Выступление в рамках городского семинара "Роль игры в воспитании и обучении младших школьников"
план-конспект занятия по психологии
В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут долго задерживаться на учебных задачах, им быстро надоедает однообразие. Они стремятся к игровой деятельности. Для младшего школьника игровая деятельность хотя и имеет вспомогательное значение, но остается очень важной и существенной, поскольку позволяет сделать смысл объектов и явлений более явным. С помощью игры ребенок глубже познает смысл этих вещей, овладевает высокими общественными мотивами поведения, учится подчинять свое поведение правилам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_igry_v_vospitanii_i_obuchenii_mladshih_shkolnikov.docx | 20.65 КБ |
rol_igry_v_vospitanii_i_obuchenii_mladshih_shkolnikov.pptx | 55.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная Школа-сад №10» города Когалыма
Дошкольное отделение «Акварелька»
Выступление в рамках городского семинара
«Игровые технологии как средство развития мышления школьников»
Тема: «Роль игры в воспитании и обучении младших школьников»
Материал подготовила:
педагог-психолог Абдулвагабова Б.М.
Когалым, 2022
Конспект выступления «Роль игры в воспитании и обучении младших школьников»
С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка. Возрастает новая социальная позиция личности – учащийся. К ребенку в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности; новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. Но готов ли ребенок ответить на новую для него социальную ситуацию?
Психологи считают, что в целом уровень психического и физического развития детей 6-7 лет позволяет им успешно справляться с систематической учебной работой в условиях общеобразовательной школы. В то же время приходится учитывать, что дети этого возраста отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, довольно быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания и ситуативностью поведения. Классная форма коллективной работы вызывает у многих детей психологические затруднения.
Принуждение младшего школьника к учебной деятельности может повлечь за собой одно: он невзлюбит школу, учение, книгу, самого педагога. А главная задача учителя начальных классов в том, чтобы пробудить в каждом ребенке тягу к познанию.
Физическое и психическое самочувствие обычно стабилизируется через полтора - два месяца пребывания в школе. Но так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические дошкольные формы и методы работы. А к таким формам работы, конечно же, относится игра.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Игра всегда актуальна:
- во – первых, игра — это разнообразная и сильная мотивация учения.
- во - вторых, в игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности.
- в - третьих, в игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма работы противостоит пассивному слушанию или чтению. Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
- в - четвёртых, игра положительно влияет на формирование познавательных интересов. Она содействует развитию таких качеств как самостоятельность, инициативность.
- в-пятых, мы знаем, что дети энергичны и подвижны и невозможно заставить их «тихо посидеть» в течение всего занятия. И поэтому всю неисчерпаемую энергию можно направить в нужное русло. Таким образом, совместив полезное с приятным;
Учитель, обеспечивая непосредственный обучающий эффект игры, должен регулярно демонстрировать маленьким учащимся их достижения: они должны систематически убеждаться в том, что до начала игры в классе они чего-то не умели, а к концу ее этому научились. Школьник осознает, что учитель хвалит его не только за хорошее участие в общей игре, но и за результат – за приобретенное знание и умение. И маленький ученик проникает гордостью оттого, что он настоящий школьник, потому что он не просто играет, а учится!
Существуют различные классификации игр, но большое влияние на развитие мыслительных процессов и речи оказывает дидактическая игра.
Дидактическая игра способна сделать переход к учебной деятельности плавным и менее болезненным для детей. Она повышает эмоциональную составляющую учебного процесса, и в первую очередь каждого урока. Увлеченный ребенок никогда не переутомится. А безделье на уроке - самый опасный для здоровья детей вид перегрузки.
2. В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы:
• Актуальность дидактического материала, помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
• Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу.
• Соревновательность создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента
При соблюдении всех вышеперечисленных условий у детей формируются такие необходимые качества, как:
а) положительное отношение к школе, к учебному предмету;
б) умение и желание включаться в коллективную учебную работу;
в) добровольное желание расширять свои возможности;
д) раскрытие собственных творческих способностей.
Таким образом, игровая деятельность помогает сделать учебный материал увлекательным и интересным, создать эмоционально позитивное рабочее настроение, облегчить процесс познания. Умелое и адекватное использование дидактических игр предполагает четкое поэтапное распределение игровых моментов на уроке. На начальном этапе урока используются игры, основная цель которых – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность и мобилизовать на предстоящую учебную работу. В середине урока дидактическая игра должна быть направлена на усвоение темы занятия, в конце урока дидактическая игра может носить поисковый характер. Следовательно, игровая деятельность может быть включена в проведение уроков любого типа и любого этапа урока. При этом она должна соответствовать общим требованиям: быть интересной, доступной, содержательной, включать разные виды деятельности детей.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психологическое напряжение, возникающее у первоклассников, впервые переступивших порог школы, возникает как результат реакции на изменившуюся, непривычную обстановку.
Урок – основная форма учебного процесса в начальной школе. Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации, призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снижает напряжение, способствует более легкому вхождению ребенка в новый коллектив Цель игры – создание условий для успешной адаптации ребёнка в макромире, для коррекции и развития личности.
«В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет своё внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…» (Л.С. Выготский)
В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие принципы Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) Коллективность - позволяет сплотить детский коллектив в единую группу Соревновательность - создает у ребенка или группы детей стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента
При соблюдении всех вышеперечисленных условий у детей формируются такие необходимые качества, как: положительное отношение к школе, к учебному предмету; умение и желание включаться в коллективную учебную работу; добровольное желание расширять свои возможности; раскрытие собственных творческих способностей.
Таким образом, игра в начальной школе просто необходима. Ведь только она умеет делать трудное – легким, доступным, а скучное – интересным и веселым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации Тема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников».
Методические рекомендацииТема: «Использование дидактической игры, как средство для экологического воспитания дошкольников и младших школьников»....
Выступление в рамках городской, творческой группы для педагогов дошкольных учреждений « Здоровьесберегающие и восстановительные технологии в коррекционно - развивающей работе» с темой: «УСТРАНЕНИЕ КИНЕТИЧЕСКОЙ АПРАКСИИ ЧЕРЕЗ УПРАЖНЕНИЯ ПО ЛОГОРИТМИЧЕ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41...
Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»
Материал может быть полезен учетилям-логопедам, педагогам-психологам. родителям, так как раскрывает особенности работы с неговорящими детьми....
" В гостях у зайчишки"- выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе»
Конспект занятия, целью которого является создание условий для речедвигательной активности детей раннего возраста, развитие эмоционального общения ребёнка с взрослым, налаживание контакта....
Выступление в рамках городского семинара «Развитие мотивационной сферы дошкольника»
Изменения в мотивах поведения происходят на протяжении всего дошкольного детства, изменяется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерар...
Выступление в рамках городского методического объединения «Детское игровое экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС»
Выступление по теме "Детское игровое эксперементирование - средство интелектуального развития дошкольников в соответствии с ФГОС"...
- Мне нравится (2)