предполагает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль – роль школьника .

Слайд 3

Предпосылки возникновения мотивов обучения Внутренняя позиция школьника Широкие социальные мотивы учения связанны с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Познавательные мотивы учения связаны непосредственно с учебной деятельностью, это потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Слайд 4

Отношение дошкольников к учению Социальные мотивы «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно». Учебно-познавательные мотивы «Я хочу в школу, потому что там можно многому научиться, узнать новое». Оценочные мотивы «Я хочу в школу, потому что буду получать пятерки». Адекватные Неадекватные Позиционные мотивы «Я хочу в школу, потому что там все большие, а детский сад ходят маленькие». «Я хочу в школу, потому что мне купят новый ранец, пенал, школьную одежду». Внешние мотивы «Я пойду в школу, потому что так мама сказала». Игровые мотивы «Я хочу в школу, потому что там можно весело играть с друзьями».

Слайд 5

Структура мотивационной готовности к школе Интерес к содержанию занятий, к новым видам деятельности Адекватная самооценка Готовность соблюдать школьные обязанности и правила Положительные представления о школе

Слайд 6

Негативная мотивация к школьному обучению Страх ребенка перед школой (формируют сами родители непосредственно или косвенно); Ситуация в семье (отрицательный пример старших детей – школьников); Пресыщение ребёнка самим процессом подготовки к школе, усталость.

Слайд 7

Адекватная самооценка Самооценка дошкольника формируется: под воздействием похвалы взрослого, их оценок достижений ребенка; под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

Слайд 8

Задачи специалистов ДОУ формирование у детей правильных представлений о школе и учении; формирование положительного эмоционального отношения к школе; формирование опыта учебной деятельности.

Слайд 9

Формы и методы работы - беседы о школе, - чтение рассказов о школе, - разучивание стихов школьной тематики, - рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, и беседы по ним, - рисование школы, - сюжетно-ролевая игра «Школа» - прогулка к зданию школы - экскурсии в школу, класс, школьную библиотеку

Слайд 10

Три главные линии работы для поддержания тяги к познанию Поддержка тем, что ребенок всегда встречает благожелательное отношение к ним и готовность старших разъяснить то, о чем ребенок спрашивает. Отчасти это достигается благожелательным отношением к его вопросам. Отчасти - раскрытием нового в обыденных вещах. Немалое место принадлежит рассказам взрослых Мы уже упоминали о широко известной закономерности, которая состоит в том, что полученные новые сведения ребенок осваивает в игре. Без этого они либо просто забываются, либо не могут быть использованы и в лучшем случае могут пригодиться для ответов на вопросы взрослых.

Слайд 11

Вывод Мотивационная готовность к школьному обучению старших дошкольников формируется постепенно в игровой деятельности посредством эмоциональной отзывчивости на получение каких-либо новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мотивационной сферы ребенка - дошкольника

Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. Это значит, что мотивы дошкольника имеют различную силу и значимость (до 3 лет вс...

«Моё публичное выступление» Тема: «Развитие мотивационной сферы ребёнка

Одним из главных условий усвоения знаний является определённая система мотивов....

Развитие мотивационной сферы дошкольника. Соподчинение мотивов.

Развитие мотивационной сферы дошкольника.Соподчинение мотивов.Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительны...

Выступление в рамках городского семинара "Роль игры в воспитании и обучении младших школьников"

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут до...

Развитие мотивационной сферы дошкольников с ОВЗ с помощью информационных образовательных технологий (на примере программы «ТИМОККО»)

Одним из специальных методов, обеспечивающих реализацию «обходных путей» в обучении детей с ОВЗ являются –Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере...

Выступление в рамках городского методического объединения «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»

Выступление по теме "Детское игровое эксперементирование - средство интелектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС"...