Развитие мотивационной сферы дошкольников с ОВЗ с помощью информационных образовательных технологий (на примере программы «ТИМОККО»)
презентация по коррекционной педагогике
Одним из специальных методов, обеспечивающих реализацию «обходных путей» в обучении детей с ОВЗ являются –Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации. В отличие от обычных средств обучения ИКТ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие и мотивационные способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приложение к презентации | 877.4 КБ |
Презентация | 989.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие мотивационной сферы дошкольников с ОВЗ с помощью информационных образовательных технологий
(на примере программы «ТИМОККО»)
СЛАЙД № 1 Представиться: «Меня зовут Спицына О.В, я работаю учителем-дефектологом в группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ 4-7 лет.
Название темы…..
СЛАЙД №2 АКТУАЛЬНОСТЬ темы. Работая с данной категорией детей с ОВЗ хочу отметить у них ряд особенностей в их развитии:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
• Недостаток знаний об окружающей среде, узкий кругозор.
• Проблемы с общей и мелкой моторикой.
• Заторможенность в развитии речи.
- Трудность в произвольной регулировке поведения. Некоммуникабельность.
• Проблемы с познавательной деятельностью.
• Неумение вести себя в обществе и контролировать собственное поведение.
• Низкая или слишком высокая самооценка.
• Полная или частичная зависимость от окружающих.
• Неуверенность в своих силах, низкая мотивация.
Эта совокупность особенностей и определяет необходимость организации специальной психолого-педагогической помощи в развитии и обучении детей c такими недостатками. А также ставит перед педагогом следующие задачи:
ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
• Формирование и активация у детей мотивации, познавательной активности.
• Стимулирование к самостоятельным действиям и принятию собственных решений.
• Обеспечение всестороннего развития самодостаточной личности, которая могла бы адаптироваться в существующем социуме.
• Организация образовательной системы таким образом, чтобы максимально активизировать желание у детей познавать мир, сформировать у них практические знания и умения, расширить кругозор.
СЛАЙД №3
Одним из специальных методов, обеспечивающих реализацию «обходных путей» в обучении детей с ОВЗ являются –
Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей.
ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации.
В отличие от обычных средств обучения ИКТ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие и мотивационные способности.
Необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра. Она позволяет в легкой форме рассказать детям про окружающий их мир, познакомить с героями сказок и при этом учит их взаимодействовать друг с другом или со взрослым для достижения конечной цели.
Так что же это такое? Само слово "интерактив" пришло в русский язык из английского. Его дословный перевод означает "взаимный" (inter) и "действовать" (act). Понятие "интерактивный" выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером). Игры в интерактивном формате – это деятельность дошкольников, которая проходит под контролем педагога и направлена на познание окружающего мира и решение поставленных задач.
Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка.
СЛАЙД № 4
Эффективность образовательного процесса.
- Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность – инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений.
- Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию зрительно, с помощью движения объектов.
- В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.
- Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
СООТВЕТСТВИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС:
- Является элементом компьютерной среды, которая касается ребёнка
- Требует участия взрослого, совместной деятельности
- Несёт грамотное эстетическое оформление и наполнение
- Формирует у детей навыки и умения
- Стимулируют познавательное развитие детей
- Создают ситуацию успеха и достижения цели
СЛАЙ № 5
В рамках реализации программы развития детей с использованием «ТИМОККО» я поставила перед собой цель:
- повысить мотивацию детей тем самым поднять эффективность образовательного уровня детей с ОВЗ;
- создать стимулирующую среду обучения, способствующая социальному, когнитивному и моторному развитию детей.
"Расскажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня – и я пойму"
(Древняя китайская мудрость)
СЛАЙД № 6
Использование развивающе-коррекционной
программы с видеобиоуправлением
«ТИМОККО».
Данная программа содержит пять интерактивных игр, направленных на развитие когнитивных и моторных способностей ребёнка.
СЛАЙД № 7
Работу с программой ТИМОККО можно организовать в разных формах:
- индивидуальная форма предполагает решение поставленных задач одним ребёнком;
- парная форма работа в парах позволяет детям (даже самым стеснительным) практиковать межличностные отношения и навыки сотрудничества. В частности, это находит выражение в умении слушать и спокойно разрешать все возникающие разногласия. Пары могут формировать сами дети, но чаще это делает педагог. При этом педагог учитывает уровень воспитанников и характер их отношений, а также ставит перед ними максимально четкие задачи.
- при использовании групповой формы, детей делят на подгруппы. Работая в подгруппе, дети учатся принимать решения вместе и самостоятельно, уступать друг другу, прислушиваться к мнению других, делиться своими эмоциями. Происходит развитие коммуникативных способностей.
СЛАЙД № 8, СЛАЙД № 9, СЛАЙД №10
Практическая организация
На практике НОД с интерактивными играми состоят из трёх частей
Вводная часть – ритуал приветствия (используются игровые упражнения, которые позволяют настроить детей на игровую и образовательную ситуации)
Основная часть – игры, игровые упражнения с включением персонажа, интерактивные игры «ТИМОККО», проведение гимнастики для глаз.
Заключительная часть – ритуал прощания, рефлексия, педагог с детьми обсуждает все, что происходило на НОД, чувства, которые они испытывали, и свои впечатления, подведение итогов.
СЛАЙД №11
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь
«НЕ НАВРЕДИ!»
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером
Говоря об использовании компьютерных технологий детьми, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий по времени, но непроизвольное внимание у детей младшего возраста очень мало, поэтому дети не могут долго находиться за компьютером. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10-15 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю. В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Санитарно-гигиенические требования, а так же технические, эргономические и эстетические требования
- Обеспечить рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности;
- Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.
- Недопустимо использования одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Следовательно, использовать компьютер на подгрупповых и фронтальных занятиях можно только при наличии специального оборудования: мультимедийного проектора или достаточно большого телевизора.
Сохранение здоровья детей при работе с компьютером:
-ограничение по времени (10-15 мин.)
- 2 раза в неделю;
-находиться на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см.;
-соответствие мебели росту ребенка;
-достаточный уровень освещенности;
-проведение гимнастики для глаз.
СЛАЙД №12
Заключение
Использование программы ТИМОККО помогает повышать мотивацию детей и приводит к целому ряду положительных следствий:
- развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности;
- формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, толерантность;
- усвоение понятий формы, цвета, величины, числа и множества, пространства и времени;
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие навыков самообслуживания, формирование основ безопасности;
- развитие речи - развитие всех компонентов устной речи детей;
- развитие когнитивных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
СЛАЙД №13 Видео занятия
СЛАЙД №14
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: ФГОС ДО—2013.Введ.2013—17—10—М.: Изд-во «Просвещение», 2013.
2.Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб.—метод. пособие / Комарова Т.С. М, 2011 — 44с.
3.Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст]: учеб. для вузов / Новосёлова С. Л. М.: Новая школа, 1997 — с. 39-41
4. Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников
5. Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ.
6. Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения
7.Алябьева Е.А.Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера, 2002.-96 с.
8. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «ИздательствоГНОМиД», 2001. — 160 с.
FB.ru: http://fb.ru/article/360997/chto-takoe-interaktivnyie-igryi
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одним из специальных методов, обеспечивающих реализацию «обходных путей» в обучении детей с ОВЗ является- Информационные образовательные технологии – это все технологии в сфере образования, использующие специальные технические средства (компьютер, аудио, кино, видео) для достижения педагогических целей. ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) – это процессы и методы взаимодействия с информацией, которые осуществляются с применением устройств вычислительной техники, а также средств телекоммуникации. В отличие от обычных средств обучения ИКТ позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие и мотивационные способности. Необычайно эффективным и действенным методом обучения является интерактивная игра . Она позволяет в легкой форме рассказать детям про окружающий их мир, познакомить с героями сказок и при этом учит их взаимодействовать друг с другом или со взрослым для достижения конечной цели. Так что же это такое? Само слово " интерактив " пришло в русский язык из английского. Его дословный перевод означает "взаимный" ( inter ) и "действовать" ( act ). Понятие "интерактивный" выражает способность находиться в состоянии диалога, беседы или же взаимодействовать с кем-либо (например, с человеком), а также с чем-либо (компьютером). Игры в интерактивном формате – это деятельность дошкольников, которая проходит под контролем педагога и направлена на познание окружающего мира и решение поставленных задач. Интерактивная игра – это метод обучения и воспитания, в котором воедино соединяются функции образования, развития и воспитания детей. Одним из ведущих направлений применения интерактивной игры является исследовательская и познавательная деятельность ребенка.
Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность – инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме наглядности, дети так же воспринимают новую информацию зрительно, с помощью движения объектов. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может. Компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их. СООТВЕТСТВИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЫ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС : Является элементом компьютерной среды, которая касается ребёнка Требует участия взрослого, совместной деятельности Несёт грамотное эстетическое оформление и наполнение Формирует у детей навыки и умения Создают ситуацию успеха и достижения цели Стимулируют познавательное развитие детей Эффективность образовательного процесса.
В рамках реализации программы развития детей с использованием « ТИМОККО » я поставила перед собой цель: повысить мотивацию детей тем самым поднять эффективность образовательного уровня детей с ОВЗ; создать стимулирующую среду обучения, способствующая социальному, когнитивному и моторному развитию детей. "Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня – и я пойму" (Древняя китайская мудрость)
Использование развивающе -коррекционной программы с видеобиоуправлением « ТИМОККО» . Данная программа содержит пять интерактивных игр, направленных на развитие когнитивных и моторных способностей ребёнка.
Работу с программой ТИМОККО можно организовать в разных формах : Индивидуальная Парная форма Подгрупповая форма
Практическая организация На практике НОД с интерактивными играми состоят из трёх частей. Вводная часть – ритуал приветствия (используются игровые упражнения, которые позволяют настроить детей на игровую и образовательную ситуации)
Основная часть – игры, игровые упражнения с включением персонажа, интерактивные игры «ТИМОККО», игры на снятие напряжения, проведение гимнастики для глаз.
Заключительная часть – ритуал прощания, педагог с детьми обсуждает все, что происходило на НОД, чувства, которые они испытывали, и свои впечатления, подведение итогов, рефлексия
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» Сохранение здоровья детей при работе с компьютером
Заключение Использование программы ТИМОККО помогает повышать мотивацию детей и приводит к целому ряду положительных следствий: развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к самоконтролю, самооценке при выполнении движений, развитие активности в самостоятельной двигательной деятельности; формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, взаимопомощь, толерантность; усвоение понятий формы, цвета, величины, числа и множества, пространства и времени; усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, развитие навыков самообслуживания, формирование основ безопасности; развитие речи - развитие всех компонентов устной речи детей; развитие когнитивных процессов: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления.
Литература Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: ФГОС ДО—2013.Введ.2013—17—10—М.: Изд-во «Просвещение», 2013. 2.Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст]: Учеб.—метод. пособие / Комарова Т.С. М, 2011 — 44с. 3.Новосёлова С. Л. Компьютерный мир дошкольника [Текст]: учеб. для вузов / Новосёлова С. Л. М.: Новая школа, 1997 — с. 39-41 Ресурсы интернет: 4 . Бартенева Т. П. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе развития и обучения дошкольников 5 . Рябцева О. В. Использование медиатехнологий в образовательном процессе ДОУ. 6 . Ильюшонок Н.Н. Анализ возможностей интерактивных и компьютерных технологий для повышения качества обучения 7. Алябьева Е.А.Коррекционно -развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста : Методическое пособие в помощь воспитателям и психологам дошкольных учреждений. — М.: ТЦ Сфера , 2002.-96 с . 8. Панфилова М . А. Игротерапия общения : Тесты и коррекционные игры . Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: « ИздательствоГНОМиД », 2001. — 160 с. FB.ru: http://fb.ru/article/360997/chto-takoe-interaktivnyie-igryi
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников с ОВЗ с помощью игротерапии.
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует вся та жизнь, ...
Развитие мотивационной сферы ребенка - дошкольника
Главным личностным приобретением (новообразованием) в дошкольном возрасте становится соподчинение мотивов. Это значит, что мотивы дошкольника имеют различную силу и значимость (до 3 лет вс...
Развитие эмоциональной сферы дошкольников с помощью театрализованной деятельности
Эмоциональное воспитание ребенка является важнейшей педагогической задачей, не менее, а в каком-то смысле даже более важной, чем воспитание ума.Одним из основных методов коррекции эмоциональной сферы ...
Мотивационная сфера дошкольника
Самым важным личностным механизмом, формирующимся в этом периоде, считается соподчинение мотивов. Оно появляется в начале дошкольного возраста и затем последовательно развивается. Именно с этими измен...
консультация для педагогов " Развитие мотивационной сферы ребенка"
психолого-педагогическое просвещение педагогов...
Развитие мотивационной сферы дошкольника. Соподчинение мотивов.
Развитие мотивационной сферы дошкольника.Соподчинение мотивов.Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительны...
Выступление в рамках городского семинара «Развитие мотивационной сферы дошкольника»
Изменения в мотивах поведения происходят на протяжении всего дошкольного детства, изменяется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерар...